Сущность и цели финансовой политики государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 18:25, контрольная работа

Описание

Другие авторы рассматривают финансовую политику как часть экономической политики государства, представляющую собой «совокупность бюджетно-налоговых, иных финансовых инструментов и институтов государственной финансовой власти, обладающих в соответствии с законодательством полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов государства в соответствии со стратегическими и тактическими целями государственной экономической политики».

Содержание

Введение
2
3
3
6
8
10
11

13
18
18
19
20
Сущность и цели финансовой политики государства
Элементы финансовой политики
Налоговая политика
Бюджетная политика
Денежно-кредитная политика
Ценовая политика
Таможенная политика
Стратегия и тактика финансовой политики
на современном этапе.
Заключение
4.Задача
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

К. Р по финансам.doc

— 368.00 Кб (Скачать документ)

     Нестабильность  налоговой политики проявляется  и в ее незащищенности, высокой зависимости от субъективных и конъюнктурных факторов. Налоги являются реальным рычагом государственного регулирования экономики. Они позволяют государству решать социальные и другие общественные задачи, в первую очередь — выравнивания уровня доходов граждан. Роль механизма налогообложения возрастает по мере того, как государство усиливает экономические функции и свое воздействие на рыночные преобразования экономики страны.

     Постоянно расширяется поток нормативных  документов по дополнению уже принятого законодательства, касающегося как всей системы налогообложения, так и отдельных элементов налога.

     Особое  значение для современной России имеет формирование рациональной налоговой системы, направленной на создание благоприятных условий развития предпринимательской деятельности. Один из важнейших путей решения этой задачи — строгое соблюдение действующего налогового законодательства.

     Соблюдение  налогового законодательства невозможно без грамотного и безупречного выполнения всех нормативных актов по налогообложению. 

    2.2 Бюджетная политика 

     Основу  бюджетной политики составляют стратегические направления экономической и  социальной политики государства; именно они определяют размеры и пропорции  централизуемых государством финансовых ресурсов, перспективы использования бюджетных средств в интересах решения главных экономических и социальных задач. В условиях рынка бюджетная политика - главный рычаг определения основных направлений экономического воздействия государства на общественное производство. Для обеспечения эффективности бюджетной политики при ее разработке должны соблюдаться определенные требования. Главное из них - научный подход к ее разработке, учитывающий реальное состояние экономики, финансов и бюджетной системы страны. Бюджетная политика не может быть эффективной, если четко не определены основные ее направления на ближайший период и перспективу, не сформулированы главные цели и первоочередные задачи. При этом обоснованность выдвигаемых мер и предстоящих решений должна подкрепляться соответствующими расчетами, позволяющими определить не только общую стоимость затрат государства в связи с принимаемыми решениями, но и отдаленные финансовые последствия. Результативность бюджетной политики во многом зависит также от соблюдения двух условий: политической стабильности в стране и высокого уровня профессионализма работников бюджетной сферы. В разработке бюджетной политики участвуют законодательные (представительные) и исполнительные органы власти, причем, полномочия разных ветвей и уровней власти различаются в разных странах в зависимости от особенностей государственного устройства, исторических традиций, сложившихся принципов разграничения полномочий и т.п. Специфика конституционного строя современной России обусловила то, что приоритет в разработке бюджетной политики принадлежит Президенту РФ, который определяет основные ее направления, цели и задачи на текущий год и на перспективу в ежегодных посланиях Федеральному Собранию.                        Главной целью бюджетной политики России является повышение уровня и качества жизни населения. Государство должно способствовать повышению реальных доходов и занятости населения, росту сбережений и имущества граждан, развитию рынка жилья. В сфере его прямой ответственности - удовлетворение потребностей граждан в качественном и доступном жилье, услугах образования, здравоохранения, культурном и духовном развитии, информации, досуге, безусловное выполнение всех законодательно установленные социальных гарантий, в том числе пенсионное и социальное обеспечение, социальная защита граждан, нуждающихся в государственной помощи.

     Основа  для решения социальных проблем - высокие темпы устойчивого экономического роста, обеспечивающего создание новых  рабочих мест, рост заработной платы  в экономике, расширению финансовых возможностей государства. Для этого, прежде всего, необходимо поддерживать финансовую стабильность (низкую инфляцию и стабильность национальной валюты), определяющей степень доверия людей к государству и готовность инвестировать в экономику страны. Важное значение для развития бизнеса имеет снижение налоговой нагрузки на экономику и административных барьеров, защита прав собственности, обеспечение экономическую свободы и условий равной конкуренции. Государство должно поддерживать развитие транспортной, коммуникационной и энергетической инфраструктуры, авиа- и судостроения, экспорта интеллектуальных услуг, космической отрасли и других стратегических отраслей экономики.

