Сущность заемного капитала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 12:57, курсовая работа

Описание

Заемный капитал - капитал, образуемый за счет займов: получения кредитов, выпуска и продажи облигаций, получения средств по другим видам денежных обязательств. Заемный капитал предназначается для финансирования деятельности предприятий.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
Глава 1. Ученые экономисты и практики об экономическом
содержании заемного капитала и о проблемах
привлечения средств организациями…………………………....5
1.1. Сущность заемного капитала……………………………………5
1.2. Принципы формирования капитала…………………….….......9
Глава 2. Заемные средства организации…………………………………16
2.1. Виды заемных средств…………………………………….….....16
2.2. Политика привлечения заемных средств………………………19
2.3. Структура заемных средств в организации………………...…..27
2.3.1. Характеристика предприятия……………………….…..…27
2.3.2. Заемные средства организации…………………….……..29
Глава 3. Проблемы заимствования средств организации…………….…34
Заключение……………………………………………………………...….37
Список литературы…………………………………………………….…..38

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВИК НКИ тема 9 заемный капитал.doc

— 281.50 Кб (Скачать документ)

       2. Краткосрочные финансовые обязательства. К ним относятся все формы привлеченного заемного капитала со сроком его использования до одного года.  Основными факторами этих обязательств  являются краткосрочные кредиты банков и краткосрочные заемные средства, различные формы кредиторской задолженности предприятия (по товарам, работам и услугам; по выданным векселям; по полученным авансам; по расчетам с бюджетом и внебюджетными фондами; по оплате труда; с дочерними предприятиями; с другими кредиторами) и другие  краткосрочные финансовые обязательства.

       В процессе  развития предприятия  по мере погашения  его финансовых обязательств возникает потребность  в привлечении новых заемных  средств. Источники и формы привлечения  заемных средств предприятием  весьма многообразны. Классификация привлекаемых предприятием  заемных средств по основным признакам приведена на рис. 3.

       

 

       Рис.   3. Классификация заемных средств,

       С учетом изложенной классификации организуется управление привлечением заемных средств, которое представляет собой целенаправленный процесс их формирования из различных источников и в разных формах в соответствии с потребностями предприятия в заемном капитале на различных этапах его развития. Многообразие задач, решаемых в процессе этого управления, определяет необходимость разработки специальной финансовой политики в этой области на предприятиях, использующих значительный объем заемного капитала. 
 
 
 

       2.2. Политика привлечения  заемных средств 

       Политика  привлечения заемных  средств представляет собой часть общей финансовой стратегии, заключающейся в обеспечении наиболее эффективных форм и условий привлечения заемного капитала из различных источников в соответствии с потребностями развития предприятия.

       Процесс формирования политики привлечения  предприятием заемных средств включает следующие основные этапы (рис. 4.).

       1. Анализ привлечения  и использования  заемных средств  в предшествующем  периоде. Целью такого анализа является выявление объема, состава и форм привлечения заемных средств предприятием, а также оценка эффективности их использования.

       На  первом этапе анализа  изучается динамика общего объема привлечения заемных средств в рассматриваемом периоде; темпы этой динамики сопоставляются с темпами прироста суммы собственных финансовых ресурсов, объемов операционной и инвестиционной деятельности, общей суммы активов предприятия.

       На  втором этапе анализа  определяются основные формы привлечения заемных средств, анализируются в динамике удельный вес сформированных финансового кредита, товарного кредита и внутренней кредиторской задолженности в общей сумме заемных средств, используемых предприятием.

       На  третьем этапе  анализа определяется соотношение объемов используемых предприятием заемных средств по периоду их привлечения. В этих целях проводится соответствующая группировка используемого заемного капитала по этому признаку, изучается динамика соотношения кратко- и долгосрочных заемных средств предприятия и их соответствие объему используемых оборотных и внеоборотных активов.

       На  четвертой стадии анализа изучается состав конкретных кредиторов предприятия и условия предоставления ими различных форм финансового и товарного (коммерческого) кредитов. Эти условия анализируются с позиций их соответствия конъюнктуре финансового и товарного рынков.

       На  пятой стадии анализа изучается эффективность использования заемных средств в целом и отдельных их форм на предприятие. В этих целях используются показатели оборачиваемости и рентабельности заемного капитала. Первая группа этих показателей сопоставляется в процессе анализа со средним периодом оборота собственного капитала.

       Результаты  проведенного анализа служат основой  оценки целесообразности использования заемных средств на предприятии в сложившихся объемах и формах.

       

         
 

       Рис. 4. Основные этапы  разработки политики привлечения  предприятием заемных средств. 

       2. Определение целей  привлечения заемных  средств в предстоящем периоде. Эти средства привлекаются предприятием на строго целевой основе, что является одним из условий последующего эффективного их использования. Основными целями привлечения заемных средств предприятиями являются:

       а) пополнение необходимого объема постоянной части оборотных активов. В настоящее время большинство предприятий, осуществляющих производственную деятельность, не имеют возможности финансировать полностью эту часть оборотных активов за счет собственного капитала. Значительная часть этого финансирования осуществляется за счет заемных средств;

       б) обеспечение формирования переменной части оборотных активов. Какую бы модель финансирования активов не использовало предприятие, во всех случаях переменная часть оборотных активов частично или полностью финансируется за счет заемных средств;

       в) формирование недостающего объема инвестиционных ресурсов. Целью привлечения заемных средств в этом случае выступает необходимость ускорения реализации отдельных реальных проектов предприятия (новое строительство, реконструкция, модернизация); обновление основных средств (финансовый лизинг) и т.п.

