Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 13:23, курсовая работа
Целью данной работы является теоретическое и практическое исследование вопросов управления прибылью предприятия и разработка мероприятий по ее совершенствованию.
Исходя из выше указанной цели в работе поставлены следующие задачи:
изучить теоретические основы управления прибылью предприятия;
провести анализ прибыли и рентабельности СООО «Белсыр»;
- изучить планирование прибыли: методы, информационное обеспечение;
разработать практические рекомендации по совершенствованию организации управления прибылью на СООО «Белсыр»;
Рассмотрим основные показатели рентабельности предприятия.
1 Рентабельность продаж. Наиболее распространенным показателем рентабельности предприятий является отношение прибыли к товарообороту (выраженное в процентах), характеризующее удельный вес прибыли в товарообороте. Заметим, что, как видно из таблицы 2.5, в 2011 году, по сравнению с 2006 годом, разность между рентабельностью по прибыли от реализации и рентабельностью по прибыли до налогообложения увеличилась с 4 до 4,8. Это связано с резким увеличением выручки от реализации (на 11600 млн. р.), а также резким ростом прибыли от реализации (на 4900 млн. р.) более быстрыми темпами, чем выручка от реализации. Это означает, что менеджеры организации провели эффективную политику в области маркетинга: продвижения своих товаров, рекламная деятельность и так далее.
Таким образом, данные рентабельности продаж свидетельствуют, что СООО «Белсыр» добилось максимального размера отдачи от каждой денежной единицы товарооборота, спрос на товары, предлагаемые предприятием растет.
Таблица 2.5 - Расчет показателей рентабельности продаж СООО«Белсыр», в тысячах рублей
Показатель |
Базисный год 2010г. |
Отчетный год 2011г. |
Отклонение |
Выручка (нетто) от продаж товаров |
53240 |
57692 |
4452 |
Себестоимость продаж товаров |
56097 |
59679 |
3582 |
Коммерческие расходы |
810 |
670 |
-140 |
Прибыль от реализации |
6300 |
11200 |
4900 |
Проценты к уплате |
1000 |
2000 |
1000 |
Результат от прочей реализации |
11000 |
15000 |
4000 |
Прибыль до налогообложения отчетного периода |
5300 |
9900 |
4600 |
Рентабельность продаж (%) - по прибыли от реализации товаров |
31,3 |
35,3 |
4 |
- по прибыли до налогообложения |
26,4 |
31,2 |
4.8 |
Кроме того, можно оценивать рентабельность капитала (рентабельность активов, рентабельность инвестированного капитала, рентабельность собственного капитала, рентабельность заемного капитала), рентабельность используемых ресурсов (рентабельность хозяйственных средств, рентабельность экономического потенциала и т.п.) и другие показатели рентабельности.
Оценка уровней показателей рентабельности связана с серьезными ограничениями, с которыми необходимо считаться. Определенные трудности представляет отсутствие общепринятых стандартов или норм различных показателей рентабельности для организаций. Такие трудности могут быть частично преодолены посредством:
2 Рентабельность капитала. Этот показатель показывает эффективность использования ресурсов предприятия СООО «Белсыр» характеризуется системой показателей рентабельности, в которой каждый показатель обладает определенными возможностями и ограничениями.
С точки зрения собственников предприятия основным показателем является отношение чистой прибыли к собственному капиталу. Как известно, собственный капитал не является постоянным в течение года, поэтому предпочтение в расчетах следует отдать методу расчета по средней за год величине.
Рентабельность используемых
трудовых ресурсов. Самостоятельное
значение имеет показатель
Таблица 2.7. - Расчет рентабельности трудовых ресурсов СООО«Белсыр» за 2010-2011гг.
Показатель |
Базисный год 2010 г. |
Отчетный год 2011г. |
Отклонения |
Прибыль до налогообложения, тыс. р. |
5300 |
9900 |
4600 |
Затраты на персонал, тыс. р. |
2900 |
3960 |
760 |
Численность работников, чел. |
550 |
700 |
150 |
Рентабельность расходов на оплату труда, % |
183 |
250 |
67 |
Прибыль на одного работника, р. |
96,4 |
141,4 |
45 |
Данные таблицы показывают, что в 2010 году по сравнению с 2011 годом сумма прибыли на одного работника увеличилась в 1,4 раза, а Прибыль до налогообложения увеличилась в 1,8 раза. При этом затраты на оплату труда персонала уменьшились значительно (на 56%). Коэффициент рентабельности расходов на оплату труда показывает, что расходы, вложенные в оплату труда, приносят прибыль. Причем рост прибыли носит возрастающий характер. Рентабельность расходов на оплату труда увеличилась в 1,4 раза. Это благодаря проведению качественной кадровой политике и работе с персоналом.
Проведенный анализ показывает, что СООО «Белсыр» проводит работу по повышению эффективности производства, выполнения работ. В результате этого на предприятии за 2011год получены следующие результаты:
-Выручка от реализации
- Себестоимость реализованной продукции – 53679 млн. руб.
