Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 01:40, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение понятия финансового контроля, его видов и методов, а также направлений совершенствования финансового контроля на современном этапе развития.
Введение…………………………………………………………………..4
1. Необходимость, содержание и задачи финансового контроля……...6
2. Организация финансового контроля – виды, формы, методы....……….……….………………………………………………………11
2.1 Организация финансового контроля в Республике Беларусь..11
2.2 Виды и методы финансового контроля….16
2.3 Функции органов, осуществляющих общегосударственный контроль….22
3 Совершенствование финансового контроля на современном этапе экономического развития ……………………………………………………..24
Заключение………………………………………………………………29
Список использованных источников……………………31
Систему государственного контроля образуют Комитет государственного контроля и его территориальные органы во всех областях и столице. По решению Президента Республики Беларусь территориальные органы Комитета государственного контроля могут создаваться в городах и районах республики.
Комитет
государственного контроля включает более
15 главных управлений (например, Главное
управление бюджетно-финансового контроля,
Главное управление контроля за банковской
деятельностью и др.). В соответствии
с Указом Президента Республики Беларусь
«О мерах по совершенствованию системы
органов Комитета государственного
контроля Республики Беларусь» от 02.11.2001
г. № 617 в состав данного комитета
включен созданный на базе Государственного
комитета финансовых расследований
Республики Беларусь Департамент финансовых
расследований с правами
Комитет
государственного контроля и его
территориальные органы контролируют:
исполнение республиканского бюджета,
соблюдение законодательства в области
финансовых и налоговых отношений
в системе местных бюджетов и
государственных целевых
Основные формы контроля, используемые органами Комитета государственного контроля, - тематические проверки и ревизии.
Должностные
лица Комитета государственного контроля
имеют широкие права. В частности,
при проведении проверок (ревизий) они
вправе входить на территорию и в
помещения (кроме жилых) государственных
органов, иных юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей, а
также на склады, в хранилища, производственные
и вспомогательные помещения
и другие объекты для проверки
наличия денежных средств, ценных бумаг,
материальных и иных ценностей и
порядка их хранения. Они могут
опечатывать кассы или кассовые
помещения, склады и архивы, требовать
от должностных лиц в
К органам особой компетенции относится институт прокурорского надзора в Республике Беларусь.
Прокуратура (от лат procuro - забочусь, управляю) - специальный государственный орган, выполняющий функцию общего надзора за точным и единообразным исполнением законов в стране.
Прокуратура Республики Беларусь в своей деятельности руководствуется законом «О прокуратуре Республики Беларусь».
Прокуратура
Республики Беларусь обеспечивает надзор
за точным и единообразным исполнением
законов органами государственного
управления, общественными объединениями,
политическими партиями и движениями,
субъектами хозяйствования, должностными
лицами и гражданами, причем органы
прокуратуры выступают как
Прокуратура
республики и ее органы на местах составляют
единую централизованную систему с
подчинением нижестоящих
Прокуратура Республики Беларусь;
Прокуратуры областей, г. Минска;
Прокуратуры районов, городов;
Межрайонные прокуратуры [6, с. 56].
Специализированные прокуратуры (транспортная, военная, природоохранная, по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях).
Возглавляет
Прокуратуру Генеральный
В
основе классификации видов, форм и
методов финансового контроля лежат
признаки, характеризующие определенные
связи между объектами
В зависимости от субъектов, осуществляющих контроль, выделяют: государственный финансовый контроль и негосударственный финансовый контроль, который включает аудиторский, внутрихозяйственный и общественный контроль.
Государственный финансовый контроль представляет собой совокупность действий и операций, осуществляемых органами государственной власти, а также специально созданными ими органами, с использованием специфических форм и методов его организации за соблюдением субъектами хозяйствования и органами государственной власти норм права с целью обеспечения законности, целесообразности, эффективности образования, распределения и использования финансовых ресурсов государства.
Государственный
финансовый контроль охватывает не только
государственный сектор экономики,
но и распространяется на субъекты
хозяйствования всех форм собственности,
главным образом путем проверки
соблюдения ими налогового законодательства,
выполнения государственных и
Организация
государственного финансового контроля
в различных странах во многом
определяется формой государственного
устройства (например,— наличие
института президентской
1.
По отношению к ветвям
Парламентский
контроль включает: рассмотрение и
утверждение бюджета, отчета о его
выполнении; контрольную деятельность
постоянных комиссий и комиссий по
расследованию финансовых нарушений
и др. Например, в Индии — это
парламентские комитеты (государственной
отчетности, бюджетных предложений,
по делам государственных
В
большинстве стран параллельно
с органами парламентского контроля
действуют также
По
характеру компетенции
Негосударственный финансовый контроль включает в себя: аудиторский контроль, внутрихозяйственный финансовый контроль и общественный контроль.
Аудиторский
контроль представляет собой деятельность,
осуществляемую аудиторскими организациями
либо аудиторами, по независимой проверке
бухгалтерского учета и финансовой
(бухгалтерской) отчетности организаций
и индивидуальных предпринимателей.
Целью аудита является выражение
мнения о достоверности финансовой
(бухгалтерской) отчетности и о соответствии
порядка ведения бухгалтерского
учета действующему законодательству,
которое позволяет ее пользователю
делать правильные выводы о результатах
хозяйственной деятельности, финансовом
и имущественном положении
Аудиторский контроль имеет свои особенности: аудит осуществляется на договорных началах; субъект хозяйствования имеет определенную самостоятельность в выборе аудиторской организации (аудитора); выявленные в ходе аудиторской проверки нарушения действующего законодательства влияют на форму выражения мнения аудиторской организации о достоверности отчетности, но не влечет за собой применения финансовых санкций (например, в отличие от органов налогового контроля).
В
международной практике аудита в
настоящее время выделяют: операционный
аудит, представляющий собой проверку
функционирования отдельных частей
хозяйственного механизма организации
в целях оценки их эффективности,
надежности и полезности; аудит на
соответствие, который предполагает
проверку соблюдения норм законодательных
актов и инструктивных
Внутрихозяйственный контроль осуществляют специальные подразделения, предусмотренные управленческой структурой субъекта хозяйствования, а также отдельные специалисты. Внутрихозяйственный контроль имеет ряд особенностей: работники, его осуществляющие, непосредственно подчиняются руководителю; этот вид финансового контроля осуществляется постоянно, а не периодически; кроме того, отсутствует единая регламентация объема и характера процедур контроля, порядка их документирования (определяется, как правило, самой организацией). Внутрихозяйственный контроль организуют, в основном, на средних и крупных предприятиях; его осуществление при условии правильной организации способствует: повышению ответственности должностных лиц и работников; сохранности и рациональному использованию финансовых ресурсов организации; предотвращению негативных явлений в финансово-хозяйственной деятельности организации; получению необходимой оперативной информации для осуществления управления.
Финансовый
контроль проводится разнообразными методами,
под которыми понимают приемы и способы
его осуществления. Применение конкретного
метода зависит от ряда факторов: правового
положения и особенностей форм деятельности
органов, осуществляющих контроль, от
объекта или цели контроля, оснований
возникновения контрольных
Информация о работе Становление и развитие финансового контроля в РБ