Территориальные финансы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 09:08, курсовая работа

Описание

Для выполнения функций, возложенных на территориальные представительные и исполнительные органы, они наделяются определенными имущественными и финансово-бюджетными правами. Местное самоуправление представляет собой многостороннюю деятельность местного сообщества по решению стоящих перед ним задач на основе принципов самоорганизации, самофинансирования, самоответственности с целью улучшения качества жизни населения соответствующей территории.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3
Теоретическая часть. «Территориальные финансы»………………………………4
1.1. Сущность и роль территориальных финансов в экономическом и социальном развитии регионов………………………………………………………………4
1.2. Состав и законодательная основа территориальных финансов………………7
Региональные и местные бюджеты – главная финансовая база органов власти…………………………………………….…………………...................11
Проблемы финансовых взаимоотношений федеральных и региональных органов власти…………………………………………….……………………16
2. Практическая часть. «Сравнительный анализ Федерального и краевого бюджетов 2011года»…………………………………………………………………………….21
2.1. Сравнительный анализ доходной части бюджетов. Состав доходов бюджетов в соответствии с Бюджетным Кодексом……………………………………...21
2.2. Сравнительный анализ расходов бюджетов по разделам функциональной классификации…………………………………………………………………23
2.3. Финансовая помощь в составе федерального и регионального бюджетов. Целевое назначение и состав…………………………………………………25
2.4. Оценка сбалансированности бюджетов. Источники финансирования дефицита……………………………………………………………………….28
2.5. Анализ динамики доходов, расходов и дефицита ФБ в % к ВВП………….31
2.6. Оценка соответствия бюджетного планирования на федеральном и региональном уровне приоритетам бюджетной политики правительства РФ………………………………………………………………………………34
Заключение……………………………………………………………………………..37
Список литературы…………………………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая теория.docx

— 84.66 Кб (Скачать документ)

Субсидии  местным бюджетам формируются в  составе краевого бюджета за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита краевого бюджета, а также межбюджетных трансфертов  из федерального бюджета.

Субвенции местным бюджетам предусматриваются  в составе краевого бюджета в  целях: обеспечения государственных  гарантий прав граждан на получение  общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования  в общеобразовательных учреждениях  посредством финансирования реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов) в соответствии с нормативами, установленными законами края; финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации и (или) края, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном законодательством порядке.

Совокупность  субвенций местным бюджетам из краевого бюджета образует региональный фонд компенсаций.

Субвенции местным бюджетам формируются в  краевом бюджете за счет: субвенций  краевому бюджету из федерального бюджета  на осуществление органами местного самоуправления отдельных полномочий федеральных органов государственной  власти; собственных доходов и  источников финансирования дефицита краевого бюджета в объеме, необходимом  для осуществления органами местного самоуправления отдельных полномочий органов государственной власти края.

В случаях  и порядке, предусмотренных законами края и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми  актами органов государственной  власти края, местным бюджетам могут  быть предоставлены иные межбюджетные трансферты из краевого бюджета, в том  числе в форме дотаций, в пределах 10 процентов общего объема межбюджетных трансфертов местным бюджетам из краевого бюджета (за исключением субвенций).

 

    1. Оценка сбалансированности бюджетов. Источники финансирования дефицита

Информация  представлена в таблице №4 «Показатели  сбалансированности бюджетов».

 

Таблица №4 – Показатели сбалансированности бюджетов

Уровень бюджета

Размер дефицита

Источники финансирования дефицита

Млн.руб.

в % к ВВП

внешние

%

внутренние

%

Федеральный бюджет

1 814 004

3,6

45729,9

2,52

1768274,1

97,48

Краевой бюджет

3 378, 57

-

-

-

3378,57

100


 

Использование бюджетных отношений позволяет  говорить о трех возможных состояниях сбалансированности бюджета:

    • Баланс (Д = Р)
    • Дефицит (Д < Р)
    • Профицит (Д > Р)

По данным таблицы федеральный бюджет и  краевой бюджет Хабаровского края имеют  состояние бюджета – «дефицит». В федеральном бюджете он равен 1814004 млн. руб. (3,6% к ВВП при заданной «норме» дефицита – 3%), дефицит краевого бюджета – 3378,57 млн.руб.

