Становление и развитие международной финансовой системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 20:44, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы – выявить особенности становления мировой финансовой системы.
Основными задачами на пути достижения этой цели являются: дать определение самого понятия международной финансовой системы, проследить ее эволюцию, состояние в настоящее время, и указать основные предпосылки для ее реформирования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Сущность и основные понятия международной финансовой системы 5
1.1. Международная финансовая система: определение 6
1.2. Финансы современного общества 9
1.3. Эволюция мировой валютной системы (МВС) 10
ГЛАВА 2. Экономическая сущность и состояние финансовых рынков....................................................................................................................28
2.1. Финансовые рынки в рыночной экономике ...............................................28
2.2. Место финансового сектора в экономике России ......................................32
2.3. Статистический портрет российских финансовых рынков ……………..34
ГЛАВА 3. Реформирование международной финансовой системы 39
3.1. Причины реформирования МФС 39
3.2. Направления развития Международной финансовой системы 42
3.3. Россия и МВФ: утверждение нового курса 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа - печать!!!.doc

— 359.50 Кб (Скачать документ)

    Напомним, решение об общем распределении SDR на 250 млрд долларов среди 186 стран  было принято в апреле на саммите G20 в Лондоне в рамках антикризисного плана на 1,1 трлн долларов. Это должно поддержать международные резервы стран − акционеров и обеспечить дополнительную ликвидность мировой экономике. Все SDR будут распределены между акционерами в соответствии с размером их квот.

    Взносы  стран − членов фонда или «квоты участия» составляют большую часть  финансирования МВФ. Каждое государство  получает свою квоту в зависимости  от доли в мировой экономике, правда последнее время быстро развивающиеся  страны − прежде всего, Китай − требуют увеличить их квоты. Доля страны определяет ее максимальное финансовое обязательство перед МВФ и право на участие в голосовании, а также на основе квоты определяется доступ к финансам фонда. В прошлом году Россия перечислила в Фонд 670 млн долларов.

    России  предоставлено право воспользоваться  суммой в размере 4,407 млрд SDR. В переводе на американскую валюту это 6,870 млрд долларов.

    Более того, между странами − акционерами  МВФ, которые вступили в фонд после 1981 года (Россия является членом МВФ с 1 июня 1992 года) и никогда не получали SDR, должно состояться еще одно, специальное их распределение на 21,4 млрд (33 млрд долларов). В результате Россия получит еще 1,26 млрд SDR, что соответствует 1,970 млрд долларов дополнительных прав на кредиты.

    «Это  наша резервная позиция на случай кризиса или ситуации, в которой  потребуется привлечь кредит для  сохранения стабильности российского  платежного баланса», − пояснил  Кудрин.

    «Мы считаем, что у нас нет необходимости  пользоваться этими ресурсами»

    По  мнению экспертов, у России в ближайшее  время нет необходимости пользоваться правом привлечения этого кредита  МВФ.

    «Текущий  дисбаланс казны покрывается  за счет Резервного фонда. Возможно, в  последующие годы в случае хронического бюджетного дефицита и израсходованных резервов страна и прибегнет к своей доле в МВФ, пока же подобной необходимости нет. Что касается отказа премьера выступить в качестве донора, то логика понятна: при 9-процентном дефиците бюджета в этом году и прогнозируемом в следующем свыше 7% «спонсировать» другие страны – непозволительная роскошь. По прогнозам правительства, к концу 2010 году Резервный фонд РФ будет полностью израсходован», − рассказал ВЗГЛЯДу главный аналитик ФГ «Калита-Финанс» Андрей Ганган.

    На  данный момент, для того чтобы покрыть бюджетный дефицит, Россия планирует занимать на внутреннем (гособлигации) и на внешнем (еврооблигации) рынках, подчеркнул начальник аналитического отдела УК «Капитал» Сергей Карыхалин. «Поэтому необходимости в кредитах со стороны МВФ пока нет», − добавил специалист.

    «Отказ  от внешних заимствований дает понять, что ситуация внутри России сейчас достаточно стабильная. Было бы странно  накачивать программу SDR, несмотря на то что у нас самих будет расти  процент бюджетного дефицита по отношению к ВВП», − заявил главный аналитик ИК «ITinvest» Александр Потавин.

    Как сказал Кудрин на президиуме, дефицит  федерального бюджета в 2009 году может  составить 7,8% ВВП. По итогам января-августа  дефицит уже составил 5,9% ВВП.

