Совершенствование системы государственного финансового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 20:04, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы – выявление направлений совершенствования системы финансового контроля.

В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи работы:

1.Рассмотреть понятие финансового контроля и его сущность.
2.Изучить виды формы и методы проведения финансового контроля.
3.Проанализировать деятельность финансового контроля со стороны правительства, Президента и счетной палаты.
4.Выяснить направления развития системы внутреннего контроля и аудита в Федеральном казначействе в 2009 – 2011 годах.
5.Выявить проблемы и пути усовершенствования системы государственного финансового контроля.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГРИЯ…………………………………………………………….5

1.Понятие финансового контроля его сущность……………………………….5
2.Виды, формы и методы проведения финансового контроля………………..8
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ…………………………………………………………….16

2.1 Организация деятельности счетной палаты и специализированных органов Российской Федерации при осуществлении финансового контроля……….16

2.2 Осуществление финансового контроля со стороны Президента и Правительства Российской Федерации……………………………………..23

ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ………………………………………29

3.1 Направления развития системы внутреннего контроля и аудита в Федеральном казначействе в 2009-2011 годах…………………………….29

3.2 Проблемы и пути совершенствования действующей системы государственного финансового контроля…………………………………...33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………37

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..39

Работа состоит из  1 файл

финансовый контроль.doc

— 207.00 Кб (Скачать документ)

3.2 Проблемы  и пути совершенствования действующей системы государственного финансового контроля 
 

           В настоящее время в системе  государственного финансового контроля  в Российской Федерации имеют  место быть следующие недостатки:

  1. Нет четкой и полной нормативной базы государственного финансового контроля. Существующая же база характеризуется незавершенностью и  бессистемностью, имеет принципиальные изъяны и упущения. Тем самым усилия контролирующих органов направляются на осуществление контроля в основном в своих ведомственных интересах. Требуют решения и вопросы ужесточения мер ответственности за нарушение требований законности, эффективности и экономии расходования средств.
  2. Отсутствуют единая методология, стандарты и комплексные методические руководства по осуществлению контрольных мероприятий. Разработанные же в отдельных органах государственного финансового контроля методики в полной мере не позволяют осуществлять комплексный контроль финансово-хозяйственной деятельности организаций [20, С.151].

     Недостаточно  налажена система взаимодействия между органами государственного финансового контроля. На практике получается, что контрольные органы никак не координируют свои контрольные функции, а это является одной из причин пересечения направлений их деятельности, вызывая неоправданное дублирование и параллелизм. Вследствие этого не только размывается ответственность контрольных органов, но и происходит нерациональная трата выделенных на контроль бюджетных средств.

           В свою очередь Федеральное казначейство в Федеральную службу финансово-бюджетного надзора передает сведения о наличии на территории соответствующего субъекта Российской Федерации организаций, внесенных в Сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета (Выписка из Сводного реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета).

  1. Недостаточно развита система обмена информацией между органами государственного финансового контроля о выявленных нарушениях. А отсутствие единой информационной базы органов государственного финансового контроля не позволяет полностью владеть ситуацией и правильно ориентироваться в его среде [20, С.152].
  2. Не определены основные направления организации государственного контроля за обеспечением финансовой безопасности Российской Федерации.
  3. Отсутствуют четко определенные критерии эффективности государственного финансового контроля. Низкая эффективность проводимых контрольных мероприятий.
  4. Отсутствие на региональном уровне отработанных и утвержденных в законодательном порядке механизмов возмещения средств, в использовании которых допущены финансовые нарушения, что сказывается на уровне наполнения бюджета на последующий период.
  5. Преобладание внешнего контроля за соответствием кассовых расходов плановым показателям при отсутствии процедур и методологии внутреннего и внешнего контроля (мониторинга) обоснованности планирования и результатов использования бюджетных средств.

