Становление и развитие финансового контроля в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 01:40, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение понятия финансового контроля, его видов и методов, а также направлений совершенствования финансового контроля на современном этапе развития.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..4
1. Необходимость, содержание и задачи финансового контроля……...6
2. Организация финансового контроля – виды, формы, методы....……….……….………………………………………………………11
2.1 Организация финансового контроля в Республике Беларусь..11
2.2 Виды и методы финансового контроля….16
2.3 Функции органов, осуществляющих общегосударственный контроль….22
3 Совершенствование финансового контроля на современном этапе экономического развития ……………………………………………………..24
Заключение………………………………………………………………29
Список использованных источников……………………31

Работа состоит из  1 файл

Становление и развитие финансового контроля в РБ.docx

— 54.96 Кб (Скачать документ)

       Использование новых информационных технологий должно стать фактором повышения совершенствования  эффективности государственного финансового  контроля. Информатизация деятельности органов государственной власти и государственного финансового  контроля на основе передовых технологий открывает перспективы повышения  эффективности использования государственных  ресурсов. С появлением новых информационных технологий станет возможным в полной мере обеспечить открытость бюджетов всех уровней, возможность в реальном масштабе времени контролировать расходы  и доходы каждого получателя бюджетных  средств. Наличие оперативной информации о финансово-хозяйственной деятельности всех участников бюджетного процесса будет способствовать предупреждению нарушений финансово-хозяйственной  деятельности. Для формирования единого  информационного пространства необходима информационная совместимость результатов  деятельности контрольных органов, автоматизация учета контрольных  мероприятий и обеспечение обмена соответствующей информацией между  контрольными органами и т.п.

       В целях совершенствования аудиторского контроля особого внимания заслуживает  проблема повышения качества оказываемых  аудиторских услуг. Важное значение в этой связи приобретает разработка дополнительных критериев, характеризующих  деятельность аудиторских организаций  помимо соблюдения действующих правил (стандартов). Кроме того, повышению  качества оказываемых аудиторских  услуг будут способствовать и  такие факторы, как создание методик  оценки ущерба от осуществления некачественного  аудита, упрощение существующей системы  судебного делопроизводства и др. Качество аудиторских услуг тесно  связано с уровнем квалификации аудиторов, повышению которого должна способствовать более эффективная  система их профессиональной подготовки.

       Важным  направлением совершенствования аудиторского контроля в РБ должно стать изменение характера проводимого аудита, который будет заключаться не только в выражении мнения о достоверности отчетности, но и в предоставлении необходимой информации ее пользователям о фактическом финансовом положении субъекта хозяйствования. Для дальнейшего расширения взаимодействия органов государственного финансового контроля и аудиторских организаций необходимо расширенно и более четко формализовать направления возможного сотрудничества, например, в части проведения анализа рационального и эффективного использования организациями государственных финансовых средств и имущества. Наиболее важным моментом является также согласование интересов всех участников рынка аудиторских услуг на базе эффективного механизма его регулирования, который включал бы меры не только административного, но и финансового воздействия, а также учитывал бы систему установленных этических норм, имеющих сегодня в основном декларативный характер.

       В современных условиях своего решения  требует законодательное обеспечение  внутрихозяйственного финансового  контроля, нынешнее состояние которого позволяет говорить лишь о его  создании, а не о развитии. Следует  законодательно закрепить основы функционирования служб внутреннего контроля и  установить основы их взаимодействия с другими органами финансового  контроля. Важным направлением совершенствования  системы внутрихозяйственного контроля являются разработка и реализация наиболее рациональных форм, методов его осуществления, способствующих снижению злоупотреблений  должностных лиц, сохранности и  рациональному использованию финансовых ресурсов, снижению трудоемкости контрольной  работы (например, внедрение бюджетирования, ориентированного на результат).Дальнейшему  развитию и совершенствованию общественного  контроля должно способствовать осуществление  следующих мер: расширение деятельности попечительских советов, создание которых  предусмотрено действующим законодательством; более четкая регламентация отдельных  аспектов деятельности некоммерческих организаций (общественных организаций, партий, союзов и др.), таких как  информирование о результатах своей  деятельности (определение конкретного  перечня средств массовой информации, в которых должны публиковаться  отчеты таких организаций, установление мер ответственности за уклонение  от публикации отчетов); законодательное  обеспечение процедур доступа к  государственным информационным ресурсам, исключая информацию с ограниченным доступом, как важнейшую основу осуществления  общественного контроля за деятельностью  органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных, политических и иных организаций; обеспечение  возможности участия общественности в проведении конкретных контрольных  действий (например, инвентаризации товарно-материальных ценностей и денежных средств).

Заключение

 
 

       Системность контроля достигается комбинированным  использованием его различных видов: логического и математического, документального и фактического. Источниками информации для документального  контроля служат: первичные документы, регистры бухгалтерского учета; бухгалтерская, статистическая и оперативно-техническая  отчетность, нормативная, проектно-конструкторская, технологическая и другая документация. Среди форм финансового контроля выделяют предварительный, текущий  и последующий контроль.

       Основной  метод финансового контроля - ревизия, то есть наиболее глубокое и полное обследование финансово-хозяйственной  деятельности предприятий, организаций, учреждений с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности.

