Теоретические основы функционирования бюро кредитных историй

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 12:14, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы: раскрыть экономическую целесообразность создания кредитных бюро.
Для ее достижения были поставлены и изучены следующие задачи:
1. Подобрать, проанализировать, обобщить и систематизировать литературу работы.
2. Охарактеризовать кредитное бюро.
3. Выделить основные принципы, функции и цели кредитного бюро.
4. Рассмотреть экономическую целесообразность деятельности кредитного бюро.
5. Изучить методы, используемые кредитным бюро для оценки заемщика.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ КРЕДИТНОГО БЮРО 4
1.1. Понятие, цели и принципы кредитного бюро
4
1.2. Эволюция информации в кредитных бюро
8
2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ СОЗДАНИЯ КРЕДИТНОГО
БЮРО ДЛЯ ВСЕХ ЕЕ УЧАСТНИКОВ
15
3. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ЗАЕМЩИКА КРЕДИТНЫМ БЮРО 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 «СХЕМА РАБОТЫ КРЕДИТНОГО БЮРО» 28
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 «ЭТАПЫ ПРОВЕРКИ ДОКУМЕНТОВ» 29
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 «ЭТАПЫ ПРОВЕРКИ ДОКУМЕНТОВ» 30
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 «ПРИМЕР ПОЛУЧЕНИЯ СПРАВКИ ПО НЕГАТИВНОМУ ФАЙЛУ» 31
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 «ПРИМЕР ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ НА ОСНОВЕ РЕЙТИНГА» 32
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 «РАЗБИВКА ЗАЕМЩИКОВ ПО КЛАССНОСТИ» 33
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 34

Работа состоит из  1 файл

курсовая 1.doc

— 192.00 Кб (Скачать документ)

     Как уже было отмечено выше, наличие  общей базы данных по кредиту обеспечивает целый ряд существенных преимуществ:

  1. облегчается принятие решений по заявлениям о предоставлении кредита;
  2. облегчается принятие решений по управлению счетом;
  3. совершенствуется использование дополнительных данных;
  4. улучшается обмен информацией между участниками рынка кредитных услуг.

     Хотя  эти преимущества уже получили практическое подтверждение, кредитные учреждения, как правило, не стремятся к совместной работе по организации первой структуры по взаимообмену информацией. Это объясняется, в первую очередь, бытующим мнением о том, что кредитная организация лишится своих конкурентных преимуществ даже в том случае, если раскроет информацию о самых неприбыльных своих счетах.

     Основные  требования, предъявляемые к кредитным  учреждениям, намеревающимся создать  некую организацию для взаимного  обмена информацией, сводятся к тому, что им необходимо согласовать:

  1. принципы и правила взаимообмена кредитной информацией;

    2.права собственности на информацию и порядок раскрытия информации в условиях данного законодательного пространства;

    3.особые требования к содержанию информации и стандартизации файлов;

    4.принципы обработки информации и программно-аппаратные требования.

     Когда все это будет согласовано, кредитные  учреждения могут продолжать работу над созданием необходимой инфраструктуры и заниматься разработкой правил подачи и хранения информации и управления общей базой данных. Однако при  этом каждое кредитное учреждение должно обеспечить соблюдение согласованных принципов со своей стороны, например, разработать в соответствии с утвержденным форматом порядок ежемесячного получения и загрузки информации в общую базу данных, а также адаптировать условия использования существующих продуктов таким образом, чтобы предусмотреть возможность получения кредитной справки из базы данных.

     Хотя  организация бюро для взаимообмена информацией довольно сложный процесс, выгоды от наличия общей базы данных существенно превосходят потенциальные затраты при отсутствии таковой. Успешный начальный этап (взаимообмен только негативной информацией) быстро обеспечит определенную выгоду для кредитных учреждений и поможет создать начала взаимного доверия [15].

     Из  вышеизложенного можно выделить, что целями деятельности Бюро кредитных историй являются:

     1) содействие повышению информационной прозрачности на рынке финансовых услуг;

     2) содействие установлению партнерских отношений между кредиторами и заемщиками;

     3) снижение кредитного риска в банковской системе;

     4) предоставление максимального объема информации о заемщиках;

     5) формирование положительного имиджа добросовестных заемщиков, укрепление их деловой репутации и инвестиционной привлекательности.

     Задачами  Бюро кредитных историй являются [17]:

     1. Разработка и усовершенствование баз данных Бюро кредитных историй, содержащих кредитные истории заемщиков, и системы поиска информации.

