Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 18:56, курсовая работа
Описывается полностью кредитная система в РФ. Ежегодно принимаемый закон о федеральном бюджете дает общую картину об основном централизованном фонде денежных средств государства, об источниках их формирования и направлениях его расходов, что при хорошем анализе позволяет представить полную картину развития государства на год.
Введение
Глава 1.Понятие и историческое развитие кредитной системы Российской Федерации.
1.1.Понятие кредитной системы
1.2.Историческое развитие кредитной системы России
Глава 2. Современная кредитная система РФ
2.1.Центральный банк РФ (Банк России)
2.2.Банковская система
2.2.1.Коммерческие банки
2.2.2.Сберегательный банк России
2.2.3.Ипотечные банки
2.3.Парабанковская система РФ
2.3.1.Кредитные союзы
2.3.2.Инвестиционные фонды
2.3.3.Негосударственные пенсионные фонды
Глава 3. Перспективы развития кредитной системы России Заключение Список литературы
В настоящее время инвестиционным фондом признается любое юридическое лицо, осуществляет деятельность, связанную с привлечением средств за счет эмиссии собственных ценных бумаг, а также инвестированием собственных средств в ценные бумаги, производит операции с ценными бумагами и владеет ценными бумагами, стоимость которых составляет 30 и более процентов общей стоимости всех активов. Инвестиционные фонды можно классифицировать в соответствии с их финансами, правовыми и управленческими формами. Существует две основные юридические формы: корпорация и траст. Корпорация бывает двух видов: либо инвестиционные фонды представляет собой единую корпорацию со своим аппаратом управления, либо управляющая компания является внешней по отношению к фонду. В первом случае учредители и управляющий- участники фонда. Начальный уставной фонд такой корпорации образует средства учредителей, затем учредители объявляют о своем фонде и приглашают других акционеров. Авторитет такого фонда держится на авторитете члена Совета директоров. Во втором случае формируется специальная компания для управления фонда – управляющая компания. Траст –особая форма инвестиционных фондов в экономическом смысле нет разницы между трастом и вторым вариантом корпорации. Траст ( от англ. доверие) возник в Шотландии в начале прошлого века. Траст - полное разделение прав на управление и собственность, особенно этот прием распространен в англо-саксонском законодательстве. Траст значительно строже регулируется чем акционерная форма. Например, ответственность за должностные поступки служащих корпораций более ограничена, чем ответственность служащих торговой управляющей компании. Участники траста свободны в выборе управляющей компании. Среди требований, которые государство предъявляет управляющей компании, не последнее место занимает способность управляющего нести финансовую ответственность. Каждая заявка на учреждение траста должна быть одобрена специальной государственной комиссией, регулирующий рынок ценных бумаг. В США чаще всего встречается трастовая( англо-саксонская )модель инвестиционного фонда. В континентальной Европе и Японии корпоративная (континентальная) модель. В Великобритании они существуют на равных. Существует и другая распространенная классификация инвестиционных фондов: на компании, выпускающие сертификаты с номинальной стоимостью, инвестиционные трасты и управляющие фонды. Ценные бумаги первых представляют собой необеспеченное обязательство платить либо установленному сумму в определенный срок (если внести все обусловленные взносы), либо выкупную стоимость при выкупке компаний акций у держателя до наступления срока уплаты по ним дивидендов. Фонды данного типа выступает в качестве должника своих клиентов и несут основной риск инвестиций капиталов в финансовые активы. Около половины всех активов представлено акциям и облигациям, а также краткосрочными ценными бумагами. Инвестиционный траст организован в форме доверительного фонда ( в Великобритании именуется паевыми доверительными фондами). Инвестиционный траст выпускает паи- процентные бумаги. Разновидность инвестиционных трастов, довольно редкая в наши дни, -фиксированные, доверительные фонды. Эти фонды привлекают средства на определенный срок и портфель ценных бумаг формируется при создании фонда, структура этого портфеля меняется лишь в определенный вкладчиками случаях (например, падение курсовой стоимости акций ниже некой величины).
2.3.3. Негосударственные пенсионные фонды
В экономически развитых странах уже давно хорошо развита система негосударственного пенсионного страхования. Механизм работы негосударственного пенсионных фондов отлажен и функционируют, как часы. И одним из основных инструментов, обеспечивающих надежность функционирования таких фондов является обязательное актуарное оценивание их деятельности. История негосударственного пенсионного обеспечения в России имела два этапа. Первые пенсионные кассы(как они назывались в то время) появились на заре ХХ века. Второй период в истории негосударственного пенсионного обеспечения начался совсем недавно. Массовое образование негосударственных пенсионных фондов в России пришлось 1994-1995 гг. Более полувековой перерыв в этой области имел свои негативные результаты в виде законодательного вакуума, отсутствия квалифицированных специалистов и т. д. Наконец, был принят Федеральный закон « О негосударственных пенсионных фондах» от 7 мая 1998 г. По данным инспекции НПФ (негосударственные пенсионные фонды) при Минтруде России, пенсионные резервы НПФ на 1 апреля 2002 г. равнялись 36, 3 млрд. руб. С начала года они выросли на 7,7 % . Одним из положений закона стало обязательное ежегодное актуарное оценивание НПФ независимым актуарием. Сразу по горячим следам была предпринята первая пробная попытка актуарного оценивания деятельности НПФ. Она выявила серьезные недостатки в деятельности фондов. Чтобы не повторять ошибки прошлого, их надо знать. Поэтому рассмотрим типичные замечания, имевшие место при первом актуарном оценивании.
