Становление и развитие международной финансовой системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 20:44, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы – выявить особенности становления мировой финансовой системы.
Основными задачами на пути достижения этой цели являются: дать определение самого понятия международной финансовой системы, проследить ее эволюцию, состояние в настоящее время, и указать основные предпосылки для ее реформирования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Сущность и основные понятия международной финансовой системы 5
1.1. Международная финансовая система: определение 6
1.2. Финансы современного общества 9
1.3. Эволюция мировой валютной системы (МВС) 10
ГЛАВА 2. Экономическая сущность и состояние финансовых рынков....................................................................................................................28
2.1. Финансовые рынки в рыночной экономике ...............................................28
2.2. Место финансового сектора в экономике России ......................................32
2.3. Статистический портрет российских финансовых рынков ……………..34
ГЛАВА 3. Реформирование международной финансовой системы 39
3.1. Причины реформирования МФС 39
3.2. Направления развития Международной финансовой системы 42
3.3. Россия и МВФ: утверждение нового курса 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа - печать!!!.doc

— 359.50 Кб (Скачать документ)

     Капитал и активы всех российских коммерческих банков меньше одного крупного европейского, американского, японского или китайского банка.

     По  данному показателю российская банковская система опережала банки большинства как развитых, так и развивающихся стран.

     По  всем индикаторам банковская система  России очень сильно отстает от развитых стран. В России отношение совокупного  капитала банков к ВВП составляет 6%, а в Германии — 14%, Франции — 22%, Англии — 26%. Отношение активов банков к ВВП — в России — 45%, в Германии — 317%, Франции — 281%, Англии — 398%. Самые крупные по российским стандартам банки (с уставным капиталом в 300 млн руб. и выше) составляют сейчас 21,8% от их общего количества (впрочем, тремя годами раньше этот показатель был немногим более 10%). При этом 300 млн руб. по текущему курсу — это всего немного больше 11 млн долл. США. Остальные же банки в процентном отношении распределились равномерно по группам, наименьший процент составляют банки до 3 млн руб. Конечно, величина уставного капитала не показывает всего потенциала банка (он выражается в величине собственного капитала и общем объеме его ресурсов, включая привлеченные средства), но позволяет составить определенное мнение о «мощи» российских банков.

     Достигнутый уровень развития банковского сектора, несмотря на высокие темпы его  роста, не соответствует и потребностям российской экономики. Подавляющее  число крупных и средних предприятий вынуждены развиваться за счет собственных средств, не имея возможности получить банковский кредит.

     Доля  кредитов, предоставляемых российскими  банками предприятиям малого бизнеса, составляет около 2% от ВВП. В результате спрос на кредиты этих предприятий  удовлетворяется не более чем на 10%. Основная часть выданных кредитов (42,1% от общего объема) предприятиям малого бизнеса характеризуется краткосрочностью (от 6 месяцев до 1 года).

     В сферу банковского обслуживания не включена большая часть населения. По оценкам экспертов, в России банковские счета имеют только 25% граждан, в то время как в западноевропейских странах банковскими счетами пользуется все взрослое население.

     Особо остро вопрос о развитии банковских услуг стоит в регионах.

Пропорции в размещении кредитов по отраслям, срокам, видам между предприятиями и населением нарушены. Наибольшая доля кредитов сосредоточена на обслуживании торгового и посреднического капитала. На начало 2009 г. наибольший удельный вес в совокупных кредитных вложениях (29,8%) имели организации оптовой и розничной торговли, на предприятия обрабатывающих отраслей приходилось 20,2% от общего объема ссудной задолженности. Промышленность, на долю которой приходится бoльшая часть создаваемого валового продукта, получала меньшую часть банковских кредитов. Долгосрочные кредиты (сроком свыше трех лет) в последние годы занимали незначительный удельный вес (в пределах 8%). При этом кредит как источник формирования оборотного капитала предприятий был менее 30%.

     Еще более заметны диспропорции в  кредитовании населения. Доля кредитов населению в совокупных кредитных вложениях банковского сектора составляла 18,4%, что существенно ниже мировой банковской практики, где объемы кредитов юридическим и физическим лицам примерно равны.

