Становление и развитие финансового контроля в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 01:40, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение понятия финансового контроля, его видов и методов, а также направлений совершенствования финансового контроля на современном этапе развития.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..4
1. Необходимость, содержание и задачи финансового контроля……...6
2. Организация финансового контроля – виды, формы, методы....……….……….………………………………………………………11
2.1 Организация финансового контроля в Республике Беларусь..11
2.2 Виды и методы финансового контроля….16
2.3 Функции органов, осуществляющих общегосударственный контроль….22
3 Совершенствование финансового контроля на современном этапе экономического развития ……………………………………………………..24
Заключение………………………………………………………………29
Список использованных источников……………………31

Работа состоит из  1 файл

Становление и развитие финансового контроля в РБ.docx

— 54.96 Кб (Скачать документ)

       Основной  метод финансового контроля - ревизия, то есть наиболее глубокое и полное обследование финансово-хозяйственной  деятельности предприятий, организаций, учреждений с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности [5, с. 27].

       По  объекту проверки различают ревизии  документальные, фактические, полные (сплошные), выборочные. По организационному признаку они могут быть плановыми (предусмотренными в плане работы соответствующего органа) и внеплановыми (назначенными в связи с поступлением сигналов, жалоб и заявлений граждан, требующих  проверки), комплексными (проводимыми  совместно с несколькими контролирующими  органами).

       Ревизия основывается на проверке первичных  документов, учетных регистров, бухгалтерской  и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств и товарно-материальных ценностей, результаты ревизии оформляются актом, имеющим юридическую силу источника доказательств в следственной и судебной практике.

       Немаловажное  место среди методов финансового  контроля занимает счетная проверка отчетности, которая представляет собой  совокупность специальных приемов  контроля достоверности бухгалтерских  отчетов и балансов.

       Выделяют  три основных этапа счетной проверки:

       - проверка согласованности показателей  различных форм отчетности;

       - сличение отдельных отчетных  показателей с записями в регистрах  бухгалтерского учета;

       - проверка обоснованности учетных  записей по данным первичных  документов.

       Результаты  счетно-аналитических проверок оформляются  соответствующим актом. Акт проверки имеет целью указать прежде всего  на неэффективное, нерациональное использование  государственного имущества.

       В зависимости от субъектов, которые  осуществляют финансовый контроль, различают  следующие его виды:

       1. Государственный финансовый контроль  проводят государственные органы  власти и управление. Весь государственный  контроль делится на общегосударственный  и ведомственный.

       - общегосударственный контроль имеет  чрезвычайно большое значение, от  его организации и действенности  во многом зависят пути экономического  развития общественного производства, уровень благосостояния населения,  масштабы теневой экономики и  экономических преступлений. Проводят  общегосударственный контроль Кабинет  Министров, Министерство финансов, Государственная налоговая администрация  и Государственная контрольно-ревизионная  служба, местные государственные  администрации, Государственный  таможенный комитет и др.;

       - ведомственный финансовый контроль  применяется только по отношению  к подведомственным предприятиям  и организациям и проводится  контрольно-ревизионными подразделами  министерств и ведомств. В последние  годы в связи с ликвидацией  большого количества министерств,  появлением предприятий новых  форм собственности масштабы  ведомственного финансового контроля  значительно сократились.

       2. Общественный финансовый контроль - осуществляют общественные организации  (партии, движения, профсоюзные организации).

       3. Аудит - новый вид финансового  контроля. Это независимый внешний  финансовый контроль, основанный  на коммерческих основах [10, с. 36]. 