- Прибыль от реализации – 11200 млн. руб.
- На величину прибыли от
- Прибыль, остающаяся у
Выручка от реализации товаров, услуг, работ растет быстрее, чем прибыль от реализации товаров, работ, услуг. Это свидетельствует об относительном увеличении затрат на производство продукции.
На изменение прибыли повлияли
следующие факторы: себестоимость,
разновидность выполняемых
Анализ использования прибыли организацией СООО «Белсыр» показал, как распределялись средства в фонд потребления и в фонд накопления.
На предприятии СООО «Белсыр» большая часть прибыли была направлена в фонд потребления и использовалась на выплаты социального характера, что повлекло за собой замедление оборачиваемости оборотных активов, ограничение возможности роста товарооборота и прибыли. Недостаточность средств, направляемых на накопление, сдерживает рост оборота, приводит к увеличению потребности в заемных средствах. Все это свидетельствует о необходимости совершенствования управления прибыли предприятия.
Таким образом, организации СООО «Белсыр» нужно пересмотреть порядок распределения прибыли, направляя большую часть на формирование фонда накопления.
2.3 Планирование прибыли: методы, информационное обеспечение
В 2011г. СООО «Белсыр» получил 11200 млн. руб. прибыли от реализации продукции. Этот показатель выше полученного в 2010г. на 4900 млн. руб. или на 77,7% (табл. 2.8).
При планировании прибыли, как правило, используются два метода – прямого счета и аналитический метод.
Произведем расчет прибыли методом прямого счета, для этого построим таблицу
Таблица 2.8. - Расчет прибыли методом прямого счета
Из- де- лия |
План реализации, шт. |
Действующая цена изделия без налогов, тыс. руб. |
Выручка от реализации (гр.2хгр.3), тыс. руб. |
Полная с/стоим. единицы изделия, тыс. руб. |
Себестоимость реализованной продукции (гр.2хгр.5), тыс. руб. |
Прибыль от рализации продукции (гр.4 – гр. 6), тыс. руб. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Молоко Сметана Творог Сливки |
200 500 100 10 |
5000 4500 5600 6200 |
1000000 2250000 560000 62000 |
4500 4000 5100 5800 |
900000 2000000 510000 58000 |
10000 250000 50000 4000 |
|
Аналитический метод планирования прибыли базируется на основе показателя затрат на 1 руб. товарной продукции, а также процента базовой рентабельности.
В первом случае расчет производится по формуле:
Т х (100 – З)
П = ------------------,
100
где П – прибыль от выпуска товарной продукции;
Т – товарная продукция;
З – затраты на 1 руб. товарной продукции.
Для определения прибыли от реализации полученный результат корректируется на изменение прибыли в переходящих остатках готовой продукции.
Посредством показателя базовой рентабельности определяется прибыль только по сравнимой товарной продукции. при этом рассчитывается влияние на прибыль следующих факторов: объема производства, себестоимости продукции, ее ассортимента, качества и цен.
На примере СООО «Белсыр» рассчитаем прибыль аналитическим методом.
Пусть базовая рентабельность составит 10%. Полная себестоимость сравнимой товарной продукции на плановый год составит 38000 млн. руб. Снижение себестоимости должно составить 5%. Тогда сравнимая товарная продукция планового года по полной себестоимости отчетного года составит:
38000 х 100
---------------- = 40000 млн. руб.
100 – 5
При базовой рентабельности 10% сумма прибыли за счет роста товарной продукции составит:
40000 х 10
-------------- = 4000 млн. руб.
100
Затем определяется влияние снижения себестоимости продукции на прирост прибыли. Она представляет собой разницу между себестоимостью сравнимой товарной продукции в ценах отчетного и планового года. Прирост прибыли равен:
40000 х 5
40000 – 38000 = 2000 млн. руб., или ------------- = 2000 млн. руб.
100
Также на изменение прибыли влияет изменение ассортимента выпускаемой продукции. Необходимо рассчитать средний уровень рентабельности при структуре выпуска продукции отчетного года. Разница показывает отклонение рентабельности из-за сдвигов в ассортименте. Расчет производится следующим образом (таблица 2.12.)
Таблица 2.9.- Расчет прибыли аналитическим методом
Продукция |
Средняя рентабельность при структуре ассортимента отчетного года, % |
Средняя рентабельность при структуре ассортимента планового года, % | ||||
удельный вес в выпуске отчетного года |
рентабельность планового года |
коэффициент рентабельности (гр.2хгр.3):100 |
удельный вес в выпуске планового года |
рентабельность планового года |
коэффициент рентабельности (гр.5хгр.6):100 | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Молоко Сметана |
60 40 |
12 8 |
7,2 3,2 |
70 30 |
12 8 |
8,4 2,4 |
Итого |
10,4 |
10,8 |
Информация о работе Теоритические основы фоормирования и управления прибылью организации