Страхование, как элемент финансовой системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 12:23, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы: выявить проблемы развития страхования в России Поставленная цель обусловила необходимость решения ряда взаимосвязанных задач:
выяснить что такое страхование, какова его сущность
выявить проблемы страхования, и развития страхового рынка в России
выполнить общий анализ страхования, включаюший в себя анализ страхового рынка, анализ законодательно-нормативной базы РФ, анализ видов страхования
обозначить направления по совершенствованию страховой деятельности в России

Содержание

Введение……………………………………………………….…………………………3
ГЛАВА1:Теоретические основы страхования, как элемента финансовой системы……………………………………………………………………………….…..5
1.1.Понятие, сущность страхования, его место в финансовой системе…………....5
1.2.Виды страхования………………………………………………………………….7
1.3.Рынок страховых услуг…………………………………………………………..10
ГЛАВА 2:Анализ страхования в РФ…………..………………………………………14
2.1.Анализ страхового рынка РФ……………………………………………………14
2.2.Анализ законодательно - нормативной базы…………………………………...17
2.3.Анализ личного страхования…………………………………………………….20
ГЛАВА 3:Направления по совершенствованию страхования в РФ………………...24
Заключение……………………………………………………………………………...33
Список используемой литературы………………………………………………….....36

Работа состоит из  1 файл

курсовик по финансам.docx

— 71.64 Кб (Скачать документ)

- существующий уровень платежеспособности и спроса граждан и юридических лиц на страховые услуги;

- использование не в полной мере рыночного механизма в области страхования и, в частности, неразвитость обязательного страхования, без чего не может активно развиваться рынок добровольного страхования;

- отсутствие надежных инструментов долгосрочного размещения страховых резервов;

- ограничение конкуренции в некоторых секторах рынка страховых услуг и на территориях, в частности, путем создания аффилированных и уполномоченных страховых организаций;

- отсутствие системы мер по совершенствованию законодательства о налогах и сборах в сфере рынка страховых услуг;

- низкий уровень капитализации страховых организаций, неразвитость национального перестраховочного рынка, приводящие к невозможности страхования крупных рисков без значительного участия иностранных перестраховочных компаний и необоснованному оттоку значительных сумм страховой премии за границу;

- информационная закрытость рынка страховых услуг, создающая проблемы для потенциальных страхователей в выборе устойчивых страховых организаций;

- несовершенство правового и организационного обеспечения государственного страхового надзора.

   Отрицательно  сказываются на состоянии экономики  значительные расходы, связанные с  ликвидацией последствий стихийных  бедствий, аварий и катастроф, покрываемые  за счет бюджетных средств и средств граждан и юридических лиц. Из-за недостатка средств компенсация убытков зачастую происходит избирательно, в результате чего имущественные интересы граждан и юридических лиц в большей части ущемляются. Возрастают также потери от предпринимательских рисков. Не в полной мере отвечают потребностям граждан накопительные виды долгосрочного личного страхования.

   В этих условиях развитие страхового дела должно быть нацелено на разработку и  реализацию мер по удовлетворению потребностей в страховой защите населения, организаций  и государства, способствующих расширению предпринимательской деятельности и аккумулированию долгосрочных инвестиционных ресурсов для развития экономики государства.

   Основными задачами развития страхового дела являются:

- формирование законодательной базы рынка страховых услуг;

- развитие обязательного и добровольного видов страхования;

- создание эффективного механизма государственного регулирования и надзора за страховой деятельностью;

- стимулирование перевода сбережений населения в долгосрочные инвестиции с использованием механизмов долгосрочного страхования жизни;

- поэтапная интеграция национальной системы страхования с международным страховым рынком.

   При существующем уровне платежеспособного  спроса на услуги добровольного страхования  приоритетным является обязательное страхование, которое позволит создать страховую  защиту для потенциально рисковых групп  населения, юридических лиц, а также  значительно снизить затраты  государства на возмещение ущерба пострадавшим в результате стихийных бедствий, аварий и катастроф.

