Структура расходов государственного бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 12:45, курсовая работа

Описание

В своей курсовой работе я хочу рассмотреть общие положения расходов федерального бюджета, и их классификацию, проанализировать расходы федерального бюджета за последние годы.

Изучение темы моей курсовой работы актуально тем, что именно эффективное расходование бюджетных средств является гарантом стабильного и динамичного роста экономики страны в целом

Содержание

Введение

Глава 1 Классификация расходов государственного бюджета

Глава 2. Анализ расходов федерального бюджета РФ за последние годы

2.1 Проблемы финансирования социальных расходов и пути их решения

2.2 Факторы, определяющие динамику расходов

2.3 Анализ проекта бюджета на ближайшие три года

Заключение

Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Структура расходов государственного бюджета.doc

— 720.00 Кб (Скачать документ)

 3. Научно-технический прогресс. Развитие техники и технологии ведет к появлению новых видов общественных благ и провалов рынка, а значит и новых сфер государственного регулирования. Например, бурное внедрение новых видов носителей информации в XX веке привело к резкому снижению затрат на копирование информационных продуктов. В результате перед производителями остро встала проблема защиты их авторских прав, которую должно обеспечивать государство.

 За  счет государственного бюджета финансируются  такие проекты, которые не приносят коммерческого эффекта, но являются фактором национального престижа страны. Речь идет о фундаментальных научных разработках, технологиях военного назначения, исследовании космического пространства. В странах, являющихся мировыми лидерами в сфере НТП, значимость государственной поддержки научно-технического развития оценивается очень высоко. Соответственно велик и удельный вес данных расходных статей в структуре бюджета.

 4. Институциональные и политические факторы. Государственные расходы закрепляются в законах, долгосрочных программах, соглашениях с международными организациями. Для их пересмотра в закон о бюджете необходимо вносить поправки, что ограничивает возможности по оперативному изменению расходов государства.

 Государственные организации по своей природе  являются бюрократическими. Они стремятся  укрепить свои позиции, которые в  свою очередь зависят от размеров их бюджета и подконтрольных расходов. Являясь профессионалами в конкретной области, они лучше осведомлены о положении дел и отстаивают коллективные интересы. Напротив, потребители государственных услуг хуже информированы, разобщены, имеют противоречивые цели и задачи.

 Находящиеся у власти политические силы также  могут отстаивать повышение государственных  расходов. Наиболее ощутимо это проявляется  в период предвыборной кампании, когда  действующее руководство может  использовать расширение расходов для  привлечения избирателей в поддержку своих кандидатов.

 5. Внешние обстоятельства. При возникновении чрезвычайных ситуаций, таких войны или природные катаклизмы, роль государства в регулировании экономики существенно возрастает. Увеличиваются и государственные расходы, которые в дальнейшем с трудом поддаются сокращению. [9]. 

 2.3 Анализ проекта бюджета на ближайшие три года 

 Госдума в первом чтении одобрила проект бюджета  на ближайшие три года. Эксперты называют документ слишком смелым и  опасаются что оптимизм, проявленный при его разработке, в будущем может дорого обойтись государству.

 Доходы  бюджета в 2012 году прогнозируются на уровне 11,779 триллиона рублей, в 2013 году - 12,706 триллиона рублей, в 2014 году - 14,092 триллиона рублей. Расходы государственной  казны в 2012 году могут составить 12,656 триллиона рублей, в 2013 году - 13,731 триллиона рублей, в 2014 году - 14,583 триллиона рублей.

 Дефицит федерального бюджета в 2012 году ожидается  на уровне 876,6 миллиарда рублей (1,5% от объема ВВП), в 2013 году - 1,025 триллиона рублей (1,6% ВВП), в 2014 году - 491,1 миллиарда рублей (0,7% ВВП). Его планируется покрыть за счет за счет государственных заимствований и средств от приватизации федеральной собственности.

 Параметры бюджета рассчитывались, исходя из цены на нефть марки Urals в 2012 году на уровне $100 за баррель, в 2013 году - на уровне $97, и в 2014 году -  $101 за баррель.

