Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 09:08, курсовая работа
Для выполнения функций, возложенных на территориальные представительные и исполнительные органы, они наделяются определенными имущественными и финансово-бюджетными правами. Местное самоуправление представляет собой многостороннюю деятельность местного сообщества по решению стоящих перед ним задач на основе принципов самоорганизации, самофинансирования, самоответственности с целью улучшения качества жизни населения соответствующей территории.
Введение………………………………………………………………………………….3
Теоретическая часть. «Территориальные финансы»………………………………4
1.1. Сущность и роль территориальных финансов в экономическом и социальном развитии регионов………………………………………………………………4
1.2. Состав и законодательная основа территориальных финансов………………7
Региональные и местные бюджеты – главная финансовая база органов власти…………………………………………….…………………...................11
Проблемы финансовых взаимоотношений федеральных и региональных органов власти…………………………………………….……………………16
2. Практическая часть. «Сравнительный анализ Федерального и краевого бюджетов 2011года»…………………………………………………………………………….21
2.1. Сравнительный анализ доходной части бюджетов. Состав доходов бюджетов в соответствии с Бюджетным Кодексом……………………………………...21
2.2. Сравнительный анализ расходов бюджетов по разделам функциональной классификации…………………………………………………………………23
2.3. Финансовая помощь в составе федерального и регионального бюджетов. Целевое назначение и состав…………………………………………………25
2.4. Оценка сбалансированности бюджетов. Источники финансирования дефицита……………………………………………………………………….28
2.5. Анализ динамики доходов, расходов и дефицита ФБ в % к ВВП………….31
2.6. Оценка соответствия бюджетного планирования на федеральном и региональном уровне приоритетам бюджетной политики правительства РФ………………………………………………………………………………34
Заключение……………………………………………………………………………..37
Список литературы…………………………………
Субсидии
местным бюджетам формируются в
составе краевого бюджета за счет
собственных доходов и
Субвенции
местным бюджетам предусматриваются
в составе краевого бюджета в
целях: обеспечения государственных
гарантий прав граждан на получение
общедоступного и бесплатного дошкольного,
начального общего, основного общего,
среднего (полного) общего образования,
а также дополнительного
Совокупность субвенций местным бюджетам из краевого бюджета образует региональный фонд компенсаций.
Субвенции
местным бюджетам формируются в
краевом бюджете за счет: субвенций
краевому бюджету из федерального бюджета
на осуществление органами местного
самоуправления отдельных полномочий
федеральных органов
В случаях и порядке, предусмотренных законами края и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами органов государственной власти края, местным бюджетам могут быть предоставлены иные межбюджетные трансферты из краевого бюджета, в том числе в форме дотаций, в пределах 10 процентов общего объема межбюджетных трансфертов местным бюджетам из краевого бюджета (за исключением субвенций).
Информация представлена в таблице №4 «Показатели сбалансированности бюджетов».
Таблица №4 – Показатели сбалансированности бюджетов
Уровень бюджета |
Размер дефицита |
Источники финансирования дефицита | ||||
Млн.руб. |
в % к ВВП |
внешние |
% |
внутренние |
% | |
Федеральный бюджет |
1 814 004 |
3,6 |
45729,9 |
2,52 |
1768274,1 |
97,48 |
Краевой бюджет |
3 378, 57 |
- |
- |
- |
3378,57 |
100 |
Использование бюджетных отношений позволяет говорить о трех возможных состояниях сбалансированности бюджета:
По данным таблицы федеральный бюджет и краевой бюджет Хабаровского края имеют состояние бюджета – «дефицит». В федеральном бюджете он равен 1814004 млн. руб. (3,6% к ВВП при заданной «норме» дефицита – 3%), дефицит краевого бюджета – 3378,57 млн.руб.
Причинами дефицита, как правило, являются: экономический кризис, крупные государственные инвестиции в экономику, чрезвычайные ситуации.
Для борьбы
с дефицитом используются такие
способы, как: усиление налогообложения,
эмиссия денег, сокращение расходов,
займы. Для покрытия дефицита привлекают
источники с целью
Согласно статье №94 БК РФ источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются:
Удельный вес внешних источников для федерального бюджета составляет 2,52%, внутренних – 97,48%.
Согласно статье №95 БК РФ источниками финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации могут быть внутренние источники в следующих формах:
Источниками финансирования дефицита бюджета субъектов РФ могут быть только внутренние источники финансирования (100%) по причине низкой платежеспособности муниципальных органов власти.
Динамика выстраивается на основе ФЗ о ФБ на очередной финансовый год и плановый период (на 2010 г. и на 2011 г. и на плановый период 2012-2013 гг.) в графической форме в абсолютном выражении и в % к ВВП.
