Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 01:40, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение понятия финансового контроля, его видов и методов, а также направлений совершенствования финансового контроля на современном этапе развития.
Введение…………………………………………………………………..4
1. Необходимость, содержание и задачи финансового контроля……...6
2. Организация финансового контроля – виды, формы, методы....……….……….………………………………………………………11
2.1 Организация финансового контроля в Республике Беларусь..11
2.2 Виды и методы финансового контроля….16
2.3 Функции органов, осуществляющих общегосударственный контроль….22
3 Совершенствование финансового контроля на современном этапе экономического развития ……………………………………………………..24
Заключение………………………………………………………………29
Список использованных источников……………………31
Основной метод финансового контроля - ревизия, то есть наиболее глубокое и полное обследование финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности [5, с. 27].
По
объекту проверки различают ревизии
документальные, фактические, полные (сплошные),
выборочные. По организационному признаку
они могут быть плановыми (предусмотренными
в плане работы соответствующего
органа) и внеплановыми (назначенными
в связи с поступлением сигналов,
жалоб и заявлений граждан, требующих
проверки), комплексными (проводимыми
совместно с несколькими
Ревизия основывается на проверке первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств и товарно-материальных ценностей, результаты ревизии оформляются актом, имеющим юридическую силу источника доказательств в следственной и судебной практике.
Немаловажное
место среди методов
Выделяют три основных этапа счетной проверки:
-
проверка согласованности
-
сличение отдельных отчетных
показателей с записями в
-
проверка обоснованности
Результаты счетно-аналитических проверок оформляются соответствующим актом. Акт проверки имеет целью указать прежде всего на неэффективное, нерациональное использование государственного имущества.
В зависимости от субъектов, которые осуществляют финансовый контроль, различают следующие его виды:
1.
Государственный финансовый
-
общегосударственный контроль
-
ведомственный финансовый
2.
Общественный финансовый
3.
Аудит - новый вид финансового
контроля. Это независимый внешний
финансовый контроль, основанный
на коммерческих основах [10, с.
36].
Основными функции органов, осуществляющих общегосударственный контроль, являются:
1)
проводить ревизии и проверки
финансово-хозяйственной
2)
производить проверки денежных
и иных документов, относящихся
к проверяемой деятельности
3)
при наличии предписания на
проведение ревизии (проверки) и
предъявлении служебного
4)
производить личный досмотр
5)
изымать документы,
6)
опечатывать кассы, помещения,
места хранения документов, товарно-материальных
ценностей и денежных средств,
за исключением касс и
7)
приостанавливать производство
и реализацию товаров, работ
или оказание услуг, если
8)
для определения качества
9)
проводить контрольные покупки
и оформление заказов на
10)
приостанавливать в
11)
требовать от руководителей и
других должностных лиц
12)
в случаях выявления при
13)
рассматривать дела об
14)
применять экономические
Роль
финансового контроля в создании
адекватной современным экономическим
условиям системы управления финансами
трудно переоценить. В связи с
этим большое значение приобретает
необходимость
Совершенствование финансового контроля в Республике Беларусь должно осуществляться по следующим основным направлениям. Создание методологических основ финансового контроля в РБ как важнейшей составляющей общенационального контроля позволит всем субъектам контроля и субъектам хозяйствования получить четкие ориентиры в процессе определения и реализации своих задач, функций, полномочий, а также определить цели, задачи, принципы, этические нормы финансового контроля и т.п. Следует также законодательно определить: виды финансового контроля, субъекты и объекты финансового контроля, разделить сферы внешнего и внутреннего финансового контроля. Отсутствие общих подходов к классификации финансового контроля, единой терминологии в части определения таких ключевых понятий, как вид, форма, методы контроля, создает трудности в разработке и применении нормативно-правовых актов (методических документов контролирующих органов и т.п.), способствует возникновению ряда спорных ситуаций, например, в отношении мер ответственности за финансовые нарушения. Необходимо также завершить разработку единой кодифицированной системы стандартов финансового контроля.
В вопросах совершенствования финансового контроля большая роль принадлежит различным профессиональным ассоциациям, объединениям органов финансового контроля, деятельность которых позволит решать, как отдельные вопросы осуществления того или иного вида финансового контроля в РБ, так и ключевые вопросы методологии финансового контроля.
Ключевым
направлением совершенствования
В современных условиях отсутствует механизм взаимодействия органов государственного финансового контроля и законодательной (представительной) и исполнительной власти, разработка которого является ключевым вопросом организации государственного финансового контроля в РБ. Важным вопросом является также определение органа, обладающего статусом высшего контрольного органа. Кроме того, необходимо четко определить статус органов государственного финансового контроля по отношению к органам аудиторского контроля, законодательно закрепив их приоритет в вопросах методологии финансового контроля.
В целях повышения эффективности расходования государственных средств перспективным направлением совершенствования контроля является переход к аудиту эффективности государственных расходов, который представляет собой направление деятельности контрольных органов, предполагающее анализ результативности и экономности использования государственных средств, оценку возможных резервов их роста и обоснованности расходования. В настоящее время отсутствует единая методика проведения аудита эффективности государственных расходов, не определены критерии и показатели эффективности использования государственных средств. Требует завершения работа по конкретизации и законодательному закреплению критериев неэффективного использования бюджетных средств, распоряжения государственной собственностью, а также ответственность за их неэффективное использование.
Значительную
долю в общем объеме финансовых нарушений,
выявляемых в ходе осуществления
финансового контроля, является нецелевое
использование бюджетных
Важной
проблемой осуществления
Важным вопросом совершенствования контроля является исключение дублирования действий контрольных органов, заключающееся в совершении различными органами своих функций в отношении одних и тех же объектов контроля, — Министерства финансов РБ, органов казначейства, контрольных органов, созданных главными распорядителями и распорядителями бюджетных средств при осуществлении последующего финансового контроля.
Органы налогового и таможенного контроля должны более тесно взаимодействовать с контрольными органами исполнительной власти. Кроме того, повышению эффективности налогового контроля будут способствовать: решение задач, связанных с разработкой форм и методов контрольной работы в отношении налогоплательщиков, представляющих «нулевые балансы» или не представляющих налоговую отчетность; дальнейшее развитие налогового администрирования, и в первую очередь для субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность в приоритетных для данного региона направлениях деятельности; введение системы косвенного контроля, в основу которой положена оценка риска неуплаты налогов и других обязательных платежей; расширение направлений взаимодействия с общественными организациями налогоплательщиков; совершенствование программного обеспечения процедуры камеральных проверок, а также стандартизация процедуры выездных и встречных проверок и др.
Информация о работе Становление и развитие финансового контроля в РБ