Становление и развитие финансового контроля в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 01:40, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение понятия финансового контроля, его видов и методов, а также направлений совершенствования финансового контроля на современном этапе развития.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..4
1. Необходимость, содержание и задачи финансового контроля……...6
2. Организация финансового контроля – виды, формы, методы....……….……….………………………………………………………11
2.1 Организация финансового контроля в Республике Беларусь..11
2.2 Виды и методы финансового контроля….16
2.3 Функции органов, осуществляющих общегосударственный контроль….22
3 Совершенствование финансового контроля на современном этапе экономического развития ……………………………………………………..24
Заключение………………………………………………………………29
Список использованных источников……………………31

Работа состоит из  1 файл

Становление и развитие финансового контроля в РБ.docx

— 54.96 Кб (Скачать документ)

       Принцип законности предусматривает наличие  правовой базы, обеспечивающей проведение контроля в соответствии с его  целями и задачами. Независимость  органов финансового контроля (организационная, функциональная, финансовая) гарантируется  действующим законодательством. Под объективностью понимают отсутствие предвзятости и невмешательство в оперативную деятельность субъекта хозяйствования (контроля), обоснованность выводов по результатам контрольных мероприятий. Принцип гласности предполагает общедоступность результатов финансового контроля при соблюдении установленных норм и правил, касающихся государственной и коммерческой тайны. Принцип ответственности предполагает добросовестное отношение сотрудников органов финансового контроля к своим должностным обязанностям. Реализация принципа разграничения функций и полномочий заключается в отсутствии дублирования в деятельности органов финансового контроля. Принцип системности означает единство правовой базы, установление периодичности в проведении тех или иных финансовых контрольных мероприятий.

       Информационное  обеспечение финансового контроля представляет собой всю информацию, используемую при осуществлении  процесса контроля, характеризующую  объект контроля, его специфику (связанную, например, с отраслевыми особенностями), а также используемые при осуществлении  контроля информационные технологии. К такой информации относят: планово-экономическую, отчетную, статистическую информацию, информацию о состоянии документооборота, данные бухгалтерского, а также управленческого  и финансового учета и др. Большое  значение для осуществления финансового  контроля приобретает «качество  информации», т. е. ее достоверность, своевременность, полнота и необходимость. Основным источником информации для осуществления  финансового контроля являются данные бухгалтерского учета, главная задача которого — предоставление информации внешним и внутренним пользователям  бухгалтерской отчетности.

       Правовое  и методическое обеспечение финансового  контроля включает:

       • финансово-правовые акты, в которые  входят: законы, подзаконные нормативные  правовые акты органов общей и  специальной компетенции, принимаемые  во исполнение законов;

       • стандарты, представляющие собой утверждаемые компетентным органом нормативно-технические  документы, устанавливающие комплекс норм, правил по отношению к предмету стандартизации (например, правила (стандарты) аудиторской деятельности);

       • кодексы профессиональной этики;

       • методические документы, которые содержат конкретные вопросы организации  финансового контроля, разъясняют способы  и приемы практического осуществления  тех или иных процедур контроля (например, инструкция о порядке осуществления  проверок или по работе с документами  и т.п.)[8,с. 238].

       Осуществление финансового контроля предполагает наличие ответственности субъектов  хозяйствования, органов государственной  власти и местного самоуправления, а также органов, осуществляющих финансовый контроль, и их должностных  лиц. При нарушении установленных  норм права возникают следующие  виды ответственности: административная, гражданско-правовая, уголовная, дисциплинарная. Кроме того, должностные лица органов  государственной власти и органов  местного самоуправления несут ответственность, предусмотренную законодательством  о государственной и муниципальной  службе[19].