     Правда, объем кредитных вложений банков за последние годы значительно вырос. За 2008–2009 гг. объем кредитов и прочих размещенных средств юридическим лицам увеличился, соответственно, на 38,1% и 47,7%, а населению — в 1,9 и 1,8 раза22, что позволяет зачастую утверждать, что в России происходит «кредитный бум».

  Если банковский сектор в России возник на базе существовавших ранее государственных банков, то рынок ценных бумаг создавался «с нуля». За 15 лет своего развития (фактически с 1991 г.) он превратился в крупнейший рынок стран Центральной и Восточной Европы, а по абсолютной капитализации акций Россия в 2009 г. вышла на второе место среди развивающихся рынков после КНР, обогнав Южную Корею, Бразилию и Индию. К концу 2009 г. по абсолютной величине капитализации акций Россия практически сравнялась с такими развитыми странами, как Италия и Испания (табл. 1). В 2009 г. по соотношению капитализация ВВП (100%) Россия вышла на средний уровень развитых стран, опередив многие из них.

 

ГЛАВА 3. Реформирование международной финансовой системы

    3.1. Причины реформирования МФС

    Проблемы укрепления международной финансовой системы (МФС) стали широко обсуждаться после мексиканского кризиса конца 1994 г. Ежегодный саммит лидеров стран группы G-7, проведенный в 1995 г. в Галифаксе, послужил стимулом для развития исследований по ряду направлений. Среди них важная роль отводилась изучению способов организованного разрешения финансовых кризисов. Из представителей центральных банков и министерств финансов стран G-10 (G-7 + Бельгия, Голландия, Швеция и Швейцария) была сформирована рабочая группа, которая к маю 1996 г. подготовила соответствующий доклад. В нем было отмечено, что ни страны-заемщики, ни кредиторы не смогут избежать негативных последствий кризиса. Доклад призывал к совершенствованию рыночно ориентированных процедур разрешения долговых проблем государства и частного сектора, находящихся в условиях кризиса. Было предложено внести определенные изменения в договоры купли-продажи облигаций для обеспечения взаимодействия и сотрудничества владельцев облигаций в период реструктуризации условий их выпуска эмитентом (государством или частными корпорациями), испытывающим финансовые трудности. В докладе была высказана идея расширения возможностей МВФ по применению политики "кредитования в условиях задолженности". Начавшийся процесс укрепления финансовой системы проявился в следующем:

  • развитие международных стандартов публичного раскрытия экономической информации;
  • создание международных стандартов банковского надзора;
  • расширение финансовых возможностей МВФ;
  • создание в МВФ нового механизма кредитования, , призванного помочь членам фонда справляться с неожиданным и разрушительным влиянием потери доверия инвесторов.

    В ноябре 1997 г. на проводившейся в Ванкувере  встрече лидеров стран азиатско-тихоокеанского региона был поднят вопрос о более  детальном обсуждении причин кризиса на развивающихся рынках. В апреле 1998 г. из стран, игравших системную роль в мировой финансовой системе, была образована группа G-22. Представители входивших в нее стран сформировали три рабочие группы для выработки предложений по следующим направлениям: повышение прозрачности и степени ответственности; укрепление национальных финансовых систем; стимулирование распределения бремени расходов по выходу из кризиса между государственным и частным сектором.

    Перечислим основные причины реформирования Международной финансовой системы:

    - Глобализация мировой экономики, способствовавшая возникновению нового класса международных инвесторов, одновременно действующих на нескольких развивающихся рынках и способных дестабилизировать финансовую ситуацию в странах, где осуществляются инвестиции.

    - Резкое несоответствие между высоким уровнем развития международного финансового рынка и отсутствием надлежащей институциональной структуры его регулирования.

    - Возросшие опасения углубления мирового спада, грозящие серьезными последствиями в случае неадекватного регулирования международной финансовой системы.

    - Устойчивая повторяемость финансовых и валютных кризисов в последние 2 года, повышение их глубины и интенсивности. Массовый рост негативных социальных последствий кризисов, проявляющийся в увеличении безработицы и уровня бедности.

    - Увеличение численности офшорных финансовых центров, снижающих эффективность государственного регулирования финансовых рынков развивающихся стран.

    - Слабость финансового сектора в странах с развивающимися рынками, ярко проявившаяся в ходе последних кризисов. Непропорциональное использование государственных средств при решении проблем частного сектора.

