Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 12:14, курсовая работа
Цель данной курсовой работы: раскрыть экономическую целесообразность создания кредитных бюро.
Для ее достижения были поставлены и изучены следующие задачи:
1. Подобрать, проанализировать, обобщить и систематизировать литературу работы.
2. Охарактеризовать кредитное бюро.
3. Выделить основные принципы, функции и цели кредитного бюро.
4. Рассмотреть экономическую целесообразность деятельности кредитного бюро.
5. Изучить методы, используемые кредитным бюро для оценки заемщика.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ КРЕДИТНОГО БЮРО 4
1.1. Понятие, цели и принципы кредитного бюро
4
1.2. Эволюция информации в кредитных бюро
8
2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ СОЗДАНИЯ КРЕДИТНОГО
БЮРО ДЛЯ ВСЕХ ЕЕ УЧАСТНИКОВ
15
3. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ЗАЕМЩИКА КРЕДИТНЫМ БЮРО 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 «СХЕМА РАБОТЫ КРЕДИТНОГО БЮРО» 28
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 «ЭТАПЫ ПРОВЕРКИ ДОКУМЕНТОВ» 29
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 «ЭТАПЫ ПРОВЕРКИ ДОКУМЕНТОВ» 30
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 «ПРИМЕР ПОЛУЧЕНИЯ СПРАВКИ ПО НЕГАТИВНОМУ ФАЙЛУ» 31
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 «ПРИМЕР ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ НА ОСНОВЕ РЕЙТИНГА» 32
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 «РАЗБИВКА ЗАЕМЩИКОВ ПО КЛАССНОСТИ» 33
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 34
ОГЛАВЛЕНИЕ | |
ВВЕДЕНИЕ | 3 |
1. СУЩНОСТЬ КРЕДИТНОГО БЮРО | 4 |
|
4 |
|
8 |
2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ СОЗДАНИЯ КРЕДИТНОГО
БЮРО ДЛЯ ВСЕХ ЕЕ УЧАСТНИКОВ |
15 |
3. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ЗАЕМЩИКА КРЕДИТНЫМ БЮРО | 22 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | 26 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 «СХЕМА РАБОТЫ КРЕДИТНОГО БЮРО» | 28 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 «ЭТАПЫ ПРОВЕРКИ ДОКУМЕНТОВ» | 29 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 «ЭТАПЫ ПРОВЕРКИ ДОКУМЕНТОВ» | 30 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 «ПРИМЕР ПОЛУЧЕНИЯ СПРАВКИ ПО НЕГАТИВНОМУ ФАЙЛУ» | 31 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 «ПРИМЕР ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ НА ОСНОВЕ РЕЙТИНГА» | 32 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 «РАЗБИВКА ЗАЕМЩИКОВ ПО КЛАССНОСТИ» | 33 |
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК | 34 |
ВВЕДЕНИЕ
В услугах кредитных бюро, занимающихся сбором, хранением и распространением информации о платежной дисциплине заемщиков, нуждается фактически любая компания, практикующая кредитование своих клиентов в той или иной форме (кредитные учреждения, предприятия сферы услуг, производители и поставщики товаров с отсрочкой платежа).
Кредитные истории представляют собой специализированный вид информационных ресурсов, создающихся с целью обеспечения безопасности банковской деятельности в кредитной сфере. Особое значение кредитные истории имеют для России, где до последнего времени наиболее простым и доходным видом мошенничества являлось получение кредита без намерения его возвратить.
Тема данной курсовой работы является актуальной, так как в результате внедрения кредитного бюро в российскую банковскую систему упрощается деятельность коммерческих банков, снижаются риски для всех участников процесса кредитования, возникает механизм контроля заемщиков. Это положительно сказывается на развитии рынка кредитования, в том числе потребительского. У заемщиков появляется серьезный стимул к добросовестному выполнению своих финансовых обязательств (причем не, только перед кредитными учреждениями).
Цель данной курсовой работы: раскрыть экономическую целесообразность создания кредитных бюро.
Для ее достижения были поставлены и изучены следующие задачи:
1.
Подобрать, проанализировать, обобщить
и систематизировать
2. Охарактеризовать кредитное бюро.
3. Выделить основные принципы, функции и цели кредитного бюро.
4. Рассмотреть экономическую целесообразность деятельности кредитного бюро.
5. Изучить методы, используемые кредитным бюро для оценки заемщика.
6. Сделать выводы и обобщение по итогам работы.
Курсовая работа состоит из ведения, 3 глав, заключения, 6 приложений и библиографического списка.
Аналитической и информационной базой, для написания данной курсовой работы послужили: нормативно-правовые акты федеральных органов власти и Банка России; рекомендуемая и дополнительная учебная и справочная литература; статьи из специальной периодической печати; материалы официальных сайтов электронной сети Интернет и другие.
Объектом
изучения курсовой работы является кредитное
бюро, а предметом - процесс оценки заемщика
кредитным бюро.
1. СУЩНОСТЬ КРЕДИТНОГО БЮРО
1.1. Понятие, цели и принципы кредитного бюро
Кредитные бюро – независимые коммерческие учреждения, собирающие и обеспечивающие поступление кредитной информации с целью извлечь совместно выгоду (пользу) кредитному бюро, участвующим кредиторам (ссудодателям) и кредитной сфере в целом [5, ст. 3 п.6].
