Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 09:08, курсовая работа
Для выполнения функций, возложенных на территориальные представительные и исполнительные органы, они наделяются определенными имущественными и финансово-бюджетными правами. Местное самоуправление представляет собой многостороннюю деятельность местного сообщества по решению стоящих перед ним задач на основе принципов самоорганизации, самофинансирования, самоответственности с целью улучшения качества жизни населения соответствующей территории.
Введение………………………………………………………………………………….3
Теоретическая часть. «Территориальные финансы»………………………………4
1.1. Сущность и роль территориальных финансов в экономическом и социальном развитии регионов………………………………………………………………4
1.2. Состав и законодательная основа территориальных финансов………………7
Региональные и местные бюджеты – главная финансовая база органов власти…………………………………………….…………………...................11
Проблемы финансовых взаимоотношений федеральных и региональных органов власти…………………………………………….……………………16
2. Практическая часть. «Сравнительный анализ Федерального и краевого бюджетов 2011года»…………………………………………………………………………….21
2.1. Сравнительный анализ доходной части бюджетов. Состав доходов бюджетов в соответствии с Бюджетным Кодексом……………………………………...21
2.2. Сравнительный анализ расходов бюджетов по разделам функциональной классификации…………………………………………………………………23
2.3. Финансовая помощь в составе федерального и регионального бюджетов. Целевое назначение и состав…………………………………………………25
2.4. Оценка сбалансированности бюджетов. Источники финансирования дефицита……………………………………………………………………….28
2.5. Анализ динамики доходов, расходов и дефицита ФБ в % к ВВП………….31
2.6. Оценка соответствия бюджетного планирования на федеральном и региональном уровне приоритетам бюджетной политики правительства РФ………………………………………………………………………………34
Заключение……………………………………………………………………………..37
Список литературы…………………………………
Положительное значение имело создание с 2001 г. Федерального фонда компенсаций с выделением из него субвенций на реализацию за счет федерального бюджета делегируемой регионам для исполнения части федеральных расходных полномочий. Такой подход позволил сдержать тенденцию нарастания так называемых нефинансируемых федеральных мандатов и в течение ряда лет существенно сократить их. Но в последние годы дальнейшее применение такого порядка, когда делегируемое полномочие нижестоящим уровням власти без соответствующего в меру возможностей перераспределения доходных источников, ведет к принудительному иждивенчеству, не ориентируя на собственные силы. Это вступает в противоречие с задачей повышения заинтересованности и ответственности региональных и местных органов власти по наращиванию налогового потенциала на подведомственной территории.
Имеются
и другие неразрешённые вопросы
разграничения расходных
Важным
признаком самостоятельности
Таким образом, с целью реализации принципа самостоятельности бюджетов важно обеспечить максимально возможную степень финансовой самодостаточности бюджетов. Это, в свою очередь, может зависеть от уровня налоговой составляющей в доходах бюджета, уровня доходов, закрепленных (полностью или частично) на постоянной основе (без ограничения сроком), сокращения уровня дотационности, наличия в налоговом и бюджетном законодательстве необходимых исходных условий для развития инициативы региональных и местных органов власти и с целью максимальной мобилизации собственных финансовых ресурсов.
Практическая часть
Сравнительный анализ федерального и краевого бюджетов 2011 года.
Для сравнительного анализа бюджетов используем данные из Федерального закона от 13 декабря 2010 г. № 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов", а также данные Закона Хабаровского края от 8 декабря 2010 г. N 57 "О краевом бюджете на 2011 год".
Объектом анализа выступают доходы федерального бюджета и краевого бюджета Хабаровского края на 2011 год. Для анализа доходной части федерального бюджета используется Федеральный закон от 13 декабря 2010 г. № 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов", для анализа доходной части краевого бюджета используется Закон Хабаровского края от 8 декабря 2010 г. N 57 "О краевом бюджете на 2011 год"
Информация представлена в таблице №1 «Доходы бюджетов»:
Таблица №1 – Доходы бюджетов
Уровень бюджетов |
Объем доходов, млн.руб. |
Состав доходов |
Федеральный бюджет |
8 844 554,76
|
1. Налоговые доходы: - налог на добавленную
стоимость; - прочие доходы 3.Безвозмездные поступления |
Краевой бюджет |
48 136,69 |
1.Налоговые доходы: - собственные налоговые
доходы бюджетов субъектов - отчисления от федеральных регулирующих налогов и сборов (налог на прибыль, НДФЛ, налог на добычу полезных ископаемых и др.). 2.Неналоговые доходы: - доходы от использования
имущества, находящегося в - часть прибыли унитарных
предприятий, созданных - иные неналоговые доходы. 3.Безвозмездные поступления - финансовая помощь из ФБ; - перечисления из отдельных местных бюджетов. |
Доходы как экономическая категория – это экономические денежные отношения между государствами и физическими или юридическими лицами, возникающие в процессе формирования бюджетного фонда страны.
Формой проявления этих отношений являются различные виды платежей со стороны физических и юридических лиц, а материально-вещественным воплощением – денежные средства, аккумулированные в бюджетном фонде страны.
Едиными
для всех уровней бюджетов БС РФ
(как для Федерального бюджета, так
и для Краевого бюджета Хабаровского
края) в соответствии с законом
являются три группы доходов: налоговые
и неналоговые доходы, безвозмездные
поступления. Проанализировав данные
таблицы можно сделать вывод
о том, что в составе налоговых
доходов Федерального бюджета преобладают
в большей степени косвенные
налоги, в то время как Краевой
бюджет базируется в основном на прямых
налогах. Причем доходы краевого бюджета
помимо собственных доходов
Объектом анализа выступают расходы федерального бюджета и краевого бюджета Хабаровского края на 2011 год.