       2.3 Функции органов, осуществляющих общегосударственный контроль

 
 

       Основными функции органов, осуществляющих общегосударственный  контроль, являются:

       1) проводить ревизии и проверки  финансово-хозяйственной деятельности;

       2) производить проверки денежных  и иных документов, относящихся  к проверяемой деятельности субъектов  хозяйствования; получать от субъектов  хозяйствования и их должностных  лиц необходимые сведения, а также  объяснения по проверяемым вопросам;

       3) при наличии предписания на  проведение ревизии (проверки) и  предъявлении служебного удостоверения  свободно входить и с участием  представителей субъектов хозяйствования  производить обследование служебных  и производственных помещений;

       4) производить личный досмотр нарушителей  законодательства, а также досмотр  находящихся при них вещей,  документов и транспортных средств;

       5) изымать документы, свидетельствующие  о нарушении субъектами хозяйствования  норм законодательства либо являющиеся  объектами таких нарушений;

       6) опечатывать кассы, помещения,  места хранения документов, товарно-материальных  ценностей и денежных средств,  за исключением касс и хранилищ  учреждений банков, назначать их  инвентаризацию;

       7) приостанавливать производство  и реализацию товаров, работ  или оказание услуг, если дальнейшее  продолжение указанной деятельности  причиняет либо может причинить  вред жизни, здоровью либо имуществу  граждан;

       8) для определения качества товаров  производить в установленном  порядке отбор образцов;

       9) проводить контрольные покупки  и оформление заказов на платные  услуги для проверки правильности  расчетов с покупателями;

       10) приостанавливать в исключительных  случаях отдельные операции по  счетам субъектов хозяйствования. Каждый факт такой приостановки  должен быть основан на достоверных  данных о нарушениях законодательства;

       11) требовать от руководителей и  других должностных лиц субъектов  хозяйствования устранения выявленных  нарушений законодательства и  контролировать соблюдение таких  требований;

       12) в случаях выявления при проведении  ревизий и проверок фактов, дающих  основание предполагать совершение  преступлений, передавать материалы  в правоохранительные органы  для принятия мер в соответствии  с действующим законодательством;

       13) рассматривать дела об административных  правонарушениях и налагать административные  взыскания;

       14) применять экономические санкции  [5, с. 29]. 
 

       3 Совершенствование  финансового контроля  на современном  этапе экономического  развития

 
 

       Роль  финансового контроля в создании адекватной современным экономическим  условиям системы управления финансами  трудно переоценить. В связи с  этим большое значение приобретает  необходимость совершенствования  финансового контроля с целью  повышения его действенности  и эффективности, т.е. увеличения адекватности достигнутых в процессе осуществления  контроля положительных результатов  намеченным целям с одновременным  учетом произведенных затрат (времени, материальных и денежных средств, трудовых ресурсов и т.д.).

       Совершенствование финансового контроля в Республике Беларусь должно осуществляться по следующим основным направлениям. Создание методологических основ финансового контроля в РБ как важнейшей составляющей общенационального контроля позволит всем субъектам контроля и субъектам хозяйствования получить четкие ориентиры в процессе определения и реализации своих задач, функций, полномочий, а также определить цели, задачи, принципы, этические нормы финансового контроля и т.п. Следует также законодательно определить: виды финансового контроля, субъекты и объекты финансового контроля, разделить сферы внешнего и внутреннего финансового контроля. Отсутствие общих подходов к классификации финансового контроля, единой терминологии в части определения таких ключевых понятий, как вид, форма, методы контроля, создает трудности в разработке и применении нормативно-правовых актов (методических документов контролирующих органов и т.п.), способствует возникновению ряда спорных ситуаций, например, в отношении мер ответственности за финансовые нарушения. Необходимо также завершить разработку единой кодифицированной системы стандартов финансового контроля.

       В вопросах совершенствования финансового  контроля большая роль принадлежит  различным профессиональным ассоциациям, объединениям органов финансового  контроля, деятельность которых позволит решать, как отдельные вопросы  осуществления того или иного  вида финансового контроля в РБ, так и ключевые вопросы методологии финансового контроля.

       Ключевым  направлением совершенствования государственного финансового контроля как важнейшей  составляющей финансового контроля в РБ и повышения его эффективности является принятие единой концепции государственного финансового контроля в РБ, которая должна установить единые методологические и правовые основы осуществления государственного финансового контроля в РБ, определить систему органов, осуществляющих контроль, а также механизм их взаимодействия. В рамках этих вопросов необходима разработка научно-методических основ оценки эффективности деятельности органов государственного финансового контроля и их сотрудников.