        В целях устранения вышеперечисленных недостатков предлагается:

  1. разработать и принять федеральный закон «О государственном финансовом контроле в Российской Федерации» [6, С.16]. Принятие этого закона завершит формирование правовой базы государственного финансового контроля в России. В нем должны найти отражение вопросы организации государственного контроля за обеспечением финансовой безопасности государства, взаимодействия между органами государственного финансового контроля и т. д. На сегодняшний день одним из основных документов, регламентирующих финансовый контроль в Российской Федерации является Указ Президента Российской Федерации от 25 июля 1996 года «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» [2, С.61]. Этот документ не только имеет ряд существенных недостатков (например, в нем не нашли отражения вопросы стандартизации контрольной деятельности), но и не отвечает современному положению дел в стране. Конечно, необходимо отметить и положительные моменты, безусловно, имеющие место быть в решении вопроса формирования правовой базы государственного финансового контроля, которыми являются Постановление Правительства Российской Федерации от 22.05.2004 г. № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов» и одобренная этим Постановлением Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2007-2009 годах, которая направлена на повышение результативности бюджетных расходов и оптимизацию управления бюджетными средствами [9, С.52]. В соответствии с этими документами были введены доклады о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования.
  2. создать единую методологию осуществления государственного финансового контроля, предполагающую комплексность проводимых контрольных мероприятий, а также разработать федеральные стандарты контрольной деятельности. Сейчас же развитие происходит по линии ведомственной стандартизации.
  3. (в частности, создание информационной системы, связывающую вычислительные ресурсы Счетной палаты РФ, региональных и муниципальных органов государственного финансового контроля). Наличие единой информационной системы, безусловно, позволило бы наладить оперативный обмен данными и способствовало более тесному взаимодействию контрольных органов.
  4. усилить роль предварительного и текущего контроля и как следствие перенос акцента на предотвращение нецелевого расходования бюджетных средств. В этом направлении уже были предприняты конкретные шаги. Так с 1 января 2005 года полномочия органов Федерального казначейства в части контрольных функций существенно изменились. Согласно статье 267 Бюджетного кодекса Российской Федерации Федеральное казначейство осуществляет только предварительный и текущий контроль за целевым использованием бюджетных средств [21, С.150].
  5. разработать критерии эффективности государственного финансового контроля. Например, по мнению Л. А. Симоновой, «результативность контрольной деятельности следует оценивать количеством достигнутых результатов в расчете на один рубль затрат» (41; 50). Также необходима разработка мероприятий по повышению результативности контроля. С 2007 года органы Федерального казначейства освобождены  от функции по учету бюджетных обязательств, подлежащих оплате за счет средств федерального бюджета, который производился ранее и являлся частью текущего контроля, осуществляемого органами Федерального казначейства. С 1 января 2007 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2006 года № 117 на Федеральное казначейство  возложена функция ведения реестра государственных контрактов [2, С.11]. Предполагается, что каждый контракт, который заключает любое бюджетное учреждение, любое министерство будет кодироваться, попадая в электронную базу данных, и его исполнение тоже будет проверяться. Таким образом, контроль за каждым контрактом на протяжении всего исполнения станет постоянным.

      Только комплексная реализация  предложенных выше мер будет способствовать оптимальному развитию системы государственного финансового контроля [22, С.86].  
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Сегодня органы государственной власти уделяют серьезное внимание вопросам совершенствования системы финансового контроля. Поскольку очевидно, что обязательным условием эффективного функционирования экономики и финансовой системы страны является наличие развитой системы контроля.

     Совершенствование государственного финансового контроля в России позволит целесообразно и эффективно использовать государственные финансовые ресурсы страны, а также движение финансовых потоков от отправителя к адресату. Снизится вероятность, что денежные средства будут использованы с нарушениями законодательства и будет уверенность, что данные денежные средства будут использованы по целевому назначению. Совершенствование финансового контроля будет препятствовать и нарушению законности финансовой деятельности хозяйствующих субъектов, обнаружению и раскрытию противоправных деяний, выявлению и устранению причин и условий, способствующих такого рода действиям.