       г) обеспечение социально-бытовых потребностей своих работников. В этих случаях заемные средства привлекаются для выдачи ссуд своим работникам на индивидуальное жилищное строительство, обустройство садовых и огородных участков и на другие аналогичные цели;

       д) другие временные нужды. Принцип целевого привлечения заемных средств обеспечивается и в этом случае, хотя такое их привлечение осуществляется обычно на короткие сроки и в небольших объемах.

       3. Определение предельного объема привлечения заемных средств. Максимальный объем этого привлечения диктуется двумя основными условиями:

       а) предельным эффектом финансового левериджа. Так как объем собственных финансовых ресурсов формируется на предшествующем этапе, общая сумма используемого собственного капитала может быть определена заранее. По отношению к ней рассчитывается коэффициент финансового левериджа (коэффициент финансирования), при котором его эффект будет максимальным. С учетом суммы собственного капитала в предстоящем периоде и рассчитанного коэффициента финансового левериджа вычисляется предельный объем заемных средств, обеспечивающий эффективное использование собственного капитала;

       б) обеспечением достаточной финансовой устойчивости предприятия. Она должна оцениваться не только с позиций самого предприятия, но и с позиций возможных его кредиторов, что обеспечит впоследствии снижение стоимости привлечения заемных средств.

         С учетом этих требований предприятие устанавливает лимит использования заемных средств в своей хозяйственной деятельности.

       4. Оценка стоимости  привлечения заемного  капитала из различных источников. Такая оценка проводится в разрезе различных форм заемного капитала, привлекаемого предприятием из внешних и внутренних источников. Результаты такой оценки служат основой разработки управленческих решений относительно выбора альтернативных источников привлечения заемных средств, обеспечивающих удовлетворение потребностей предприятия в заемном капитале.

       5. Определение соотношения  объема заемных  средств, привлекаемых на кратко- и долгосрочной основе. Расчет потребности в объемах кратко- и долгосрочных заемных средств основывается на целях их использования в предстоящем периоде. На долгосрочный период (свыше 1 года) заемные средства привлекаются, как правило, для расширения объема собственных основных средств и формирования недостающего объема инвестиционных ресурсов (хотя при консервативном подходе к финансированию активов заемные средства на долгосрочной основе привлекаются и для обеспечения формирования оборотного капитала). На краткосрочный период заемные средства привлекаются для всех остальных целей их использования.

       Расчет  необходимого размера заемных средств  в рамках каждого периода осуществляется в разрезе отдельных целевых направлений их предстоящего использования. Целью этих расчетов является установление сроков использования привлекаемых заемных средств для оптимизации соотношения долго- и краткосрочных их видов. В процесс этих расчетов определяются полный и средний срок использования заемных средств.

       Полный  срок использования заемных средств  представляет собой период времени  с начала их поступления до окончательного погашения всей суммы долга. Он включает в себя три временных периода: а) срок полезного использования; б) льготный (грационный) период; в) срок погашения.

       а) срок полезного использования— это период времени, в течение которого предприятие непосредственно использует предоставленные заемные средства в своей хозяйственной деятельности;

       б) льготный (грационный) период — это период времени с момента окончания полезного использования заемных средств до начала погашения долга. Он служит резервом времени для аккумуляции необходимых финансовых средств;

       в) срок погашения— это период времени, в течение которого происходит полная выплата основного долга и процентов по используемым заемным средствам. Этот показатель используется в тех случаях, когда выплата основного долга и процентов осуществляется не одномоментно после окончания срока использования заемных средств, а частями в течение определенного периода времени по предусмотренному графику.

       Расчет  полного срока использования  заемных средств осуществляется в разрезе перечисленных элементов исходя из целей их использования и сложившейся на финансовом рынке практике установления льготного периода и срока погашения.

       Средний срок использования заемных средств  представляет собой средний расчетный  период, в течение которого они  находятся в использовании на предприятии.

       Он  определяется по формуле:

       

        ССз =                    + ЛП +

        

       где ССз— средний срок использования заемных средств;

       СПз—  срок полезного использования заемных  средств;

       ЛП  — льготный (грационный) период;

       ПП  — срок погашения.

       Средний срок использования заемных средств  определяется по каждому целевому направлению  привлечения этих средств; по объему их привлечения на кратко- и долгосрочной основе; по привлекаемой сумме заемных средств в целом.

       Соотношение заемных средств, привлекаемых на кратко- и долгосрочной основе, может быть оптимизировано также с учетом стоимости их привлечения.

       6. Определение форм  привлечения заемных  средств. Эти формы дифференцируются в разрезе финансового кредита; товарного (коммерческого) кредита; прочих форм. Выбор форм привлечения заемных средств предприятие осуществляет исходя из целей и специфики своей хозяйственной деятельности.

       7. Определение состава  основных кредиторов. Этот состав определяется формами привлечения заемных средств. Основными кредиторами предприятия являются обычно его постоянные поставщики, с которыми установлены длительные коммерческие связи, а также коммерческий банк, осуществляющий его расчетно-кассовое обслуживание.

       8. Формирование эффективных  условий привлечения  кредитов. К числу важнейших из этих условий относятся: а) срок предоставления кредита; 6) ставка процента за кредит; в) условия выплаты суммы процента; г) условия выплаты суммы основного долга; д) прочие условия, связанные с получением кредита.

       Срок  предоставления кредита является одним из определяющих условий его привлечения. Оптимальным считается срок предоставления кредита, в течение которого полностью реализуется цель его привлечения (например, ипотечный кредит — на срок реализации инвестиционного проекта; товарный кредит — на период полной реализации закупленных товаров и т.п.).

Информация о работе Сущность заемного капитала