     2. Комплектование и организация использования баз данных Бюро кредитных историй.

     3. Проведение научно-технической обработки данных, содержащихся в кредитных историях заемщиков.

     4. Учет и обеспечение сохранности баз данных Бюро кредитных историй и кредитных историй заемщиков от несанкционированного доступа.

     Для выполнения указанных задач Бюро кредитных историй вправе осуществлять следующие функции:

  1. осуществлять сбор, аналитическую и техническую обработку, хранение, учет и использование документов, содержащих информацию, включаемую в кредитную историю заемщика;

    2.обеспечивать защиту информации, содержащейся в базах данных Бюро кредитных историй, от несанкционированного доступа;

    3.вести учет кредитных историй заемщиков, а также их пользователей;

    4.оказывать кредитным организациям и иным кредиторам консультативные и информационные услуги по вопросам порядка работы с документами, подлежащими направлению в базы данных Бюро кредитных историй;

    5.предоставлять кредитную историю заемщика участникам Бюро кредитных историй при наличии согласия заемщика на возмездной основе;

    6.обеспечивать право заемщика один раз в год безвозмездно получать свою кредитную историю;

    7.обеспечивать право заемщика в любое время ознакомиться со своей кредитной историей на возмездной основе.

     Итак, в услугах кредитных бюро, занимающихся сбором, хранением и распространением информации о платежной дисциплине заемщиков, а в целом - оценкой кредитных рисков, нуждается фактически любая компания, практикующая кредитование своих клиентов в той или иной форме (кредитные учреждения, предприятия сферы услуг, производители и поставщики товаров с отсрочкой платежа).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ СОЗДАНИЯ КРЕДИТНЫХ БЮРО

     Из  мировой практики известно о прямой связи между информационной открытостью  и эффективностью финансового посредничества. Недостаточность сведений о потенциальном  заемщике (информационная асимметрия) имеет негативное влияние на процесс распределения кредитных ресурсов в экономике. В экономической теории вопрос неполноты информации хорошо изучен и связывается, прежде всего, со следующими проблемами: «неблагоприятный отбор» и «риск недобросовестного поведения». В первом случае банки, не имея возможности ранжировать заемщиков по уровню их платежеспособности, вынуждены устанавливать усредненные ставки по кредитам. Благонадежные клиенты, рассматривая данные условия финансирования как невыгодные, рано или поздно предпочтут просто не обращаться за ссудами, оставляя рынок только для наиболее рискованных заемщиков. Последние в свою очередь по причине информационной непрозрачности лишены стимулов к благоразумному распоряжению средствами, полученными в кредит. Возникающая здесь проблема недобросовестного поведения может создать серьезную угрозу финансовой стабильности. При ухудшении общего положения в нефинансовом секторе растущие ставки не смогут удержать ненадежных заемщиков от привлечения кредитов. Более того, ужесточение условий заимствования подтолкнет их к более рискованной инвестиционной политике, допускающей некоторую возможность полностью окупить затраты на выплату процентов. Конечным результатом указанных процессов станет резкое удорожание заемных ресурсов и сжатие кредитной активности [14].

     Решение этих проблем в мировой практике в значительной степени относится к ведению кредитных бюро – компаний, специализирующихся на организации обмена информацией о заемщиках между кредиторами. Сама возможность информационного обмена между институтами финансового посредничества требует отдельного рассмотрения. Основная причина информационной асимметрии состоит в высоких издержках оперативного получения достоверных данных о контрагенте. Длительный опыт работы с отдельными клиентами в конечном плане позволяет банкам адекватно оценивать уровень их платежеспособности, но из этого никоим образом не следует, что для них ставки определяются на справедливом уровне. Наоборот, банки получают стимул заработать на заемщиках, непрозрачных для остальных кредиторов, ориентируясь в процентной политике на рыночные условия заимствования. Иначе говоря, банки в данной ситуации пользуются преимуществом своей информационной монополии, которую как раз и должен нарушить институт кредитных бюро. Таким образом, какой бы выигрыш в терминах повышения эффективности распределения ресурсов не был связан с деятельностью кредитных бюро, для банков важным ее следствием становится сжатие информационной ренты.