       В современных условиях отсутствует  механизм взаимодействия органов государственного финансового контроля и законодательной (представительной) и исполнительной власти, разработка которого является ключевым вопросом организации государственного финансового контроля в РБ. Важным вопросом является также определение органа, обладающего статусом высшего контрольного органа. Кроме того, необходимо четко определить статус органов государственного финансового контроля по отношению к органам аудиторского контроля, законодательно закрепив их приоритет в вопросах методологии финансового контроля.

       В целях повышения эффективности  расходования государственных средств  перспективным направлением совершенствования  контроля является переход к аудиту эффективности государственных  расходов, который представляет собой  направление деятельности контрольных  органов, предполагающее анализ результативности и экономности использования  государственных средств, оценку возможных  резервов их роста и обоснованности расходования. В настоящее время  отсутствует единая методика проведения аудита эффективности государственных  расходов, не определены критерии и  показатели эффективности использования  государственных средств. Требует  завершения работа по конкретизации  и законодательному закреплению  критериев неэффективного использования  бюджетных средств, распоряжения государственной  собственностью, а также ответственность  за их неэффективное использование.

       Значительную  долю в общем объеме финансовых нарушений, выявляемых в ходе осуществления  финансового контроля, является нецелевое  использование бюджетных средств. При этом недостаточно четко определены основания, по которым использование  бюджетных средств может трактоваться как нецелевое, а также отсутствуют  правовые механизмы, которые должны быть направлены на усиление мер ответственности за нецелевое и неэффективное расходование государственных средств.

       Важной  проблемой осуществления контроля является низкий процент возврата бюджетных  средств по результатам проведенных  ревизий и проверок. В связи  с этим необходимо принять комплекс мер: по повышению уровня результативности контрольных мероприятий, направленных на уточнение ответственности государственных  должностных лиц за нарушение  требований закона об исполнении бюджетов и внебюджетных фондов и о распоряжении государственной собственностью; по повышению ответственности должностных  лиц за неисполнение предписаний  контрольных органов; по установлению правовых норм, закрепляющих механизм возврата бюджетных средств и  ответственности должностных лиц  за предоставление необеспеченных бюджетных  кредитов и ссуд и т.п.. Для повышения  эффективности проведения ревизий  финансово-хозяйственной деятельности как одного из основных методов финансового  контроля необходимо в законодательном  порядке закрепить основы проведения ревизии, определив цель и задачи ревизии, порядок ее проведения; состав органов, имеющих Право на проведение ревизии, их права и обязанности; определить права и обязанности  ревизуемых организаций и т.п..

       Важным  вопросом совершенствования контроля является исключение дублирования действий контрольных органов, заключающееся  в совершении различными органами своих  функций в отношении одних  и тех же объектов контроля, —  Министерства финансов РБ, органов казначейства, контрольных органов, созданных главными распорядителями и распорядителями бюджетных средств при осуществлении последующего финансового контроля.

       Органы  налогового и таможенного контроля должны более тесно взаимодействовать  с контрольными органами исполнительной власти. Кроме того, повышению эффективности налогового контроля будут способствовать: решение задач, связанных с разработкой форм и методов контрольной работы в отношении налогоплательщиков, представляющих «нулевые балансы» или не представляющих налоговую отчетность; дальнейшее развитие налогового администрирования, и в первую очередь для субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность в приоритетных для данного региона направлениях деятельности; введение системы косвенного контроля, в основу которой положена оценка риска неуплаты налогов и других обязательных платежей; расширение направлений взаимодействия с общественными организациями налогоплательщиков; совершенствование программного обеспечения процедуры камеральных проверок, а также стандартизация процедуры выездных и встречных проверок и др.

Информация о работе Становление и развитие финансового контроля в РБ