Теоретические основы накопительной пенсионной системы в Республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 13:09, курсовая работа

Описание

Становится все более очевидным, что важный недостающий компонент в нынешнем пенсионном обеспечении – это отсутствие механизма страхования активов частных пенсионных фондов. Поэтому в третьей главе выявлена взаимосвязь пенсионного фонда и фонда социального страхования, т.е. долю участия страховых компаний в пенсионном обеспечении населения Казахстана. Так как пенсионная система на сегодняшний день в недостаточной степени развита, также был рассмотрен не менее важный вопрос о совершенствовании механизма реализации пенсионной реформы Казахстана и зарубежный опыт развития пенсионной системы.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы накопительной пенсионной системы в Республике Казахстан
1.1 Понятие накопительной пенсионной системы в Республике Казахстан ее развитие и становление
1.2 Источники формирования и направления использования средств пенсионных фондов
1.3 Проблемы накопления и диверсификации активов НПФ
Глава 2. Анализ деятельности АО НПФ «БТА Казахстан»
2.1 История развития АО НПФ «БТА Казахстан»
2.2 Современное состояние пенсионной системы в Республике Казахстан
2.3 Анализ деятельности АО НПФ «БТА Казахстан»
Глава 3. Проблемы и перспективы развития накопительной пенсионной системы в Республике Казахстан
3.1 Участие страховых компаний в пенсионном обеспечении населения Казахстана
3.2 Совершенствование механизма реализации пенсионной реформы Казахстана.
3.3 Зарубежный опыт развития пенсионной системы
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

АО НПФ «БТА Казахстан» (2009).doc

— 1.41 Мб (Скачать документ)


Содержание

 

Введение

Глава 1. Теоретические основы накопительной пенсионной системы в Республике Казахстан

1.1 Понятие накопительной пенсионной системы в Республике Казахстан ее развитие и становление

1.2 Источники формирования и направления использования средств пенсионных фондов

1.3 Проблемы накопления и диверсификации активов НПФ

Глава 2. Анализ деятельности АО НПФ «БТА Казахстан»

2.1 История развития АО НПФ «БТА Казахстан»

2.2 Современное состояние пенсионной системы в Республике Казахстан

2.3 Анализ деятельности АО НПФ «БТА Казахстан»

Глава 3. Проблемы и перспективы развития накопительной пенсионной системы в Республике Казахстан

3.1 Участие страховых компаний в пенсионном обеспечении населения Казахстана

3.2 Совершенствование механизма реализации пенсионной реформы Казахстана.

3.3 Зарубежный опыт развития пенсионной системы

Заключение

Список литературы

 


Введение

 

Потребность в адекватном пенсионном обеспечении - это потребность каждого человека нашей страны, а не только лиц пожилого возраста, так как рано или поздно она коснется каждого из нас.

Суть накопительной пенсионной системы (НПС) – это сохранение и преумножение средств вкладчиков, т.е. инвестиции в реальное создание. Механизм ее функционирования заключается в следующем: работодатели ежемесячно перечисляют в форме обязательных пенсионных взносов 10% от оплаты труда, включая все виды заработной платы, разные премии, доплаты, надбавки. За счет данного источника формируются пенсионные скопления вкладчиков накопительных пенсионных фондов. Вкладчики либо их работодатели могут вносить в дополнение к обязательным пенсионным взносам добровольные пенсионные взносы, размер которых не ограничен; они вносятся единовременно либо многократно, регулярно либо нерегулярно, наличными средствами либо перечисленными.