Динамика доходов ФБ РФ
Диаграмма №1 – Доходы в абсолютном выражении, млн.руб.
Диаграмма №2 – Доходы в % к ВВП
Анализируя
динамику доходов, можно заметить существенный
рост из года в год их объема в
абсолютном выражении. Однако в процентном
соотношении к ВВП эта
Динамика расходов ФБ РФ
Диаграмма №3 – Расходы в абсолютном выражении, млн.руб.
Диаграмма №4 – Расходы в % к ВВП
По данным диаграмм наблюдается рост расходов в абсолютном выражении, но сокращение в относительном выражении в % к ВВП. С 22,9% в 2010 году до 19,7% к 2013 году. Это объясняется возможным сокращением удельного веса расходов, предназначенных для вложения в человеческий капитал, модернизацию в экономике, на улучшение в социальной сфере. Однако к сокращению расходов стоит относиться предельно осторожно, поскольку государство является гарантом обязательств перед обществом.
Динамика дефицита ФБ РФ
Диаграмма №5 – Дефицит в абсолютном выражении, млн.руб.
Диаграмма №6 – Дефицит в % к ВВП
Относительно дефицита, анализируя
диаграммы, можно заметить о сокращении
его объема из года в год, как в
абсолютном выражении, так и % к ВВП.
В 2010 году удельный вес дефицита в %
к ВВП составлял 6,8%, в 2011 – 3,6%, к 2012
планируется снизить данный показатель
до 3,1%, к 2013 – до 2,9%. Сокращение дефицита
характеризуется уменьшением
Бюджетное планирование должно стать
важнейшим инструментом экономического
развития. Нужно не только зарезервировать
средства на поддержку инновационных
проектов и перспективных научных
разработок, но и в целом создать
стимулы для использования
Прогнозы
на 2011 год в целом не плохие, но
от продуманности решений зависит
эффективность посткризисной
Это во многом
стало результатом
Важнейшая задача, которая всегда должна учитываться в бюджетном планировании, - это необходимость сохранения социальной стабильности в обществе.
В бюджетном послании отмечено, что средства на модернизацию экономики также должны выделяться в приоритетном порядке. Так как эти средства в конечном итоге направлены на то, чтобы повысить качество жизни людей, создать новые экономические условия для укрепления существующих социальных гарантий и для получения новых источников дохода за счёт диверсификации экономики.
Общая картина ясна: расходы бюджета-2011 незначительно отличаются от расходов-2010. При этом в структуре бюджета-2011 значительно выросли показатели социальной политики и национальную экономику, а также умеренно выросли расходы на национальную оборону и образование. При практически неизменном общем объеме расходов бюджета-2011 в сравнении с бюджетом-2010 для финансирования вышеприведенных увеличившихся расходов были значительно сокращены расходы на общегосударственные вопросы, трансферты другим бюджетам, а также умеренно были сокращены другие статьи расходов: на ЖКХ, здравоохранение, культуру и т. д. Надо не забывать о том, что это данные прогнозируемые, и если произойдут изменения в экономике (высокий уровень инфляции, падение курса доллара и др.), то они повлияют на результативность.
Относительно краевого бюджета. Правительство Хабаровского края должно осуществить оптимизацию расходов, принять все меры по мобилизации доходов и сокращению дефицита. Необходимо более ответственно подходить к принятию новых обязательств, в том числе решений по регулированию оплаты труда в бюджетной сфере, которые должны приниматься соответствующими органами власти на региональном и местном уровнях самостоятельно с учетом имеющихся бюджетных ограничений. Благосостояние жителей края в конечном счете зависит от того, насколько правильно выбраны приоритетные направления бюджетных ассигнований. Прежде всего бюджетные ассигнования следует направить на профессиональную подготовку и переподготовку безработных и лиц, находящихся под риском увольнения, а также на поддержку граждан, которые хотят и готовы начать собственное дело, задействовав при этом механизмы софинансирования региональных программ содействия занятости населения. Эти действия необходимо скоординировать с мерами, направленными на поддержку малого и среднего предпринимательства. Граждане, имеющие возможности работать, должны быть сориентированы на экономически активную позицию, а не только на гарантированное государством получение пособия по безработице.
Можно сделать
вывод, что бюджет Российской Федерации
является важнейшим звеном финансовой
системы страны. Отражая содержание
процессов производства и распределения
общественного продукта и национального
дохода, бюджет представляет собой
экономическую форму
Федеральный бюджет должен стать надежным инструментом реализации экономической и социальной политики Правительства РФ.
Важнейшая задача - обеспечить его прозрачность для всех членов общества. Необходимо добиться, чтобы федеральный бюджет стал средством стабилизации государственных финансов. Он должен превратиться в надежную опору и гаранта для всех определенных законом получателей средств.