Становление и развитие финансового контроля в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 01:40, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение понятия финансового контроля, его видов и методов, а также направлений совершенствования финансового контроля на современном этапе развития.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..4
1. Необходимость, содержание и задачи финансового контроля……...6
2. Организация финансового контроля – виды, формы, методы....……….……….………………………………………………………11
2.1 Организация финансового контроля в Республике Беларусь..11
2.2 Виды и методы финансового контроля….16
2.3 Функции органов, осуществляющих общегосударственный контроль….22
3 Совершенствование финансового контроля на современном этапе экономического развития ……………………………………………………..24
Заключение………………………………………………………………29
Список использованных источников……………………31

Работа состоит из  1 файл

Становление и развитие финансового контроля в РБ.docx

— 54.96 Кб (Скачать документ)

       Систему государственного контроля образуют Комитет  государственного контроля и его  территориальные органы во всех областях и столице. По решению Президента Республики Беларусь территориальные  органы Комитета государственного контроля могут создаваться в городах  и районах республики.

       Комитет государственного контроля включает более 15 главных управлений (например, Главное  управление бюджетно-финансового контроля, Главное управление контроля за банковской деятельностью и др.). В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь «О мерах по совершенствованию системы  органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь» от 02.11.2001 г. № 617 в состав данного комитета включен созданный на базе Государственного комитета финансовых расследований  Республики Беларусь Департамент финансовых расследований с правами юридического лица. Это значительно расширило  его функции.

       Комитет государственного контроля и его  территориальные органы контролируют: исполнение республиканского бюджета, соблюдение законодательства в области  финансовых и налоговых отношений  в системе местных бюджетов и  государственных целевых бюджетных  и внебюджетных фондов; расходование средств республиканского и местных бюджетов, направляемых на создание государственных органов; сохранность и использование государственного имущества; соблюдение государственными органами, иными юридическими лицами актов законодательства в области инвестиционной деятельности;законность использования юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями государственных ресурсов; соблюдение государственными органами и банками законодательства, регулирующего использование кредитных и валютных средств; состояние контрольно-ревизионной работы в государственных органах, а также проведение проверок (ревизий) иных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; финансово-хозяйственную деятельность органов, представительств и учреждений республики, действующих за рубежом и финансируемых за счет средств республиканского бюджета; соблюдение участниками рынка ценных бумаг, а также Национальным банком Республики Беларусь и иными юридическими лицами, осуществляющими деятельность по регулированию этого рынка, законодательства при выпуске, размещении и обращении ценных бумаг и т.п.

       Основные  формы контроля, используемые органами Комитета государственного контроля, - тематические проверки и ревизии.

       Должностные лица Комитета государственного контроля имеют широкие права. В частности, при проведении проверок (ревизий) они  вправе входить на территорию и в  помещения (кроме жилых) государственных  органов, иных юридических лиц и  индивидуальных предпринимателей, а  также на склады, в хранилища, производственные и вспомогательные помещения  и другие объекты для проверки наличия денежных средств, ценных бумаг, материальных и иных ценностей и  порядка их хранения. Они могут  опечатывать кассы или кассовые помещения, склады и архивы, требовать  от должностных лиц в установленных  законодательством случаях предъявления декларации о доходах и имуществе.

       К органам особой компетенции относится  институт прокурорского надзора  в Республике Беларусь.

       Прокуратура (от лат procuro - забочусь, управляю) - специальный  государственный орган, выполняющий  функцию общего надзора за точным и единообразным исполнением  законов в стране.

       Прокуратура Республики Беларусь в своей деятельности руководствуется законом «О прокуратуре  Республики Беларусь».

       Прокуратура Республики Беларусь обеспечивает надзор за точным и единообразным исполнением  законов органами государственного управления, общественными объединениями, политическими партиями и движениями, субъектами хозяйствования, должностными лицами и гражданами, причем органы прокуратуры выступают как самостоятельные  и независимые. Надзор осуществляется от имени высшего органа государственной  власти и распространяется на территорию всего государства. Он осуществляется даже в отношении тех органов  и организаций, которые сами призваны осуществлять контроль. Прокурорский надзор обладает только ему присущим качеством всеобщности.

