Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 19:04, шпаргалка
Вопросы с ответами
Главным
направлением использования средств
местных бюджетов являются расходы,
связанные с жизнеобеспечением
человека. Это расходы на социально-культурные
мероприятия, составляющие более половины
всех расходов, и на жилищно-коммунальное
хозяйство — 20% всех расходов.
8. Планирование финансового обеспечения территориальных целевых программ.
Программы,
разрабатываемые на любом уровне
управленческой иерархии, должны содержать:
а) перечень основных, решаемых ею задач;
б) совокупность и последовательность
мероприятий, с помощью которых она реализуется;
в) расчет прямых и косвенных (сопряженных)
затрат всех основных видов используемых
при осуществлении этих мероприятий ресурсов;
г) распределение заданий по срокам и исполнителям.Оценка
ресурсов необходимых для выполнения
проектов, подпрограмм и программы в целом,
возможных источников финансирования
и условий их поступления (собственные
средства, кредиты, выпуск акций, бюджетная
поддержка и т.п.).Определяются затраты
материальных, трудовых, финансовых ресурсов,
необходимых для реализации программы.
Формируются перечни материальных ресурсов
с указанием поставщиков и получателей.
На этом этапе производится расчет эффективности
реализации программы.Подготовка
проекта концепции целевой программы,
а также проекта целевой программы, разработка
которого осуществляется по решению Правительства
Российской Федерации, финансируется
в установленном порядке государственным
заказчиком за счет средств федерального
бюджета Утвержденные целевые программы
реализуются за счет средств федерального
бюджета, а также привлекаемых для выполнения
этих целевых программ средств внебюджетных
источников, средств бюджетов
субъектов Российской Федерации и местных
бюджетов. К средствам внебюджетных источников,
привлекаемым для реализации целевых
программ, относятся средства частных
и иностранных инвесторов Государственные
заказчики целевых программ с учетом
хода реализации этих целевых программ
в текущем году уточняют объем средств,
необходимых для финансирования целевых
программ в очередном финансовом году,
и представляют в устанавливаемые Правительством
Российской Федерации сроки предложения
по размерам и направлениям расходов по
целевым программам (подпрограммам), предлагаемым
к финансированию за счет средств федерального
бюджета на очередной финансовый
год и на плановый период, в Министерство
экономического развития Российской Федерации,
Военно-промышленную комиссию при Правительстве
Российской Федерации (в части целевых
программ, содержащих мероприятия по обеспечению
обороны страны, правоохранительной деятельности
и безопасности государства) и субъектам
бюджетного планирования в установленном
порядке. При подготовке перечня федеральных
целевых программ, предлагаемых к финансированию
за счет средств федерального бюджета
на очередной финансовый год и на плановый
период, Министерство экономического
развития Российской Федерации совместно
с Министерством финансов Российской
Федерации, а также с участием Военно-промышленной
комиссии при Правительстве Российской
Федерации (в части целевых программ, содержащих
мероприятия по обеспечению обороны страны,
правоохранительной деятельности и
безопасности государства) на основе уточненных
параметров целевых программ (подпрограмм),
представленных государственными заказчиками
целевых программ, с учетом хода выполнения
мероприятий реализуемых целевых программ,
мер по привлечению средств внебюджетных
источников, средств бюджетов субъектов
Российской Федерации, предельных объемов
средств, планируемых к использованию
на реализацию целевых программ (подпрограмм),
определяют объемы капитальных вложений,
расходы на научно-исследовательские
и опытно-конструкторские работы и прочие
нужды, финансовое обеспечение которых
осуществляется за счет средств федерального
бюджета. При сокращении объемов бюджетного
финансирования мероприятий целевой программы
по сравнению с предусмотренными утвержденной
целевой программой государственный заказчик
целевой программы разрабатывает дополнительные
меры по привлечению средств внебюджетных
источников и средств бюджетов субъектов
Российской Федерации для реализации мероприятий целевой программы
в установленные сроки
9. Финансирование социальной сферы.
