Сущность и цели финансовой политики государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 18:25, контрольная работа

Описание

Другие авторы рассматривают финансовую политику как часть экономической политики государства, представляющую собой «совокупность бюджетно-налоговых, иных финансовых инструментов и институтов государственной финансовой власти, обладающих в соответствии с законодательством полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов государства в соответствии со стратегическими и тактическими целями государственной экономической политики».

Содержание

Введение
2
3
3
6
8
10
11

13
18
18
19
20
Сущность и цели финансовой политики государства
Элементы финансовой политики
Налоговая политика
Бюджетная политика
Денежно-кредитная политика
Ценовая политика
Таможенная политика
Стратегия и тактика финансовой политики
на современном этапе.
Заключение
4.Задача
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

К. Р по финансам.doc

— 368.00 Кб (Скачать документ)

Введение 

2
3
3
6
8
10
11
 
13
18
18
19
20
  1. Сущность и цели финансовой политики государства     
  2. Элементы финансовой политики                                         
    1. Налоговая политика                                                       
    2. Бюджетная политика                                                         
    3. Денежно-кредитная политика                                            
    4. Ценовая политика                                                         
    5. Таможенная политика                                                  
  3. Стратегия и тактика финансовой политики                     

        на современном этапе.                                                              

Заключение                                                                              

   4.Задача                                                                                       

Список использованной литературы                               
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ 

     Финансовая  политика - это самостоятельная сфера деятельности государства в области финансовых отношений.

     В учебниках, научной литературе существую  разные определения понятия «финансовая  политика». Так, ряд авторов финансовую политику определяют как «совокупность  государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций». Другими словами, финансовая политика рассматривается как определенная деятельность государственных органов, связанная с использованием финансовых отношений для выполнения своих функций государством.

     Другие  авторы рассматривают  финансовую политику как часть экономической  политики государства, представляющую собой  «совокупность бюджетно-налоговых, иных финансовых инструментов и институтов государственной  финансовой власти, обладающих в соответствии с законодательством полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов государства в соответствии со стратегическими и тактическими целями государственной экономической политики».

    1. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

 

     Содержание финансовой политики многогранно. Она включает следующие важнейшие звенья:

  • выработку научно обоснованных концепций развития финансов. Они формируются на основе изучения требований экономических законов, всестороннего анализа состояния развития хозяйства, перспектив развития производительных сил и производственных отношений, потребностей населения;
  • определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период; при этом исходят из путей достижения поставленных целей, предусмотренных экономической политикой, учитываются международные факторы, возможности роста финансовых ресурсов;
  • осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей.

     Единство  трех основных звеньев определяет содержание финансовой политики.

     Целями государственной финансовой политики являются создание финансовых условий для социально-экономического развития общества, финансовая устойчивость и финансовая независимость, проявляющиеся в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, снижении государственного долга, твердости национальной валюты, в конечном счете, в сочетании экономических интересов государства и всех членов общества, повышения уровня и качества жизни населения.

     В перечень задач финансовой политики входят:

  • мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения насущных потребностей развития общества;
  • создание благоприятных условий для активизации экономики и стимулирование экономического роста;
  • обеспечение высокой занятости населения,
  • выравнивание платежного баланса и др.

     Во  всех государствах финансовая политика реализуется через финансовую систему, деятельность которой строится на следующих  принципах:

  • Управление финансами с учетом специфики звеньев системы финансов;
  • Общность функций всех финансовых учреждений;
  • Общее руководство центром при активном участии всех нижестоящих органов управления.
 
 
  1. ЭЛЕМЕНТЫ  ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ
 

2.1 Налоговая  политика России 

     Налоги  относятся к числу ключевых инструментов государственной политики. Они затрагивают самые важные стороны жизни человека и общества, а сам процесс разработки налогового законодательства и его применение неразрывно связаны с острыми противоречиями и компромиссами.

     С одной стороны государство должно иметь достаточно средств для осуществления своих неотъемлемых функций, а с другой – налоговая ноша предприятий и граждан не может быть слишком тяжелой, чтобы не отнимать стимулы к труду и не сдерживать экономический рост.

     Поэтому налоговая тематика всегда и во всех странах актуальна. Ее особенная острота для России состоит сегодня в том, что реформа налогов во многом определяет глубину и характер современных экономических, социальных и политических преобразований.

     Важной  проблемой остается вся организационная  сторона налоговых отношений. Чего стоит постоянная реорганизация налоговой службы. Размыванию целостной налоговой политики во многом способствует отсутствие единого идейного и методологического органа, принимающего принципиальные финансовые и налоговые решения и несущего ответственность за них. В этом плане можно отметить неупорядоченность отношений между Минфином, МНС, ФСНП, ГТК России и внебюджетными фондами. Свою лепту в неопределенность законодательства вносят указы Президента, постановления Правительства, разъяснения Главного правового управления и других исполнительных органов. Нельзя не указать также на несогласованность решений на разных уровнях власти - федеральной, региональной и местной. Вершиной всего этого конгломерата налоговых организаторов является удивительное, творчество судов.