    По  словам Кудрина, возможность привлекать кредиты МВФ в большей степени нужна странам, находящимся в критической ситуации.

    «Россия не находится в такой ситуации, мы осуществляем плановые мероприятия  антикризисной политики, нам доступны рыночные методы формирования своего бюджета для сохранения его сбалансированности». «Мы считаем, что у нас нет необходимости пользоваться этими ресурсами», − повторил министр финансов.

    Кудрин  также отметил, что в ближайшие  выходные в Лондоне произойдет встреча  министров финансов «двадцатки», на которой будет обсуждаться вопрос о том, какие страны смогут кредитовать страны, находящиеся в сложной ситуации, в обмен на специальные права заимствования.

    «Россия пока не будет участвовать в качестве донора в финансировании в рамках программы SDR, поскольку мы осуществляем серьезный объем поддержки по другим линиям и в других формах», − сказал Кудрин.

    В частности, по его словам, речь идет о предоставлении ресурсов МВФ в  качестве размещения своих золотовалютных резервов на 10 млрд долларов, внесении ресурсов в фонд ЕврАзЭС. Путин также поручил министру финансов в диалоге с руководством МВФ обратить внимание на необходимость поддержки «некоторых наших партнеров по СНГ».

    Кудрин  на это заметил, что кредитная  поддержка стран СНГ «является  нашим серьезным вопросом при обсуждении проблем в МВФ». Он подчеркнул, что Россия поддерживает предоставление МВФ кредитов Украине, Белоруссии, Армении и другим странам СНГ.

    «Мы всегда участвуем в голосовании  и голосуем за предоставление кредитов этим странам. Поэтому мы и впредь будем работать над тем, чтобы ресурсы МВФ и наше взаимодействие с МВФ обеспечили поддержку стран, с которыми мы имеем наиболее тесные связи», − заключил Кудрин.

    Стоит отметить, что отказ России «накачивать SDR» свидетельствует о том, что  наше правительство отказалось от идеи новой валюты на базе этого финансового инструмента. Напомним, что после начала мирового экономического кризиса знаменитый американский инвестор Джордж Сорос предложил именно на основе специальных прав заимствования создать мировую резервную валюту, которая могла бы заменить в этом качестве доллар США. Планировалось также расширить базовую валютную корзину.

    За  эту идею ухватился Китай. Россия эту идею поддержала. В конце марта  президент России Дмитрий Медведев в ходе встречи с министрами финансов стран СНГ заявил, что система мировых резервных валют нуждается в радикальном изменении.

    «По этому поводу существует дискуссия. Ряд наших партнеров придерживаются точки зрения, что в этой сфере  все в порядке, что достаточно немного укрепить базовые мировые валюты, в том числе доллар, чтобы наступили спокойствие и порядок. Мы придерживаемся другой точки зрения», − заявил Медведев.

    По  его словам, Россия «считает, что  мировой финансовый кризис связан с  определенными проблемами в функционировании мировых резервных валют». Говоря о повышении статуса SDR, президент отметил, что эта тема «безусловно, может стать актуальной в самом ближайшем будущем».

    Однако  теперь, видимо, Россия не только отказывается от участия в программе SDR, но и  прощается с идеей создания мировой валюты на базе специальных прав заимствования. По мнению аналитиков, перспектив у этого проекта немного.

    «Идея единой наднациональной валюты на базе расчетной единицы МВФ немного  поутихла. Главный сторонник нашей  страны в этом вопросе – Китай − видимо, решил пойти по-другому, более эволюционному пути, подготавливая почву для создания региональной резервной валюты. В одиночку же России продвигать подобные идеи бессмысленно. Поэтому вряд ли на нынешнем саммите министров финансов и глав Центробанков G20 вопрос о новой резервной валюте будет затронут», − считает Андрей Ганган. 
 
 
 
 
 
 
 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    По  определению, мировая финансовая система - это совокупность международных  финансовых отношений. По природе своей  финансовые отношения между государствами являются распределительными, причем распределение стоимости осуществляется прежде всего по субъектам. Субъекты формируют денежные фонды целевого назначения в зависимости от того, какую роль они играют в общественном производстве государства: являются ли непосредственными его участниками, организуют ли страховую защиту или осуществляют государственное регулирование.

    В итоге курсовой работы можно сказать  о том, что Россия является полноправным членом практически всех международных  и межгосударственных финансовых институтов, пользуется их займами и вносит свои вклады. Эти финансовые институты играют важную роль в развитии экономики России. 

