Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 12:14, курсовая работа
Цель данной курсовой работы: раскрыть экономическую целесообразность создания кредитных бюро.
Для ее достижения были поставлены и изучены следующие задачи:
1. Подобрать, проанализировать, обобщить и систематизировать литературу работы.
2. Охарактеризовать кредитное бюро.
3. Выделить основные принципы, функции и цели кредитного бюро.
4. Рассмотреть экономическую целесообразность деятельности кредитного бюро.
5. Изучить методы, используемые кредитным бюро для оценки заемщика.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ КРЕДИТНОГО БЮРО 4
1.1. Понятие, цели и принципы кредитного бюро
4
1.2. Эволюция информации в кредитных бюро
8
2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ СОЗДАНИЯ КРЕДИТНОГО
БЮРО ДЛЯ ВСЕХ ЕЕ УЧАСТНИКОВ
15
3. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ЗАЕМЩИКА КРЕДИТНЫМ БЮРО 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 «СХЕМА РАБОТЫ КРЕДИТНОГО БЮРО» 28
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 «ЭТАПЫ ПРОВЕРКИ ДОКУМЕНТОВ» 29
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 «ЭТАПЫ ПРОВЕРКИ ДОКУМЕНТОВ» 30
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 «ПРИМЕР ПОЛУЧЕНИЯ СПРАВКИ ПО НЕГАТИВНОМУ ФАЙЛУ» 31
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 «ПРИМЕР ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ НА ОСНОВЕ РЕЙТИНГА» 32
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 «РАЗБИВКА ЗАЕМЩИКОВ ПО КЛАССНОСТИ» 33
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 34
Рейтинговая оценка заключается в определении «веса» каждого показателя в общем рейтинге. С теоретической точки зрения показатели можно разделить на объективные и субъективные.
Объективными
являются показатели, характеризующие
эффективность деятельности и финансовую
стабильность предприятия (например, коэффициент
текущей ликвидности или
Важным моментом является определение "веса" того или иного показателя в итоговой оценке предприятия. Различные кредитные бюро использует различные методы оценки и различный свод коэффициентов.
Итак,
рейтинговая оценка проходит следующие
этапы. На первом этапе рейтинговой
оценки составляется агрегированный баланс
предприятия по степени ликвидности
активов и срочности
Используются следующие коэффициенты:
Коэффициент абсолютной ликвидности равняется отношению величины наиболее ликвидных активов к сумме наиболее срочных обязательств и краткосрочных пассивов. Его оптимальное значение 0,2 - 0,5 показывает, какая часть обязательств может быть погашена без дополнительной мобилизации средств [23].
2.Коэффициент срочной ликвидности (К с. л.);
Коэффициент срочной ликвидности равный отношению ликвидных средств первого и второго класса к задолженности, отражает прогнозируемые платежные возможности предприятия при условии своевременного проведения расчетов с дебиторами. Оптимальное значение коэффициента считается равным 1, однако, он может быть и ниже, но не должен опускаться ниже 0,5 [23].
3.Коэффициент текущей ликвидности (К а. л.);
Коэффициент
текущий ликвидности – это
отношение текущих активов к
краткосрочным обязательствам. Показывает
платежные возможности
4.Коэффициент автономии (К а.)
Коэффициент автономии рассчитывается как доля собственных средств в общем итоге баланса. Нормальное минимальное значение оценивается на уровне 0,5. Это означает, что сумма обязательств предприятия равна сумме собственных средств. Рост коэффициента свидетельствует об увеличении финансовой независимости, снижение риска финансовых затруднений в будущих периодах. Такая тенденция повышает гарантированность предприятием своих обязательств [23].
В зависимости от величины этих коэффициентов предприятия, как правило, распределяются на 3 класса кредитоспособности (ПРИЛОЖЕНИЕ 6).
Рейтинговая
оценка предприятия-заемщика является
обобщающим выводом анализа
К первому классу относятся заемщики с суммой баллов от 100 до 150, ко второму – от 151 до 250 баллов, к третьему – от 251 до 300 баллов.
Первоклассным по кредитоспособности заемщикам коммерческие банки могут открывать кредитную линию, выдавать в разовом порядке бланковые (без обеспечения) ссуды с установлением более низкой процентной ставки, чем для остальных заемщиков.
Кредитование второклассных ссудозаемщиков осуществляется банками в обычном порядке, то есть при наличии соответствующих обеспечительских обязательств (гарантий, залога и так далее). Процентная ставка зависит от вида обеспечения.