     Обеспечение обороноспособности и безопасности - необходимое условие для развития страны. Социальный прогресс невозможен в стране, граждане которой страдают от военных конфликтов, терроризма, преступности, стихийных бедствий. Разрушительный потенциал насилия, природных и техногенных катастроф постоянно растет, и долг государства - сделать все для защиты граждан от этих угроз. Обеспечение высокой боеготовности Вооруженных сил, их техническое переоснащение, создание профессиональной, мобильной армии, борьба с терроризмом и распространением оружия массового поражения, предупреждение локальных конфликтов, предотвращение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий входят в число основных приоритетов бюджетных расходов.

     Создание  условий для будущего развития - важнейшая миссия социально ответственного государства. Люди должны быть уверены в завтрашнем дне, убеждены в том, что их дети и внуки будут благодарны старшим поколениям, заложившим основы будущего процветания страны в целом, а значит и каждой семьи в отдельности. Развитие природного и научного потенциала, конкурентоспособной системы образования, формирование инновационной среды, поддержка передовых технологий, обеспечение прав и свобод граждан, развитие демократии и гражданского общества, эффективная организация самого государства, борьба с коррупцией - необходимые предпосылки для достижения этой цели. Непосредственный вклад в ее достижение должно внести комплексное решение демографической проблемы.

     Целый ряд публичных обязательств исполняется  за счет государственных внебюджетных фондов. Однако решающий вклад в  реализацию стратегических целей развития страны вносит федеральный бюджет. Основные его параметры существенно влияют на уровень инфляции, динамику валютного курса, налоговую нагрузку и другие условия экономического развития. Финансовое обеспечение деятельности государства в стратегических сферах деятельности и наиболее значимых социальных гарантий осуществляется за счет средств федерального бюджета. Наконец, из федерального бюджета предоставляются значительные объемы трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджетам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.

     Именно  поэтому конкретные требования к  бюджетной политике ежегодно формулируются  в Бюджетном послании Президента Российской Федерации.  

    1.  Денежно-кредитная политика
 

     В условиях рыночного хозяйства  целью экономической политики  служит определение прежде всего  стоимостных параметров  функционирования экономики посредством бюджетного и монетарного регулирования (регулирование предложения денег и общих ценовых условий предоставления кредита).

     Исходным  при определении целей  денежной и кредитной политики является вопрос о субординационных связях  (соподчиненности) различных компонентов  экономической  политики. Будем исходить из того, что  должна существовать определенная стратегическая цель этой политики, по которой, как по камертону, настраиваются все инструменты.

     Рассматривая  денежно-кредитную политику следует  говорить о денежной и кредитной  политиках как об относительно самостоятельных  компонентах экономической политики.

     Что служит целью денежной политики?  Суть проблемы определения  цели денежной политики сводится к выявлению того конкретного способа, посредством которого именно денежная политика обеспечивает (должна обеспечивать) продвижение к заданному результату – стабильности цен. Следовательно, задачей (целью) денежной политики является обеспечение экономики необходимой и достаточной денежной массой.

     Необходимо  рассмотреть и следующий вопрос. Цена денег, как, впрочем, и одинарного товара, имеет три аспекта: внутренний (для денег – товарный), внешний (для денег – валютный) и кредитный.

     Внутренняя  цена – это цена  денег   «в товарах», или «товарная» цена денег, иначе именуемая покупательной  способностью.

     Внешняя (валютная) цена денег – это курс данной валюты  по отношению к  иностранным валютам. Вопросами валютной цены денег занимается валютная политика, цель которой – поддержание обменного курса национальной валюты  на уровне, соответствующем интересам экономического развития страны и разумным параметрам ценовой стабильности.

     Наконец, существует кредитная цена денег, или цена заемных средств ( процент ). Цена заимствования денег является вторичной по отношению к цене денежного кредита. Вопросами цены денежного кредита ведает кредитная политика.

     Какова  цель кредитной политики? Может быть предложено  следующее определение: целью кредитной политики  является регулирование доступности кредита  исходя из задач стабильного экономического роста. 

     Данное  обстоятельство  подтверждает существование  различий в целях и задачах  двух составляющих политики, а значит и существование самих этих составляющих. В денежной политике процентная ставка по кредитам  должна обеспечивать искомый результат в виде достижения определенного объема (прироста, снижения объема) денежной массы. Для кредитной политики основное – доступность кредита; объем денежной массы непосредственно не является задачей этой политики.