    Целями  деятельности всех без исключения международных  финансовых институтов являются оказание помощи странам в укреплении и поддержании основных условий, которые необходимы для привлечения частных инвестиций и поддержания их на должном уровне. В 2003 финансовом году оказание помощи Всемирным Банком развивающимся странам осуществлялось по следующим направлениям: ускоренное облегчение бремени задолженности; помощь в борьбе с ВИЧ/СПИДом; многосторонняя поддержка программ сокращения бедности; повышение эффективности деятельности в области развития.

    Хотелось  бы надеяться, что основываясь на принципах консолидации, распределения, обмена, взаимоучастия, взаимоподдержки, благотворительности и других, мировая финансовая система будет иметь уверенность и прочную основу для развития и стабильности. Однако современное состояние мировой финансовой системы подтверждает обратное. Развивающийся и углубляющийся в настоящее время мировой финансовый кризис, заставил правительства многих стран задуматься о целесообразности пересмотра мировой финансовой системы в целом и о главенстве в ней американской валюты – доллара.

    Так президент Российской федерации  Дмитрий Медведев раскритиковал  международную финансовую систему. Вот какое заявление на совместной пресс-конференции с канцлером Германии Ангелой Меркель сделал президент России Дмитрий Медведев:

    Международные организации не справляются с поддержанием стабильности и безопасности в мире. Об этом говорят недавние события на Кавказе и финансовый кризис. "Та система, которая сложилась, она сегодня не выполняет никаких задач по поддержанию международной финансовой системы в сбалансированном состоянии и не гарантирует нам, что то или иное государство не примет решение, которое впоследствии в результате такой цепной реакции не отразится на международных финансовых связях", - отметил российский лидер.

            Медведев подчеркнул, что формирование новой мировой финансовой системы, которая сможет противостоять кризисам, невозможно только в формате Большой восьмерки, без участия других ключевых игроков.

    В данной курсовой работе было рассмотрено само понятие и сущность международной финансовой системы, её составляющие, проследили историю становления и развития мировых экономических отношений на разных  этапах, увидели причины изменений МФС, а также перспективы ее реформирования и развития. Таким образом, можно считать задачи выполненными, а цель достигнутой.

    СПИСОК   ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 18 июля 2009 г. N 190-ФЗ "О кредитной кооперации"
  2. Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" от 10.12.2003 N 173-ФЗ
  3. Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" (О РЦБ) от 22.04.1996 N 39-ФЗ
  4. Виплош Ч.,  Макроэкономика. Европейский текст. С.-П, 2005 г,с 119
  5. И грянул гром (Уроки экономического кризиса)/ И. Шевченко// Управление персоналом, 2008 г,№21, с 15 -19,
  6. Макроэкономический анализ фондового рынка в исследовании причин мирового финансового кризиса/ И.А. Николаев// Финансовые и  бухгалтерские консультации № 11,2008, с 28-35,
  7. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения» под ред. Л.Н. Красавиной, М, 2006 г,
  8. Меры противодействия мировому финансовому кризису/ А.В.Улюкаев// Деньги и кредит, 2008,№10, с 3- 4,
  9. Минаков И.А., Экономическая география и регионалистика, М, 2007, с 85-86,
  10. Мировая экономика  под ред. А.С. Булатова М, 2003, с 339-351,
  11. Основы международных валютно-финансовых и кредитных отношений» под редакцией Круглова В.В.  г. Москва, 2007 г.
  12. Перская  В.В., Глобализация и государство, М, 2005 г, с 40-54,
  13. Правосознание и социальное сознание в контексте глобального экологического кризиса/ Е.А. Шишкина//Правовая политика и правовая жизнь №3, 2007, с 74-81
  14. Проблемы нестабильности денежной системы в мире/ М.Юрицына// актуальные аспекты развития современного общества; Орел, 2007г, С 189-191,
  15. Румянцева Е.Е, Новая экономическая энциклопедия, М, 2006 г, с 446
  16. Смитиенко Б.М., международные экономические отношения, М,2005 г, с234-260
  17. Справочная база «Консультант плюс»: Правовые ресурсыФедеральные законы и кодексы Российской Федерации (РФ).
  18. Федякина Л.Н. Международные финансовые отношения, С-П., 2004 г, с 254
  19. Финансы, налоги и кредит под ред. Мацкуляка И.Д.,М, 2007,с 625-659
  20. Хасбулатов Р.И.,   Мировая экономика г. Москва, 2004 г, с 125-137

Информация о работе Становление и развитие международной финансовой системы