Территориальные финансы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 09:08, курсовая работа

Описание

Для выполнения функций, возложенных на территориальные представительные и исполнительные органы, они наделяются определенными имущественными и финансово-бюджетными правами. Местное самоуправление представляет собой многостороннюю деятельность местного сообщества по решению стоящих перед ним задач на основе принципов самоорганизации, самофинансирования, самоответственности с целью улучшения качества жизни населения соответствующей территории.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3
Теоретическая часть. «Территориальные финансы»………………………………4
1.1. Сущность и роль территориальных финансов в экономическом и социальном развитии регионов………………………………………………………………4
1.2. Состав и законодательная основа территориальных финансов………………7
Региональные и местные бюджеты – главная финансовая база органов власти…………………………………………….…………………...................11
Проблемы финансовых взаимоотношений федеральных и региональных органов власти…………………………………………….……………………16
2. Практическая часть. «Сравнительный анализ Федерального и краевого бюджетов 2011года»…………………………………………………………………………….21
2.1. Сравнительный анализ доходной части бюджетов. Состав доходов бюджетов в соответствии с Бюджетным Кодексом……………………………………...21
2.2. Сравнительный анализ расходов бюджетов по разделам функциональной классификации…………………………………………………………………23
2.3. Финансовая помощь в составе федерального и регионального бюджетов. Целевое назначение и состав…………………………………………………25
2.4. Оценка сбалансированности бюджетов. Источники финансирования дефицита……………………………………………………………………….28
2.5. Анализ динамики доходов, расходов и дефицита ФБ в % к ВВП………….31
2.6. Оценка соответствия бюджетного планирования на федеральном и региональном уровне приоритетам бюджетной политики правительства РФ………………………………………………………………………………34
Заключение……………………………………………………………………………..37
Список литературы…………………………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая теория.docx

— 84.66 Кб (Скачать документ)

Положительное значение имело создание с 2001 г. Федерального фонда компенсаций с выделением из него субвенций на реализацию за счет федерального бюджета делегируемой регионам для исполнения части федеральных  расходных полномочий. Такой подход позволил сдержать тенденцию нарастания так называемых нефинансируемых  федеральных мандатов и в течение  ряда лет существенно сократить их. Но в последние годы дальнейшее применение такого порядка, когда делегируемое полномочие нижестоящим уровням власти без соответствующего в меру возможностей перераспределения доходных источников, ведет к принудительному иждивенчеству, не ориентируя на собственные силы. Это вступает в противоречие с задачей повышения заинтересованности и ответственности региональных и местных органов власти по наращиванию налогового потенциала на подведомственной территории.

Имеются и другие неразрешённые вопросы  разграничения расходных полномочий по вертикали власти и бюджетной  системы. Так, оплата взносов за неработающее население на обязательное медицинское  страхование производится из регионального  бюджета, а организация скорой и  первичной медицинской помощи (в  амбулаторно-поликлинических и больничных учреждениях, женщинам в период беременности, во время и после родов) отнесена к компетенции органов местного самоуправления. Таким образом, имеет  место необоснованное распределение  ответственности за разные участки  одной работы.

Важным  признаком самостоятельности бюджетов является недопустимость введения в  действие в течение финансового  года органами государственной власти и органами местного самоуправления решений и изменений бюджетного законодательства и законодательства о налогах и сборах, приводящих к увеличению расходов и снижению доходов бюджетов других уровней  без внесения изменений в законы (решения) о соответствующих бюджетах, предусматривающих компенсацию  увеличения расходов, снижения доходов. В соответствии с этим любые сокращения налоговой базы регионов в результате изменения налогового законодательства должны компенсироваться из вышестоящего бюджета. В результате сокращения налоговой  нагрузки за счет увеличения вычетов  при расчете налогооблагаемой прибыли  для предприятий и индексации социальных вычетов, происходит уменьшение налогооблагаемой базы налога на доходы физических лиц.

Таким образом, с целью реализации принципа самостоятельности  бюджетов важно обеспечить максимально  возможную степень финансовой самодостаточности  бюджетов. Это, в свою очередь, может  зависеть от уровня налоговой составляющей в доходах бюджета, уровня доходов, закрепленных (полностью или частично) на постоянной основе (без ограничения сроком), сокращения уровня дотационности, наличия в налоговом и бюджетном законодательстве необходимых исходных условий для развития инициативы региональных и местных органов власти и с целью максимальной мобилизации собственных финансовых ресурсов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая часть

Сравнительный анализ федерального и краевого бюджетов 2011 года.

Для сравнительного анализа бюджетов используем данные из Федерального закона от 13 декабря 2010 г. № 357-ФЗ "О федеральном  бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов", а также  данные Закона Хабаровского края от 8 декабря 2010 г. N 57 "О краевом бюджете  на 2011 год".