     Организация и функционирование эффективной системы финансового контроля - обязательный и непременный элемент государственной финансовой политики. Государственный финансовый контроль, играя существенную роль в обеспечении функционирования государства, одновременно может квалифицироваться как функция социального управления и правового регулирования.

     Сегодня назрела необходимость должного правового регулирования организации и деятельности органов государственного контроля, так как контрольная деятельность в России пока малоэффективна.

     По мимо государственного финансового контроля немаловажную роль играют и другие виды финансового контроля, в том числе и аудиторский, контроль которого в последние годы многократно возросла. Это обусловлено всё более широким развитием в стране рыночных отношений. Таким образом, финансовый контроль служит важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой деятельности. Требование соблюдения законности в деятельности по образованию, распределению и использованию денежных фондов государства и субъектов местного самоуправления имеет конституционную основу: органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 
 

1. Бюджетный  кодекс Российской Федерации. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 216 с.. 3823.

2. Конституция Российской Федерации. - М.: Юридическая литература, 2008. - 85 с.

3. Налоговый кодекс Российской Федерации. – М.:  Юридическая литература, 2006. - 120 с.

4. Постановление Правительства РФ от 08.04.2004г. «Вопросы Федеральной службы финансово-бюджетного надзора» / Собрание законодательства РФ. - 2004. - № 5. - С. 1490.

5. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 «Об Министерстве финансов Российской Федерации» / Собрание законодательства РФ. - 2006. - N 31. - С. 325.

6. Постановление Правительства РФ от 01.12.2004г. «Об Федеральном казначействе» / Собрание законодательства РФ. - 2004. - №49. - С. 490.

7. Федеральный закон от 06.10.2006г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» / Собрание законодательства РФ. - 2006. - №40. - С. 382.

8. Федеральный закон от 11.01.2007г. «Об Счетной Палате Российской Федерации» / Собрание законодательства РФ. - 2007. - №3. - С.167.

9. Федеральный закон от 19. 12. 2006г. «О федеральном бюджете на 2007 год» / Собрание законодательства РФ. - 2006. - №6. - С.203.

10. Жуков В.А. Великая отечественная ревизия. - М.: «Финансы и статистика», 2008. - 340 с.

11. Шохин С.О., Шлейников В.И. Правовое регулирование государственного финансового контроля в субъектах Российской Федерации. - М.: «Прометей», 2007. – 240 с.

12. Данилевский Ю.А. Проблемы становления государственного финансового контроля. - М.: «Финансы», 2008. - 355 с.

13. Вальтер Н.Б. Государственный контроль. - М.: «Контроллинг», 2005. - 220 с.

14. Белолипецкий В.Г. Совершенствование государственного финансового контроля в России. - М.: «Финансы», 2005. – 340 с.

15. Александрова Е.И. Совершенствование организации финансового контроля. – М.: «Финансы и кредит», 2004. – 320 с.

16. Степашин С.В. Государственный финансовый контроль. – М.: «СПб Питер», 2004. – 557 с.

17. Степашин С.В. Аудит эффективности. – М.: «Юнит», 2004. – 180 с.

18.  Свиридов О.Ю. Финансы. Денежное обращение. – М.: «Кредит», 2005. – 150 с.

19. Романовский М.В. Финансы, денежное обращение и кредит. – М.: «Юрайт», 2007. – 230 с.

20. Дробозина Л. А. Общая теория финансов. – М.: «ЮНИТИ», 2006. – 420 с.

21. Химичева Н.И. Финансовое право. - М.: «Юристъ», 2005. – 316 с.

22. Николаев Ю.Н. Государственный контроль в развитых капиталистических странах. – М.: «Контроллинг», 2008. – 220 с.

23. Терехов А.А., Терехов М.А. Контроль и аудит.- М.: «Финансы и статистика», 2006. – 540 с.

24. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы. – М.: «ЮНИТИ», 2007. – 280 с.

25. Шевлоков В.З. Финансовый контроль как функция финансового управления. – М.: «ЮНИТИ», 2006. – 180 с. 
 
 

Информация о работе Совершенствование системы государственного финансового контроля