 Нефтяная  зависимость российской казны тревожит специалистов. Они не исключают, что  цены на «черное золото» в обозримом будущем могут снизиться. На прошлой неделе председатель Счетной палаты Сергей Степашин заявил о том, что такой вариант развития событий негативно скажется на российской экономике и предложил предусмотреть на этот случай «подушку безопасности».

 - Действительно,  больше всего вопросов вызывают макроэкономические показатели, на основании которых строится бюджет, - говорит ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов. - На мой взгляд, они сильно завышены. Рассчитывать бюджет, исходя из цены нефти в $100 за баррель, очень рискованно.

 Как считает Дмитрий Абзалов, Минфину  при таком варианте бюджета все-таки стоит предусмотреть стратегию  действий на случай неблагоприятного развития событий.

 - Как  показал 2008 год, если бы такой  план был, мы бы отделались  меньшими последствиями,  - уверен он.

 Возможные потери бюджета от снижения цены на нефть даже на $1 доллар, по словам руководителя аналитического отдела ИГ «Универ Капитал» Дмитрия Александрова, составляют $2,5 - 3 миллиарда.

 - Конечно,  цифры приблизительные, но факт остается фактом - бюджет, в случае падения цен, не досчитается ощутимых сумм, - комментирует он. - А это значит, что придется думать, чем заполнять дыры. Занимать на внешнем рынке можно, но накладно - заимствования будут дорожать. Другой вариант - сокращение расходов. Мера не популярная, хотя в России достаточно много, к примеру, инфраструктурных проектов, которые, если разобраться, никак не подстегивают развитие экономики и которые вполне можно было бы свернуть.

 Напомним, по прогнозам Минфина, сокращать бюджетные расходы стране придется, если цена на нефть упадет ниже $60 за баррель. И то, если будут исчерпаны все источники финансирования дефицита: средства резервных фондов, внешние и внутренние заимствования. Но и в этом случае, «под нож» сначала пойдут, так называемые,  условно утвержденные (не распределенные по статьям) расходы. Согласно законопроекту о бюджете, в 2013 году в такую категорию попадают около 2% расходов (400 миллиардов рублей), в 2014 году - 5% расходов.

 Пока  же бюджетные траты Минфин сокращать не собирается. Расходы на «социалку» даже возрастут. Исполняющий обязанности главы ведомства Антон Силуанов, представляя проект бюджета в Госдуме, заявил, что в документе заложены средства на полное обеспечение жильем военнослужащих в ближайшие два года и дополнительные деньги на жилье для ветеранов. Существенно вырастут расходы на оборону (деньги нужны на реформирование армии и повышение денежного довольствия военнослужащих) и на национальную безопасность. [9,10]. 

 Заключение

 Расходы бюджетов играют важнейшую роль в финансовой системе РФ. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, соотношения расходов по отраслям и территориям и является выражением экономической политики государства.

 В настоящее  время существует целый ряд задач, которые необходимо решить в области бюджетных расходов:

 1) Обеспечить  концентрацию средств бюджета  на наиболее эффективных и  социально значимых проектах;

 2) Снизить  расходы на содержание государственного  аппарата;

 3) Расширить  практику государственно-коммерческого финансирования проектов;

 4) Повысит  эффективность использования ассигнований  на национальную оборону, концентрируя  их на решении социальных проблем,  конверсии и перспективных научно-исследовательских  работах;

 5) Снизить  уровень дотаций отдельным отраслям;

 6) Усилить  контроль над использованием  бюджетных средств;

 7) Обеспечить  приоритетное финансирование расходов  на науку, культуру, медицинское  обслуживание, образование.

 Все эти задачи направлены на то, чтобы  сделать экономику РФ социально-ориентированной.