       Неисполнение  или ненадлежащее исполнение участниками  процесса контроля своих прав и обязанностей влечет применение определенных мер  принуждения, основными из которых  являются: предупреждение; наложение  штрафа, начисление пени; запрещение или  ограничение деятельности; запрещение на осуществление тех или иных операций (например, блокировка расходов, приостановление операций по счетам в кредитных организациях); изъятие  материальных и денежных средств (например, бюджетных средств); компенсации; конфискации. Применяемые меры принуждения, выраженные в денежной форме, называют финансовыми  санкциями, под которыми понимают финансовые меры со стороны государственных  и иных органов . Основной целью применения финансовых санкций является сокращение нарушений субъектами финансовых отношений  установленных норм права и предупреждение таких нарушений.

       Меры  принудительного воздействия, или  санкции, применяются органами государственной  власти и их должностными лицами в  соответствии с их полномочиями при  наличии определенных оснований. Основанием для применения мер принуждения  являются: неисполнение закона (решения) о бюджете; нецелевое использование  бюджетных средств, несвоевременное  и неполное перечисление бюджетных  средств их получателям; непредоставление бухгалтерской (финансовой), налоговой  отчетности; уклонение от уплаты налогов  и др. Эти нарушения отражаются в итоговом документе (например, акте ревизии или проверки), на основе которого применяются меры принуждения.

       2 Организация финансового контроля – виды, формы и методы

       2.1 Организация финансового  контроля в Республике  Беларусь

 
 

       Всеобъемлющий характер финансового контроля предопределяет большое количество структур, в той  или иной мере осуществляющих функции  в той или иной области. Система  органов, осуществляющих финансовый контроль, может быть классифицирована на органы, для которых контрольные функции  в области финансов не являются основными, и органы, специально созданные для  осуществления финансового контроля. К первой группе относятся органы государственной власти и государственного управления общей компетенции, для  которых контроль за выполнением  национальных и региональных программ по экономическому и социальному  развитию является одним из направлений  их управленческой деятельности. На их права и обязанности в этой области указывают законы, уставы, положения. Так, в законе РБ « О  Кабинете Министров Республики Беларусь»  от 30 января 1995г. последнему ставится задача осуществлять контроль за формированием  валютного фонда РБ и его расходованием.

       В Республике Беларусь придается большое  значение совершенствованию государственного контроля. В этих целях реорганизуются прежние и создаются новые  органы, в функции которых входит осуществление финансового контроля. В 1994г. создана служба контроля администрации  Президента, а в 1997г. – КГК. Упразднены в эти годы Контрольная палата, Департамент экономического контроля при Совете Министров, Контрольные  функции в области финансов осуществляют и местные органы власти и управления в пределах своей компетенции.

       Высшим  специализированным органом финансового  контроля является КГК. Конституция  РБ указывает на то, что этот орган  осуществляет государственный контроль за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением актов Президента, парламента, Правительства и других государственных  органов, регулирующих отношения государственной  собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения. В функции  комитета входит осуществления контроля за исполнением законодательных  актов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения, сохранностью и использованием государственного имущества и денежных средств; расходованием средств государственного бюджета, выделяемых на выполнение государственных социально – экономических программ; инвестиционной деятельностью органов государственного управления и хозяйствующих субъектов; использованием исполнительными и распорядительными органами кредитов и валютных ресурсов; движением валютных средств на территории Республики Беларусь, а так же сроками и полной их поступления от экспорта товаров и услуг, состоянием контрольно-ревизионной работы в органах исполнительной власти, а так же некоторые другие задачи, прямо или косвенно связанные с финансовыми отношениями.

       Широкими  полномочиями в области финансового  контроля наделено Министерство финансов. Оно, в частности, осуществляет контроль за: соблюдением финансовых интересов  государства в процессе интеграции Республики Беларусь в мировое хозяйство; выполнением требований прямых финансовых законов; исполнением республиканского бюджета; своевременным поступлением доходов и эффективным расходованием  по целевому назначению средств республиканского бюджета и внебюджетных фондов; состоянием контрольно-ревизионной работы в  министерствах и ведомствах.

