Сущность и цели финансовой политики государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 18:25, контрольная работа

Описание

Другие авторы рассматривают финансовую политику как часть экономической политики государства, представляющую собой «совокупность бюджетно-налоговых, иных финансовых инструментов и институтов государственной финансовой власти, обладающих в соответствии с законодательством полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов государства в соответствии со стратегическими и тактическими целями государственной экономической политики».

Содержание

Введение
2
3
3
6
8
10
11

13
18
18
19
20
Сущность и цели финансовой политики государства
Элементы финансовой политики
Налоговая политика
Бюджетная политика
Денежно-кредитная политика
Ценовая политика
Таможенная политика
Стратегия и тактика финансовой политики
на современном этапе.
Заключение
4.Задача
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

К. Р по финансам.doc

— 368.00 Кб (Скачать документ)
    1.  Таможенная политика
  

 Таможенная   политика  - часть внешнеторговой деятельности государства, регламентирующая объем, структуру и условия экспорта и импорта товаров. Одной из форм проявления  таможенной   политики  является  таможенный  протекционизм, усиливающийся в период кризисов. В этот период вводятся высокие таможенные пошлины на импортные товары и, как правило, льготные таможенные пошлины на экспортную продукцию. В последние десятилетия наряду с таможенными пошлинами широко применяются нетарифные методы ограничения импорта: квотирование, стандарты качества и экологической чистоты.

     Важнейшая роль в деле обеспечения экономических  интересов государства принадлежит  таможенной службе - одному из базовых  институтов экономики. Участвуя в регулировании внешнеторгового оборота и осуществляя фискальную функцию, таможенная служба регулярно пополняет государственный бюджет и тем самым способствует решению экономических проблем.

     Путем разумных протекционистских мер  таможенная служба оберегает национальную промышленность.

     В новых рыночных условиях, когда российская экономика стала " открытой", а государственные границы" прозрачными " или во многих местах " размытыми ", гораздо более сложной и масштабной, чем раньше, стала проблема экономической безопасности Российской Федерации.

     В ее обеспечении зоной ответственности  таможенной службы является сфера внешнеэкономической  деятельности государства.

     Государственный таможенный комитет Российской Федерации  сосредоточил свои усилия на решении  таких задач, как:

     - создание таможенной инфраструктуры, способной обеспечить выполнение  главной задачи, поставленной перед  таможенной службой;

     - обеспечение экономической основы  суверенитета и государственной  безопасности страны, защита интересов  народа Российской Федерации;

     - пополнение федерального бюджета  путем взимания пошлин, сборов  и некоторых видов налогов; 

     - участие в осуществлении таможенно-банковского  валютного контроля, в первую  очередь за своевременной полной  репатриации платежей, причитающихся  российским экспортерам за экспортированные ими товары;

     - формирование, ведение и представление  (официальной публикации) таможенной  статистики внешней торговли  России;

     - создание правовой законодательной  базы, обеспечивающей деятельность  таможенной службы.

     За  прошедшие годы удалось многое изменить в таможенном законодательстве, подготовить и принять такие основополагающие для таможенного дела документы, как Таможенный кодекс Российской Федерации и Закон Российской Федерации о " Таможенном тарифе ".

     Нормы и положения, содержащиеся в этих документах, соответствуют мировым. Следовательно, создана правовая основа для деятельности российской таможенной службы, выработки механизмов осуществления внешнеэкономической деятельности, интегрирования России в мировое хозяйство, ее участие в развитии международной производственной кооперации.

     Возросла  роль Государственного  таможенного  комитета России как ведомства, активно участвующего в разработке  таможенной   политики  Российского государства. Внедрение новых технологий взимания таможенных платежей, обеспечение своевременного и правильного их начисления , организация контроля за их поступлением в полном объеме в федеральный бюджет позволили добиться весомых экономических результатов.

     С 1994 года Государственный таможенный комитет практически осуществляет таможенно-банковский валютный контроль. Системой валютного контроля, на основе информационного обмена более чем с тысячью уполномоченных банков и их филиалов, охвачены валютные операции экспортеров на сумму 57 миллиардов долларов США.

     В настоящее время на территории Российской Федерации функционирует 15 региональных таможенных управлений ( в 1991 г. было 2 ), 150 таможен ( в 1991 г. - 84), 503 таможенных поста ( было 122 ). Сегодня таможенная служба России - это 53800 сотрудников ( было 8288 ).

     Такая система таможенных органов позволяет осуществлять свои функции на всей территории России.

     Главными  направлениями деятельности таможенной службы России, как это определено в разработанной и ныне действующей  программе, были и остаются: осуществление  фискальной и правоохранительной функций, совершенствование технологий таможенного оформления и таможенного контроля. 

  1. СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА ФИНАНСООЙ  ПОЛИТИКИ НА СОВРЕМЕННОМ  ЭТАПЕ.
 

     В зависимости от длительности периода  и  характера решаемых задач  финансовая   политика  подразделяется на  финансовую  стратегию   и   финансовую   тактику Финансовая   стратегия  -- долговременный курс  финансовой  политики , рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной  стратегией . В процессе ее разработки прогнозируются основные тенденции развития финансов, формируются концепции их использования, намечаются принципы организации  финансовых  отношений. Выбор долговременных целей  и  составление целевых программ в  финансовой   политике  необходимы для концентрации  финансовых  ресурсов на главных направлениях экономического  и  социального развития Финансовая   тактика  направлена на решение задач конкретного  этапа  развития общества путем своевременного изменения способов организации  финансовых  связей, перегруппировки финансовых  ресурсов. 