    - Ограниченные возможности международных институтов в оказании финансовой поддержки развивающимся странам по сравнению с размерами потока частного капитала. Неспособность международных организаций противостоять повторяющимся кризисам и ограничивать сферу их распространения. Неэффективная процедура предоставления средств международными институтами в условиях быстро развивающегося кризиса.

    -Углубление конфликтов интересов, возникающих в результате воплощения программ финансирования МВФ и других международных институтов, и негативно влияющих на поведение частных инвесторов и заемщиков в ходе финансовых кризисов.

    - Резкое увеличение количества инвестиционных институтов, финансовых инструментов и объема операций на финансовых рынках, особенно на рынке долговых обязательств, затрудняющее взаимодействие инвесторов в ходе преодоления кризисов. Масштабы и диверсифицированность инвестиционных вложений в странах с развивающимися рынками, обусловившие ускорение распространения кризисов. Массовое развитие операций, в том числе спекулятивных, с производными ценными бумагами (деривативами), отражаемых на внебалансовых счетах и затрудняющих оценку принимаемых финансовыми институтами рисков.

    3.2. Направления развития Международной финансовой системы

    Основные направления реформирования и развития МФС:

    Регулирование финансовых рынков и инвестиционных институтов

    - Укрепление финансовой системы путем выработки и распространения международных принципов и стандартов регулирования и надзора за банковской системой, фондовым рынком и различными финансовыми институтами.

    - Укрепление финансовой инфраструктуры через принятие более универсальных стандартов аудита, бухучета, процедур банкротства, платежных систем, определение путей укрепления пруденциального надзора как в развивающихся, так и в развитых странах;

    - Создание механизмов рыночного регулирования рынка деривативов и инвестиционной деятельности с активным использованием заемных ресурсов;

    Экономическая политика

    - Введение адекватного валютного режима в странах с развивающимися рынками, выработка способов контроля за движением международного капитала;

    - Повышение эффективности механизмов государственной поддержки частного сектора и распределения социальных выплат;

    - Поиск путей минимизации потерь населения в результате кризисов и разработка политики, которая бы лучше защищала наиболее уязвимые слои населения;

    - Расширение прозрачности в частном и государственном секторе и в деятельности международных финансовых институтов.

    Деятельность  международных финансовых институтов

    - Реформирование системы международного финансирования;

    - Улучшение механизмов разрешения кризисов и разработка путей вовлечения частного сектора в прогнозирование финансовых кризисов и их преодоление;

    - Усиление надзора со стороны МВФ за политикой, проводимой странами-участницами, особенно в финансовом секторе и в области движения капитала;

    - Повышение эффективности макроэкономической политики на межнациональном уровне. [17]

    3.3. Россия и МВФ: утверждение нового курса

    Россия  не будет пользоваться правом на получение  льготного кредита МВФ, заявил премьер-министр  Владимир Путин на президиуме правительства, прошедшего 4 сентября 2009. Всего страна могла рассчитывать на получение 8,840 млрд долларов. Более того, Россия намерена отказаться от денежных вливаний в программу специальных прав заимствований (SDR), на основе которых ранее предлагалось создать международную валюту, альтернативную доллару США.

    «Давайте  так договоримся. Мы этими ресурсами (правом на получение льготного кредита  в МВФ) пользоваться не будем, но выступать  в качестве донора тоже не планируем», − заявил премьер-министр Владимир Путин, выступая на президиуме правительства в четверг, сообщает «Интерфакс».

    «Было бы странно накачивать программу SDR, несмотря на то что у нас самих  будет расти процент бюджетного дефицита по отношению к ВВП»

    Вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин в ходе президиума правительства заявил, что по программе эмиссии SDR (специальных прав заимствований), Россия могла рассчитывать на получение льготного кредита в МВФ на общую сумму 8,840 млрд долларов.

    SDR используется в качестве единицы расчетов МВФ с другими международными организациями. Стоимость SDR определяется на основе корзины 4 мировых валют: доллара США, евро, фунта стерлингов и иены. SDR распределены между странами в соответствии с их квотами в фонде. Фактически SDR − это записи на счетах акционеров в МВФ. Страны в случае необходимости могут бесплатно получать у фонда валютные средства, эквивалентные объему SDR на своих счетах.

Информация о работе Становление и развитие международной финансовой системы