Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2011 в 10:51, курсовая работа
Цель исследования – рассмотреть сущность страхования банковских рисков и их особенности в банковской сфере.
Задачи, решаемые в ходе работы:
рассмотреть управление банковскими рисками и их классификация в банковской сфере;
определить влияние страхования банковских рисков на развитие банковской системы;
охарактеризовать цели и особенности их организации в банковской сфере;
рассмотреть развитие страхования банковских рисков в современных условиях;
проанализировать необходимость страхования банковских рисков в кредитной системе Российской Федерации в современных условиях.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ БАНКОВСКИХ РИСКОВ…………………….5
Управление банковскими рисками и их классификация…………….5
Влияние страхования банковских рисков на развитие банковской системы……………………………………………………………………………...11
СУЩНОСТЬ СТРАХОВЫХ РИСКОВ И ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ В БАНКОВСКОЙ СФЕРЕ ……………………………..14
Цели и организация страхования банковских рисков……………….14
Развитие страхования банковских рисков в современных условиях..17
3 НЕОБХОДИМОСТЬ СТРАХОВАНИЯ БАНКОВСКИХ РИСКОВ В КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ………………………………………………………………………...20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..26
ПРИЛОЖЕНИЕ
На базе такого критерия, как технология управления рисками система управления банковскими рисками может быть описана как совокупность следующих элементов: выбор стратегии деятельности банка, способствующей минимизации рисков; система отслеживания рисков; механизм защиты банка от рисков.
Выбор стратегии работы банка осуществляется на основе изучения рынка банковских услуг и отдельных его сегментов. К числу наиболее рисковых стратегий относятся, как известно, стратегия лидера эта стратегия, связанная с продажей новых услуг на новом рынке. Рисковость этих стратегий сглаживается, если банк на других сегментах рынка продолжает работать со старой клиентурой, предлагая ей отработанный пакет услуг. Относительно рискованна и стратегия работы с VIP-клиентами, предполагающая индивидуализацию услуг.
Наконец, в аспекте организации процесса управления рисками рассматриваемая система предполагает выделение следующих элементов управления:
• субъекты управления;
• идентификация риска;
• оценка степени риска;
• мониторинг риска.
Все элементы этого описания системы управления банковскими рисками, как и предыдущего, представляют собой различное сочетание приемов, способов и методов работы персонала банка. Остановимся подробнее на отдельных элементах данного построения системы.
Субъекты управления банковскими рисками зависят от размеров и структуры банка. Но общим для всех банков является то, что к их числу можно отнести:
• руководство банка, отвечающее за стратегию и тактику банка, направленные на рост прибыли при допустимом уровне рисков;
• комитеты, принимающие решения о степени определенных видов фундаментальных рисков, которые может принять на себя банк;
• подразделение банка, занимающееся планированием его деятельности;
• функциональные подразделения, отвечающие за коммерческие риски, связанные с направлениями деятельности, этих подразделений;
• аналитические подразделения, предоставляющие информацию для принятия решений по банковским рискам;
• службы внутреннего аудита и контроля, способствующие минимизации операционных рисков и выявлению критических показателей, сигнализирующих о возможности возникновения рисковой ситуации;
• юридический отдел, контролирующий правовые риски.
Идентификация риска заключается в выявлении областей (зон) риска. Последние специфичны для различных видов риска.
Для идентификации риска, как и других элементов системы управления им, большое значение имеет хорошая информационная база, складывающаяся из сбора и обработки соответствующей информации. Дело в том, что отсутствие соответствующей информации — важный фактор любого риска.
Для оценки степени риска используется качественный и количественный анализ.
Качественный анализ — это анализ источников и потенциальных зон риска, определяемых его факторами. Поэтому качественный анализ опирается на четкое выделение факторов, перечень которых специфичен для каждого вида банковского риска.
Количественный анализ риска преследует цель численно определить, т.е. формализовать степень риска.
Регулирование
представляет собой совокупность методов,
направленных на защиту банка от риска.
В условиях широты сферы банковской деятельности
и многообразия банковских продуктов
и услуг, важно осуществить их классификацию.
В зависимости от определенных критериев
ее можно представить следующим образом
(см Приложение 1)
К методам регулирования риска можно отнести:
• создание резервов на покрытие убытков в соответствии с видами операций банка, порядок использования этих резервов;
• порядок покрытия потерь собственным капиталом банка;
• определение шкалы различных типов маржи (процентной, залоговой
и т.д.), основанной на степени риска;
• контроль за качеством кредитного портфеля;
• отслеживание критических показателей в разрезе видов риска;
• диверсификация операций с учетом факторов риска;
• операции с производными финансовыми инструментами;
• мотивацию бизнесподразделений и персонала, связанного с
рисковыми операциями банка
• ценообразование (процентные ставки, комиссии) с учетом риска
• установление лимитов на рисковые операции;
• продажа активов;
• хеджирование индивидуальных рисков.