Стратегия   и   тактика   финансовой   политики  взаимосвязаны. Стратегия  создает благоприятные условия для решения тактических задач.  Тактика , выявляя решающие участки и узловые проблемы развития экономики и социальной сферы, путем своевременного изменения способов, форм организации  финансовых  связей позволяет в более сжатые сроки с наименьшими потерями и затратами решать задачи, намечаемые  финансовой   стратегией .На протяжении многих лет Россия находилась в условиях острого системного кризиса. Спад промышленного производства, резкое сокращение платежеспособного спроса предприятий и населения, сужение денежной массы привели к массовому обнищанию широких слоев населения.

     Анализ основных тенденций финансовой политики в XX в., нерешенных проблем и не оправдавших себя финансовых инструментов позволяет выделить следующие стратегические линии финансовой политики России в XXI в.:

     1. Обеспечение единства целей и инструментов финансовой политики и целей развития экономики, совершенствования политической системы, материального благосостояния граждан, их духовного уровня. Без обеспечения экономического роста невозможно решение ни одной сколько-нибудь важной задачи финансовой политики.

     2. Повышение эффективности финансового регулирования не только будет иметь внешнюю направленность на другие сферы экономики (рынок труда, внешняя торговля и т.д.), но и внутреннюю дисциплину, упорядоченность финансовых инструментов, их тесное взаимодействие с денежно-кредитными инструментами. Без улучшения финансового регулирования в XXI в. участятся финансовые кризисы, что нарушит функционирование и товарных рынков, ударит по стабильности демократической системы.

     3. Успешная реализация названных выше стратегических линий будет происходить в условиях встраивания финансовой системы России в международную финансовую систему. Чтобы не потерять свою роль в формировании экономической политики, найти способы учета в этом процессе национальных интересов России, необходимо обучение новым финансовым технологиям, овладение  современными  знаниями в сфере государственных финансов, корпоративных финансов,  финансового  менеджмента поставить на тот же уровень, что и систему обучения в естественных науках, инженерном деле.

     Базовой, несущей конструкцией  стратегии   финансовой  политики должны стать укрепление рубля, повышение доверия к финансовым, банковским и кредитным институтам. Нужно постепенно отходить от практики деления денежного оборота на автономные, развивающиеся по своим правилам части: рублевую, долларовую и стоящую особняком, никак не регулируемую финансовыми и денежно-кредитными инструментами теневую компоненту денежного оборота. При слабом неустойчивом рубле, все время зависимом от того количества долларов, которое будет поступать от ММВБ, решить задачу восстановления единого управления денежным оборотом невозможно.

     4. Для товарно-ресурсного обеспечения рубля предстоит одновременно решить следующие задачи:

     умеренно увеличить производство топливно-энергетических ресурсов, дающих высокую финансовую отдачу, хотя и требующих больших единовременных затрат;

     создать мобильные и ликвидные резервы нефти, газа, энергетических мощностей, ценных металлов;

     существенно повысить (в 2--3 раза) долю пищевой и легкой промышленности, которые отличаются высокой оборачиваемостью капитала;

     развивать авиационную и автомобильную промышленности на основе новых технологий с привлечением прямых иностранных инвестиций и созданием благоприятных условий для перемещения транснациональных компаний в Россию.

     5. Если товарное обеспечение рубля находится в более-менее удовлетворительном состоянии, около половины составляет импорт, то ресурсное обеспечение его гораздо лучше, чем у многих стран даже с сильной валютой. Россия располагает доказанными (прибыльными) запасами полезных ископаемых на 42 трлндолл.и разведанными запасами еще более чем на 140 трлн долл.

     6. Важно создать надежные финансовые инструменты, позволяющие превратить полезные ископаемые в ликвидные ресурсы, учитываемые при определении денежной массы, объемов кредита в залоговых операциях. Это потребует создания надежных финансовых технологий, обеспечивающих национальную безопасность страны. Обеспеченность рубля этим не исчерпывается. Необходимо создать фонд экономических активов, включая и другие ресурсы (земля, незавершенное строительство и т.д.). Для этого следует провести классификацию экономических активов и инвентаризацию всего российского имущества, включая заграничное, определить их ценность, ликвидность, разработать схему баланса этих активов и провести международный аудит.

     7. Нужна система мер, направленных на стимулирование спроса на рубли. Учитывая, что курс рубля формируется на ММВБ, необходимо именно на этом пространстве целенаправленно формировать спрос на рубли. В качестве одного из вариантов целесообразно ввести продажу отечественных товаров (нефти, газа и т.д.) -- потенциальных носителей валюты -- за рубли. В этом случае те зарубежные покупатели, которым необходимы такие товары, будут накапливать рубли, а после покупки конвертировать их в доллары и другие твердые валюты.

     8. Потенциал рубля ослаблен из-за крупного оттока капитала, нелицензированного его вывоза, утаивания части валютной выручки от экспорта продукции на счетах в оффшорных банках, перевода авансовых платежей за поставку импортной продукции без получения объяснить мотивационными причинами. Предотвращение бегства капитала, его репатриация будут способствовать укреплению рубля.

Информация о работе Сущность и цели финансовой политики государства