Финансирование социальных услуг осуществляется в основном государственными и муниципальными органами власти. Расходы на социальную сферу представляют важнейшую составную часть расходов бюджетов всех уровней. Социальные расходы покрываются как за счёт общих, так и за счет целевых, специальных налоговых поступлений в государственный бюджет.
В последние годы произошло существенное уменьшение расходов на фоне сокращения налоговых поступлений в связи с экономическим спадом производства. Осуществлен процесс приватизации предприятий, оказывающих некоторые виды услуг, ранее относящихся к государственному сектору, например, услуги предприятий бытового обслуживания, некоторые услуги учреждений культуры, спорта и т.д., а ряд других услуг, например, жилищно-коммунальные, находится в стадии реформирования.
В сложившихся
социально-экономических
Бюджетное
финансирование социальных
10. Прогнозирование территориальных бюджетов.
Прогнозирование
территориальных бюджетов связано с распространением
в 70-е годы практики разработки перспективных
комплексных планов экономического и
социального развития территорий, в которых
необходимо было производить прогнозные
расчеты бюджетных показателей как основы
планирования финансового обеспечения
мероприятий, предусмотренных этими планами.
Методология прогнозирования территориальных
бюджетов впервые в нашей стране была
разработана и апробирована в 1976 г. Г.Б.
Поляком в ходе подготовки и реализации
комплексных планов экономического и
социального развития административно-
Прогнозирование
развития территориальных бюджетов
основывается на других показателях. Так
как рост населения и изменения его структуры
оказывают непосредственное влияние на
развитие всех отраслей местного хозяйства,
а следовательно, на развитие территориальных
бюджетов, большое внимание в прогнозировании
уделяется анализу перспектив демографических
изменений.Демографическое прогнозирование
позволяет определять направления использования
средств, т. е. выявлять приоритеты в финансировании
отраслей местного хозяйства. Долгосрочный финансовый
план носит характер прогноза, в котором
предусматриваются возможные источники
и объемы поступлений финансовых ресурсов,
а также долгосрочные целевые программы,
по которым осуществляются расходы. Такие
финансовые планы имеют название сменных
пятилетних планов.
11.Правовая
основа территор-ых
бюджетов. Правовой основой функционирования
террит-ых финансов яв-ся законодат-ые
акты, изданные в России с 1991г. Органы госуд-ной
власти субъектов РФ наделены бюджетными
правами в соответствии с Констит.РФ и
Бюджет.кодексом РФ. Субъекты РФ вправе
издавать свои законодат-ые акты, регламентир-щие
бюд-ые правоотношения на подведомственной
тер-рии. В области регулирования бюджетных
правоотношений в ведению субъектов РФ
относятся: установление порядка составления
и рассмотрения проектов бюджетов субъекта
РФ, утверждения и исполнения региональных
бюджетов, осуществления контроля за их
исполнением и утверждения отчетов об
исполнении бюджета субъектов РФ; разграничение
полномочий по осуществлению расх. между
бюджетом субъекта РФ, порядка и условий
предоставления помощи бюджетам субъектов
РФ; предоставление финн-вой помощи и бюджетных
ссуд из бюджета субъекта Рф местным бюджетам
и т.д. Представительные органы субъектов
РЫ вправе вводить регион.-е налоги и сборы,
устанав.-ть размеры ставок по ним и вводить
налоговые льготы в пределах прав, предостав-ых
налог-ым законод-вом РФ. Органы испол-ной
власти субъектов РФ могут предоставлять
кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате
налогов и иных обязат-х платежей в пределах
лимитов предоставления. Вместе с тем
органы испол-ной власти субъектов РФ
вправе предоставлять отсрочки или
рассрочки по уплате налогов и иных обязат-х
платежей в бюджеты субъектов в части
суммы федер-го налога или сбора, поступающий
в бюджет субъекта РФ, только при отсутствии
задолженности по бюджетным судам бюджета
субъекта РФ перед фед-ым бюджетом и соблюдении
предельного размера дефицита бюджета
субъекта РФ и размеры государственного
долга,установл-ых бюджетным кодексом
РФ. Финансовые
отношения, составляющие содержание финансовой