Все НПФ используют одинаковые названия
пенсионных схем, предлагаемых клиентам:
«пожизненные схемы», «схемы срочные»,
«схемы до исчерпания средств на счете».
И если две последние схемы имеют общее
у всех фондов, то понятие «пожизненная
схема» практически каждый фонд трактует
по-своему. Многие фонды не хотят брать
на себя труд заботиться о пожизненном
пенсионном обеспечении своих участников.
Они просто рассчитывают пенсии исходя
из предложения, что человек живет 100 лет.
Если кто то переживает этот возраст, то,
по идеологии руководителей многих фондов,
ему и пенсия не нужна. Многие НПФ разработали
такое количество схем, что самому образованному
вкладчику придется долго разбираться,
прежде чем он сможет выбрать для себя
какую-либо из них. А при ближайшем рассмотрении
оказывается, что они различаются лишь
в деталях. Все НПФ гарантируют минимальный
доход по взносам. Но каждый фонд выбирает
сам размер минимального дохода. Вкладчиком
НПФ является физическое или юридическое
лицо, являющееся стороной пенсионного
договора и перечисляющее пенсионные
взносы в пользу назначенных им участников.
Участник НПФ- физическое лицо, являющееся
гражданином Российской Федерации , иностранным
гражданином или лицом без гражданства,
которому в силу заключенного между вкладчиком
и фондом пенсионного договора должны
производиться или производятся выплаты
негосударственных пенсий. Участник
может выступать вкладчиком в свою пользу.
Вкладчики имеют право: —требовать
от фонда исполнения обязательств фонда
по пенсионному договору в полном объеме;
Вкладчики обязаны вносить взносы исключительно
денежными средствами в порядке и размерах,
которые предусмотрены правилами фонда
и пенсионным договором. Пенсионный
взнос –денежные средства, вносимые
вкладчиком пользу участника. Негосударственная
пенсия- денежные средства, регулярно
выплачиваемые участнику в соответствии
с условиями пенсионного договора.
Глава 3.Перспективы развития кредитной системы России
В России, как
и в большинстве других стран мира, действует
двухуровневая кредитная система: Центральный
банк- банковские институты и небанковские
кредитные организации. Центральный банк
РФ является эмиссионным центром страны,
обладает монопольным правом выпуска
в обращении и изъятия из него наличных
денежных знаков в форме банкнот и монет.
Коммерческие банки являются основой
кредитной системы России. Некоторые из
них возникли на базе ранее функционировавших
специализированных государственных
банков, имевших устойчивое финансовое
положение и обладавших разветвленной
сетью филиалов, другие создавались практически
«с нуля». В России уже сложилась кредитная
система, отличная от двух основных мировых
моделей: американской и немецкой. В стране
действует универсальные банки, а также
функционирует достаточно развитый сектор
специализированных кредитных организаций.
В целом российские кредитные организации
повторяют путь, по которому развивалась
кредитная система в Западной Европе и
других регионах мира с конца 40-х – начала
50-х гг.: финансовый капитал в России уже
сращивается с промышленным и торговым,
усиливается концентрация банков, их объединения
в различных формах, возникают первые
интернациональные союзы, консорциумы
для осуществления отдельных проектов
и программ. Но, банковская система России
слабо выполняет свою вторую главную функцию-
кредитование. В результате из-за дороговизны
кредитования половина российских промышленных
предприятий не прибегает к кредитам банков.
К середине 1998 г. заметно выросли капиталы
банков, создана серьезная материальная
база, внедрены международные технологии
и стандарты. Однако августовский кризис
1998 г. нанес разрушительный удар прежде
всего по кредитной системе России. За
август- декабрь 1998 г. капиталы банковской
системы сократились на 30 % . Обострению
кризиса способствовали также отток вкладов
населения и усиление недоверия к банкам.
Общая сумма вкладов в рублевом выражении
сократилась на 40 %. Сужение ресурсной
базы и повышение кредитных рисков привели
к резкому сокращению кредитной активности.
В результате банковская система оказалась
отброшенной на несколько лет назад. Но,
несмотря на это, она продолжает функционировать,
средние и небольшие банки развиваются,
увеличивают капиталы и расширяют клиентуру.