       Прокуратура республики и ее органы на местах составляют единую централизованную систему с  подчинением нижестоящих прокуратур вышестоящим. В нее входят:

       Прокуратура Республики Беларусь;

       Прокуратуры областей, г. Минска;

       Прокуратуры районов, городов;

       Межрайонные прокуратуры [6, с. 56].

       Специализированные  прокуратуры (транспортная, военная, природоохранная, по надзору за исполнением законов  в исправительных учреждениях).

       Возглавляет Прокуратуру Генеральный прокурор, который назначается на должность  Президентом с согласия Совета Республики и освобождается от должности  Президентом с уведомлением Совета Республики и подотчетен Президенту. 

       2.2 Виды и методы финансового контроля

 
 

       В основе классификации видов, форм и  методов финансового контроля лежат  признаки, характеризующие определенные связи между объектами классификации.

       В зависимости от субъектов, осуществляющих контроль, выделяют: государственный  финансовый контроль и негосударственный  финансовый контроль, который включает аудиторский, внутрихозяйственный  и общественный контроль.

       Государственный финансовый контроль представляет собой  совокупность действий и операций, осуществляемых органами государственной  власти, а также специально созданными ими органами, с использованием специфических  форм и методов его организации  за соблюдением субъектами хозяйствования и органами государственной власти норм права с целью обеспечения  законности, целесообразности, эффективности  образования, распределения и использования  финансовых ресурсов государства.

       Государственный финансовый контроль охватывает не только государственный сектор экономики, но и распространяется на субъекты хозяйствования всех форм собственности, главным образом путем проверки соблюдения ими налогового законодательства, выполнения государственных и муниципальных  заказов, целевого использования субсидий, дотаций, бюджетных кредитов, а также  эффективности предоставления и  законности использования налоговых  льгот. Следовательно, объектом государственного финансового контроля выступают  все денежные отношения, складывающиеся в процессе деятельности субъектов  хозяйствования, связанные с формированием  и использованием финансовых ресурсов государства.

       Организация государственного финансового контроля в различных странах во многом определяется формой государственного устройства (например,— наличие  института президентской власти). С учетом определенных признаков  классификации внутри государственного финансового контроля можно выделить следующие виды:

       1. По отношению к ветвям государственной  власти: контроль, осуществляемый законодательными (представительными) органами государственной  власти, как непосредственно (парламентский  контроль), так и через специально  созданные ими органы независимого  контроля; контроль, осуществляемый  Президентом; контроль, осуществляемый  органами исполнительной власти.

       Парламентский контроль включает: рассмотрение и  утверждение бюджета, отчета о его  выполнении; контрольную деятельность постоянных комиссий и комиссий по расследованию финансовых нарушений  и др. Например, в Индии — это  парламентские комитеты (государственной  отчетности, бюджетных предложений, по делам государственных предприятий), в США такими органами, являются Бюджетное управление конгресса  и Главное контрольно-финансовое управление. Назначение Бюджетного управления конгресса — снабжать Конгресс, в том числе бюджетные комитеты, информацией по финансово-экономическим вопросам, анализировать исполнение финансовых программ и др. Основной функцией Главного контрольно-финансового управления как главного органа, контролирующего исполнение бюджета, является контроль за правительственными расходами. Этот орган имеет определенную независимость от обеих ветвей власти.

       В большинстве стран параллельно  с органами парламентского контроля действуют также правительственные  контрольно-ревизионные органы. Система  контрольных органов в рамках исполнительной власти в формируется  Правительством в соответствии с  Бюджетным кодексом. Финансовый контроль, осуществляемый органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, возложен на: Министерство финансов, финансовые органы и муниципальных образований, главных распорядителей бюджетных  средств и распорядителей бюджетных  средств.

       По  характеру компетенции выделяют: органы общей компетенции — осуществляют контроль в отношении достаточно широкого круга вопросов; органы отраслевой компетенции; органы межотраслевой  компетенции.