     Дальнейший  подрыв налоговых основ можно видеть в бессистемности налогового нормотворчества, в компромиссном создании Министерством Российской Федерации по налогам и сборам Общественного совета, призванного лоббировать интересы крупного бизнеса, в, навязывании закона о налоговом консультировании, позволяющего прибрать к нужным рукам это прибыльное дело, в усилении независимости судов от экономической сути налогообложения.

     Разумеется, все это творится под благовидными предлогами общественных интересов, совершенствования налогов, прав человека, борьбы с произволом чиновников и т. п.

     Сложившееся положение в сфере налогов и налоговой политики противоречит всем принципам эффективной работы и управления сложными системами, к которым безусловно относится налоговая система, и не может быть далее терпимо, ибо нельзя в угоду отдельным звеньям власти и налогоплательщикам мириться с откровенным разрушением одной из главных основ государственности - налогов.

     Поэтому усиление налоговой политики, придание ей четко выраженной осмысленности и верховенство экономического смысла над сиюминутными потребностями, корыстными устремлениями, лоббистскими маневрами и казуистической трактовкой текстов закона - жизненно важная государственная задача.

     Для ее решения необходимо сосредоточить стратегические вопросы развития налогов в их взаимосвязи с основными направлениями финансовой и экономической политики в Правительственной комиссии по совершенствованию налогового законодательства. Только правительственный уровень комиссии позволит справиться с межотраслевыми по сути своей налоговыми проблемами, координировать идеологию налогообложения Минфина, МНС, ФСНП России и т.д., в том числе судов. Следует кардинально повысить роль Минфина России как единственного органа, реально отвечающего за финансового положение в стране и способного ответственно ставить и решать проблемы налоговой политики на широкой идеологической основе во взаимосвязи с потребностями общества, реальными нуждами государства в финансовых ресурсах и развитием экономики как естественной базы налоговых поступлений.

     Налоговое дело в России должно быть выведено из-под влияния групповых, ведомственных  и иных частных интересов и  приобретет организационные формы, отвечающие государственной природе  налогов. Проанализируем некоторые показатели, характеризующие современную налоговую политику России.

     Из  соотношения налоговых поступлений  от мелких и крупных предприятий немедленно следует вывод о непропорционально большом внимании, которое уделяется малому бизнесу. Теоретически правильное стремление политической власти к созданию для себя опоры из мелких собственников не имеет сегодня в России достаточных экономических оснований: собственники пока не созрели, а на тех, кто цветет, страшно делать ставку.

     В России 50% доходов федерального бюджета обеспечивают 259 юридических лиц. Более трети налоговых поступлений приходится на две крупнейшие компании страны. Так есть и так будет всегда. Поэтому пропагандируемый средствами массовой информации образ малого предпринимательства как «курицы, несущей золотые яйца», по меньшей мере, заблуждение.

     Разумеется, мы не можем ставить на одну доску нефтегазовых гигантов и малые предприятия. Государство заинтересовано повышать занятость населения в малом бизнесе и поэтому оказывает ему специальную поддержку. Но налоговые послабления не могут быть слишком большими. По набору налогов российская податная система соответствует хорошо зарекомендовавшим себя мировым образцам и в принципе стабильна. Другое дело, что в этой достаточно устойчивой системе налогов происходят такие внутренние процессы, которые не всегда могут быть оценены положительно.

     Экономический кризис, высокий субъективный компонент  в государственной политике и  недостаток налоговой культуры, как у налогоплательщика, так и у законодателя, предопределили значительные колебания в структуре налоговых поступлений. Так, в платежах, контролируемых МНС России, в 1992-2001 гг. доля подоходного налога составляла от 9 до 14%, НДС - от 25 до 43%, налога на прибыль - от 19 до 44%, акцизов - от 4 до 12%, а имущественных налогов - от 1 до 8-9%.

     В последние два года поступления по основным видам налогов растут более равномерно, что говорит о стабилизации налоговой структуры. Серьезной методологической проблемой является объединение в налоговых доходах как собственно налогов, так и пеней и штрафов.

     Территориальный аспект платежей связан с неупорядоченностью отношений регионов и центра. Многие регионы перечисляют в федеральный бюджет существенно меньшую долго собираемых на их территории налогов (Карелия, Якутия, Чукотка, Башкортостан, Татарстан и другие).

     Вывод мрачный: поскольку одни из сильнейших в финансовом отношении субъектов Федерации вносят на общегосударственные нужды в 2-3 раза меньше, чем все другие, то это указывает на глубокую деформированность российских налоговых отношений, на то, что налоговая политика подвержена сильнейшему влиянию внеэкономических и внефинансовых факторов. В данном случае мы имеем дело с финансовыми последствиями прошлых политических ошибок.

     Анализ  современной налоговой политики позволяет сделать вывод о ее неустойчивости, противоречивости. При всех очевидных достижениях налоговой политики серьезные проблемы остаются в фискальном федерализме, льготах, контроле и пр.

Информация о работе Сущность и цели финансовой политики государства