Территориальные финансы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 09:08, курсовая работа

Описание

Для выполнения функций, возложенных на территориальные представительные и исполнительные органы, они наделяются определенными имущественными и финансово-бюджетными правами. Местное самоуправление представляет собой многостороннюю деятельность местного сообщества по решению стоящих перед ним задач на основе принципов самоорганизации, самофинансирования, самоответственности с целью улучшения качества жизни населения соответствующей территории.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3
Теоретическая часть. «Территориальные финансы»………………………………4
1.1. Сущность и роль территориальных финансов в экономическом и социальном развитии регионов………………………………………………………………4
1.2. Состав и законодательная основа территориальных финансов………………7
Региональные и местные бюджеты – главная финансовая база органов власти…………………………………………….…………………...................11
Проблемы финансовых взаимоотношений федеральных и региональных органов власти…………………………………………….……………………16
2. Практическая часть. «Сравнительный анализ Федерального и краевого бюджетов 2011года»…………………………………………………………………………….21
2.1. Сравнительный анализ доходной части бюджетов. Состав доходов бюджетов в соответствии с Бюджетным Кодексом……………………………………...21
2.2. Сравнительный анализ расходов бюджетов по разделам функциональной классификации…………………………………………………………………23
2.3. Финансовая помощь в составе федерального и регионального бюджетов. Целевое назначение и состав…………………………………………………25
2.4. Оценка сбалансированности бюджетов. Источники финансирования дефицита……………………………………………………………………….28
2.5. Анализ динамики доходов, расходов и дефицита ФБ в % к ВВП………….31
2.6. Оценка соответствия бюджетного планирования на федеральном и региональном уровне приоритетам бюджетной политики правительства РФ………………………………………………………………………………34
Заключение……………………………………………………………………………..37
Список литературы…………………………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая теория.docx

— 84.66 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Содержание:

Введение………………………………………………………………………………….3

  1. Теоретическая часть. «Территориальные финансы»………………………………4

1.1. Сущность и роль территориальных финансов в экономическом и социальном развитии регионов………………………………………………………………4

1.2. Состав и законодательная основа территориальных финансов………………7

    1. Региональные и местные бюджеты – главная финансовая база органов власти…………………………………………….…………………...................11
    2. Проблемы финансовых взаимоотношений федеральных и региональных органов власти…………………………………………….……………………16

2. Практическая  часть. «Сравнительный анализ  Федерального и краевого бюджетов 2011года»…………………………………………………………………………….21

2.1. Сравнительный  анализ доходной части бюджетов. Состав доходов бюджетов в  соответствии с Бюджетным Кодексом……………………………………...21

2.2. Сравнительный  анализ расходов бюджетов по  разделам функциональной классификации…………………………………………………………………23

2.3. Финансовая  помощь в составе федерального  и регионального бюджетов. Целевое  назначение и состав…………………………………………………25

2.4. Оценка  сбалансированности бюджетов. Источники  финансирования дефицита……………………………………………………………………….28

2.5. Анализ  динамики доходов, расходов и  дефицита ФБ в % к ВВП………….31

2.6. Оценка  соответствия бюджетного планирования  на федеральном и региональном  уровне приоритетам бюджетной  политики правительства РФ………………………………………………………………………………34

Заключение……………………………………………………………………………..37

Список литературы…………………………………………………………………….38

 

ВВЕДЕНИЕ

Для выполнения функций, возложенных на территориальные  представительные и исполнительные органы, они наделяются определенными  имущественными и финансово-бюджетными правами. Местное самоуправление представляет собой многостороннюю деятельность местного сообщества по решению стоящих  перед ним задач на основе принципов  самоорганизации, самофинансирования, самоответственности с целью  улучшения качества жизни населения  соответствующей территории.

В условиях демократии одной из важнейших составных  частей финансовой системы государства  являются территориальные финансы, которые охватывают территориальные  бюджеты (в Российской Федерации - это  собственно республиканские в составе  РФ, краевые, областные и окружные бюджеты, бюджеты районов, городов, поселков, сельских поселений) и финансы  субъектов хозяйствования, используемые для удовлетворения территориальных  потребностей. Территориальные финансы  обеспечивают финансирование широкого круга мероприятий, связанных с  социально-культурным и коммунально-бытовым  обслуживанием населения.

В последние  десятилетия во многих государствах наблюдается регионализация экономических  и социальных процессов. Все в  большей мере функции регулирования  этих процессов переходят от центральных  уровней государственной власти к территориальным. Поэтому роль территориальных финансов усиливается, а сфера их применения расширяется.

Цель  работы – изучить социально-экономическую и правовую основу функционирования территориальных финансов в Российской Федерации и их место в национальной финансовой системе.

Информационной  базой работы послужили разработки отечественных и зарубежных ученых в области управления финансами. При написании работы использовались учебные пособия и учебники по экономической теории, финансам, бюджетной  системе РФ, монографии и научные  статьи в периодических изданиях, а также статистические данные.