    1. Сравнительный анализ доходной части бюджетов. Состав доходов бюджетов в соответствии с Бюджетным Кодексом

Объектом анализа выступают  доходы федерального бюджета и краевого бюджета Хабаровского края на 2011 год. Для анализа доходной части федерального бюджета используется Федеральный  закон от 13 декабря 2010 г. № 357-ФЗ "О  федеральном бюджете на 2011 год  и на плановый период 2012 и 2013 годов", для анализа доходной части краевого бюджета используется Закон Хабаровского края от 8 декабря 2010 г. N 57 "О краевом  бюджете на 2011 год"

Информация представлена в таблице  №1 «Доходы бюджетов»:

 

Таблица №1 – Доходы бюджетов

Уровень бюджетов

Объем доходов, млн.руб.

Состав доходов

Федеральный бюджет

8 844 554,76

 

1. Налоговые доходы: 
- налог на прибыль;

- налог на добавленную  стоимость; 
- акцизы по нормативам; 
- налог на добычу полезных ископаемых; 
- водный налог; 
- другие налоги и сборы. 
2. Неналоговые доходы: 
- доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности, доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти Российской Федерации, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах, в полном объеме; 
- часть прибыли унитарных предприятий; 
- таможенные пошлины и таможенные сборы;

- прочие доходы

3.Безвозмездные поступления

Краевой бюджет

48 136,69

1.Налоговые доходы:

- собственные налоговые  доходы бюджетов субъектов Российской  Федерации от региональных налогов  и сборов (налог на имущество  организаций, транспортный налог,  налог на игорный бизнес);

- отчисления от федеральных  регулирующих налогов и сборов (налог на прибыль, НДФЛ, налог  на добычу полезных ископаемых  и др.).

2.Неналоговые доходы:

- доходы от использования  имущества, находящегося в собственности  субъектов Российской Федерации,  и доходы от платных услуг,  оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов  государственной власти субъектов  Российской Федерации;

- часть прибыли унитарных  предприятий, созданных субъектами  Российской Федерации, остающейся  после уплаты налогов и иных  обязательных платежей в федеральный  бюджет;

- иные неналоговые доходы.

3.Безвозмездные поступления

- финансовая помощь из  ФБ;

- перечисления из отдельных  местных бюджетов.


 

Доходы  как экономическая категория  – это экономические денежные отношения между государствами  и физическими или юридическими лицами, возникающие в процессе формирования бюджетного фонда страны.

Формой  проявления этих отношений являются различные виды платежей со стороны  физических и юридических лиц, а  материально-вещественным воплощением  – денежные средства, аккумулированные в бюджетном фонде страны.

Едиными для всех уровней бюджетов БС РФ (как для Федерального бюджета, так  и для Краевого бюджета Хабаровского края) в соответствии с законом  являются три группы доходов: налоговые  и неналоговые доходы, безвозмездные  поступления. Проанализировав данные таблицы можно сделать вывод  о том, что в составе налоговых  доходов Федерального бюджета преобладают  в большей степени косвенные  налоги, в то время как Краевой  бюджет базируется в основном на прямых налогах. Причем доходы краевого бюджета  помимо собственных доходов формируются  также за счет части федеральных  налогов и сборов по установленным  нормативам.

    1. Сравнительный анализ расходов бюджетов по разделам функциональной классификации

Объектом анализа выступают  расходы федерального бюджета и  краевого бюджета Хабаровского края на 2011 год.

Для анализа доходной части федерального бюджета используется Федеральный  закон от 13 декабря 2010 г. № 357-ФЗ "О  федеральном бюджете на 2011 год  и на плановый период 2012 и 2013 годов", для анализа доходной части краевого бюджета используется Закон Хабаровского края от 8 декабря 2010 г. N 57 "О краевом бюджете на 2011 год"

Данные представлены в таблице  №2 «Состав и структура расходов бюджета»:

 

Таблица №2 – Состав и структура расходов бюджета

Раздел расходов

Федеральный бюджет

Краевой бюджет

Млн.руб.

Уд.вес, %

Млн.руб.

Уд.вес, %

Всего расходов

9 352 363,78

100

51 515, 26

100

1.Общегосударственные вопросы

777 600,87

8,31

2 939,24

5,7

2.Национальная оборона

793 001,14

8,48

24,10

0,05

3.Национальная безопасность и  правоохранительная деятельность

819 804,18

8,77

4 444,79

8,63

4.Национальная экономика

1 702 272,79

18,2

5 052,37

9,8

в том числе инвестиционный фонд

63761,48

3,75

-

-

5.Жилищно-коммунальное хозяйство

196 468,20

2,1

3 181,53

6,2

6.Охрана окружающей среды

16 824

0,18

58,42

0,11

7.Образование

495 825,43

5,3

10 589,14

20,56

8.Культура и кинематография

81 908,6

0,88

796,07

1,54

9.Здравоохранение

453 760,65

4,85

7 628,8

14,81

10.Социальная политика

2 951 785,4

31,56

13 158,65

25,54

11.Физическая культура и спорт

42 386,71

0,45

582,14

1,13

12.Средства массовой информации

61 078,06

0,65

222,24

0,43

13.Обслуживание государственного  и муниципального долга

389 906,1

4,17

145,64

0,28

14.Межбюджетные трансферты

569 741,62

6,09

2 692, 12

5,23


 

Как видно  из данных таблицы, приоритетными направлениями  расходования денежных средств являются расходы на социальную политику, как  для федерального, так и для  краевого бюджета. Доля всех расходов федерального бюджета на социальную политику равна 31,56%, доля всех расходов краевого бюджета – 25,54%. Социальная политика направлена на решение социальных проблем страны на данном этапе ее развития.