деятельности государства и муниципальных
образований, всегда имеют правовую форму
. Не только формирование фондов денежных
средств, но и их распределение осуществляется
исключительно на основании норм права
(правовых норм). Поэтому изучение правового
регулирования муниципальных финансов
– основа грамотной финансовой деятельности
органов местного самоуправления. Правовой
формой бюджета
является закон для государственных бюджетов
и государственных внебюджетных фондов
и муниципальный правовой акт представительного
органа муниципального образования для
местного бюджета. Таким образом, местные
бюджеты разрабатываются и утверждаются
в форме решений представительных органов
муниципальных образований. Законодательную
основу местных финансов составляют Конституция
РФ, ратифицированная
РФ Европейская
Хартия местного самоуправления, Федеральный
закон «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской
Федерации» № 131-ФЗ, Бюджетный
кодекс РФ, Налоговый
кодекс РФ,
другие федеральные законы по предметам
ведения РФ и предметам совместного ведения
РФ и субъектов РФ, содержащие нормы финансового
и муниципального права. Данные законы
определяют систему правоотношений, возникающих
между органами государственной власти
и органами местного самоуправления в
процессе развития местных финансов, бюджетного
регулирования, предоставления компенсаций,
финансовой помощи, финансирования целевых
программ, разграничения объектов собственности
и т.п.; систему правоотношений, возникающих
между органами местного самоуправления
и хозяйствующими субъектами на территории
муниципального образования;
12.
Органы управления
территориальными
финансами. В составе администраций
субъектов Российской Федерации создаются
специализированные финансовые органы:
министерства финансов (в республиках,
а также некоторых краях и областях), департаменты
финансов, комитеты по финансам и бюджету,
финансовые управления и т.п. Их функции
сходны с функциями Министерства финансов
Российской Федерации, но в пределах компетенции
исполнительных органов субъектов Российской
Федерации. К основным функциям относятся:
разработка региональной финансовой политики,
непосредственная разработка проектов
региональных бюджетов, организация их
исполнения, разработка программ государственной
финансовой поддержки отдельных отраслей
и организаций региона, осуществление
государственных заимствований субъектов
Российской Федерации. Следует иметь в
виду, что для осуществления последней
функции в составе исполнительных органов
власти субъектов Российской Федерации
может быть создан специальный орган.
Региональные финансовые органы также
могут иметь свои подразделения на местах
— как правило, финансово-казначейские
управления (или филиалы). Финансовые органы
субъектов Российской Федерации в отличие
от финорганов, функционирующих в условиях
административно-командной системы управления,
непосредственно не подчиняются Министерству
финансов России; тем не менее они представляют
отчет об исполнении своих бюджетов в
Минфин России, в координации с последним
проводится кадровая работа и работа по
информатизации управления финансами.
В составе многих региональных финансовых
органов созданы собственные территориальные
казначейства для осуществления учетно-контрольных
функций по исполнению региональных бюджетов
в соответствии с действующим бюджетным
законодательством. Вместе с тем в ст.
78 Конституции РФ предусмотрена возможность
передачи части своих полномочий федеральными
органами исполнительной власти органам
субъектов Российской Федерации и наоборот.
Именно на этом основана возможность привлечения
органов федерального казначейства (ст.
168 БК РФ) к исполнению региональных бюджетов,
средства которых находятся в собственности
субъектов Российской Федерации и не подпадают
в перечень федеральных полномочий. Таким
образом, в соответствии с действующим
Бюджетным кодексом РФ субъекты Российской
Федерации, не получающие финансовой помощи
из федерального бюджета, имеют право
на создание собственного казначейства,
но могут заключать договоры с органами
федерального казначейства, в то время
как дотационные регионы должны исполнять
бюджеты через органы федерального казначейства.