       Осуществляя эти и другие контрольные функции, Министерство финансов применяет предусмотренные  законами и Положением о Министерстве финансовые санкции и административные штрафы к нарушителям государственной  финансовой дисциплины. Аналогичные  функции на местном уровне реализуют  областные финансовые управления, районные и городские финансовые отделы.

       В системе Министерства финансов исключительно  контрольными функциями занимается Главное контрольно-ревизионное  управление и его органы на местах. Основными задачами ГКРУявляются: осуществление  контроля за соблюдением министерствами и другими органами государственного управления, предприятиями, организациями, учреждениями и исполнительными  комитетами всех уровней финансово-бюджетного законодательства; целевым и эффективным  использованием ими средств, в том  числе в иностранной валюте, выделенных из бюджета по всем направлениям и  видам расходов, внебюджетных средств, а также за законностью совершаемых  ими финансово-хозяйственных операций; проверка работы финансовых органов республики по организации составления и исполнения бюджета; проведение ревизий исполнения смет на содержание бюджетных учреждений; анализ действующей в республике системы ведомственного контроля за использованием государственный материальных и денежных ресурсов.

       К специализированным органам государственного финансового контроля относится  Государственный налоговый комитет  преобразованный из Главной государственной  налоговой инспекции при Совете Республики Беларусь. Его главной  задачей является осуществление  в пределах в пределах своей компетенции  контроля за соблюдением законодательства о налогах и предпринимательстве, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и других обязательных платежей. Практически все функции, права  и обязанности налоговых органов  сконцентрированы в области контроля. Для их реализации Государственный  налоговый комитет имеет свои органы на областном, городском и  районном уровнях.

       Значительный  объем контрольных полномочий присутствует в деятельности Национального банка, Государственного комитета по ценным бумагам, комитета по надзору за страховой  деятельностью.

       Все органы, уполномоченные осуществлять функции государственного финансового  контроля, при проведении ревизий  и проверок финансово-хозяйственной  деятельности в министерствах, других центральных органах управления, исполнительных комитетах, а так  же на предприятиях, в объединениях, организациях и учреждениях независимо от форм собственности руководствуются  едиными требованиями, изложенными  в Указе президента «О некоторых  мерах по совершенствованию координации  деятельности контролирующих органов  РБ и порядке организации и  проведении проверок (ревизий) финансово-хозяйственной  деятельности и применения экономических  санкций»

       Современные условия вызывают необходимость  одновременного укрепления государственного финансового контроля в сочетании  с применением хозрасчетных форм его организации, адекватным рыночным методом хозяйствования. В этих целях  в республике создана система  органов независимого финансового  контроля - аудит. Аудиторская деятельность (аудит)- независимая проверка аудиторами и аудиторскими организациями бухгалтерской (финансовой) отчетности и других документов субъектов хозяйствования с целью  оценки достоверности и соответствия совершенных финансовых и хозяйственных операций законодательству Республики Беларусь, направленная на защиту интересов собственников, оказание помощи субъектам хозяйствования, содействие им в правильности расчетов с бюджетом и в подъеме эффективности их деятельности. Ст. 1 Закона Республики Беларусь от 0811.1994 «Об аудиторской деятельности» (Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь, 1994 г., № 35, ст. 573)

       Аудиторы  оказывают предприятиям услуги, предусмотренные  Законом об аудиторской деятельности.

       Регулирование аудиторской деятельности в республике принадлежит Министерству финансов, которое выдает специалистам после  аттестации соответствующей комиссией  лицензии на занятие аудиторской  деятельностью, контролирует соблюдения аудиторами и аудиторскими организациями  порядка осуществления аудиторской  деятельности.

       В Беларуси важным органом финансового  контроля со стороны представительной власти, по существу равнозначным российской Счетной палате, является Комитет  государственного контроля. Формирование данного органа предусмотрено Конституцией Республики Беларусь (1996 г.). Эта обязанность  лежит на Президенте страны.

Информация о работе Становление и развитие финансового контроля в РБ