Следующими  наиболее приоритетными статьями расходования бюджетных средств для федерального бюджета являются расходы на национальную экономику – 18,2%. В то время как  для краевого бюджета расходы  на национальную экономику занимают четвертую позицию и составляют 9,8%. Национальная экономика позволяет  изучать социально-экономических  процессы на стадиях производства, распределения, обмена и потребления. Если государство финансирует вопросы  в области национальной экономики на всей территории страны касательно транспорта, воспроизводства минерально-сырьевой базы, связи, инфраструктуры и т.д., то расходы бюджета Хабаровского края направлены на развитие и поддержание экономики страны в рамках своих территориальных границ.

Также большая  часть расходов краевого бюджета  приходится на образование и здравоохранение  – 20,56% и 14,81% соответственно. Для федерального бюджета данные показатели равны 5,3% и 4,85% соответственно. Это объясняется  уровнем жизни населения, численностью и сосредоточенностью населения  в том или ином субъекте, природными условиями и прочим. Следовательно, эффективней расходовать денежные средства бюджета на данные статьи из бюджетов субъектов РФ.

Такое распределение расходных  статей обусловлено приоритетами расходования Федерального бюджета и бюджета  края. Для Федерального бюджета - социальная политика, национальная экономика, национальная безопасность и правоохранительная деятельность. Для краевого бюджета - социальная политика, образование, здравоохранение, национальная экономика и национальная безопасность.

    1. Финансовая помощь в составе расходов федерального и регионального бюджетов. Целевое назначение и состав

Для анализа состава межбюджетных трансфертов федерального бюджета  используется Федеральный закон  от 13 декабря 2010 г. № 357-ФЗ "О федеральном  бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" и Закон Хабаровского края от 8 декабря 2010 г. N 57 "О краевом  бюджете на 2011 год" ; Бюджетный  кодекс РФ.

Информация  представлена в таблице №3 «Состав  межбюджетных трансфертов»

 

Таблица №3 – Состав межбюджетных трансфертов

Уровень бюджета

Сумма и удельный вес межбюджетных трансфертов в расходах (млн.руб.,%)

Состав и целевое назначение

Федеральный бюджет

569 741,62

 

(6,09%)

Предоставляются в виде:

дотаций на выравнивание бюджетной  обеспеченности субъектов РФ,

субсидий бюджетам РФ,

субвенций бюджетам РФ,

иных межбюджетных трансфертов  бюджетам субъектов РФ,

межбюджетных трансфертов  бюджетам государственных внебюджетных  фондов.

Краевой бюджет

2 692, 12

 

(5,23%)

Предоставляются в виде:

дотаций на выравнивание бюджетной  обеспеченности поселений;

дотаций на выравнивание бюджетной  обеспеченности муниципальных районов (городских округов);

субсидий местным бюджетам;

субвенций местным бюджета;

иных межбюджетных трансфертов  бюджетам бюджетной системы Российской Федерации


 

Удельный  вес межбюджетных трансфертов федерального бюджета составляет 6,09%, они предоставляются  субъектам Российской Федерации  для выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов РФ.

Рассмотрим  состав межбюджетных трансфертов Хабаровского края. Удельный вес в расходной  статьи составляет 5,23,% и предоставляются  в виде: 1) дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений  составляют 27 586,0 тыс. рублей и предусматриваются  в составе краевого бюджета в  целях выравнивания финансовых возможностей поселений по осуществлению полномочий по решению вопросов местного значения исходя из численности жителей и  бюджетной обеспеченности;

2) дотации  на выравнивание бюджетной обеспеченности  муниципальных районов (городских  округов) составляют   303 778,0 тыс.  рублей предусматриваются в составе  краевого бюджета в целях выравнивания  бюджетной обеспеченности муниципальных  районов (городских округов).

Субсидии  местным бюджетам могут предусматриваться  в составе краевого бюджета в  целях: поощрения достижения наилучших  показателей деятельности органов  местного самоуправления по результатам  оценки финансового положения и  качества управления финансами муниципальных  образований, порядок проведения которой  утверждается Правительством Хабаровского края; софинансирования социально значимых расходов местных бюджетов капитального характера исходя из численности  постоянного населения муниципальных  образований, их бюджетной обеспеченности и объективных факторов и условий, влияющих на стоимость предоставления бюджетных услуг; софинансирования инвестиционных проектов, направленных на развитие объектов социальной сферы  и жилищно-коммунального хозяйства  муниципальных образований края, в зависимости от уровня их обеспеченности данными объектами с учетом нормативной  потребности, определяемой в порядке, установленном Правительством Хабаровского края; софинансирования, в том числе  в рамках краевых целевых программ, иных расходных обязательств, возникающих  при выполнении полномочий органов  местного самоуправления по вопросам местного значения. Совокупность субсидий местным бюджетам из краевого бюджета  образует региональный фонд софинансирования расходов.

Информация о работе Территориальные финансы