Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 18:56, курсовая работа
Описывается полностью кредитная система в РФ. Ежегодно принимаемый закон о федеральном бюджете дает общую картину об основном централизованном фонде денежных средств государства, об источниках их формирования и направлениях его расходов, что при хорошем анализе позволяет представить полную картину развития государства на год.
Введение
Глава 1.Понятие и историческое развитие кредитной системы Российской Федерации.
1.1.Понятие кредитной системы
1.2.Историческое развитие кредитной системы России
Глава 2. Современная кредитная система РФ
2.1.Центральный банк РФ (Банк России)
2.2.Банковская система
2.2.1.Коммерческие банки
2.2.2.Сберегательный банк России
2.2.3.Ипотечные банки
2.3.Парабанковская система РФ
2.3.1.Кредитные союзы
2.3.2.Инвестиционные фонды
2.3.3.Негосударственные пенсионные фонды
Глава 3. Перспективы развития кредитной системы России Заключение Список литературы
|
Существенной особенностью российских банков является незначительный объем их капиталов, особенно суммарных, тем более что последний сократился в несколько раз после августовских событий 1998 г. Только в первом квартале 2000 г., по сообщению ЦБ РФ, он достиг в долларовом выражении своего предкризисного уровня. Собственный капитал коммерческого банка. В отличие от других хозяйствующих субъектов собственный капитал коммерческого банка занимает незначительный удельный вес в общем объеме его пассивов. Однако роль собственного капитала исключительно велика благодаря исполняемым им функциям. 1) Оперативная функция, которая означает, что собственный капитал позволяет банку покрывать расходы, связанные с его становлением ( приобретение зданий, оборудования, покрытие убытков первых лет). 2) Защитная функция означает, что в случае потери части средств вкладчиков банк может возместить их за счет собственных средств. 3) Стабилизационная функция, которая означает, что даже в случае значительного оттока клиентуры банк может продолжать работать за счет собственных средств.
Российские и западные экономисты не однозначно относятся к системе обязательного страхования вкладов. Одни из них полагают, что подобный институт уравнивает между собой сильные и слабые становления рыночной банковской системы подобная мера необходима. Проект закона об обязательном страховании вкладов был подготовлен в РФ еще несколько лет назад, но до сих пор не принят. По Мнению руководства ЦБ РФ В. Геращенко в нем нет большой необходимости. В отсутствии закона вкладчики сами на свой страх и риск решают вопрос о надежности того или иного банка. Однако для принятия решения необходима информация. В соответствии с Указанием ЦБ РФ № 192-У от 27 марта 1998 г. « О дополнительных мерах по защите интересов вкладчиков банков» с последующими изменениями и дополнениями банками в местах своей работы по приему и выдаче средств должны предоставлять для общего обзора бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках, адаптированный для восприятия рядовыми клиентами банка . Должны быть доступны для ознакомления аудиторское заключение по отчету за последний год и информация о том, по какому адресу можно ознакомиться с развернутыми формами бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках. Информация о состоянии бухгалтерских счетов должна обновляться ежемесячно. Коммерческие банки должны ежегодно по итогам года проходить аудиторскую проверку и публиковать в открытой печати баланс по сокращенной форме, определенной ЦБ РФ, отчет о прибылях и убытках.
2.2.2. Сберегательный банк России
Возможность сохранения определенного соответствия развития отдельных элементов экономической системы осуществляется при осознании роли банков в развитии экономики и в использовании механизма воздействия центрального банка страны на состояние денежного рынка. При этом осуществляется и наблюдение за деятельностью банков, и конкретное воздействие на элементы денежно-кредитного процесса в целях воспроизведения требуемого экономического явления и его развития.
В странах с развитой экономикой действует разветвленная система сберегательных учреждений, занимающихся привлечением средств населения во вклады. Э то сберегательные банки, сберегательные кассы, ссудосберегательные ассоциации и товарищества. В современных условиях сберегательные учреждения ряда развивающихся стран становятся банками универсального типа, занимающимися депозитными, кредитными. Инвестиционными, валютными операциями и работающими с широким кругом клиентов – от частных лиц до промышленно-торговых компаний.
Сберегательный банк России создан с целью привлечения временно свободных денежных средств населения и предприятий и их эффективного размещения на условиях возвратности, платности, срочности в интересах вкладчиков банка и развития хозяйства. Банк занимается кредитно-расчетным обслуживанием хозяйственных структур, валютные операции по расчетам клиентов с иностранными партнерами. С переходом к рыночным отношениям Сберегательный банк РФ способствует инвестированию сбережений населения в экономику через участие в рынке ценных бумаг либо напрямую, путем приобретения средств производства и самостоятельной предпринимательской деятельности. Банк сосредотачивает значительный объем депозитов и выполняемых операций, имеет широкую сеть учреждений, филиалов, значительную численность персонала. По форме организации Сберегательный банк России является акционерным банком открытого типа.
По форме организации Сберегательный банк РФ является акционерным банком открытого типа. Его учредителем выступает Центральный банк РФ, которому принадлежит и контрольный пакет акций Сбербанка. Это обуславливает монопольное положение Сбербанка на рынке финансовых ресурсов и придает ему статус квазигосударственного банка. Так, Сбербанк остается абсолютным монополистом на рынке частных вкладов, конкурировать с которым коммерческим структурам чрезвычайно сложно. Ведь только Сбербанк предлагает гарантии государства по вкладам. Вытесняемые к тому же из сферы обслуживания бюджетных счетов, коммерческие банки втягиваются в осуществление рискованных операций- с денежными суррогатами. Вместе с тем подобный статус Сбербанка не дает ему необходимую устойчивость. Так, возможность внешних заимствований через Сбербанк используется пока недостаточно именно из-за уязвимости его юридического статуса. Высокий кредитный рейтинг Сбербанка - хорошая основа для получения кредитов на условиях более благоприятных, чем по программам еврозайма.