       В системе государственных институтов следует выделить государственные  органы особой компетенции, которые  выполняют определенные функции  государства, но не входят ни в одну из ветвей власти. К таким органам  относятся Прокуратура, Центральный  банк, казначейство, Центральная избирательная  комиссия и др. В рамках своей  компетенции они используют специфические  формы и методы деятельности. Создание таких органов обусловлено объективной  необходимостью, диктуемой реальными  потребностями государства.

       В Республике Беларусь государственный  контроль обеспечивает Комитет государственного контроля, образованный Президентом  Республики Беларусь. Он контролирует исполнение республиканского бюджета, исполнение нормативных актов Президента, Парламента, Правительства и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые  отношения. В его компетенцию  также входит контроль за расходованием  средств республиканского и местного бюджетов на содержание государственного аппарата, за соблюдением законодательства по вопросам аренды, разгосударствления, приватизации и отчуждения объектов государственной собственности, инвестиционной деятельности и т.д. К органам  особой компетенции относится институт прокурорского надзора в Республике Беларусь.

       Оперативный финансовый контроль в Беларуси осуществляют прежде всего Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам, Национальный банк и Государственный  таможенный комитет Республики Беларусь. Наряду с названными выше органами финансового контроля действуют  специальные структуры, к которым  относятся аудиторские организации, и индивидуальные предприниматели. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованных источников: 

       1. Лемешевский, И. М. Экономическая теория (в трех частях). Ч. 1. Основы. Вводный курс: учеб.пособие для вузов / И. М. Лемешевский. - Минск: ФУАинформ, 2002. - 632 с.

       2. Лемешевский, И. М. Микроэкономика (экономическая теория). Ч. 2. Учебное пособие для вузов / / И. М. Лемешевский. - Минск: ФУАинформ, 2003. - 720 с.

       3. Лемешевский, И. М. Макроэкономика (экономическая теория) Ч. 3. Учебное пособие для вузов / / И. М. Лемешевский. - Минск: ФУАинформ, 2004. - 576 с.

       4. Международные финансы: учеб.пособие / под общ. ред. И. Н. Жук. - Минск: БГЭУ, 2001. - 149 с.

       5. Моляков, Д. С. Финансы предприятий отраслей народного хозяйства / Д. С. Моляков. - Москва: Финансы и статистика, 1996. - 256 с.

       6. Организационная структура государственного управления: курс лекций / Н. Б. Антонова, Л. М. Захарова, Л. С. Вечер. - Минск: Акад. упр. при ПрезидентеРесп. Беларусь, 2005. - 231 с.

       7. Финансы предприятий: учебник / Л. Г. Колпина, Т. Н. Кондратьева, А. А. Лапко; под ред. Л. Г. Колпиной. - 2-е изд. - Минск: Выш. шк., 2004. - 336 с.

       8. Финансы предприятий: учебное пособие / Н. Е. Заяц [и др.]; под общ.ред. Н. Е. Заяц, Т. И. Василевской. - 2-е изд. - Минск: Выш. шк., 2005. - 528 с.

       9. Страховое дело: учеб.пособие/ М. А. Зайцева [и др.]; под. ред. М. А. Зайцевой. - Минск: БГЭУ, 2001. - 286 с.

       10. Теория финансов: учеб.пособие / Н. Е. Заяц [и др.]; под ред. Н. Е. Заяц. - Минск: БГЭУ, 2005. - 351 с.

       11. О бухгалтерском учете и отчетности: Закон Республики Беларусь от 18 октября 1994 г. (в ред. Закона от 25 июня 2001 г.) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2001. - №63. - 2/785; 2004. - № 77. - 2/1027.

       12. О Комитете государственного контроля Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 9 февраля 2000 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2000. - № 18. - 2/144; 2004. -№ 189. – 2/1089; 2006. - № 6. - 2/1177, № 107. - 2/1235

       13. О мерах по усилению ведомственного контроля в Республике Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь от 25 мая 2000 г. № 293 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2002. - № 15. – 1/3449; 2004.-№26.-1/5311.

       14. Об аудиторской деятельности: Закон Республики Беларусь от 8 ноября 1994 г. (в ред. Закона от 18 декабря 2002 г.) // Ведомости верховного Совета Республики Беларусь. - 1994. - № 35. – Ст. 573;  Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2003. – № 2. - 2/913; 2006. - № 107. - 2/1235.

       15.  Банковский кодекс Республики Беларусь от 25 октября 2000 г. (в ред. Кодекса от 17 июля 2006 г.) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2000. - № 106. -2/219; 2006. - № 113. - 2/1243.

       16.  Указ Президента Республики Беларусь № 673 от 15.11.1999 (в ред. от 01.03.2007 № 116) «О некоторых мерах по совершенствованию координации деятельности контролирующих органов Республики Беларусь»

       17. Постановление Министерства финансов РБ № 63 от 16.06.2000 г. (в ред. 25.04.2007 № 64) «Об утверждении Положения о применении к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям мер ответственности за нарушения в области экономических отношений»

       18. Об утверждении Правил ведения кассовых операций в наличной иностранной валюте на территории Республики Беларусь: Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 28 июня 2004 г. № 98 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2004. - № 112. - 8/11261.

 
 

       19. Электронный ресурс Министерства финансов Республики Беларусь [Электрон.ресурс] - Режим доступа: http://www.minfin.gov.by

Информация о работе Становление и развитие финансового контроля в РБ