Предоставление кредитов клиентам третьего класса связанно для банка с серьезным риском. Таким клиентам в большинстве случаев банки кредитов не выдают, а если выдают, то размер предоставляемой ссуды не должен превышать размер уставного фонда. Процентная ставка за кредит устанавливается на высоком уровне.
Класс рассчитывается на основе следующей формулы:
Категория К1*30 + Категория К2*20 + Категория К3*30 + Категория К4*20[49], где
K1= оборотный капитал / всего активов
K2 = (резервы + фонды специального назначения + целевое финансирование + нераспределенная прибыль)/ всего активов
K3 = результат от реализации / всего активов
K4 = (уставный капитал / заемный капитал) / всего активов
K5 = выручка от реализации / всего активов
Далее проводится «Z-анализа» Альтмана.
Цель «Z-анализа» - отнести изучаемый объект к одной из двух групп: либо к предприятиям-банкротам, либо к успешно действующим предприятиям.
Z - показатель Альтмана
является комплексным
Необходимо еще раз подчеркнуть, что не существует каких-то единых нормативных критериев для рассмотренных показателей. Они зависят от многих факторов: отраслевой принадлежности предприятия, принципов кредитования, сложившейся структуры источников средств, оборачиваемости оборотных средств, репутации предприятия и прочее.
Итак, при использовании рейтинговой оценки анализ кредитоспособности является несколько незавершенным, так как здесь не учитывается деятельность предприятия (является ли она эффективной или нет). Но положительной стороной является использование «Z-анализа» Альтмана, потому что он позволяет несколько точнее определить степень риска выдачи кредита: возможно ли банкротство предприятия или оно устойчиво.
Подводя
итоги, данной главе следует подчеркнуть,
что история кредита — история
обслуживания компанией обязательств
по банковским ссудам, товарным кредитам,
поставкам и услугам с отсрочкой платежа.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Создание национальной системы информации о кредитах несет множество преимуществ как для банковской системы и экономики страны в целом, так и для отдельных кредитополучателей. За счет того, что повысится обоснованность выдачи кредитов и снизятся транзакционные издержки отдельных банков, дополнительный стимул получат относительно новые направления кредитования - потребительское, ипотечное. Увеличатся возможности доступа к кредиту для населения, малого и среднего бизнеса. Кредитное бюро поощряет добросовестных заемщиков и тем самым повышает общий уровень платежной культуры и, в конечном счете, этику бизнеса.
Для более эффективной организации деятельности кредитных бюро необходимо определиться по ряду важных вопросов. Первый вопрос касается порядка предоставления информации в кредитные бюро. Многие банки не желают разглашать данные о неблагополучных заемщиках, поскольку это ухудшит их финансовую отчетность или снизит вероятность возвращения средств за счет перекредитования. Поэтому вряд ли сейчас существует альтернатива закрепленному в законодательстве обязательному характеру подачи информации в кредитные бюро.
Второй, вопрос: какую информацию предоставлять. Есть два варианта - предоставлять только "негативную" информацию, касающуюся лишь неисполнения обязательств, или также и "позитивную", включающую более широкий спектр данных. Последний вариант предпочтительнее, поскольку даст больше возможностей по последующей оценке кредитоспособности заемщиков. Но в нем не заинтересовано большинство банков, не желающих терять благополучных клиентов. В российских условиях они являются важным ресурсом.
Что касается методов оценки: исходя из работы, можно заключить, что существует много коэффициентов и других показателей и характеристик, расчёт которых позволяет оценить кредитоспособность предприятия. Каждое кредитное бюро по своему усмотрению может использовать любую их комбинацию.
Каждый отдельный способ имеет свои недостатки. Но в сумме они могут многосторонне оценить риск кредитной сделки. Рассчитываемые коэффициенты отражают положение дел в прошлом.
Но не всегда определяющим моментом в положительном решении о выдаче кредита имеет коэффициентная и рейтинговая оценка заемщика. Важным моментом является репутация заемщика, его платежная дисциплина и, в большей степени, его взаимоотношения с банком-кредитором.
В данной курсовой работе я попыталась раскрыть современное состояние потребительского кредитования в Российской Федерации. Изучив большой объем литературы, я старалась отразить наиболее важную информацию и считаю, что поставленные передо мной задачи при написании курсовой работы были выполнены, при этом для себя я открыла много нового.
Информация о работе Теоретические основы функционирования бюро кредитных историй