 Сопоставление динамики структуры государственных  расходов развитых стран, доказало, что  увеличение государственных расходов на цели социально-экономического развития является необходимой составляющей современного экономического роста, основанного на НТП. Согласно введенного им разделения функций государства на традиционные (оборона и правопорядок) и современные (развитие интеллектуально-человеческого потенциала), можно видеть, что сегодня в мире через государственные бюджеты тратится, в среднем, на современные функции 17,8% ВВП, а на традиционные — только 5,3%. Соотношение между этими статьями расходов — 3,4:1. В развитых странах эти показатели составляют 25,0% и 3,9% (соотношение — 6,4:1), в странах с переходной экономикой — 22,1 % и 3,8% (соотношение — 5,8:1).

 В России государство большую часть расходов тратит на выполнение традиционных функций. В будущем году на эти цели из федерального бюджета будет потрачено 7,4% ВВП, что почти на 25% превышает  среднемировой показатель. При этом в три раза меньше (4,7% ВВП) тратит на современные функции. То есть у нас соотношение расходов на традиционные и современные функции составляет 2:1.

 Структура расходов российского бюджета разительно отличается от развитых стран.

 Подытоживая вышесказанное, анализируя имеющуюся информацию из различных источников, проводя некоторые сопоставления с прошедшими периодами, можно заключить, что будущее нашей страны и то стратегическое  направление, в пользу которого необходимо будет сделать выбор, зависит от множества факторов, как внешних, так и внутренних и сделанный выбор, только спустя много лет ответит нам на вопрос:- « Правы мы были или нет ». Несомненно двигаться и развиваться необходимо, пускай не всегда это несет только положительные моменты, путь экономического развития тернист и зачастую не поддается прогнозированию, но главное видеть цель и идти к ней, консолидируя на это все свои силы.

 Расходная часть бюджета не меньшую значимость относительно доходной его части, но именно расходная часть является показательной и отражает стратегическое направление государственной политики. Именно по расходной части мы можем сделать какие-либо выводы и прогнозы, которые касаются именно нас – граждан своего государства.

 Бытуют  различные мнения относительно настоящего положения дел, некоторые с одобрением оценивают нынешнее направление общегосударственного развития, кто-то имеет обратное мнение, но статистика показывает, что мы все еще тратим большое количество средств на традиционные статьи расходов ( оборона, правопорядок ), не уделяя должного внимания современным направлениям развития ( интеллектуально-человеческий потенциал ), я полагаю, что самый ценный потенциал государства - это его люди, люди образованные, культурные и здоровые. Многое зависит от нас, мы обладаем правом выбора, выбора будущих перспектив.  

 