   В целях обеспечения страховых  выплат по обязательному страхованию  могут создаваться централизованные гарантийные фонды (страховые резервы).

   Основа  рынка страховых услуг и резерв его развития — добровольное страхование. Приоритетными направлениями в  развитии добровольного личного  страхования должны стать страхование  жизни и пенсионное страхование.

   Страхование жизни является важной сферой страхового дела, традиционным и постоянным источником значительных инвестиционных ресурсов, способствующих успешному росту  экономики. Демографическая ситуация, характеризующаяся увеличением  доли населения старших возрастных групп, и переход на накопительную  систему в пенсионном страховании, включающую самостоятельное формирование гражданами своего пенсионного фонда, предполагают расширение участия страховых  компаний в осуществлении пенсионного  страхования.

   В целях обеспечения финансовой устойчивости страховых операций по отдельным  видам страхования страховщики  могут объединяться в простые  товарищества. Развитие страхования  жизни ведет не только к специализации  страховщиков, но и к созданию института  актуариев и необходимости законодательного установления основ актуарной деятельности, связанной с расчетами страховых  тарифов, страховых резервов, анализом и прогнозированием инвестиционных программ.

   Необходимо  выработать меры по расширению сферы  и объемов добровольного медицинского страхования и добровольного  страхования от несчастных случаев. Указанные виды страхования должны стать важным элементом «социального пакета», предоставляемого работодателями своим сотрудникам. Это предполагает совершенствование законодательства, регулирующего отношения при осуществлении данных видов страхования, а также законодательства о налогах и сборах.

   Дальнейшее  развитие добровольного медицинского страхования требует формирования правовых основ, учитывающих специфику  данного вида страхования, способствующих совершенствованию норм, регулирующих взаимодействие субъектов медицинского страхования, отражающих особенности  налогообложения операций по медицинскому страхованию.

   Важное  направление развития страхования  — совершенствование системы  обязательного медицинского страхования  граждан в Российской Федерации. В первую очередь необходимо перейти  к страховому принципу в осуществлении  данного вида страхования и иных видов страхования, имеющих социальную направленность и дополняющих системы  обязательного социального страхования  и социального обеспечения.

     В целях повышения емкости рынка  страховых услуг необходимо разработать  меры по стимулированию сострахования и перестрахования.

     Большинство страховщиков не располагают значительными  финансовыми средствами и не могут  осуществлять страхование крупных  рисков, однако, передав часть рисков перестраховщику, страховая компания может гарантировать выполнение своих обязательств перед клиентами. Однако для обеспечения таких  гарантий необходимо выработать законодательные  нормы, устанавливающие лимиты обязательств страховщика, стандартные положения договоров перестрахования, а также определить правила делового оборота российского рынка перестрахования.

     Стимулировать развитие страхования и перестрахования  следует путем создания специализированных страховых объединений, расширения участия российских страховщиков в  международных системах перестрахования  и договорах сострахования, формирования гарантийных фондов и применения иных экономически оправданных мер, направленных на повышение потенциала национальных инвесторов рынка страховых услуг.

     Указанные меры позволят также упорядочить  трансграничное перестрахование и  предотвратить необоснованный отток  валютных средств за границу.

     Необходимо  продолжить дальнейшее совершенствование  налогообложения страховых операций. Режим налогообложения операций по долгосрочному страхованию должен стать стимулом для формирования физическими и юридическими лицами эффективной защиты от наиболее значимых рисков. Эти вопросы следует рассматривать  в русле анализа практики применения Налогового кодекса РФ и положений  бухгалтерского учета в условиях перехода на международные стандарты  бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

     В перспективе перечень социальных налоговых  вычетов должен включать в себя затраты  граждан на страхование наиболее жизненно важных имущественных интересов (связанных с жизнью и здоровьем, владением, пользованием, распоряжением  жилыми помещениями и домашним имуществом).

