Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 12:45, курсовая работа
В своей курсовой работе я хочу рассмотреть общие положения расходов федерального бюджета, и их классификацию, проанализировать расходы федерального бюджета за последние годы.
Изучение темы моей курсовой работы актуально тем, что именно эффективное расходование бюджетных средств является гарантом стабильного и динамичного роста экономики страны в целом
Введение
Глава 1 Классификация расходов государственного бюджета
Глава 2. Анализ расходов федерального бюджета РФ за последние годы
2.1 Проблемы финансирования социальных расходов и пути их решения
2.2 Факторы, определяющие динамику расходов
2.3 Анализ проекта бюджета на ближайшие три года
Заключение
Список литературы
Таблица №1 – Расходы федерального бюджета на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов
Расходы федерального бюджета | 2009г | 2010г | 2011г | |||
Сумма, млрд. руб. | Удельный вес,% | Сумма, млрд. руб. | Удельный вес,% | Сумма, млрд. руб. | Удельный вес,% | |
ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВОПРОСЫ | 1 143,28 | 11,24 | 1 172,35 | 9,26 | 1 135,45 | 8,21 |
НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБОРОНА | 712,57 | 7,01 | 734,95 | 5,81 | 806,93 | 5,84 |
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | 756,84 | 7,44 | 833,60 | 6,59 | 888,74 | 6,43 |
НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА | 1 063,31 | 10,46 | 1 165,78 | 9,21 | 1 371,49 | 9,92 |
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО | 81,02 | 0,80 | 82,25 | 0,65 | 79,38 | 0,57 |
ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ | 13,80 | 0,14 | 14,67 | 0,12 | 15,05 | 0,11 |
ОБРАЗОВАНИЕ | 410,44 | 4,04 | 448,50 | 3,54 | 465,42 | 3,37 |
КУЛЬТУРА, КИНЕМАТОГРАФИЯ И СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ | 114,06 | 1,12 | 114,13 | 0,90 | 114,32 | 0,83 |
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ И СПОРТ | 349,87 | 3,44 | 365,85 | 2,89 | 367,54 | 2,66 |
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА | 310,26 | 3,05 | 338,62 | 2,68 | 307,88 | 2,23 |
МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ | 2 987,11 | 29,38 | 3 617,57 | 28,58 | 3 994,42 | 28,89 |
УСЛОВНО УТВЕРЖДЕННЫЕ РАСХОДЫ | - | 0,00 | 258,00 | 2,04 | 565,90 | 4,09 |
СЕКРЕТНЫЕ СТАТЬИ | 2 225,37 | 21,89 | 3 512,17 | 27,75 | 3 712,10 | 26,85 |
ВСЕГО | 9 024,65 | 100,00 | 10 320,31 | 100,00 | 11 317,68 | 100,00 |
Наибольший удельный вес в классификации расходов занимают межбюджетные трансферты. В 2009 году доля расходования этих средств составляет 29,38%. Если говорить о динамике этого показателя, то уже в следующем году (2010) он снижается на 0,8%. Но в денежном эквиваленте увеличивается на 630,46 млрд. руб. В среднесрочной перспективе предусмотрено абсолютное увеличение межбюджетных трансфертов к 2011 году до 3 994,42 млрд. рублей, что составляет на 1 007,31 млрд. руб. больше по отношению к 2009 году. В диаграмме 1 и 2, можно наглядно увидеть, как происходит изменение этого показателя.
Диаграмма №1. Динамика межбюджетных трансфертов в абсолютном выражении
Диаграмма №2. Динамика межбюджетных трансфертов в относительном выражении
Это
свидетельствует о
Вторым разделом, доля которого составляет 11,24% от общей суммы расходов, являются общегосударственные вопросы. В динамике мы видим, что этот показатель в процентном соотношении снижается. Прогнозируется, что в 2011 году сумма расходов составит 1 135,45 млрд. руб., что уменьшится по отношению к запланированному в 2009 году на 7,83 млрд. руб. . К основным подразделам можно отнести бюджетные ассигнования на судебную систему, обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора, обслуживание государственного и муниципального долга и другие общегосударственные вопросы. Непосредственно увеличение заработной платы госслужащим (депутатам и их помощникам, судьям, увеличением компенсационных вознаграждений присяжным и арбитражным заседателям, помощников судей арбитражных судов, секретарей судебных заседаний арбитражных судов и т.д.), проведение капитального ремонта административных зданий, обеспечение деятельности Счетной палаты Российской Федерации. И таких ассигнований в каждом подразделе очень много, что свидетельствует о росте этого показателя в целом.