 Приложение  №1

 Таблица №1 Функциональная классификация расходов государственного бюджета РФ

 1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И  МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
 Функционирование  главы государства - Президента Российской Федерации
 Функционирование законодательных (представительных) органов государственной власти
 Функционирование  исполнительных органов государственной  власти
 Деятельность  финансовых и налоговых органов
 Прочие  расходы на общегосударственное  управление
 2. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ
 Федеральная судебная система
 3. МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
 Международное сотрудничество
 Реализация  межгосударственных договоров в  рамках Содружества Независимых  Государств
 Международные культурные, научные и информационные связи
 Экономическая и гуманитарная помощь другим государствам
 4. НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБОРОНА
 Строительство и содержание Вооруженных Сил  Российской Федерации
 Военная программа Министерства Российской Федерации по атомной энергии
 Обеспечение мобилизационной и вневойсковой подготовки
 Подготовка и участие в обеспечении коллективной безопасности и миротворческой деятельности
 Обеспечение деятельности отраслей для национальной обороны
 5. ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  И ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА
 Органы  внутренних дел
 Внутренние войска
 Уголовно-исполнительная система
 Органы  налоговой полиции
 Органы  государственной безопасности
 Органы  пограничной службы
 Таможенные  органы
 Органы  прокуратуры
 Государственная противопожарная служба
 Органы  юстиции
 Государственная фельдъегерская служба
 6. ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И  СОДЕЙСТВИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ  ПРОГРЕССУ
 Фундаментальные исследования
 Разработка  перспективных технологий и приоритетных направлений научно-технического прогресса
 7. ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, ЭНЕРГЕТИКА И СТРОИТЕЛЬСТВО
 Топливно-энергетический комплекс
 Конверсия оборонной промышленности
 Другие  отрасли промышленности
 Строительство, архитектура
 Стандартизация  и метрология
 Воспроизводство минерально-сырьевой базы
 Содержание  органов специального строительства
 8. СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО И РЫБОЛОВСТВО
 Сельскохозяйственное  производство
 Земельные ресурсы
 Рыболовное  хозяйство
 Прочие  мероприятия в области сельского  хозяйства
 9. ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ  СРЕДЫ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ, ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЯ,  КАРТОГРАФИЯ И ГЕОДЕЗИЯ
 Водные  ресурсы
 Лесные  ресурсы
 Охрана  окружающей природной среды, животного  и растительного мира
 Гидрометеорология
 Картография и геодезия
 10. ТРАНСПОРТ, ДОРОЖНОЕ ХОЗЯЙСТВО,  СВЯЗЬ И ИНФОРМАТИКА
 Автомобильный транспорт
 Воздушный транспорт
 Водный  транспорт
 Дорожное  хозяйство
 Связь
 Информатика (информационное обеспечение)
 11. РАЗВИТИЕ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
 Малый бизнес и предпринимательство
 12. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И ЛИКВИДАЦИЯ  ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ  И СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
 Предупреждение  и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций
 Гражданская оборона
 13. ОБРАЗОВАНИЕ
 Дошкольное  образование
 Общее образование
 Начальное профессиональное образование
 Среднее профессиональное образование
 Переподготовка  и повышение квалификации
 Высшее  профессиональное образование
 Прочие  расходы в области образования
 14. КУЛЬТУРА, ИСКУССТВО И КИНЕМАТОГРАФИЯ
 Культура  и искусство
 Кинематография
 Прочие  мероприятия в области культуры и искусства
 15. СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
 Телевидение и радиовещание
 Периодическая печать и издательства
 Прочие  средства массовой информации
 16. ЗДРАВООХРАНЕНИЕ И ФИЗИЧЕСКАЯ  КУЛЬТУРА
 Здравоохранение
 Санитарно-эпидемиологический надзор
 Физическая  культура и спорт
 17. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
 Учреждения  социального обеспечения и службы занятости
 Социальная  помощь
 Молодежная  политика
 Пенсии  военнослужащим
 Пенсии  и пособия в правоохранительных органах
 Прочие  мероприятия в области социальной политики
 Миграционная  политика
 18. ОБСЛУЖИВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО  ДОЛГА
 Обслуживание государственного внутреннего долга
 Обслуживание  государственного внешнего долга
 19. ПОПОЛНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ  И РЕЗЕРВОВ
 Государственный материальный резерв
 Прочие  государственные запасы и резервы
 20. ФИНАНСОВАЯ ПОМОЩЬ БЮДЖЕТАМ ДРУГИХ УРОВНЕЙ
 Финансовая  помощь бюджетам других уровней
 Прочие  мероприятия в области регионального  развития
 21. УТИЛИЗАЦИЯ И ЛИКВИДАЦИЯ ВООРУЖЕНИЙ, ВКЛЮЧАЯ ВЫПОЛНЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ  ДОГОВОРОВ
 Утилизация  и ликвидация вооружений по международным  договорам
 Утилизация и ликвидация вооружений, исключая международные договоры
 22. МОБИЛИЗАЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА ЭКОНОМИКИ
 Мобилизационная подготовка экономики
 23. ИССЛЕДОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА
 Государственная поддержка космической деятельности
 Научно-исследовательские  и опытно-конструкторские работы в области космической деятельности
 24. ВОЕННАЯ РЕФОРМА
 Проведение  военной реформы
 25. ПРОЧИЕ РАСХОДЫ
 Резервные фонды
 Проведение  выборов и референдумов
 Бюджетные кредиты (бюджетные ссуды)
 Прочие расходы, не отнесенные к другим подразделам
 26. ЦЕЛЕВЫЕ БЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ
 Фонд  Министерства Российской Федерации  по атомной энергии
  

Информация о работе Структура расходов государственного бюджета