     Целесообразно расширить перечень расходов организаций  по различным видам страхования ответственности, включаемых в затраты, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций.

     Одна  из приоритетных задач развития национальной системы страхования совершенствование  инвестиционной политики, предусматривающей  выработку и реализацию мер по созданию благоприятного инвестиционного  климата в стране, обеспечивающего  расширение направлений инвестирования средств страховщиков. В целях привлечения инвестиций для развития экономики страны и предоставления страхователям возможности использования надежных форм сохранения их сбережений, вложенных в страхование, целесообразно координировать направления вложений финансовых средств страховых организаций с учетом видов страхования и сроков действия договоров, устанавливать нормативы их вложений, разделять инвестиционные потоки на страхование жизни и иные виды страхования, а также стимулировать долгосрочные инвестиции. [7]

     Порядок размещения средств, полученных в результате осуществления обязательных видов  страхования, а также личного  страхования граждан, должен минимизировать риски их инвестирования. Проблемы развития страхового рынка должны стать  объектом внимания органов, осуществляющих контроль за страховой деятельностью на рынке страховых услуг и антимонопольное регулирование.

     Эффективное функционирование рынка страховых  услуг предполагает создание равных условий деятельности для всех страховых  организаций на территории Российской Федерации, для чего необходимо обеспечить:

- усиление контроля за действиями органов государственной власти всех уровней, ограничивающих конкуренцию на рынке страховых услуг;

- отработку системы проведения открытых конкурсов страховых организаций, привлекаемых для осуществления страхования за счет бюджетных средств;

- мониторинг деятельности страховых организаций, занимающих доминирующее положение и препятствующих доступу на рынок других страховых организаций;

- государственный контроль за концентрацией капитала на рынке страховых услуг;

- совершенствование форм статистического учета и отчетности страховых организаций, в том числе с целью проведения анализа конкурентной среды на федеральном и региональном рынках страховых услуг и определения доминирующего положения страховых организаций на таких рынках.

   Развитие  рынка страховых услуг должно базироваться на принятии решений, предусматривающих прежде всего повышение качества функционирования национальной страховой системы при конкуренции со страховщиками, капитал которых сформирован с участием иностранных инвесторов. Процесс либерализации рынка страховых услуг в среднесрочной перспективе должен основываться на том, что страхование является важнейшим инструментом формирования долгосрочных, наиболее важных для развития российской экономики внутренних инвестиционных ресурсов.

   Либерализация рынка страховых услуг должна быть нацелена на интеграцию российской страховой системы в мировую  страховую систему и создание механизмов, препятствующих оттоку национальных капиталов.

   В среднесрочной перспективе допуск к участию на рынке страховых  услуг должны иметь страховые  организации — резиденты Российской Федерации, подчиняющиеся требованиям  законодательства о страховании. Кроме того, в целях повышения капитализации рынка страховых услуг сферой деятельности российских страховых компаний должен оставаться рынок обязательного страхования (включая государственное), являющийся частью системы страховой зашиты, рынок страхования имущества, связанного с осуществлением поставок или выполнением подрядных работ для государственных нужд, а также имущества государственных и муниципальных организаций. Затем будут приниматься решения о порядке и сроках допуска иностранных организаций к осуществлению отдельных видов обязательного страхования.

   Государственный надзор за страховой деятельностью  в Российской Федерации осуществляется на принципах законности, гласности, организационного единства надзора  и обеспечивает проведение единой государственной  политики в области страхования. В сферу государственного надзора  за страховой деятельностью должны входить разработка планов развития страхового бизнеса, анализ финансового  положения учредителей (акционеров, участников, аффилированных лиц) и их долей в уставном капитале страховой организации, порядок реорганизации и ликвидации страховых организаций, их платежеспособность и финансовая устойчивость. Указанные положения в полной мере отвечают международному опыту и стандартам страхового надзора. [8]

Информация о работе Страхование, как элемент финансовой системы