Национальная экономика занимает третье место в распределении бюджетных средств. Прогнозируется, что в 2009 году сумма составит 1 063,31 млрд. руб., в 2011 он увеличится до 1 371,49 млрд. руб. что существенно заметно в процентном соотношении на 28,98%.
К этому
разделу относятся полномочия по
регулированию и поддержке
Основное место в их структуре занимают бюджетные ассигнования на транспорт, воспроизводство минерально-сырьевой базы, сельское хозяйство и рыболовство, связь и информатику, другие вопросы в области национальной экономики.
Данный показатель по прогнозу сейчас находится на 3 месте, то уже в 2011 он займет второе место.
На 4 месте в списке расходов бюджета стоит национальная безопасность и правоохранительная деятельность, а на 5 месте национальная оборона.
Оба
эти раздела наращивают финансирование.
Рассмотрим диаграммы 3, 4 и 5. Мы видим,
что такой показатель, как национальная
оборона имеет динамику роста, с 2009 года
по 2011 год прогнозируется увеличение в
сумме 94,36 млрд. руб. . А прогноз по разделу
национальная безопасность и правоохранительная
деятельность увеличится на 131,19 млрд.
руб. В процентном соотношении данный
показатель падает. Показатель «национальная
оборона» сначала значительно падает
(на 1,2%), а затем незначительно возрастает
(на 0,3%).
Диаграмма 3. Доля расходов Федерального Бюджета на 2009 год
Диаграмма №4. Доля расходов Федерального Бюджета на 2010 год
Диаграмма №5. Доля расходов Федерального Бюджета на 2011 год
Следующим разделом, удельный вес которого снижается в общем объеме расходов, является образование, в 2009 году составит 4,04%. В динамике этот показатель падает, к 2011 году он снизится на 0,67%. В денежном выражении это показатель увеличивается. Это связано с реализацией национального проекта «Образование», также увеличением заработной платы учителям. Направляются ассигнования на повышение квалификации и переподготовку работников федеральных бюджетных учреждений, реализация мер социальной защиты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в этих учреждениях, ассигнования позволят обеспечить предоставление среднего профессионального образования студентам, высшего образования, а именно увеличение бюджетных мест.
Здравоохранение и спорт – это один из наиболее важных показателей, т. к. от финансирования этого раздела способность населения страны участвовать во всех сферах производства. Т.е. с помощью трудовых ресурсов, осуществляются все поставленные задачи государства, малых организаций, фабрик, заводов и т.д.
Прогнозируется, что в 2009 году объем расходов по данному разделу составит 349,87 млрд. руб., в 2010 году произойдет увеличение на 4,55%, а в 2011 году на 5,05%.
Раздел социальная политика имеет немаловажное значение, но его финансирование занимает незначительную долю в общем объеме расходов федерального бюджета. Этот показатель сначала увеличивается, а потом уменьшается. Спрогнозировано, что в 2009 году поступлений из федерального бюджета будет на сумму 310,26 млрд. руб., к 2011 году эта сумма уменьшится на 2,38 млрд. руб. Финансирование осуществляются за счет субвенций Фонда компенсаций (раздел «Межбюджетные трансферты»).
Менее
финансируемые разделы
Согласно изменениям в бюджетном законодательстве в структуре расходов в 2010 и 2011 году появится новая статья условно утвержденные расходы. То есть некий объем средств, который не распределен по разделам и статьям, что даст возможность планировать новые возникающие обязательства. В соответствии со статьей 199 БК РФ, эти расходы должны составлять в объеме не мене 2,5% общего объема расходов федерального бюджета на первый год планового периода и не менее 5% общего объема расходов федерального бюджета на второй год планового периода.