Таким образом, вся пенсионная деятельность государственного и негосударственных фондов на сегодняшний день сводится к тому, что по указанию правительства граждане перечисляют 10% от дохода в накопительные пенсионные фонды. Эти средства инвестируются, 90% инвестиционного дохода поступает на личный пенсионный счет вкладчика, а 10% – на нужды фонда. [14]

Для условий Казахстана можно предложить модель диверсификации активов между различными их группами в зависимости от уровней риска данных групп, то есть диверсификация осуществляется между группами активов с высоким, средним и низким уровнями риска. При этом основными показателями, на основе которых производится подбор, являются уровни риска текущей позиции и уровни риска инвестиционного решения. В Казахстане наиболее подходящим методом выбора активов является их группировка по уровню риска (высокий, средний, низкий) с последующей диверсификацией вложений в зависимости от данных показателя. То есть, исходным критерием диверсификации должен быть уровень риска, базирующийся на волатильности котировок, а не отраслевая принадлежность, вариация ожидаемой доходности или другие признаки, применяемые на развитых рынках. Между тем, для пенсионных фондов весьма актуален стратегический, долгосрочный аспект инвестиций, что отражается другим направлением данной модели – диверсификацией по срокам вложений. В рамках этого направления предполагается выделение в портфеле определенных долей для стратегических и краткосрочных вложений наряду с основной его частью, представляющей среднесрочные инвестиции. Кроме долго- и среднесрочных вложений, определенная часть портфеля также должна быть отведена под краткосрочные активы, операции с которыми позволяют обеспечивать (за счет постоянной купли – продажи) повышенный уровень доходности по сравнению с простым держанием бумаг.

В настоящее время в республике создано и действует большое количество внебюджетных фондов. В зависимости от уровня управления фонды подразделяются на государственные и региональные, по целевому назначению – на экономические и социальные.

Основные социальные фонды – это пенсионный фонд, фонд социального страхования, государственный фонд занятости населения, фонд медицинского страхования.

Накопительные пенсионные фонды (НПФ) могут быть:

– открытые;

– корпоративные.

Открытые накопительные пенсионные фонды осуществляют прием пенсионных взносов от вкладчиков независимо от места работы и жительства получателя.

Корпоративные накопительные пенсионные фонды создаются для получателей – работников одного или нескольких юридических лиц, являющихся учредителями и акционерами данного накопительного пенсионного фонда.

Негосударственные пенсионные фонды в экономике развитых стран являются мощным средством стабилизации рынка, выступая в качестве постоянного источника внебюджетных поступлений, активизирующих позитивные процессы в экономическом и социальном развитии общества.

В июле 1995 года в Казахстане был зарегистрирован первый Казахстанский добровольный пенсионный фонд.

Сейчас уже с уверенностью можно сказать, что деятельность накопительного пенсионного фонда позитивно влияет на социальный климат и, прежде всего, это выражается в повышении мотивации к труду. Многие пенсионные системы ориентированы на доли процентов от зарплаты, что обуславливает стремление к профессиональному росту. Работодатели могут удерживать ценные кадры солидными выплатами в НПФ (в ряде стран такие выплаты не облагаются налогом). Общество становится более консервативным, устойчивым, не расположенным к политическим потрясениям, так как ускоряет формирование стабильного среднего класса. [21]

Казахстан первым среди стран СНГ начал реформировать старую солидарную систему пенсионного обеспечения граждан с переходом на накопительную систему. Закон «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», принятый 20 июня 1997 года положил начало строительству в стране накопительной пенсионной системы.

Изначально реформа была задумана и реализована, чтобы снять бюджетную нагрузку и создать более справедливую систему пенсионного обеспечения. Пенсионные накопления позволили осуществить массу государственных программ, реализовать уйму инвестиционных проектов. Но, несмотря на значительные и положительные результаты реформирования накопительных пенсионной системы, многие её проблемы остаются до сих пор нерешенными. Об этом и многом другом подробнее рассматривается в моей дипломной работе.

В первой была раскрыта сущность накопительной пенсионной системы, её недостатки и преимущества.

Так как пенсионные фонды являются важным звеном сегодняшней накопительной пенсионной системы, во второй главе была дана их характеристика и рассмотрены задачи, которые они выполняют. Выяснены источники формирования и основные направления использования средств пенсионного фонда и современное состояние пенсионной системы в Республике Казахстан.