Причинами дефицита, как правило, являются: экономический  кризис, крупные государственные  инвестиции в экономику, чрезвычайные ситуации.

Для борьбы с дефицитом используются такие  способы, как: усиление налогообложения, эмиссия денег, сокращение расходов, займы. Для покрытия дефицита привлекают источники с целью финансирования. В соответствии с БК РФ источники  финансирования средств бюджета  делятся на внутренние и внешние (критерий деления – вид валюты).

Согласно  статье №94 БК РФ источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются:

  1. Внутренние источники в следующих формах:
  • кредиты, полученные Российской Федерацией от кредитных организаций в валюте Российской Федерации;
  • государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
  • бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
  • поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности;
  • сумма превышения доходов над расходами по государственным запасам и резервам;
  • изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета;
  1. Внешние источники в следующих формах:
  • государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
  • кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте, привлеченные Российской Федерацией.

Удельный  вес внешних источников для федерального бюджета составляет 2,52%, внутренних – 97,48%.

Согласно  статье №95 БК РФ источниками финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации могут быть внутренние источники в следующих формах:

    • государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта Российской Федерации;
    • бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
    • кредиты, полученные от кредитных организаций;
    • поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности субъекта Российской Федерации;
    • изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Источниками финансирования дефицита бюджета субъектов  РФ могут быть только внутренние источники  финансирования (100%) по причине низкой платежеспособности муниципальных  органов власти.

    1. Динамика доходов, расходов и дефицита ФБ

Динамика  выстраивается на основе ФЗ о ФБ на очередной финансовый год и  плановый период (на 2010 г. и на 2011 г. и  на плановый период 2012-2013 гг.) в графической  форме в абсолютном выражении  и в % к ВВП.

Динамика  доходов ФБ РФ

Диаграмма №1 – Доходы в абсолютном выражении, млн.руб.

 

Диаграмма №2 – Доходы в % к ВВП

Анализируя  динамику доходов, можно заметить существенный рост из года в год их объема в  абсолютном выражении. Однако в процентном соотношении к ВВП эта тенденция  меняется. Если в 2010 году доходы составляют 16,1% к ВВП, в 2011 – 17,6%, то в 2012 году планируется 17%, к 2013 – 16,8%. Такое изменение связано в первую очередь с снижением удельного веса налоговых поступлений, которые обеспечивали основную часть бюджетных поступлений. Еще одна причина заключается в сокращении удельного веса нефтегазовых доходов (налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, вывозных таможенных пошлин на нефть сырую, на газ природный, на товары, выработанные из нефти), которые используются для финансового обеспечения нефтегазового трансферта, а также для формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.

Динамика  расходов ФБ РФ

Диаграмма №3 – Расходы в абсолютном выражении, млн.руб.

Диаграмма №4 – Расходы в % к ВВП

 

По данным диаграмм наблюдается рост расходов в абсолютном выражении, но сокращение в относительном выражении в % к ВВП. С 22,9% в 2010 году до 19,7% к 2013 году. Это объясняется возможным сокращением удельного веса расходов, предназначенных для вложения в человеческий капитал, модернизацию в экономике, на улучшение в социальной сфере. Однако к сокращению расходов стоит относиться предельно осторожно, поскольку государство является гарантом обязательств перед обществом.

Динамика  дефицита ФБ РФ

Диаграмма №5 – Дефицит в абсолютном выражении, млн.руб.

Диаграмма №6 – Дефицит в % к ВВП

Относительно дефицита, анализируя диаграммы, можно заметить о сокращении его объема из года в год, как в  абсолютном выражении, так и % к ВВП. В 2010 году удельный вес дефицита в % к ВВП составлял 6,8%, в 2011 – 3,6%, к 2012 планируется снизить данный показатель до 3,1%, к 2013 – до 2,9%. Сокращение дефицита характеризуется уменьшением расходов и (или) ростом доходов. Нередко для сокращения бюджетного дефицита государство одалживает деньги. Оно может брать их в долг у центрального банка, населения, финансовых организаций и даже других стран. Одалживание денег происходит в виде государственного займа (например, у населения) или оформления обычного кредита (например, у других стран).

