Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 12:23, курсовая работа
Цель данной курсовой работы: выявить проблемы развития страхования в России Поставленная цель обусловила необходимость решения ряда взаимосвязанных задач:
выяснить что такое страхование, какова его сущность
выявить проблемы страхования, и развития страхового рынка в России
выполнить общий анализ страхования, включаюший в себя анализ страхового рынка, анализ законодательно-нормативной базы РФ, анализ видов страхования
обозначить направления по совершенствованию страховой деятельности в России
Введение……………………………………………………….…………………………3
ГЛАВА1:Теоретические основы страхования, как элемента финансовой системы……………………………………………………………………………….…..5
1.1.Понятие, сущность страхования, его место в финансовой системе…………....5
1.2.Виды страхования………………………………………………………………….7
1.3.Рынок страховых услуг…………………………………………………………..10
ГЛАВА 2:Анализ страхования в РФ…………..………………………………………14
2.1.Анализ страхового рынка РФ……………………………………………………14
2.2.Анализ законодательно - нормативной базы…………………………………...17
2.3.Анализ личного страхования…………………………………………………….20
ГЛАВА 3:Направления по совершенствованию страхования в РФ………………...24
Заключение……………………………………………………………………………...33
Список используемой литературы………………………………………………….....36
Виды страхования, используемые в Российской Федерации, подразумевают заключение договоров в двух основных формах: добровольное и обязательное страхование. Если первое осуществляется по доброй воле сторон, то второе – в силу существующего законодательства.
Таким
образом, видов страхования немало.
Даже похожие договоры могут включать
различные случаи, что совершенно
изменит и стоимость, и случаи
действия полиса. Очевидно, что выбирать
страховые случаи следует в зависимости
от специфики вашей деятельности,
от требований и цели заключения такого
договора, а стоимость его при
этом будет варьироваться, согласно
и условиям эксплуатации имущества,
и его состоянию.
1.3.Рынок страховых услуг
Страховой
рынок — составная часть
Каждый страховой продукт соотносится с конкретным объектом страхования (то, что страхуется), определяет причины страхования (страховой риск), его стоимость (страховую сумму), цену (страховой тариф), условия денежных платежей (расчетов) в предвидении тех событий, от которых последний страхуется. Свидетельством (сертификатом) страхового продукта служит документ, называемый страховым полисом. Полис подтверждает факт заключенного договора страхования (купли-продажи страхового продукта), который всегда предметен, адресован участникам страхования, содержит основные количественные параметры сделки, является юридическим документом. Специфика страхового продукта (его видимая сторона) в том, что страховой взнос всегда меньше страховой суммы. Такое соотношение обеспечивает рыночную привлекательность страховых продуктов и соответствующий спрос на них. Видимая выгода от покупки страхового продукта налицо. Но она не означает потери продавца, так как число полисов (покупателей) обычно больше, чем число
страховых случаев. В силу этого продавец (страховщик) не несет потерь, если цена страхового продут определена правильно. Можно предположить, что страхование — это своеобразная «игра» между покупателями и продавцами страховых продуктов, т.е. страхователями и страховщиками. Суммарная величина «выигрышей» и «проигрышей» в этой игре должна быть сведена к нулю (теоретически). Страховщиком устанавливается определенные соотношения между платежами страхователей и страховщика, возникающими по поводу купли-продажи страхового продукта, т.е. определяют цену страхового продукта (тариф). Уровень тарифа должен быть достаточно низок, чтобы обеспечить сбыт данного страхового продукта, но и в то же время достаточно высок, чтобы покрыть расходы страховщика на выплату возмещений и содержание аппарата, а также обеспечить необходимую прибыль. Эта противоречивая задача решается на основе
использования вероятностных расчетов. Тариф, с одной стороны, заключает в себе величину страхового риска (и следовательно, определяет его цену). С другой — представляется некоторой средней величиной. Между тем страховые события действуют «не в среднем», а избирательно, адресно. Данное противоречие решается путем соответствующей дифференциации цен страхового продукта по категориям его покупателей, с учетом их индивидуальных рисков.[5,с.275]
Другими словами, в процедуру купли-продажи страховых продуктов вводится система скидок и накидок, при которой учитываются индивидуальные особенности страхователей и которая одновременно заинтересовывает и даже вынуждает страхователя к бережному отношению к застрахованному объекту, т.е. минимизации страхового риска. Таким образом, стоимость и цена страхования как количественные характеристики страхового продукта — вполне конкурентные величины. Необходимость продать страховой продукт вынуждает страховщика к совершенствованию страховых продуктов, снижению цен на них. Необходимость получить прибыль, наоборот, требует повышения цен. Отсюда страховой рынок регулируется спросом и предложением на страховые продукты, за исключением тех случаев, когда страхование объектов (субъектов) осуществляется в обязательном порядке (т.е. по закону).
