Совершенствование системы государственного финансового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 20:04, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы – выявление направлений совершенствования системы финансового контроля.

В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи работы:

1.Рассмотреть понятие финансового контроля и его сущность.
2.Изучить виды формы и методы проведения финансового контроля.
3.Проанализировать деятельность финансового контроля со стороны правительства, Президента и счетной палаты.
4.Выяснить направления развития системы внутреннего контроля и аудита в Федеральном казначействе в 2009 – 2011 годах.
5.Выявить проблемы и пути усовершенствования системы государственного финансового контроля.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГРИЯ…………………………………………………………….5

1.Понятие финансового контроля его сущность……………………………….5
2.Виды, формы и методы проведения финансового контроля………………..8
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ…………………………………………………………….16

2.1 Организация деятельности счетной палаты и специализированных органов Российской Федерации при осуществлении финансового контроля……….16

2.2 Осуществление финансового контроля со стороны Президента и Правительства Российской Федерации……………………………………..23

ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ………………………………………29

3.1 Направления развития системы внутреннего контроля и аудита в Федеральном казначействе в 2009-2011 годах…………………………….29

3.2 Проблемы и пути совершенствования действующей системы государственного финансового контроля…………………………………...33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………37

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..39

Работа состоит из  1 файл

финансовый контроль.doc

— 207.00 Кб (Скачать документ)

     Правительство тоже вносит свой вклад в осуществление  финансового контроля.

       В соответствии с Конституцией  РФ и ФКЗ РФ «О Правительстве РФ» от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ оно наделено самыми широкими полномочиями. Правительство РФ контролирует процесс разработки и исполнения федерального бюджета, осуществление единой политики в области финансов, денег и кредита. Оно контролирует и регулирует финансовую деятельность федеральных министерств и ведомств, направляет деятельность подведомственных ему органов финансового контроля, [9, С.89]. Федеральное казначейство РФ утверждено «Положением о Федеральном казначействе» постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. № 703 Единую централизованную систему органов Федерального казначейства возглавляет руководитель Федерального казначейства и начальник Главного управления Федерального казначейства Министерства финансов РФ. В соответствии с Положением о Федеральном казначействе РФ, единая централизованная система органов Федерального казначейства состоит из главного управления Федерального казначейства Министерства финансов РФ и починенных ему территориальных органов Федерального казначейства по республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономным образованиям, городам Москве и Санкт-Петербургу, городам (за исключением городов районного подчинения), районам и районам в городах. Органы Казначейства подчиняются своему вышестоящему органу и руководителю Казначейства - начальнику Главного управления Федерального казначейства Министерства финансов РФ. Органы казначейства взаимодействуют с органами государственного управления субъектов Федерации в процессе зачисления доходов и взаиморасчетов между бюджетами, а так же координации работ по созданию информационной базы о создании бюджетной системы Российской Федерации [7, С.101]. Казначейство информирует законодательные и исполнительные органы государственной власти Российской Федерации о результатах исполнения федерального бюджета, иных финансовых операциях Правительства РФ, а также о состоянии государственных (федеральных) внебюджетных фондов и бюджетной системы Российской Федерации в целом.

     В целях улучшения организации  работы и усиления контроля^ за исполнением федерального бюджета Главное управление Федерального казначейства Министерства финансов РФ взаимодействует с Банком России, Министерством РФ по налогам и сборам, иными федеральными органами исполнительной власти. Органы Казначейства осуществляют контрольные функции во взаимодействии с соответствующими органами исполнительной власти, налоговыми, правоохранительными органами и банками, материалы по фактам нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность, передают правоохранительным органам [10, С.101]. В определенных случаях органы казначейства предъявляют иски в суд и в арбитражный суд.

     Главные задачи органов Казначейства (рис. 2). 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 2. Основные задачи органов казначейства

     Таким образом, Федеральное казначейство является органом исполнительной власти подведомственным Министерству финансов Российской Федерации. Доводит до главных распорядителей и получателей средств федерального бюджета, показатели сводной бюджетной росписи, лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации [10, С.92].

     Федеральная служба финансово-бюджетного надзора  осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности, осуществляет контроль и надзор (Рис. 3). 

       
 
 
 
 
 
 
 
 

     Рис. 3. Деятельность финансово бюджетного надзора.

     осуществляет  прием граждан, обеспечивает своевременное  и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по :;им решений и направление заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок;

     Федеральная служба финансово-бюджетного надзора  является юридическим лицом, имеет  печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, [11, С.65]. Таким образом, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ 
 

    3.1 Направления  развития системы внутреннего  контроля и аудита в Федеральном  казначействе в 2009-2011 годах. 
     

      «Концепция развития системы внутреннего контроля и аудита в Федеральном казначействе в 2009 - 2011 годах» была одобрена решением коллегии Федерального казначейства в декабре 2005 года.

