Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 19:04, шпаргалка
Вопросы с ответами
1. Модели бюджетного регулирования.
Бюджетное
регулирование — это процесс распределения
доходов и перераспределения средств
между бюджетами разных уровней в целях
выравнивания их доходной базы. Входя
в число важнейших хозяйственных функций
государства, бюджетное регулирование
носит многоцелевой характер, в частности:
(а) поддержание стабильности экономики;
(б) обеспечение ее сбалансированности;
(в) предотвращение.Основой бюджетного
регулирования является закрепление источников
доходов за бюджетами разного уровня.
В составе бюджетов могут создаваться
целевые и резервные бюджетные фонды,
средства которых в целях осуществления
социальных, экономических и других программ,
ликвидации последствий стихийных бедствий,
покрытия дефицита могут передаваться
безвозмездно в виде субвенций, субсидий
и дотаций в бюджеты нижних уровней. С
помощью этих рычагов государство может
оказывать регулирующее воздействие и
на товаропроизводителей. Бюджетное регулирование
достаточно развито не только в централизованно
планируемой экономике, но и в рыночной
экономике. Существует четыре группы методов
Б.р.: 1) установление и распределение регулирующих
источников доходов бюджета; 2) перераспределение
самих бюджетных источников; 3) безвозмездная
помощь, оказываемая нижестоящим бюджетам
за счет средств вышестоящих; 4) ссуды,
выделяемые одним бюджетам из средств
других. Закрепленные
доходы - это доходы, которые в соответствии
с законодательством полностью или в твердо
фиксированной доле (в процентах) на постоянной
или долговременной основе (не менее пяти
лет) поступают в соответствующий бюджет.
Перечень налогов и приравненных к ним
платежей, закрепленных за бюджетами разных
уровней, предусмотрен в главах 7,8 и 9 БК
РФ.Регулирующие доходы бюджетов. Это
доходы, которые передаются в бюджет в
целях сбалансированности его доходов
и расходов, в виде процентных отчислений
от налогов и других платежей по нормативам,
определяемым при утверждении бюджета
на предстоящий финансовый год (ст. ст.
48,63 БК РФ).Если названные методы оказались
недостаточными для достижения сбалансированности
конкретного бюджета, применяются методы
оказания прямой финансовой поддержки
( ст. 44 БК РФ) из вышестоящего бюджета нижестоящему
в форме дотации, субвенции или субсидии.Дотация
- бюджетные средства, предоставляемые
бюджету другого уровня бюджетной системы
РФ на безвозмездной и безвозвратной основах
для покрытия текущих расходов (ст. 5 БК
РФ).Субвенция - бюджетные средства, предоставляемые
бюджету другого уровня бюджетной системы
РФ или юридическому лицу на безвозмездной
и безвозвратной основах на осуществление
определенных целевых расходов (ст. 5 БК
РФ).В отличие от дотации субвенция предоставляется
на финансирование конкретного мероприятия
в течение определенного срока и в случае
неиспользования ее в срок или использования
не по назначению, подлежит возврату предоставившему
ее органу. При нарушении условий предоставления
и использования субвенций их выделение
прекращается.Субсидия - бюджетные средства,
предоставляемые бюджету другого уровня
бюджетной системы РФ, физическому или
юридическому лицу на условиях долевого
финансирования целевых расходов (ст.
5 БК РФ).
2. Формирование доходов территориальных бюджетов за счет собственных источников.
Доходы территориальных бюджетов формируются за счет собственных и регулирующих источников доходов.
Собственные,
или закрепленные
доходы - это средства,
принадлежащие субъекту
бюджетного права, т.е.
полностью или в твердо
фиксированной доле
на постоянной основе
поступают в соответствующий
бюджет, минуя вышестоящие
бюджеты.Основа
собственных доходов - местные налоги
и сборы, отчисления от федеральных и региональных
налогов, переданные в территориальные
бюджеты в твердой доле на постоянной
основе. К собственным доходам
местных бюджетов относятся местные налоги
и сборы, другие собственные доходы местных
бюджетов, доли федеральных налогов и
доли налогов субъектов Российской Федерации,
закрепленные за местными бюджетами на
постоянной основе. Эти налоги и сборы
перечисляются налогоплательщиками в
местные бюджеты/
3. Становление и развитие территориальных финансов в России.
В
XV были введены местные налоги,
предназначенные для
Следующим шагом в развитии территориальных
органов власти является учреждение в
1864 г. органов местного самоуправления
– земств. Во второй половине XIX в. наблюдалось
ускоренное формирование городского хозяйства
и городских бюджетов. Однако средств
этих бюджетов было явно недостаточно
для повышения уровня жизни населения.
В 1918 г. была создана система государственного
и местных бюджетов, но из-за нехватки
средств она начала действовать лишь с
1921 г. Некоторые государственные расходы
были переданы местным бюджетам, чтобы
обеспечить контроль за использованием
средств. При этом был введен принципиально
новый метод формирования доходов территориальных
бюджетов, а именно передача им части государственных
налогов и сборов. В связи с восстановлением
народного хозяйства увеличились доходы
местных бюджетов, следовательно, расширился
круг мероприятий, финансируемых из них.