13.Сущность
и назначение территориальных
бюджетов. Территориальные финансы
обеспечивают финансирование широкого
круга мероприятий, связанных с социально-культурным
и коммунально-бытовым обслуживанием
населения. Таким образом, территориальные
финансы — это система экономических
отношений, посредством которой распределяется
и перераспределяется национальный доход
на экономическое и социальное развитие
территорий. С помощью территориальных
финансов государство осуществляет выравнивание
уровней экономического и социального
развития территорий, которые в результате
исторических, географических, военных
и других условий отстали в своем экономическом
и социальном развитии от других районов
страны. Основным источником ее финансирования
стали бюджетные ассигнования и средства
субъектов хозяйствования (предприятия,
организации). Главная составная часть
территориальных финансов - региональные
бюджеты. В современных условиях все в
большей степени территориальные органы
власти призваны обеспечить комплексное
развитие регионов, пропорциональное
развитие производственной и непроизводственной
сфер на подведомственных территориях.
Другая важная часть территориальных
финансов — средства субъектов хозяйствования:
1.финансовые ресурсы предприятий, находящихся
в муниципальной собственности (как правило,
его коммунальные предприятия); 2. финансовые
ресурсы предприятий, фирм, организаций,
используемые ими на финансирование социально-культурных
и жилищно-коммунальных объектов. Еще
одной важной частью территориальных
финансов являются территориальные внебюджетные
фонды. Источниками их формирования служат
добровольные взносы предприятий и населения,
специальные сборы и др. Внебюджетные
фонды чаще всего имеют целевое назначение.
14.
Финансовый контроль
и анализ террит-ных
бюджетов. Основная цель бюджетного
анализа – исследование ряда показателей
по ключевым параметрам, отражающим реальную
картину составления, рассмотрения, утверждения
и исполнения бюджета; налогообложения
и собираемости налогов; изменение состояния
экономики и финансов в зависимости от
бюджетно-налоговой политики; соблюдение
принципов бюджетного устройства и налогообложения.
Под финансовым контролем понимается
система мероприятий по проверки закономерности,
целесообразности и эффективности действий
по формированию, распределению и использованию
финансовых ресурсов находящихся в распоряжении
государства. Объектом финан-го контроля-бюджетная
система и бюджетный процесс. Финан-ый
контроль-проверка финанс-ых и связанных
с ними вопросов деятел-ти предприятия
и органов управления с помощью стоимостных
показателей. Бюджетный анализ проводится
с целью обоснования параметров показателей
при составлении бюджета, оценка конечного
результата исполнения, определения причин
отклонений от утвержд-ых бюджетных показателей,
выявления резервов при исполнении, обеспечения
своевременного и полного финансирования
расходов, а также определения уровня
устойчивости террит-го бюджета. Анализ
бюджета должен вестись отдельно по дох.и
расх. Для анализа могут использ-ся гориз-ный
нализ в ходе которого сравниваются текущие
показатели бюджета с показателями за
прошлый период, а также планове с фактич-ми.
Вертик-ый анализ в результате которого
опред-ся структура бюджета доля отдельных
бюджетных показателей в итоговом показ-ле
и их влияние на общие результаты. Трендовый
анализ провод-ся с целью выявления тенденций.
В ходе аналитич-кой работы могут испол-ся
абсол-ые показ-ли дох.и расх. Части бюджета.
Относит-е показ-ли это бюджетные коэфф.-ты,выявляются
тенденции развития бюджетных показ-ей
и кол-ные и качест-ые стороны влияния
отдел-ых факторов на процесс исполнения
бюджета.Критериями текущей устойчивости
бюджета являются: (1) обеспечение полностью
и в срок текущих платежей в региональный
бюджет; (2) своевременное покрытие текущих
обязательств и недопущение накопления
задолженности перед бюджетной сферой;
(3) обеспечение нормальной ликвидности
бюджета.