Последним разделом расходов федерального бюджета является секретные статьи. Если говорить о содержание этого показателя, то это статьи, которые не оглашаются, и нет доступа к этой информации, а также средства, которые не разнесены по статьям, в связи с поправками в федеральном законе «О федеральном бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов». [9]
2.1.
Проблемы финансирования
Проблема | Рекомендации к решению | |
1. | Недостаточный объем бюджетных средств для финансирования социальной сферы в полном объеме | 1. Переход
от всеобщей социальной защиты
к адресному социальному 2. Повышение
эффективности социальных 3. Сокращение
сети бюджетных социальных 4. Контроль
за эффективностью и |
2. | Практически все статьи социальных расходов финансируются в меньшем объеме, чем это необходимо для действенной социальной поддержки населения (пенсии и пособия ниже прожиточного минимума, низкая зарплата работников социальной сферы, недофинансирование системы здравоохранения, образования и культуры) | 1. Необходимо
осуществлять финансирование 2. Для
гарантированного полного |
3. | Отсутствие равного доступа всех граждан страны (независимо от территории проживания) к гарантированному уровню социальных услуг, вследствие сосредоточения социальных функций на территориальном уровне и неравно- мерности развития регионов | Законодательное
утверждение социальных стандартов,
действующих на территории всей страны
Построение межбюджетных отношений в соответствии с реальной ценой выполнения социальных функций, рассчитанной на основе социальных стандартов |
4. | Отсутствие механизма расчета реальной стоимости обеспечения социальных гарантий | 1. Разработка
и законодательное утверждение
социальных стандартов
2. Контроль
за результативностью |
5. | Отсутствие механизмов обеспечения качества предоставляемых социальных услуг | Внедрение рыночных
механизмов предоставления социальных
услуг, посредством содействия расширению
сети негосударственных учреждений, оказывающих
социальные услуги
Разработка критериев результативности государственных социальных расходов Использование форм целевого финансирования и социального заказа для финансирования социальных расходов. Прекращение финансирования организации при несоблюдении критериев результативности социальных расходов 4. Перемещение
акцента в контрольной |
[10]
2.2 Факторы, определяющие динамику расходов:
1. Экономическое развитие страны. Если страна находится на этапе экономического подъема, доходы бюджета растут и, как следствие, расширяются возможности по осуществлению бюджетных расходов. Политические силы, представляющие интересы различных общественных кругов (малообеспеченных слоев населения, предпринимателей, получающих государственные заказы и т.п.) оказывают давление на правительство с требованиями увеличить определенные расходные статьи.
Сокращать расходы на этапе экономического спада значительно сложнее, чем увеличивать при благоприятной ситуации в экономике. Стимулы к их росту более сильны и понятны обществу. В этом проявляется асимметрия интересов по отношению к росту государственных расходов. Выгоды от роста расходов очевидны, они проявляются достаточно быстро и их легче прогнозировать. (Например, положительный эффект социальных расходов заключается в повышении уровня доходов пенсионеров, инвалидов, семей с детьми). Напротив, выигрыш от экономии государственных средств не столь очевиден и проявляется в более длительной перспективе. Сокращение расходов, особенно в части финансирования социальных программ, – это непопулярная мера. Поскольку программы ограничения расходов имеют сильную оппозицию, их успешная реализация возможна только при наличии политической воли, решительности правительства, а также дополнительной общественной поддержке.
2. Человеческое развитие. Вложения в развитие человека – важная задача государства. Эти вложения нацелены не столько на получение краткосрочного результата, сколько на создание потенциала для устойчивого развития общества в будущем. Они связаны с развитием системы образования, здравоохранения, культуры и искусства и имеют значимый удельный вес в бюджетах развитых стран.
Базой для планирования расходов на человеческое развитие являются демографические и социальные показатели – численность населения и отдельных его категорий (население с различным уровнем доходов; численность детей дошкольного и школьного возраста, студентов учебных заведений; число больных по различным группам заболеваний и т.д.). Величина расходов определяется двумя факторами – контингентом получателей и нормами расходов, которые рассчитываются на душу населения и закрепляются в законодательстве, инструкциях и методиках. Если число получателей увеличивается, объем расходов также должен возрастать.
Информация о работе Структура расходов государственного бюджета