К кредитным учреждениям обычно относятся предприятия и организации различных хозяйственных отраслей, в том числе банки, предприятия розничной торговли, операторы связи, учреждения, предоставляющие финансовые услуги и так далее. Все члены кредитного бюро предоставляют ему информацию о поведении своих клиентов в части оплаты счетов.
Как правило, в кредитном бюро создается руководящий орган в форме членов для разработки и контроля над согласованной политикой и практической деятельностью бюро принципов и правил его деятельности, а также для контроля над их соблюдением. Ассоциации принадлежат права на общую базу данных (обобществленные данные принадлежат ассоциации на праве доверительной собственности). Бюро взимает плату за предоставление кредитных справок (досье заемщиков) и справок по запросам материалов из сводной базы данных. Сумма оплаты (шкала расценок), как правило, зависит от типа и объема запрошенных сведений. Кредитное бюро не является государственной организацией, не предоставляет кредиты и не занимается возвратом выданных ссуд. При этом кредитное бюро действует в соответствии с национальным или региональным законодательством, особенно в той его части, которая регламентирует правовые аспекты конфиденциальности информации и защиты интересов потребителей. Кредитное бюро принадлежит независимым юридическим лицам (является независимым юридическим лицом) и выступает в роли “попечителя” данных о заемщиках, получаемых от различных кредитных учреждений. Создание и деятельность кредитного бюро целиком и полностью зависит от готовности кредитных учреждений предоставить имеющуюся у них информацию с целью повышения прибыльности своих портфелей посредством получения справок из общей отраслевой кредитной базы данных.
В ПРИЛОЖЕНИИ 1 показаны типичные взаимоотношения кредитного бюро с кредитующими учреждениями, руководящим органом (управляющей компанией, ассоциацией) и соответствующими законодательными органами [21].
Система частного кредитного бюро – это добровольное объединение пяти участников: граждан, кредиторов в качестве пользователей кредитных справок граждан, кредиторов в качестве сборщиков данных для кредитных бюро, кредитных бюро и регулирующих органов.
Отметим, что кредиторы, которыми могут выступать банки, лизинговые компании, компании по выпуску кредитных карточек, розничные операторы или любая другая структура, предоставляющая кредиты гражданам, выполняют две функции. Во-первых, они собирают данные о гражданах или, точнее говоря, о своем опыте работы с гражданами, и передают эти данные кредитным бюро. Данные, вытекающие из кредитных сделок с гражданами, включают сумму кредита, историю внесения платежей, случаи невыплаты кредита, и то подобное в зависимости от действующего законодательства, могут также собираться персональные данные общего характера. Во-вторых, в процессе кредитования кредиторы используют информацию, которую они сами или иные кредиторы предоставили кредитному бюро. При выполнении этих двух отдельных функций кредиторы имеют сходные, но не идентичные интересы [21].
Кредитное бюро занимается сбором и обработкой информации, предоставляя кредиторам справки об отдельных гражданах. Как правило, кредитное бюро в основном пользуется данными, полученными от кредиторов. Кредитное бюро может провести независимое расследование по материалам судов и других архивов, данные из которых обычно не предоставляются кредитным бюро.
Кредитный
отчет может содержать
Кредитные бюро часто организованы как акционерные общества или совместные предприятия, так что взаимоотношения между кредиторами (по обеим функциям) в значительной мере основываются на членском договоре, который обязывает кредитора предоставлять данные кредитным бюро в качестве условия получения кредитных справок. Взаимоотношения между кредитными бюро и гражданами практически полностью определяются действующими законами и нормативными актами [6, с. 384].
Учитывая сказанное, в основу деятельности кредитного бюро закладываются следующие фундаментальные принципы [22]:
1. Только факты, а не оценочные суждения. Качество и достоверность информации – превыше всего.
Суть
этого принципа заключается в
необходимости жесткой
2.
Исключительный вид
Суть
этого принципа заключается в
том, что Кредитное бюро призвано
быть исключительно
3. Приоритет прав заемщика.
Суть этого принципа заключается в том, что центральным элементом Кредитного бюро является желание заемщика иметь свое досье. Несоблюдение этого принципа имеет те же последствия, что и в случае нарушения двух сформулированных выше принципов. В документах, регламентирующих деятельность Кредитного бюро, должны быть четко прописаны механизмы реализации этого принципа. В частности, информация предоставляется только с согласия заемщика; заемщик уведомляется о всех записях, сделанных в его досье; заемщик имеет право в любое время ознакомиться со своим досье и оспорить его содержание.
4. Независимость Кредитного бюро, как от частных, так и государственных структур.
Суть этого принципа состоит в том, что главная задача Кредитного бюро – выполнение посреднических функций между кредитором и заемщиком, а не сбор компрометирующих материалов. Каким бы соблазнительным не было желание аккумулировать максимум информации о заемщике, не следует забывать о коммерческой и банковской тайне. Обмен информацией со сторонними организациями, включая силовые структуры, может привести к потере репутации Кредитного бюро. Исключение может составлять информация из арбитражных судов, касающаяся наложения ареста на имущество, урегулирования споров между кредиторами и заемщиками.
Информация о работе Теоретические основы функционирования бюро кредитных историй