Из местных бюджетов финансировалось
коммунальное хозяйство, содержание местных
советских учреждений и частично расходы
по народному хозяйству и социально-культурным
мероприятиям. После Великой Отечественной
войны необходимо было восстанавливать
народное хозяйство страны. Это было задачей
территориальных бюджетов, а средства
для ее выполнения предоставлял государственный
бюджет.
В начале 60-х гг. были приняты законы о
бюджетных правах территориальных органов
власти, в соответствии с которыми они
могли самостоятельно определять направления
расходования средств территориальных
бюджетов. С начала 80-х гг. начала усиливаться
роль местных органов власти в управлении,
следовательно возросло и значение территориальных
бюджетов, они были наделены дополнительными
правами и полномочиями.
4. Особенности формирования муниципальных бюджетов в современных условиях.
Экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований. В соответствии со статьей 14 Бюджетного кодекса Российской Федерации и частью 1 статьи 52 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет.
Бюджет муниципального образования (местный бюджет) - форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования.
Наличие
у каждого из них бюджета укрепляет
их экономическую
В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из бюджетов других уровней для осуществления отдельных государственных полномочий.Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов), образуют консолидированный бюджет муниципального района.
В качестве составной части бюджетов городских и сельских поселений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, не являющихся МО. Порядок разработки, утверждения и исполнения указанных смет определяется органами местного самоуправления соответствующих поселений самостоятельно.
Таким
образом, в систему местных бюджетов
входят бюджеты поселений, муниципальных
районов, городских округов (либо внутригородских
территорий города федерального значения).
5. Территориальные финансы зарубежных стран.
5. Местные финансы, или финансы местных органов управления, являются важным звеном финансовой системы развитых зарубежных государств. На долю местных финансов приходится значительная часть финансовых ресурсов этих стран: в США, ФРГ и Японии — 50—60%; в Великобритании и Франции — более 30%.
Главное звено местных финансов — местный бюджет, который включает основные доходы и расходы местных органов власти. В США к ним относятся бюджеты штатов, графств, муниципалитетов, тауншипов; во Франции — регионов, департаментов, округов, коммун; в Германии — земель, уездов, городов, общин; в Великобритании — графств, округов; в Италии — областей, провинций, коммун; в Японии — префектур и муниципалитетов.
Доходы местных бюджетов формируются за счет местных налогов и сборов, неналоговых доходов, поступлений из вышестоящих бюджетов и займов. Международный опыт свидетельствует о том, что в более экономически развитых странах доля доходов региональных бюджетов в общем объеме ресурсов государства выше. Так, если в Португалии она составляет — 3% в ВНП, то в Норвегии — 15%, в Швеции — 31%.
Налоги являются главным источником доходов местных бюджетов. В соответствии с налоговым законодательством каждой страны они закреплены за отдельными видами региональных бюджетов. Ставки по этим налогам устанавливаются, как правило, местными органами власти. Число таких налогов в разных странах колеблется от 20 до 100, а их удельный вес в общих доходах местных бюджетов — от 30 до 70%.
Соотношение
объемов расходов, проходящих через
различные виды бюджетов, в разных
странах неодинаково. Так, в Финляндии,
Германии, Норвегии, Франции за счет территориальных
бюджетов расходуется больше средств,
чем за счет центрального. Различия в размерах
средств, проходящих через разные виды
бюджетов, объясняются определенными
уровнями финансовой ответственности
центральных и региональных органов власти
за осуществление главным образом социальных
программ, финансирование которых является
наиболее крупной частью бюджетных расходов.
6. Состав и функции муниципальных финансов.
муниципальные финансы – это совокупность экономических отношений, имеющих денежный характер, возникающих в распределительном процессе по поводу формирования, распределения и использования органами местного самоуправления денежных средств для удовлетворения социальных потребностей граждан, финансирования национальной обороны и правоохранительной деятельности, содержания аппарата управления, регулирования экономики и выполнения других задач и функций государства и муниципальных образований.Муниципальные финансы как экономическая категория проявляются в выполняемых ими функциях: распределительной, перераспределительной и контрольной. Распределительная функция муниципальных финансов заключается в том, что через распределение и перераспределение вновь созданной стоимости обеспечиваются общегосударственные потребности, формируются источники финансирования общественного сектора экономики.
Государственные
и муниципальные финансы
Основными объектами реализации распределительной функции финансов являются обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, а также источники финансирования бюджетного дефицита. Особую роль играет процесс перераспределения доходов между различными уровнями бюджетов.
Контрольная функция реализуется по следующим основным направлениям:
- контроль за правильным и своевременным перечислением средств в централизованные фонды;
- контроль
над соблюдением заданных
- контроль
за целенаправленным и эффективным
использованием финансовых ресурсов.
7. Расходы территориальных бюджетов.
В
региональных бюджетах высока
доля расходов на оказание
финансовой помощи