  1. Сущность и роль территориальных финансов в экономическом и социальном развитии административно-территориальных образований

Территориальные финансы - это система экономических  отношений, посредством которой  распределяется и перераспределяется национальный доход; фонд денежных средств, используемых на экономическое и  социальное развитие территорий. Территориальные  финансы можно охарактеризовать и как совокупность денежных средств, используемых на экономическое и  социальное развитие территорий. Главное  направление использования территориальных  финансов - финансовое обеспечение  социальной и частично производственной инфраструктуры. Основным источником ее финансирования стали бюджетные  ассигнования и средства субъектов  хозяйствования (предприятия, организации) .

Территориальные финансы являются одной из частей финансов государства, и им присущи  многие из их черт. Условием существования  в экономике финансов является наличие  денег и денежного обращения. Финансы, в том числе и территориальные, призваны обеспечивать потребности  субъектов хозяйствования и органы управления в денежных средствах  для выполнения ими хозяйственных  и административных функций. Этим предопределяется объективная необходимость существования  территориальных финансов. Поэтому  территориальные финансы функционируют  в форме денежных средств, поступающих  в денежные фонды: бюджеты административно-территориальных  образований (республик, областей, городов, районов и т.д.), территориальные  внебюджетные фонды.

С помощью  территориальных финансов государство  осуществляет выравнивание уровней  экономического и социального развития территорий, которые в результате исторических, географических, военных  и других условий отстали в  своем экономическом и социальном развитии от других районов страны. Для преодоления такой отсталости разрабатываются региональные программы. Средства на их осуществление формируются  за счет источников доходов бюджетов соответствующих административно-территориальных  единиц, а также налогов вышестоящих  бюджетов. При этом территориальным  бюджетам выделяются отчисления от федеральных налогов, а также субвенции, т.е. финансовые ресурсы, предоставляемые из вышестоящих бюджетов на определенные цели (развитие здравоохранения, дорожное строительство, коммунальные объекты и др.). ерриториальные органы власти, используя финансы, могут регулировать экономические процессы, протекающие на подведомственных территориях. Этого они добиваются на основе проведения территориальной налоговой, бюджетной и инвестиционной политики путем предоставления субъектам хозяйствования налоговых льгот, налогового кредита, бюджетных ассигнований, введения финансовых санкций и др. В целях комплексного, пропорционального экономического и социального развития территорий финансы используются для экономического стимулирования развития отраслей и предприятий. Для этого территориальные органы власти создают целевые финансовые фонды, средства которых используются для поощрения развития предприятий и производства нужной продукции, для проведения социальных природоохранных мероприятий и т.д. Инструментом стимулирования предприятий выступают также налоговые льготы и санкции.

Выполнение  территориальными органами власти возложенных  на них функций связано с наличием у них необходимых финансовых ресурсов, а это в свою очередь  требует концентрации в их бюджетах части денежных средств, создаваемых  на территории. В ходе мобилизации  в бюджеты этих средств и их использования возникают финансовые отношения между администрациями, налогоплательщиками и получателями бюджетных ассигнований. Эти отношения  строятся в соответствии с финансово-бюджетной  политикой, разрабатываемой и осуществляемой органами власти.

Финансово-бюджетная  политика включает действия территориальных  органов власти в налоговой, денежно-кредитной, ценовой и других областях финансов. Финансово-бюджетная политика - это  совокупность действий и мероприятий, проводимых органами власти, по использованию  финансовых отношений для выполнения ими своих функций и управлению бюджетной системой. Финансово-бюджетная  политика предполагает определение  целей и задач в области  финансов, разработку механизма мобилизации денежных средств в бюджет, выбор направлений использования бюджетных средств, управление финансами и бюджетной системой, организацию с помощью финансово-бюджетных инструментов регулирования экономических и социальных процессов. Территориальная финансово-бюджетная политика выражается в следующих действиях: обеспечение детерминированных (предопределенных) расходов территориального бюджета; участие территориальных бюджетов в эффективных инвестиционных проектах; финансовая поддержка предприятий и организаций, продукция и услуги которых необходимы территории; размещение на предприятиях и в организациях территориальных заказов на поставку продукции и выполнение услуг; оказание помощи малоимущим слоям населения .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Состав и законодательная основа территориальных финансов

    Главная  составная  часть  территориальных  финансов  —  региональные

бюджеты. В современных условиях все в  большей  степени  территориальные  органы власти призваны обеспечить комплексное развитие  регионов,  пропорциональное развитие производственной  и  непроизводственной  сфер  на подведомственных территориях.   Значительно   возрастает   их   координационная   функция   в экономическом и  социальном  развитии  территорий.  Эти  факторы  определяют необходимость  дальнейшего   расширения   и  укрепления   финансовой   базы территориальных  органов  власти,  решения   ряда   проблем,   связанных   с совершенствованием методов формирования и использования финансовых  ресурсов территорий.