      Необходимость разработки данной  Концепции вызвана актуальностью  вопросов, решаемых в процессе модернизации и развития казначейской системы России в условиях проведения административной реформы. Речь идет об организации эффективного внутриведомственного контроля, который должен обеспечить адекватную оценку качества выполняемых функций и способствовать повышению эффективности управления казначейской системой исполнения бюджетов, а также о контроле за финансово-хозяйственной деятельностью, ее результативностью при выполнении государственных функций. В этой связи положения, изложенные в Концепции, направлены на создание инструментов контроля, позволяющих осуществлять мониторинг показателей деятельности и при управлении рисками [25, С.111].

      В целях повышения в Федеральном  казначействе эффективности управления  и использования ресурсов путем  повышения результативности контрольной деятельности необходимо было принципиально изменить подходы к организации и осуществлению ведомственного контроля.

      Данная задача на сегодняшний  день поставлена перед всеми  органами исполнительной власти, что отражено в Концепции административной реформы в РФ в 2009 - 2011 годах. Согласно требованиям, изложенным в этой Концепции органам исполнительной власти необходимо обеспечить[18, С.110]:

- разработку и внедрение системы внутреннего аудита, позволяющей оценивать эффективность деятельности структурных подразделений и должностных лиц, ответственных за решение поставленных задач, а также проводить оценку эффективности бюджетных расходов;

- внедрение системы регулярной оценки рисков, препятствующих достижению намеченных целей.

      В целях реализации указанных  положений и была разработана  Концепция развития системы внутреннего  контроля и аудита в Федеральном казначействе в 2009 - 2011 годах.

      Концепция содержит определение  стратегических целей и решение  задач по организации системы внутреннего контроля и аудита. Цель должна быть ориентирована на развитие системы. В разработанной Концепции предусмотрена реализация мероприятий по семи направлениям, каждое из которых имеет свою цель, перечислены задачи и определены условия для их решения. Реализация указанных мероприятий позволит обеспечить создание системы эффективного контроля за выполнением органами Федерального казначейства возложенных на них функций [24, С.51].

      Первым базовым условием для  проведения контроля является регламентация деятельности. Если нет порядка проведения операций, то и нет предмета контроля. Существующая сегодня регламентация деятельности недостаточно систематизирована. Поэтому после утверждения Регламента Федерального казначейства важно разработать в каждом управлении соответствующие регламенты, чтобы в дальнейшем при проведении контроля можно было выявить отклонения от утвержденных правил, а также установить причины, вызвавшие отклонения.

      В настоящее время на уровне  центрального аппарата Операционным управлением Федерального казначейства разрабатываются различные документы, регламентирующие последовательность проведения операций. В процессе их подготовки разработанные документы направляются на согласование в Управление внутреннего контроля и аудита. Это важно, т. к. на стадии согласования проводится, по существу, предварительный контроль деятельности [19, С.120].

      Таким образом, базовым условием  для осуществления процедур контроля  является регламентация деятельности.

      Разработанная Концепция предусматривает решение вопросов совершенствование системы внутреннего контроля и аудита с помощью внедрения в систему органов Федерального казначейства таких методов, форм и видов предварительного и текущего контроля, которые позволят получить оперативную информацию о состоянии деятельности и станут инструментом управления рисками. То есть, внутренний контроль должен быть встроен в организационную структуру Федерального казначейства для образования единой функциональной системы [23, С.110].

      Как и любая системообразующая  структура, система внутреннего  контроля и аудита состоит  из организационной структуры  или участников (руководство, работники,  структурные подразделения, группы  проверяющих, а также экспертные  группы и совещательные органы), выполняющих соответствующие функции, и документальной базы, т. к. деятельность участников системы должна быть документально оформлена. К документам относятся документы, регламентирующие деятельность каждого участника, документы, используемые в процессе деятельности  или обеспечивающие деятельность (нормативные документы для проведения контрольных мероприятий по вопросам организации деятельности) и отражающие результаты деятельности (акты, справки, рабочие документы контроля и аудита, заключения, приказы и иные документы по результатам контрольных мероприятий).

      Любая управленческая деятельность  базируется на планировании, организации,  контроле и принятии решения  для осуществления последующей  деятельности, что в итоге обеспечивает  непрерывность процесса управления деятельностью [19, С.55].

      Система внутреннего контроля и аудита - это управленческая функция. При планировании деятельности каждый раз определяется механизм реализации. И по мере реализации осуществляется контроль. После оценки реальности планируемых мероприятий принимается соответствующее решение. Решение может быть принято в предварительном, текущем или последующем режимах.

      Для повышения эффективности  системы управления необходимо  постоянно совершенствовать систему  контроля и основным условием ее совершенствования является обеспечение непрерывности осуществления контрольных функций.

      В положениях Концепции определены цель, задачи и внутреннего контроля и аудита (Рис. 4).

       

 
 

 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис.4. Цели внутреннего контроля и аудита направленные на 2009 – 2011 годы. 
 

Таковы  основные положения Концепции развития системы внутреннего контроля и  аудита в Федеральном казначействе в 2009 - 2011 годах [17, С.58]. 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Совершенствование системы государственного финансового контроля