    1. Оценка соответствия бюджетного планирования на федеральном и региональном уровне приоритетам бюджетной политики правительства РФ

Бюджетное планирование должно стать  важнейшим инструментом экономического развития. Нужно не только зарезервировать  средства на поддержку инновационных  проектов и перспективных научных  разработок, но и в целом создать  стимулы для использования новых  подходов и новых технологий, более  экономично расходовать ресурсы  и развивать научный потенциал  и человеческие возможности.

Прогнозы  на 2011 год в целом не плохие, но от продуманности решений зависит  эффективность посткризисной политики. Необходимо предельно ответственно распорядиться государственными средствами в условиях бюджетного дефицита. В  экономике проявились определенные позитивные тенденции, ряд ее секторов демонстрирует  признаки роста, бесперебойно функционируют финансовая и банковская системы.

Это во многом стало результатом последовательных антикризисных действий государства, направленных на сохранение стабильности бюджетной и финансовой системы, поддержку наиболее пострадавших от кризиса отраслей экономики.

Важнейшая задача, которая всегда должна учитываться  в бюджетном планировании, - это  необходимость сохранения социальной стабильности в обществе.

В бюджетном  послании отмечено, что средства на модернизацию экономики также должны выделяться в приоритетном порядке. Так как эти средства в конечном итоге направлены на то, чтобы повысить качество жизни людей, создать новые  экономические условия для укрепления существующих социальных гарантий и для получения новых источников дохода за счёт диверсификации экономики.

Общая картина  ясна: расходы бюджета-2011 незначительно  отличаются от расходов-2010. При этом в структуре бюджета-2011 значительно  выросли показатели социальной политики и национальную экономику, а также  умеренно выросли расходы на национальную оборону и образование. При практически  неизменном общем объеме расходов бюджета-2011 в сравнении с бюджетом-2010 для  финансирования вышеприведенных увеличившихся  расходов были значительно сокращены  расходы на общегосударственные  вопросы, трансферты другим бюджетам, а также умеренно были сокращены  другие статьи расходов: на ЖКХ, здравоохранение, культуру и т. д. Надо не забывать о  том, что это данные прогнозируемые, и если произойдут изменения в  экономике (высокий уровень инфляции, падение курса доллара и др.), то они повлияют на результативность.

Относительно  краевого бюджета. Правительство Хабаровского края должно осуществить оптимизацию  расходов, принять все меры по мобилизации  доходов и сокращению дефицита. Необходимо более ответственно подходить к  принятию новых обязательств, в том  числе решений по регулированию  оплаты труда в бюджетной сфере, которые должны приниматься соответствующими органами власти на региональном и  местном уровнях самостоятельно с учетом имеющихся бюджетных  ограничений. Благосостояние жителей  края в конечном счете зависит  от того, насколько правильно выбраны  приоритетные направления бюджетных  ассигнований. Прежде всего бюджетные  ассигнования следует направить  на профессиональную подготовку и переподготовку безработных и лиц, находящихся  под риском увольнения, а также  на поддержку граждан, которые хотят  и готовы начать собственное дело, задействовав при этом механизмы  софинансирования региональных программ содействия занятости населения. Эти  действия необходимо скоординировать  с мерами, направленными на поддержку  малого и среднего предпринимательства. Граждане, имеющие возможности работать, должны быть сориентированы на экономически активную позицию, а не только на гарантированное  государством получение пособия  по безработице.

Можно сделать  вывод, что бюджет Российской Федерации  является важнейшим звеном финансовой системы страны. Отражая содержание процессов производства и распределения  общественного продукта и национального  дохода, бюджет представляет собой  экономическую форму образования  и использования основного централизованного  фонда денежных средств государства.

Федеральный бюджет должен стать надежным инструментом реализации экономической и социальной политики Правительства РФ.

Важнейшая задача - обеспечить его прозрачность для всех членов общества. Необходимо добиться, чтобы федеральный бюджет стал средством стабилизации государственных  финансов. Он должен превратиться в  надежную опору и гаранта для  всех определенных законом получателей  средств.

Информация о работе Территориальные финансы