Для анализа доходной части федерального бюджета используется Федеральный закон от 13 декабря 2010 г. № 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов", для анализа доходной части краевого бюджета используется Закон Хабаровского края от 8 декабря 2010 г. N 57 "О краевом бюджете на 2011 год"
Данные представлены в таблице №2 «Состав и структура расходов бюджета»:
Таблица №2 – Состав и структура расходов бюджета
Раздел расходов |
Федеральный бюджет |
Краевой бюджет | ||
Млн.руб. |
Уд.вес, % |
Млн.руб. |
Уд.вес, % | |
Всего расходов |
9 352 363,78 |
100 |
51 515, 26 |
100 |
1.Общегосударственные вопросы |
777 600,87 |
8,31 |
2 939,24 |
5,7 |
2.Национальная оборона |
793 001,14 |
8,48 |
24,10 |
0,05 |
3.Национальная безопасность и
правоохранительная |
819 804,18 |
8,77 |
4 444,79 |
8,63 |
4.Национальная экономика |
1 702 272,79 |
18,2 |
5 052,37 |
9,8 |
в том числе инвестиционный фонд |
63761,48 |
3,75 |
- |
- |
5.Жилищно-коммунальное |
196 468,20 |
2,1 |
3 181,53 |
6,2 |
6.Охрана окружающей среды |
16 824 |
0,18 |
58,42 |
0,11 |
7.Образование |
495 825,43 |
5,3 |
10 589,14 |
20,56 |
8.Культура и кинематография |
81 908,6 |
0,88 |
796,07 |
1,54 |
9.Здравоохранение |
453 760,65 |
4,85 |
7 628,8 |
14,81 |
10.Социальная политика |
2 951 785,4 |
31,56 |
13 158,65 |
25,54 |
11.Физическая культура и спорт |
42 386,71 |
0,45 |
582,14 |
1,13 |
12.Средства массовой |
61 078,06 |
0,65 |
222,24 |
0,43 |
13.Обслуживание |
389 906,1 |
4,17 |
145,64 |
0,28 |
14.Межбюджетные трансферты |
569 741,62 |
6,09 |
2 692, 12 |
5,23 |
Как видно из данных таблицы, приоритетными направлениями расходования денежных средств являются расходы на социальную политику, как для федерального, так и для краевого бюджета. Доля всех расходов федерального бюджета на социальную политику равна 31,56%, доля всех расходов краевого бюджета – 25,54%. Социальная политика направлена на решение социальных проблем страны на данном этапе ее развития.
Следующими
наиболее приоритетными статьями расходования
бюджетных средств для
Также большая
часть расходов краевого бюджета
приходится на образование и здравоохранение
– 20,56% и 14,81% соответственно. Для федерального
бюджета данные показатели равны 5,3%
и 4,85% соответственно. Это объясняется
уровнем жизни населения, численностью
и сосредоточенностью населения
в том или ином субъекте, природными
условиями и прочим. Следовательно,
эффективней расходовать
Такое распределение расходных статей обусловлено приоритетами расходования Федерального бюджета и бюджета края. Для Федерального бюджета - социальная политика, национальная экономика, национальная безопасность и правоохранительная деятельность. Для краевого бюджета - социальная политика, образование, здравоохранение, национальная экономика и национальная безопасность.
Для анализа состава межбюджетных трансфертов федерального бюджета используется Федеральный закон от 13 декабря 2010 г. № 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" и Закон Хабаровского края от 8 декабря 2010 г. N 57 "О краевом бюджете на 2011 год" ; Бюджетный кодекс РФ.
Информация представлена в таблице №3 «Состав межбюджетных трансфертов»
Таблица №3 – Состав межбюджетных трансфертов
Уровень бюджета |
Сумма и удельный вес межбюджетных трансфертов в расходах (млн.руб.,%) |
Состав и целевое назначение |
Федеральный бюджет |
569 741,62
(6,09%) |
Предоставляются в виде: дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ, субсидий бюджетам РФ, субвенций бюджетам РФ, иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов РФ, межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов. |
Краевой бюджет |
2 692, 12
(5,23%) |
Предоставляются в виде: дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений; дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов); субсидий местным бюджетам; субвенций местным бюджета; иных межбюджетных трансфертов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации |
Удельный вес межбюджетных трансфертов федерального бюджета составляет 6,09%, они предоставляются субъектам Российской Федерации для выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов РФ.
Рассмотрим состав межбюджетных трансфертов Хабаровского края. Удельный вес в расходной статьи составляет 5,23,% и предоставляются в виде: 1) дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений составляют 27 586,0 тыс. рублей и предусматриваются в составе краевого бюджета в целях выравнивания финансовых возможностей поселений по осуществлению полномочий по решению вопросов местного значения исходя из численности жителей и бюджетной обеспеченности;
2) дотации
на выравнивание бюджетной
Субсидии
местным бюджетам могут предусматриваться
в составе краевого бюджета в
целях: поощрения достижения наилучших
показателей деятельности органов
местного самоуправления по результатам
оценки финансового положения и
качества управления финансами муниципальных
образований, порядок проведения которой
утверждается Правительством Хабаровского
края; софинансирования социально значимых
расходов местных бюджетов капитального
характера исходя из численности
постоянного населения