Становится все более очевидным, что важный недостающий компонент в нынешнем пенсионном обеспечении – это отсутствие механизма страхования активов частных пенсионных фондов. Поэтому в третьей главе выявлена взаимосвязь пенсионного фонда и фонда социального страхования, т.е. долю участия страховых компаний в пенсионном обеспечении населения Казахстана. Так как пенсионная система на сегодняшний день в недостаточной степени развита, также был рассмотрен не менее важный вопрос о совершенствовании механизма реализации пенсионной реформы Казахстана и зарубежный опыт развития пенсионной системы.[5]

 


Глава 1 Теоретические основы накопительной пенсионной системы в Республике Казахстана

 

1.1 Понятие накопительной пенсионной системы в Республике Казахстан ее развитие и становление

 

Радикальные изменения в экономической политике Казахстана, начавшиеся с обретением республикой независимости и предопределенные необходимостью создания государства с социально ориентированной рыночной экономикой, обусловили формирование принципиально новых общественных отношений. В частности, в июне 1997 года принят Закон "О пенсионном обеспечении". Итоги минувшего десятилетия позволяют полнее понять и оценить определяющую роль Президента Нурсултана Назарбаева в реформировании системы пенсионного обеспечения.

Индексация пенсий - необходимый атрибут любой зрелой пенсионной системы. Она призвана предупреждать падение реальной стоимости пенсии особенно в условиях инфляции. Индексация должна также обеспечивать нормальное соотношение пенсии с заработной платой, имея в виду рост последней. Закономерно, что на заре независимости нашей страны на первый план вышла проблема "осовременивания" пенсий граждан, ушедших на отдых в прежние годы. Начало этому процессу положил Указ Главы государства республики от 18 марта 1992 года о повышении размеров ранее назначенных пенсий.

Помимо этого, возникла необходимость в пересмотре условий назначений пенсий и в первую очередь - льготного пенсионного обеспечения, организация которого противоречила принципам рыночной экономики. Вдобавок, на них тратилась львиная доля средств пенсионного фонда. Закономерно, что Президент в начале 1994 года внес серьезные изменения в систему льгот, привилегий и выплат, представляемых различным категориям пенсионеров, инвалидам и населению. Он предложил переход на денежную компенсацию и замену ею различных видов коммунальных, транспортных, жилищно-бытовых, налоговых и других льгот. Этот компенсационный метод наряду с ограниченными натуральными льготами в переходный период имел достаточно благоприятную перспективу.

Стратегические программы реформирования системы пенсионного обеспечения были озвучены в Послании Президента Парламенту в начале июня 1994 года. В них затрагивались и вопросы пенсионной политики, в частности, отмечалось: "На основе всестороннего анализа действующей системы пенсионного обеспечения Правительству следует провести работу по упорядочению пенсионных льгот, внедрению систем обязательного и добровольного пенсионного страхования. Необходимо идти к созданию трехъярусной системы. На первом ярусе - гарантированные государством минимальные пенсии, на втором - пенсии, предоставляемые по обязательному пенсионному страхованию, на третьем - пенсии, предоставляемые за счет негосударственных пенсионных фондов".

В числе главных ориентиров пенсионной политики в рыночной экономике к функциям государства Н. А. Назарбаев отнес, прежде всего, законодательное обеспечение деятельности накопительных пенсионных фондов. Здесь несколько слов следует сказать о страховании финансовых обязательств таких фондов. В Казахстане накопительные пенсии обеспечиваются методом капитализации собранных средств и обслуживаются независимыми частными (негосударственными) фондами, поэтому они подлежат значительному регулированию со стороны государства путем страхования их финансовых обязательств. Сохранение средств вкладчиков - это проблема в первую очередь самого пенсионного фонда, но и государство не остается в стороне: действуя в интересах вкладчиков, оно устанавливает определенные правила, способствующие сохранению указанных средств.