    Другая важная часть территориальных  финансов  —  средства  субъектов

хозяйствования: финансовые   ресурсы   предприятий,   находящихся    в    муниципальной собственности; финансовые ресурсы предприятий, фирм, организаций, используемые ими  на финансирование социально-культурных  и  жилищно-коммунальных  объектов.  В  нашей  стране,  особенно  в новых городах, возникших на базе строящихся предприятий, нередко  почти  вся социальная инфраструктура находится в ведомственном  подчинении.  Поэтому  в общем   объеме   территориальных   финансов   часто   превалируют   средства предприятий, направляемые на социальное развитие.

    Еще  одной   важной   частью   территориальных   финансов   являются территориальные  внебюджетные  фонды.  Источниками  их  формирования  служат добровольные  взносы  предприятий  и  населения,  специальные  сборы  и  др. Внебюджетные фонды чаще всего имеют целевое назначение.

 

Правовой  основой функционирования территориальных  финансов являются законодательные акты, изданные в России.

Важным шагом в развитии финансово-бюджетных прав стал Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В Законе зафиксировано, что федеральные органы государственной власти, органы государственной, власти субъектов РФ обеспечивают территориям минимальные местные, бюджеты, и минимально необходимые расходы местных бюджетов устанавливаются законами субъектов РФ на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности. Далее указывается, что доходная часть минимальных местных бюджетов обеспечивается путем закрепления на долговременной основе федеральным законом и законами субъектов РФ доходных источников. Закон устанавливает, что финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий ежегодно предусматриваются соответственно в федеральном бюджете и в бюджетах субъектов РФ.

Важным  этапом в формировании законодательных  основ территориальных финансов стал Федеральный закон от 25.09.1997 N 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации". В новом Законе регламентируется порядок формирования и использования, финансовых ресурсов местного самоуправления, финансовых взаимоотношении органов местного самоуправления с органами государственной власти, субъектами хозяйствования и финансово-кредитными институтами, разграничения доходов и расходов между бюджетами. Во II главе Закона «Формирование и исполнение местных бюджетов» впервые определены состав местных финансов, принципы их формирования.

Особое  внимание в Законе уделяется процессу формирования и исполнения местных  бюджетов как основной финансовой базы муниципальных образований. В разделе, посвященном местным бюджетам, устанавливается, что каждое муниципальное образование  имеет право на собственный бюджет и получение в процессе бюджетного регулирования средств за счет источников федерального бюджета и региональных бюджетов. Важным положением, впервые  устанавливаемым Законом, является новый принцип формирования местных  бюджетов, суть которого заключается  в том, что формирование этих бюджетов основывается на государственных минимальных  социальных стандартах и социальных нормах.

Вопросы местных бюджетов нашли отражение  в статье 15 Налогового кодекса, где  установлены виды местных налогов  и сборов.

Компетенция органов местного самоуправления в  бюджетной сфере определена в  ст. 9 Бюджетного кодекса, где к ведению  органов местного самоуправления в  регулировании бюджетных правоотношений отнесено:

- установление  порядка составления и рассмотрения  проектов местных бюджетов, утверждения  и исполнения местных бюджетов, осуществления контроля за их  исполнением и утверждения отчетов  об их исполнении местных бюджетов;

- составление  и рассмотрение проектов местных  бюджетов, утверждение и исполнение  местных бюджетов, осуществление  контроля за их исполнением  и утверждение отчетов об исполнении  местных бюджетов;

- определение  порядка направления в местные  бюджеты доходов от использования  муниципальной собственности, местных  налогов и сборов, иных доходов  местных бюджетов;

- определение  порядка и условий предоставления  финансовой помощи и бюджетных  ссуд из местных бюджетов;

- предоставление  финансовой помощи и бюджетных  ссуд из местных бюджетов;

- осуществление  муниципальных заимствований и  управление муниципальным долгом.

Бюджетным кодексом также определены полномочия органов местного самоуправления по формированию доходов местных бюджетов. При этом представительные, органы местного самоуправления могут вводить  местные налоги и сборы, устанавливать  размеры ставок по ним, и предоставлять  льготы по их уплате в пределах прав, предоставленных им налоговым законодательством  РФ. Органы местного самоуправления вправе предоставлять налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налоговых  и иных обязательных платежей в местные  бюджеты в соответствии с налоговым  законодательством РФ в пределах лимитов предоставления налоговых  кредитов, отсрочек по уплате налогов  и иных обязательных платежей, определенных правовыми актами органов местного самоуправления о бюджете. Однако органы местного самоуправления могут определить порядок предоставления отсрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей в части сумм федеральных налогов или сборов, поступающих в местные бюджеты, только при отсутствии задолженности по бюджетным ссудам местного бюджета перед бюджетами других уровней.

Информация о работе Территориальные финансы