       Негосударственный финансовый контроль включает в себя: аудиторский контроль, внутрихозяйственный  финансовый контроль и общественный контроль.

       Аудиторский контроль представляет собой деятельность, осуществляемую аудиторскими организациями  либо аудиторами, по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций  и индивидуальных предпринимателей. Целью аудита является выражение  мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности и о соответствии порядка ведения бухгалтерского учета действующему законодательству, которое позволяет ее пользователю делать правильные выводы о результатах  хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении субъектов  хозяйствования и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения. Аудит не подменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществляемого  в соответствии с законодательством. Официальным итоговым документом, в  котором отражаются результаты проведенного аудита, является аудиторское заключение. Оно предназначено для пользователей  финансовой (бухгалтерской) отчетности, к которым относятся члены  организации или собственники ее имущества, налоговые органы, органы статистики. ; В соответствии с характером и целями проведения выделяют такие формы аудита, как: обязательный, проводимый в отношении определенных субъектов хозяйствования (занимающихся определенным видом деятельности либо образованных в определенной организационно-правовой форме) и инициативный аудит. Целью обязательного аудита является получение информации о финансовом положении организации, пользователями которой являются: исполнительный орган организации, ее участники (собственники), а также органы государственной власти, осуществляющие контроль как в определенных сферах финансовых отношений (например, деятельность внебюджетных фондов), так и за процессом образования, распределения и использования государственных средств. Инициативный аудит проводится с целью получения информации о финансовом положении организации, состоянии ее взаимоотношений с контрагентами, налоговыми органами и т.п., которая необходима исполнительному органу или участникам (собственникам) организации для принятия управленческих решений.

       Аудиторский контроль имеет свои особенности: аудит  осуществляется на договорных началах; субъект хозяйствования имеет определенную самостоятельность в выборе аудиторской  организации (аудитора); выявленные в  ходе аудиторской проверки нарушения  действующего законодательства влияют на форму выражения мнения аудиторской  организации о достоверности  отчетности, но не влечет за собой применения финансовых санкций (например, в отличие  от органов налогового контроля).

       В международной практике аудита в  настоящее время выделяют: операционный аудит, представляющий собой проверку функционирования отдельных частей хозяйственного механизма организации  в целях оценки их эффективности, надежности и полезности; аудит на соответствие, который предполагает проверку соблюдения норм законодательных  актов и инструктивных материалов, предписанных персоналу администрацией; аудит финансовой отчетности, который  проводится для того, чтобы определить, согласуется ли учетная и отчетная информация с общепринятыми правилами  бухгалтерского учета.

       Внутрихозяйственный контроль осуществляют специальные  подразделения, предусмотренные управленческой структурой субъекта хозяйствования, а также отдельные специалисты. Внутрихозяйственный контроль имеет ряд особенностей: работники, его осуществляющие, непосредственно подчиняются руководителю; этот вид финансового контроля осуществляется постоянно, а не периодически; кроме того, отсутствует единая регламентация объема и характера процедур контроля, порядка их документирования (определяется, как правило, самой организацией). Внутрихозяйственный контроль организуют, в основном, на средних и крупных предприятиях; его осуществление при условии правильной организации способствует: повышению ответственности должностных лиц и работников; сохранности и рациональному использованию финансовых ресурсов организации; предотвращению негативных явлений в финансово-хозяйственной деятельности организации; получению необходимой оперативной информации для осуществления управления.

       Финансовый  контроль проводится разнообразными методами, под которыми понимают приемы и способы  его осуществления. Применение конкретного  метода зависит от ряда факторов: правового  положения и особенностей форм деятельности органов, осуществляющих контроль, от объекта или цели контроля, оснований  возникновения контрольных правоотношений и др. используются следующие методы финансового контроля: наблюдения, анализ ФХД, надзор, ревизии, проверки (документации, состояния учета и  т.д.), рассмотрение проектов финансовых планов, заявок, отчетов о финансово-хозяйственной  деятельности и др.

Информация о работе Становление и развитие финансового контроля в РБ