Уместно заметить, что пенсионное обеспечение затрагивает интересы очень многих людей, в оборот поступают огромные деньги, вследствие чего не исключена возможность злоупотреблений. Поэтому государство в таких случаях, как правило, создает специальную службу, осуществляющую контроль за соблюдением норм, установленных участниками пенсионного фонда. У нас такой службой является Агентство по регулированию и надзору за финансовыми рынками и финансовыми организациями (АФН). Основной его миссией является правовое, организационное и институциональное обеспечение функционирования накопительной пенсионной системы и создание условий для защиты пенсионных накоплений населения. [2]

Процесс выработки правовых и организационных форм пенсионных систем и адекватных финансовых механизмов оказался более сложным, чем это виделось в 1997 году. За истекший период четырежды приняты поправки в Закон "О пенсионном обеспечении". К примеру, важным новшеством является отмена с января 2003 года статуса Государственного накопительного пенсионного фонда. НПФ перестали делиться на государственный и негосударственные. Обновленный закон внес и ясность в понятие "управление пенсионными активами". Если в прежней редакции документа существовало не совсем корректное словосочетание "управление накопительными пенсионными активами", то теперь оно заменено более полным и потому понятным - "инвестиционное управление пенсионными активами". Соответственно компании по управлению данными активами (КУПА) теперь называются "организации, осуществляющие инвестиционное управление пенсионными активами" (ООИУПА).

В числе последних новаций нельзя не выделить изменения, направленные на совершенствование всей казахстанской пенсионной системы и введение нового понятия - "государственная базовая пенсионная выплата". Причем размер базовых выплат ежегодно устанавливается Законом "О республиканском бюджете" на соответствующий год с приближением суммы к прожиточному минимуму. Кроме того, следует обратить внимание на ответственность ООИУПА и НПФ за обеспечение определенного уровня пороговой доходности накопительных пенсионных фондов. Если у конкретного НПФ этот показатель окажется ниже установленного порога, то фонд обязан восстановить разницу за счет собственного капитала. В случае же управления его активами ООИУПА фонд предъявляет требования о возмещении к этой организации.

Вопросы реформирования пенсионной системы находятся под постоянным контролем Главы государства. В своем Послании народу Казахстана в 2002 году Президент сделал вполне обоснованное и жесткое заявление: "Пенсионные фонды, накопившие уже более одного миллиарда долларов, не имеют ни высокодоходных объектов для вложения средств, ни адекватного разнообразия финансовых инструментов. Почему? Потому что работа по созданию фондового рынка по существу ведется медленно. Предложений по решению этих проблем от Правительства и Национального банка мы не видим, хотя задача ставится из года в год".

В 2005 году Н. Назарбаев в Послании "Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации" дал поручение Правительству увеличить с 2007 года минимальный размер пенсий на 30 процентов всем получателям независимо от стажа работы, заработка и размера начисленной пенсии, а также начислить дополнительную базовую пенсионную выплату в размере трех тысяч тенге. Ежегодно увеличивается базовая пенсионная выплата к прожиточному минимуму, и в нынешнем она составила уже 4 210 тенге. Таким образом, выполняя поручения лидера страны, мы уверенно приближаемся к европейским стандартам уровня жизни.

Важную роль в области пенсионного реформирования Глава государства отводит партии "Нур Отан". В прошлом году, выступая на XI внеочередном съезде политобъединения, Президент заявил о неизменности курса на создание экономически процветающего государства с прочными социальными гарантиями для каждого гражданина, в связи с чем поставил перед НДП конкретные задачи - в течение ближайших лет увеличить ВВП на душу населения до 13 тысяч долларов, обеспечить рост среднемесячных доходов населения как минимум в два раза, средний размер пенсий - в два с половиной раза и довести его до 26 тысяч тенге, а размер государственной базовой пенсии - до половины от прожиточного минимума. [8]

Информация о работе Теоретические основы накопительной пенсионной системы в Республике Казахстан