По оценке Банка России, из 1473 действующих
банков 1032 (70%) являются финансово стабильными
и они способны работать без государственной
поддержки; 441 банк, или 30%, отнесены к «проблемным»:
у них образовался значительный дефицит
ликвидных средств и капитала, они являются
неплатежеспособных и не могут самостоятельно
выйти из кризиса; 149 банков из числа «проблемных»
имеют явные признаки несостоятельности(банкротства)
Заключение
В условия построения рыночной экономики в сфере денежно-кредитной политики Национальный Банк (НБ) в пределах своих полномочий будет стараться принимать меры, направленные на создание основ долгосрочных перспектив роста реального производства, высокой занятости и стабильности цен.
Первоочередной проблемой, возникшей сейчас перед Национальным банком и всей банковской системой, является преодоление высоких темпов инфляции. Для достижения этой цели НБ считает необходимым принятие комплекса мер. Отрегулировать принципы эмиссионной политики в России, которые будут строится на следующих основах: Национальный банк должен быть единственным эмиссионным центром, эмиссионная деятельность Правительства (через бюджет) и коммерческих банков запрещается; постепенно сократить централизованные кредиты Национального банка для покрытия дефицита бюджета и внутреннего государственного долг; запретить эмиссионную деятельность НБ, связанную с регулированием взаимной задолженности предприятий. Коммерческие банки должны проводить зачеты заложенности между предприятиями в пределах одного банка, а также между клиентами различных банков на основе отдельных межбанковских соглашений. Национальный банк будет осуществлять мероприятия по ограничению денежной массы в обращении только через сугубо рыночные рычаги, имеющиеся в его распоряжении, а именно – через официальную ставку рефинансирования и резервные требования. С целью взятия под контроль влияния государственных расходов на инфляционные процессы Правительство должно создать четкую законодательную основу запрета проведения расходов государства вне пределах государственного бюджета с использованием кредитной эмиссии, избегая перекладывания финансовой и бюджетной несбалансированности на банковскую систему, что подрывает стабильность национальной валюты. Продажа кредитных ресурсов коммерческим банкам должна осуществляться Национальным банком только через аукционы. Межбанковская торговля кредитными ресурсами должна осуществляться через межбанковскую биржу. Необходимо отказаться от существующей практики целевого распределения кредитов через НБ в соответствии с постановлениями и решениями Верховного Совета России и Правительства.
Обеспечить кредитную поддержку производства, которая будет осуществляться путем предоставления кредитов коммерческим банкам на высокоэффективные программы и под конкретные обязательства предприятий по выпуску прочно позволит на рыночных основах продукции, удешевленная кредитов под приоритеты через компенсационные выплаты предприятиям из государственного бюджета. Необходимо достичь положительной процентной ставки по кредитам путем повышения учетной ставки Национального банка с учетом темпов инфляции , что позволит на рыночных основах осуществлять регулирование кредитного коммерческими банками, обеспечить реальную защиту вкладов населения и средств предприятий от обесценивания.
Проводить через коммерческие банки, занимающие по некоторым обстоятельствам монопольное положение на региональном кредитном рынке, политику защиты вкладов населения на уровне, близком к учетной ставке национального банка. Внести в перечень первоочередных задач с учетом необходимости проведения жесткой денежно-кредитной политики развитие альтернативных источников привлечение необходимых финансовых ресурсов в обращение путем развития рынка ценных бумаг предприятий, включая оформление обязательств предприятий векселями.
Обеспечить надежность платежной системы Украины через внедрение электронного обращения денег, сокращения сроков осуществления расчетных операций и усиления ответственности за их нарушение. Проводить работу по совершенствованию системы межбанковских расчетов с иностранными государствами, особенно со странами СНГ, имея целью установление сроков проведения расчетов и ответственности за их соблюдение.
В сфере наличности внедрять политику
упорядочения кассового обслуживания
предприятий, стимулирования привлечения
свободных средств населения на вклады
в банках, развитие безналичных расчетов
в потребительской сфере при помощи чеков,
кредитных карточек и т.д. Осуществлять
регулирование деятельности коммерческих
банков через систему нормативов, которые
обеспечивали бы финансовую стабильность
и устойчивую ликвидность, защиту интересов
вкладчиков.
Список литературы
1.Финансы. Денежные обращение. Кредит. Учебник для вузов /Под ред. проф. Г. Б. Поляка. - М. : ЮНИТИ –ДАНА, 2-е изд. 2002. -512 с.
2.Закон РФ «О
банках и банковской
3.Финансовое право: Учеб. О. Н. Грачева, Г. П. Толстопятенко - М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2004.-536 с.
4.Общая теория финансов: Учебник/ Л.А. Дробозина, Ю.Н.Константинова, Л.П.Окунева и др.; Под. Ред. Л.А. Дробозиной.- М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2002.-256 с.
5.Экономическая теория. Пособие для препод., аспирантов и стажеров/ Н.И.Бышев, С.П.Гурко, М.Н.Гурко – 3-е издание, стереотип - Книжный Дом, Экоперспектива, 2004-637 с.
6.
Финансы, деньги, кредит: Учебник/ Под.
Ред. О.В. Соколовой. – М.: Юристъ,2000.-784 с.