Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 09:08, курсовая работа
Для выполнения функций, возложенных на территориальные представительные и исполнительные органы, они наделяются определенными имущественными и финансово-бюджетными правами. Местное самоуправление представляет собой многостороннюю деятельность местного сообщества по решению стоящих перед ним задач на основе принципов самоорганизации, самофинансирования, самоответственности с целью улучшения качества жизни населения соответствующей территории.
Введение………………………………………………………………………………….3
Теоретическая часть. «Территориальные финансы»………………………………4
1.1. Сущность и роль территориальных финансов в экономическом и социальном развитии регионов………………………………………………………………4
1.2. Состав и законодательная основа территориальных финансов………………7
Региональные и местные бюджеты – главная финансовая база органов власти…………………………………………….…………………...................11
Проблемы финансовых взаимоотношений федеральных и региональных органов власти…………………………………………….……………………16
2. Практическая часть. «Сравнительный анализ Федерального и краевого бюджетов 2011года»…………………………………………………………………………….21
2.1. Сравнительный анализ доходной части бюджетов. Состав доходов бюджетов в соответствии с Бюджетным Кодексом……………………………………...21
2.2. Сравнительный анализ расходов бюджетов по разделам функциональной классификации…………………………………………………………………23
2.3. Финансовая помощь в составе федерального и регионального бюджетов. Целевое назначение и состав…………………………………………………25
2.4. Оценка сбалансированности бюджетов. Источники финансирования дефицита……………………………………………………………………….28
2.5. Анализ динамики доходов, расходов и дефицита ФБ в % к ВВП………….31
2.6. Оценка соответствия бюджетного планирования на федеральном и региональном уровне приоритетам бюджетной политики правительства РФ………………………………………………………………………………34
Заключение……………………………………………………………………………..37
Список литературы…………………………………
В целом следует отметить, что за последние годы сделан существенный вклад в развитие законодательной основы местных финансов. Изданные законы четче регулируют межбюджетные отношения в РФ, расширяют финансовую базу местного самоуправления, укрепляют местные бюджеты.
Финансовой базой территориальных органов власти являются их бюджеты. Бюджетные и имущественные права, предоставленные этим органам, дают им возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты, распоряжаться переданными в их ведение предприятиями и получать от них доходы.
Территориальные бюджеты — один из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства. Через эти бюджеты общественные фонды потребления распределяются между отдельными группами населения. Кроме того, из этих бюджетов в известной мере финансируется и развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной и пищевой промышленности, коммунального хозяйства, объем продукции и услуги которых также являются важным компонентом обеспечения жизнедеятельности населения.
Экономическая сущность территориальных бюджетов проявляется в их
назначении.
Они выполняют следующие
деятельности
территориальных органов
Важное значение имеют территориальные бюджеты в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач, в первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества.
Региональные
бюджеты являются центральным звеном
территориальных бюджетов. Они предназначены
для финансового обеспечения
задач, возложенных на государственные
органы управления субъекта Российской
Федерации. В современных условиях
все в большей степени
В соответствии
с Бюджетным кодексом РФ доходы региональных
бюджетов формируются за счет собственных
и регулирующих доходов. Собственные
доходы включают следующие региональные
налоги и сборы: налог на имущество
предприятий; налог на недвижимость;
дорожный налог; транспортный налог; налог
на игорный бизнес; региональные лицензионные
сборы. К собственным доходам
относятся также доходы от использования
имущества, находящегося в собственности
субъектов РФ, и доходы от платных
услуг, оказываемых бюджетными учреждениями,
находящимися в ведении органов
государственной власти субъектов
РФ. Регулирующие доходы включают отчисления
от федеральных налогов и сборов,
распределенных к зачислению в бюджеты
субъектов РФ по нормативам, определенным
федеральным законом о
Основные
направления использования
Местные бюджеты. Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении. Эти бюджеты выполняют следующие функции: формирование денежных фондов, обеспечивающих финансирование деятельности местных органов власти; распределение и использование этих фондов между отраслями народного хозяйства; контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных этим органам власти. Важное значение имеют местные бюджеты в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач - в первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества. Эти средства проходят через систему местных бюджетов, включающих более 29 тыс. городских, районных, поселковых и сельских бюджетов. Осуществление государством социальной политики требует больших материальных и финансовых ресурсов. В основе распределения общегосударственных денежных ресурсов между звеньями бюджетной системы заложены принципы самостоятельности местных бюджетов, их государственной финансовой поддержки. Исходя из этих принципов, доходы местных бюджетов формируются за счет собственных и регулирующих источников доходов. Собственные доходы местных бюджетов включают налоги и сборы:
1) местные
налоги и сборы: земельный
2) доходы
от приватизации (собственности,
принадлежащей муниципальным
3) средства
обязательного медицинского
Местные
органы власти заинтересованы в собственных
источниках доходов. Они позволяют
шире проявлять хозяйственную
Главным
направлением использования средств
местных бюджетов являются расходы,
связанные с жизнеобеспечением
человека. Это расходы на социально-культурные
мероприятия, составляющие более половины
всех расходов, и на ЖКХ, составляющих
примерно 1/3 расходов. Структура расходов
отдельных видов местных
Местным
органам подведомственна
В Бюджетном
кодексе сформулированы принципы бюджетной
системы Российской Федерации, в
том числе принцип
Нет никаких оснований утверждать, что финансовая помощь, полученная регионами из федерального бюджета, помогает им справляться с временными трудностями, направить силы на создание благоприятного инвестиционного климата и отказаться (частично/полностью) от трансфертов. Поскольку получателями трансфертов является абсолютное большинство всех регионов, и бедных, и вполне благополучных, потеря трансфертов воспринимается ими как несправедливость, заставляет сравнивать с другими, доказывать свою «бедность». Сокращение бюджетного дефицита бюджетов субъектов РФ связывается с улучшением экономической ситуации в регионе. Перераспределение средств финансовой помощи из федерального бюджета происходит в пользу малообеспеченных регионов по принципу, чем менее благополучно в финансовом отношении выглядели отчетные данные консолидированного бюджета субъекта РФ, тем набольший объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности он мог рассчитывать. Все это приводит к утаиванию у субъектов РФ доходов, предоставлению необоснованных льгот по уплате налогов, искусственному завышению расходов, и как, следствие, снижению активности субнациональных властей к более качественному планированию бюджета. Неудивительно, что количество регионов-получателей трансфертов, несмотря на экономический подъем в России, с годами уменьшается очень медленно.
Очевидно,
что такая политика дестимулирует
регионы, заставляет их тратить время
и силы на борьбу за «справедливую
дележку пирога», вместо того, чтобы
бороться за привлечение инвесторов
и повышать собираемость - собственных
доходов. Ответственность за сбалансированность
территориальных бюджетов полностью
возложена на региональные и местные
органы власти, а вышестоящие органы
власти в ходе межбюджетного регулирования
обеспечивают «выравнивание» бюджетной
обеспеченности там, где душевые
бюджетные доходы меньше их уровня,
но полностью они ее не гарантируют.
Таким образом, возможность реализации
положения, предусматривающего право
и обязанность органов
Другим
признаком самостоятельности
Органы
власти на местах должны обладать некоторой
налоговой инициативой, чтобы иметь
возможность в большей степени,
чем теперь, влиять на сбалансированность
территориальных бюджетов и сокращение
бюджетной асимметрии. Право органов
государственной власти и органов
местного самоуправления в соответствии
с Кодексом самостоятельно определять
формы и направления