Место страхового рынка обусловлено двумя обстоятельствами. С одной стороны, существует объективная потребность в страховой защите, что и приводит к образованию страхового рынка в социально-экономической системе общества. С другой стороны, денежная форма организации страхового фонда обеспечения страховой защиты связывает этот рынок с общим финансовым рынком.
Страхование возникло и развивалось как осознанная объективная потребность человека и общества в защите от случайных опасностей. Потребность в страховой защите носит всеобщий характер, она охватывает все фазы общественного воспроизводства, все звенья социально-экономической системы общества, всех хозяйствующих субъектов и все население. Страховой рынок не только способствует развитию общественного воспроизводства, но и активно
воздействует через страховой фонд на финансовые потоки в народном хозяйстве.
Место страхового рынка в финансовой системе обусловлено как ролью различных финансовых институтов в финансировании страховой защиты, так и их значением как объектов размещения инвестиционных ресурсов страховых организаций и обслуживания страховой, инвестиционной и других видов деятельности.
Всеобщность страхования определяет непосредственную связь страхового рынка с финансами предприятий, финансами населения, банковской системой, государственным бюджетом и другими финансовыми институтами, в рамках которых реализуются страховые отношения. В таких отношениях соответствующие финансовые институты выступают как страхователи и потребители страховых продуктов. Специфические отношения складываются между страховым рынком и государственным бюджетом и государственными внебюджетными фондами, что связано с организацией обязательного страхования. Устойчивые финансовые отношения имеет страховой рынок с рынком ценных бумаг, банковской системой, валютным рынком, государственными и региональными финансами, где страховые организации размещают страховые резервы и другие инвестиционные ресурсы. [9,с.195]
Функционирование страхового рынка происходит в рамках финансовой системы как на партнерской основе, так и в условиях конкуренции. Это касается конкурентной борьбы между различными финансовыми институтами за свободные денежные средства населения и хозяйствующих субъектов. Если страховой рынок, например, предлагает страховые продукты по страхованию жизни, то банки — депозиты, фондовый рынок — ценные бумаги и т.д.
Страховой
рынок выполняет ряд
Основная функция страхового рынка — компенсационная функция, благодаря которой существует институт страхования. Содержание функции выражается в обеспечении страховой защиты юридическим и физическим людям в форме возмещения ущерба при наступлении неблагоприятных явлений, которое и было объектом страхования. Накопительная или сберегательная функция обеспечивается страхованием жизни и позволяет накопить в счет заключенного договора страхования заранее обусловленную страховую сумму. Распределительная функция страхового рынка реализует механизм страховой защиты. Сущность функции выражается в формировании и целевом использовании страхового фонда. Формирование страхового фонда реализуется в системе страховых резервов, которые обеспечивают гарантию страховых выплат и стабильность страхования. Предупредительная функция страхового рынка непосредственно не связана с
осуществлением страховой деятельности. Данная функция работает на предупреждение страхового случая и уменьшение ущерба. Реализация предупредительной функции обеспечивается финансированием мероприятий по недопущению или уменьшению негативных последствий несчастных случаев и стихийных бедствий. Соответствующее финансирование осуществляется из фонда предупредительных мероприятий. Осуществление предупредительных функций способствует повышению финансовой устойчивости страховщиков и выступает важным фактором обеспечения бесперебойности процесса общественного воспроизводства. Инвестиционная функция страхового рынка реализуется через размещение временно свободных средств в ценные бумаги, депозиты банков, недвижимость и т.д. С развитием страхового рынка роль инвестиционной функции возрастает. Обращает на себя внимание ряда зарубежных экономистов, определяющих страховые компании как институциональных инвесторов, основной функцией которых в общественном производстве определяется мобилизация
капитала посредством страхования.
Таким
образом страховой рынок представляет
собой сложную развивающуюся интегрированную
систему, к звеньям которой относятся
страховые организации, страхователи,
страховые продукты, страховые посредники,
профессиональные оценщики страховых
рисков и убытков, объединения страховщиков,
объединения страхователей и система
его государственного регулирования.
2.Анализ страхования в РФ
2.1.Анализ страхового рынка РФ
Анализ
текущего состояния и развития страхования
свидетельствует о
Анализ страхового рынка России за 9 месяцев 2010 г.