     Как видим, решения в сфере денежной политики затрагивают ситуацию в  кредитной сфере и наоборот. Вообще решение в одной из областей монетарной сферы оказывает влияние на все другие области.

     Денежно-кредитная  политика (англ. Monetary policy) представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Центральным банком в целях регулирования совокупного спроса путем планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения.

     Центральный банк играет ключевую роль и занимает монопольное положение не только в сфере эмиссии банкнот, но и  в сфере проведения денежной политики государства , которая рассчитана на краткосрочные периоды и ведется  косвенными методами. Целями кредитно-денежной политики являются:

     -     регулирование темпов экономического  роста;

  • смягчение циклических колебаний на рынке товаров, капитала и рабочей силы;
  • сдерживание инфляции;
  • достижение сбалансированности платежного баланса.

     Осуществляя эмиссию и кредитование экономики, банки выполняют полезную и необходимую  для развития страны роль. Денежные инструменты обслуживают экономический  оборот, и их можно сравнить с  транспортными средствами. Последние  дают возможность доставлять товары , продукцию промышленности и сельского хозяйства к месту их переработки или потребления; аналогично денежные инструменты обеспечивают обращение различных товаров, их переход от одного владельца к другому, облегчая их переработку или потребление. Однако чрезмерная или бесконтрольная эмиссия денег может привести к опасным и даже разрушительным последствиям. Когда банковское кредитование превышает определенный лимит, оно уже не стимулирует производство, а порождает избыточную покупательную способность, следствием которой является повышение цен.

     Когда денежное обращение осуществлялось в соответствии с металлистической концепцией, имевшийся объем золотого запаса ограничивал эмиссию платежных  средств. Эволюция денег в духе номиналистической  концепции привела к необходимости обдуманных и согласованных действий в области не только банковского кредитования, но и государственных финансов и внешней торговли , с целью поддержания денежного равновесия. Что касается кредитной сферы, государственные органы  призваны контролировать и регулировать эмиссию денег в соответствии с задачами денежной политики; для этого они поручают различным учреждениям осуществление контроля и регламентации  кредитных операций, облегчая применение соответствующих мер воздействия. В этом смысле кредитная политика является составной частью денежной политики; двумя другими ее компонентами являются бюджетная политика и политика международных финансовых отношений. 

    1.  Ценовая политика
 

     Ценовая политика государства – это практические действия органов государственной власти, направленные на установление, формирование и регулирование цен в национальной экономике, а также осуществление контроля за соблюдением государственной дисциплины цен.  
Основными целями государственной ценовой политики являются: борьба с инфляцией, поддержание конкурентной рыночной среды и борьба с монополизмом, создание социально ориентированной системы цен применительно к товарам первой необходимости для широких слоев населения, имеющих низкую покупательную способность. Они являются необходимыми условиями нормального воспроизводства и развития общества в целом.   Вмешательство государства в ценообразование может быть прямым и косвенным. Среди прямых методов регулирования уровня цен можно выделить: общее замораживание цен, установление фиксированных цен и тарифов, установление предельных цен или коэффициента предела возможного изменения цены за определенный период времени, установление предельного уровня рентабельности, декларирование цен, а также установление рекомендательных цен по важнейшим видам продукции. Прямые методы регулирования используются в том случае, когда государство в лице органов управления непосредственно воздействует на структуру и уровень цен. Косвенные методы государственного регулирования цен исходят из того, что государство воздействует не на порядок установления цен, а на поведение субъектов, участвующих в процессе ценообразования. Выделяют следующие косвенные методы регулирования уровня цен: система запретов, регулирование кредитно-денежной политики, регулирование фискальной политики, а также регулирование цен через социальную и внешнеэкономическую политику.  
    Ценообразование в нашей стране сейчас находится в переходном периоде, как и вся экономика в целом. Начавшаяся в 1992 году реформа по либерализации цен в связи с переходом к рыночной экономике еще не отрегулирована окончательно. Также расшатывают экономику наступивший мировой финансовый кризис и пережитки криминализации общества в 90-х гг. Ценообразование еще не до конца сформировано, и все применяемые меры и инструменты по регулированию цен в большинстве случаев основываются на зарубежном опыте. Однако на сегодняшний день экономисты  пытаются находить новые пути, способы, методы и инструменты для оздоровления экономики и получения контроля над инфляцией.  
   Исходя из всего вышесказанного, для успешного осуществления всех целей государственной ценовой политики необходимо грамотно оперировать опытом прошлых лет и прецедентных случаев, а также разрабатывать инновационные пути решения всевозможных экономических проблем.
 

Информация о работе Сущность и цели финансовой политики государства