Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 01:40, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение понятия финансового контроля, его видов и методов, а также направлений совершенствования финансового контроля на современном этапе развития.
Введение…………………………………………………………………..4
1. Необходимость, содержание и задачи финансового контроля……...6
2. Организация финансового контроля – виды, формы, методы....……….……….………………………………………………………11
2.1 Организация финансового контроля в Республике Беларусь..11
2.2 Виды и методы финансового контроля….16
2.3 Функции органов, осуществляющих общегосударственный контроль….22
3 Совершенствование финансового контроля на современном этапе экономического развития ……………………………………………………..24
Заключение………………………………………………………………29
Список использованных источников……………………31
Принцип законности предусматривает наличие правовой базы, обеспечивающей проведение контроля в соответствии с его целями и задачами. Независимость органов финансового контроля (организационная, функциональная, финансовая) гарантируется действующим законодательством. Под объективностью понимают отсутствие предвзятости и невмешательство в оперативную деятельность субъекта хозяйствования (контроля), обоснованность выводов по результатам контрольных мероприятий. Принцип гласности предполагает общедоступность результатов финансового контроля при соблюдении установленных норм и правил, касающихся государственной и коммерческой тайны. Принцип ответственности предполагает добросовестное отношение сотрудников органов финансового контроля к своим должностным обязанностям. Реализация принципа разграничения функций и полномочий заключается в отсутствии дублирования в деятельности органов финансового контроля. Принцип системности означает единство правовой базы, установление периодичности в проведении тех или иных финансовых контрольных мероприятий.
Информационное
обеспечение финансового
Правовое и методическое обеспечение финансового контроля включает:
• финансово-правовые акты, в которые входят: законы, подзаконные нормативные правовые акты органов общей и специальной компетенции, принимаемые во исполнение законов;
•
стандарты, представляющие собой утверждаемые
компетентным органом нормативно-
• кодексы профессиональной этики;
• методические документы, которые содержат конкретные вопросы организации финансового контроля, разъясняют способы и приемы практического осуществления тех или иных процедур контроля (например, инструкция о порядке осуществления проверок или по работе с документами и т.п.)[8,с. 238].
Осуществление
финансового контроля предполагает
наличие ответственности
Неисполнение или ненадлежащее исполнение участниками процесса контроля своих прав и обязанностей влечет применение определенных мер принуждения, основными из которых являются: предупреждение; наложение штрафа, начисление пени; запрещение или ограничение деятельности; запрещение на осуществление тех или иных операций (например, блокировка расходов, приостановление операций по счетам в кредитных организациях); изъятие материальных и денежных средств (например, бюджетных средств); компенсации; конфискации. Применяемые меры принуждения, выраженные в денежной форме, называют финансовыми санкциями, под которыми понимают финансовые меры со стороны государственных и иных органов . Основной целью применения финансовых санкций является сокращение нарушений субъектами финансовых отношений установленных норм права и предупреждение таких нарушений.
Меры принудительного воздействия, или санкции, применяются органами государственной власти и их должностными лицами в соответствии с их полномочиями при наличии определенных оснований. Основанием для применения мер принуждения являются: неисполнение закона (решения) о бюджете; нецелевое использование бюджетных средств, несвоевременное и неполное перечисление бюджетных средств их получателям; непредоставление бухгалтерской (финансовой), налоговой отчетности; уклонение от уплаты налогов и др. Эти нарушения отражаются в итоговом документе (например, акте ревизии или проверки), на основе которого применяются меры принуждения.
Всеобъемлющий
характер финансового контроля предопределяет
большое количество структур, в той
или иной мере осуществляющих функции
в той или иной области. Система
органов, осуществляющих финансовый контроль,
может быть классифицирована на органы,
для которых контрольные
В
Республике Беларусь придается большое
значение совершенствованию
Высшим специализированным органом финансового контроля является КГК. Конституция РБ указывает на то, что этот орган осуществляет государственный контроль за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением актов Президента, парламента, Правительства и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения. В функции комитета входит осуществления контроля за исполнением законодательных актов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения, сохранностью и использованием государственного имущества и денежных средств; расходованием средств государственного бюджета, выделяемых на выполнение государственных социально – экономических программ; инвестиционной деятельностью органов государственного управления и хозяйствующих субъектов; использованием исполнительными и распорядительными органами кредитов и валютных ресурсов; движением валютных средств на территории Республики Беларусь, а так же сроками и полной их поступления от экспорта товаров и услуг, состоянием контрольно-ревизионной работы в органах исполнительной власти, а так же некоторые другие задачи, прямо или косвенно связанные с финансовыми отношениями.
Широкими
полномочиями в области финансового
контроля наделено Министерство финансов.
Оно, в частности, осуществляет контроль
за: соблюдением финансовых интересов
государства в процессе интеграции
Республики Беларусь в мировое хозяйство;
выполнением требований прямых финансовых
законов; исполнением республиканского
бюджета; своевременным поступлением
доходов и эффективным
Осуществляя эти и другие контрольные функции, Министерство финансов применяет предусмотренные законами и Положением о Министерстве финансовые санкции и административные штрафы к нарушителям государственной финансовой дисциплины. Аналогичные функции на местном уровне реализуют областные финансовые управления, районные и городские финансовые отделы.
В
системе Министерства финансов исключительно
контрольными функциями занимается
Главное контрольно-
К
специализированным органам государственного
финансового контроля относится
Государственный налоговый
Значительный объем контрольных полномочий присутствует в деятельности Национального банка, Государственного комитета по ценным бумагам, комитета по надзору за страховой деятельностью.
Все
органы, уполномоченные осуществлять
функции государственного финансового
контроля, при проведении ревизий
и проверок финансово-хозяйственной
деятельности в министерствах, других
центральных органах
Современные условия вызывают необходимость одновременного укрепления государственного финансового контроля в сочетании с применением хозрасчетных форм его организации, адекватным рыночным методом хозяйствования. В этих целях в республике создана система органов независимого финансового контроля - аудит. Аудиторская деятельность (аудит)- независимая проверка аудиторами и аудиторскими организациями бухгалтерской (финансовой) отчетности и других документов субъектов хозяйствования с целью оценки достоверности и соответствия совершенных финансовых и хозяйственных операций законодательству Республики Беларусь, направленная на защиту интересов собственников, оказание помощи субъектам хозяйствования, содействие им в правильности расчетов с бюджетом и в подъеме эффективности их деятельности. Ст. 1 Закона Республики Беларусь от 0811.1994 «Об аудиторской деятельности» (Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь, 1994 г., № 35, ст. 573)
Аудиторы оказывают предприятиям услуги, предусмотренные Законом об аудиторской деятельности.
Регулирование
аудиторской деятельности в республике
принадлежит Министерству финансов,
которое выдает специалистам после
аттестации соответствующей комиссией
лицензии на занятие аудиторской
деятельностью, контролирует соблюдения
аудиторами и аудиторскими организациями
порядка осуществления
В Беларуси важным органом финансового контроля со стороны представительной власти, по существу равнозначным российской Счетной палате, является Комитет государственного контроля. Формирование данного органа предусмотрено Конституцией Республики Беларусь (1996 г.). Эта обязанность лежит на Президенте страны.
Информация о работе Становление и развитие финансового контроля в РБ