     Логически возможность присоединения банков к системе обмена информацией  можно обосновать, если принять во внимание мотивацию заемщиков, как это сделано в работе известных специалистов в области информационной асимметрии Jorge Padilla и Marco Pagano. Монопольное положение банков по отношению к надежным заемщикам лишает последних стимулов к улучшению своей репутации, поскольку в дальнейшем это никоим образом не отразится на стоимости привлекаемых ими средств. Мотивация к добросовестному поведению, которая достигается благодаря деятельности кредитных бюро, должна, прежде всего, отразиться на числе невозвратов по ссудам, а также на аккуратности исполнения графиков платежей. Если данный выигрыш, выраженный в денежной форме, оказывается выше получаемой банком информационной ренты, то участие в информационном обмене становится для него предпочтительным решением.

     Асимметричность определяется в экономической литературе как недостаточность сведений о партнере, доступных при заключении сделки, что ведет к неэффективности распределения кредитных ресурсов. Так, кредитор обычно не в состоянии оценить будущие доходы и риски, связанные с инвестиционными проектами, для осуществления которых заемщик берет ссуду, поэтому банк устанавливает одинаковые процентные ставки по кредитам для всех, что порождает проблему "неблагоприятного выбора".

     В условиях асимметричности информации лучшим заемщикам приходится платить повышенную премию за риск, а худшие, платят заниженную. Поскольку стремление ненадежных заемщиков получить кредит выше, чем платежеспособных, снижается эффективность распределения кредитных ресурсов. В итоге часть потенциально надежных и прибыльных проектов не реализуется [15].

     При ухудшении общего положения в  нефинансовом секторе, оценка рисков и  отбор заемщиков усложняются, процентные ставки повышаются, что заставляет лучших заемщиков уйти с рынка. При  этом ненадежные в финансовом отношении  заемщики согласны на высокую плату, поскольку знают, что вряд ли вернут ссуду. Следствием этого становится либо рискованная кредитная политика и угроза финансовой состоятельности самих кредиторов, либо их стремление максимально ограничить выдачу ссуд, несмотря на наличие на рынке надежных заемщиков. Это негативно отражается как на состоянии реального сектора, так и финансового рынка.

     Мировой опыт показывает, что решить эти  проблемы возможно только с помощью  кредитных бюро, созданных для  обмена информацией о заемщиках  между кредиторами. При этом достигается троякого рода результат.

     Во-первых, кредитные бюро повышают уровень  сведений банков о потенциальных  заемщиках и дают возможность  более точного прогнозирования  возвратности ссуд. Это позволяет  кредиторам эффективно определять направление  и цену ссуды, уменьшая риск возникновения проблемы неблагоприятного выбора.

     Во-вторых, кредитные бюро позволяют уменьшить  плату за поиск информации, которую  взимали бы банки со своих клиентов. Это ведет к выравниванию информационного  поля внутри кредитного рынка и заставляет кредиторов устанавливать конкурентные цены на кредитные ресурсы. Более низкие процентные ставки увеличивают чистый доход заемщиков и стимулируют их деятельность.

     В-третьих, кредитные бюро формируют своего рода дисциплинирующий механизм для  заемщиков. Каждый знает, что в случае невыполнения обязательств его репутация в глазах потенциальных кредиторов рухнет, отрезая его от заемных средств или делая их намного дороже. Этот механизм также повышает стимул заемщика к возвращению кредита, уменьшая риск недобросовестного поведения.

     Функционирование  кредитных бюро может приносить  выгоду отдельным банковским институтам также благодаря эффекту масштаба. Само по себе расширение кредитной  активности, связанное с повышением информационной прозрачности, имеет следствием снижение удельных издержек деятельности банка [17].

     Функционально деятельность кредитных бюро можно  представить следующим образом. Кредитные бюро выступают в качестве информационных посредников, либо учрежденных  и принадлежащих самим кредиторам, либо действующих независимо и получающих прибыль от своей деятельности. Кредиторы снабжают Бюро, данными о своих клиентах. Бюро сопоставляет их с информацией, полученной из других источников (суды, государственные регистрационные и налоговые органы и так далее) и формируют картотеку на каждого заемщика. Кредиторы при условии регулярности и достоверности предоставления информации о своих клиентах могут постоянно получать из Бюро отчеты о кредитных операциях потенциальных заемщиков. Жесткость правил предоставления данных обусловлена тем, что кредитные бюро, особенно принадлежащие самим кредиторам, потенциально подвержены конфликту интересов: каждый хочет получать полную и достоверную информацию, не предоставляя своих данных. Другими словами, деятельность кредитных бюро основана на принципе взаимного обмена, который устанавливается в соглашении, заключаемом между Бюро и кредиторами.

Информация о работе Теоретические основы функционирования бюро кредитных историй