Акционерами банка являются юридические и физические лица. Основная доля акций (более 90 % ) выпущена в форме обыкновенных и небольшая – в виде привилегированных. Акции – именные. Первичное размещение новых выпусков акций осуществляется в порядке открытой подписки, последующие выпуски используются для наращивания капитала.
Организационная структура банка определяется
двумя основными моментами: структурой
его управления и структурой функциональных
подразделений служб. Главное назначение
органов управления – обеспечивать эффективное
руководство коммерческой деятельностью
банка на основе организации операций.
Структура управления банком предусматривает
органы управления, утверждение их полномочий,
ответственности и взаимосвязи при осуществлении
банковской деятельности. Высшим органом
управления Сбербанком является собрание
акционеров, которое решает следующие
задачи: принимает решение об образовании
банка, утверждает акты, документы о его
деятельности; принимает устав; рассматривает
и утверждает отчет о результатах деятельности
банка за прошедший период и направления
распределения прибыли; выбирает членов
исполнительных и контрольных органов.
Собрание акционеров избирает наблюдательный
совет и правление банка. Для общего руководства
работой банка, наблюдения за деятельностью
правления и ревизионной комиссии избирается
совет банка. Совет банка выполняет следующие
задачи: определяет направления деловой
политики банка, контролирует работу правления
и ревизионной комиссии, утверждает годовой
отчет, осуществляет контроль за кредитной
и инвестиционной работой, избирает председателя.
При совете создаются два комитета: кредитный
и ревизионный. Кредитный комитет разрабатывает
кредитную политику банка, структуру привлекаемых
средств и возможности их размещения,
трастовые операции, пути создания инвестиционных
фондов. Ревизионный комитет занимается
проверкой соблюдения законодательных
актов, проведением сплошных и выборочных
проверок кредитных, валютных и расчетных
операций и др. На структуру управления
банком решающее влияние оказывает правовая
форма мобилизации его собственного капитала
и организационное построение, т.е. степень
Развития сети банка. Организационная
структура Сбербанка представлена следующим
образом:
- Сберегательный банк РФ (как головная
контора);
- территориальные банки;
Сберегательный банк РФ как головная контора организует работу новых подразделений банка. При этом осуществляются исследование и анализ деятельности учреждений банка, разработка предложений по определению приоритетных направлений развития, текущее и перспективное планирование; изучение экономики и финансового рынка страны; обеспечение системы Сбербанка РФ информацией о деятельности его учреждений, управление кредитными ресурсами и анализ эффективности их использования а также оказываемых учреждениями банка услуг. Кроме того, Сбербанк РФ совместно с другими службами разрабатывает предложения по введению новых финансовых продуктов с целью привлечения клиентов, устанавливает тарифы комиссионного вознаграждения за услуги, осуществляет экономический анализ привлечения средств населения и юридических лиц во вклады, депозиты и ценные бумаги, проводит анализ практики применения действующего банковского законодательства, обеспечивает сбор, проверку и обобщение всех статистических отчетов по основной деятельности учреждений банка и т. д. Территориальные банки проводят анализ деятельности своих учреждений исходя из них подчиненности и экономики отдельных регионов с целью определения наиболее выгодного для кредитования сектора экономики и оценки конкурентной среды. В настоящее время в связи с обострением конкурентной борьбы систематически проводится анализ ситуации, складывающейся в регионе на финансовом и кредитном рынках. При этом определяется количество финансовых учреждений, изучается работа коммерческих банков, структура их пассивов и активов, основные виды банковских услуг и качество обслуживания клиентов, процентная политика банков, рынок ценных бумаг, потенциальные клиенты.
В начале 90-х гг. в связи со смягчением финансово-кредитной политики многие региональные банки выступали на финансовом рынке как отдельные коммерческие банки, выполняя ряд операций без согласования с вышестоящими органами. В результате Сберегательный банк в целом понес существенные убытки и, в первую очередь, из-за роста просроченной задолженности. Из-за отсутствия информации и координации действий между подразделениями Сбербанка, одновременно получали кредиты в разных регионах. В итоге средства, отданные в ссуду, возвращены не были. Поэтому в последующие годы самостоятельность региональных банков была существенно ограничена. Для усиления контроля за расходованием средств было принято решение, согласно которому средства регионального банка могли обращаться только внутри своей области. Выдача как прямых, так и межбанковских кредитов заемщикам из других регионов была запрещена. Таким образом была ликвидирована конкуренция между отделениями Сбербанка в рамках одного региона, т. е. внутри системы произошел раздел рынка. В итоге ряд коммерческих банков лишился возможности жить за счет покупки более дешевых кредитных ресурсов у Сбербанка в ресурсоизбыточных регионах и перепродавать в ресурсонедостаточных по более высоким ставкам. Усиление централизации способствовало укреплению контроля и за активными операциями. Ссуды стали выдаваться только под 100 % ликвидное обеспечение, главным образом под недвижимость и государственные ценные бумаги. Наиболее массовыми подразделениями Сбербанка являются его отделения и филиалы. Процесс консолидации и укрепления банковской сети проявился в том, что были ограничены права отделений самостоятельно выбирать направления вложения средств. Был введен контроль за выдачей отделениями и филиалами межбанковских и коммерческих кредитов о выдаче ссуд необходимо было уведомить головной банк. Ужесточение режима кредитования проявилось в том, что формально предоставление ссуд стало возможным лишь с разрешения Сбербанка РФ.