С позиции целей управления рисками в банковской деятельности важно выделять факторы, от которых зависят риски, В основном выделяются внешние и внутренние риски. В каждом отдельном случае соотношение между ними может оказаться различным. Считается, что во время дефолта 1998 г. их влияние на состояние российского банковского сектора было одинаково сильным (50 на 50). Для отдельных банков влияние внутренних факторов, прежде всего связанных с качеством управления банковской деятельностью, оказалось более значимым. Несколько сотен российских кредитных учреждений сошли со сцены. Из 30 самых крупных российских банков в результате дефолта продолжили дальнейшее существование только 12 кредитных организаций.
Кроме того, анализ системы банковских рисков и выстраивание системы их страхования позволит существенно расширить возможности использование института страхования для защиты интересов кредиторов в сделках и отношениях разного рода, а не только в банковских.
Таким образом, при планировании продолжительной деятельности нельзя ограничиваться только близким (или не очень отдаленным) будущим. Но близкое будущее более прогнозируемо, чем будущее отдаленное. Поэтому, с одной стороны, следует позаботиться о том, чтобы в близком будущем не было неприятностей. С другой стороны, близкое состояние должно быть хорошим не только само по себе, но и постольку, поскольку оно оставляет возможности для дальнейшего существования и развития.
Какая отрасль крупного и среднего бизнеса представляется на сегодняшний день наиболее перспективной с точки зрения клиентской базы? Большинство страховщиков называют такой отраслью банковский сектор.
По
составу и характеристикам
Иное дело - банки. Многие риски в таких организациях являются нестрахуемыми. Они отражают саму суть деятельности такой организации. Рыночными, кредитными рисками и рисками ликвидности управляют другими способами, отличными от классического страхования.
Однако это вовсе не значит, что банки не могут рассчитывать на страховую защиту. Имущество банка, даже такое специфичное, как хранилища, сейфы, ценные средства при перевозке, и ответственность руководителей и сотрудников вполне могут быть застрахованы по классическим программам.
Кроме того, существуют различные специальные продукты. К сожалению, в России они пока не распространены. Претензии со стороны банков - страховщики не могут предложить необходимые услуги. Претензии со стороны страховых компаний - банки информационно непрозрачны и не горят желанием страховаться. В результате охват банков программами, иными, чем страхование залогового имущества и добровольное медицинское страхование сотрудников, чрезвычайно низкий.
Еще одна причина - недостаточно развитая страховая культура, даже у такой, казалось бы, продвинутой аудитории, как банкиры. Многие страховщики отмечают, что банки часто экономят на страховке - даже если понимают ее необходимость. Пока крупный страховой случай не произошел, такая политика кажется оправданной. Но потом всю экономию может запросто «съесть» крупный убыток. Придется учиться на своих ошибках. Будет опыт убытков - будет и желание страховаться.
Пока же страхуют в основном залоги. Ни для кого не секрет, что залоговое страхование в подавляющем большинстве случаев осуществляется в обмен на размещение в банке-клиенте средств на депозите. После выхода 254-й инструкции Банка России, которая, собственно, рекомендовала страховать залоги, страховщики получили хороший бизнес, а банки - послабления с точки зрения формирования резервов под выданные кредиты и доступ к средствам страховщиков. Именно после выхода этой инструкции резко выросла доля банковских инструментов в активах страховых компаний. Жертвуя доходностью инвестиций, страховщики компенсировали альтернативные издержки низкорентабельного размещения резервов за счет роста поступлений по низкоубыточному виду страхования.
Сейчас
обсуждается вопрос о нормативном
закреплении необходимости
Полноценная страховая защита необходима банкам - ведь это существенная часть эффективной системы управления рисками.
Проблема
управления банковскими рисками
сегодня актуальна для
В
последние годы совершенствование
банковского бизнеса объективно
привело к необходимости
В
этой связи логично было бы рассмотреть
возможность использования
Однако, это умозаключение не является в достаточной степени очевидным ни для банков, ни для страховщиков. При этом зачастую банки и страховщики не понимают не только специфических особенностей, но даже и правовых границ деятельности друг друга. Естественно, что, «разговаривая каждый на своем языке», стороны не способны правильно выстроить полноценные бизнес-отношения.
Следует исходить из того, что понимание термина «банковские риски», которое определено в инструктивных документах Банка России и соответственно является определяющим для использования банками, зачастую не может быть напрямую истолковано не только с точки зрения современного этапа развития практики страхования в России, но и в терминах действующего страхового законодательства.