По данным Федеральной службы страхового надзора (ФССН) , а едином государственном реестре субъектов страхового дела на 30 сентября 2010 года зарегистрированы 647 страховщиков, из них 640 страховых организаций и 7 обществ взаимного страхования.
Обобщены оперативные данные, полученные в электронном виде от 629 страховщиков, 7 не проводили страховые операции, 11 не представили статистическую отчетность по форме № 1-С "Сведения об основных показателях деятельности страховой организации за январь-сентябрь 2010 года" по электронной почте.
- За 9 месяцев 2010 года общая сумма страховых премий и выплат по всем видам страхования составила соответственно 779,35 и 558,23 млрд. руб. или 107,2 и 104,3% по сравнению с аналогичным периодом 2009 года.
- Совокупный объем страховых премий по добровольному страхованию за отчетный период достиг 347,39 млрд. руб., что на 7,4% больше показателя за 9 месяцев 2009г. Совокупные выплаты по добровольному страхованию – 166,18 млрд. руб. (на 0,92% меньше, чем за 9 месяцев 2009 г.).
- Общий объем страховых премий по обязательному страхованию за 9 месяцев 2010г. составил 431,96 млрд. руб. (107,1% к аналогичному показателю за 9 месяцев 2009 г.), общий объем выплат по обязательному страхованию за отчетный период составил соответственно 392,05 млрд. руб. (107,1%).
- Среди видов добровольного страхования наибольший удельный вес имеет страхование имущества, на долю которого приходится 59,7% общего объема премий по добровольному страхованию и 63,8% совокупных выплат (207,38 и 106,07 млрд. руб.). На втором месте по распространенности – личное страхование (кроме страхования жизни) – 28,5% премий и 31,1% выплат (98,98 и 51.72 млрд. руб.).
- Среди видов обязательного страхования наибольшая доля приходится на обязательное медицинское страхование: 82,7% от общего объема страховых премий по обязательному страхованию и 88,5% выплат (357,48 и 347,02 млрд. руб.). На втором месте по распространенности – ОСАГО, удельный вес которого составляет 15,7% совокупного объема премий по обязательному страхованию и 10,2% выплат (67,74 и 40,07 млрд. руб.).
- Среди федеральных округов РФ как по объему страховых премий, так и по объему выплат по всем видам страхования (кроме ОМС) за 9 месяцев 2010г. лидировал Центральный федеральный округ – 237,02 млрд. руб. страховых премий (56,2% от общего объема страховых премий) и 114,46 млрд. руб. выплат (54,2% от общего объема выплат). На втором месте Приволжский федеральный округ – 51,71 млрд. руб. (12,3%) страховых премий и 27,07 млрд. руб. выплат (12,8%). Данные об объемах страховых премий и выплат в разрезе федеральных округов отражены в таблице 2.
- За 9 месяцев 2010г. 50 крупнейшими российскими страховыми компаниями суммарно было собрано 351,37 млрд. руб. страховых премий, кроме ОМС, что составило 83,29% от общего объема страховых премий.
- В пятерку лидеров по объемам собранных страховых премий (взносов), кроме ОМС, вошли следующие страховые компании: РОСГОССТРАХ (Рег. № 977) (54,13 млрд. руб., 12,83% от общего объема страховой премии), СОГАЗ (40,36 млрд. руб., 9,57%), ИНГОССТРАХ (31,31 млрд. руб., 7,42%), РЕСО-ГАРАНТИЯ (26,8 млрд. руб., 6,35%), ВОЕННО-СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ (18,46 млрд. руб., 4,38%). При этом наиболее высокие темпы роста объемов сборов страховых премий среди страховых компаний, вошедших по этому показателю в список 50 крупнейших, за 9 месяцев 2010г. по отношению к 9 месяцам 2009г. были отмечены у СТРАХОВОЙ ГРУППЫ МСК (в 31,78 раза), РОСГОССТРАХ (Рег. № 977) (в 5,4 раза), АЛЬФАСТРАХОВАНИЕ-ЖИЗНЬ (в 3,09 раза). Снизили объемы сборов премий в отчетном периоде РОССИЯ (Рег. № 2) (на 46,69%), РОСГОССТРАХ (Рег. №1) (на 30,68%), ЦЮРИХ (на 23,78%).
- Соотношение объемов выплат и объемов поступлений средств по договорам страхования по 50 крупнейшим страховым компаниям в среднем составило, 52,33%.
- За 9 месяцев 2010г. 50 крупнейшими отечественными страховыми компаниями по договорам страхования было выплачено 188,44 млрд. руб., что составило 89,22% от общего объема выплат.
Информация о работе Страхование, как элемент финансовой системы