Территориальные финансы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 19:04, шпаргалка

Описание

Вопросы с ответами

Работа состоит из  1 файл

тер.финансы 2003 олька.doc

— 185.50 Кб (Скачать документ)

Главным направлением использования средств  местных бюджетов являются расходы, связанные с жизнеобеспечением  человека. Это расходы на социально-культурные мероприятия, составляющие более половины всех расходов, и на жилищно-коммунальное хозяйство — 20% всех расходов. 
 
 
 
 

8. Планирование финансового  обеспечения территориальных  целевых программ.

Программы, разрабатываемые на любом уровне управленческой иерархии, должны содержать: а) перечень основных, решаемых ею задач; б) совокупность и последовательность мероприятий, с помощью которых она реализуется; в) расчет прямых и косвенных (сопряженных) затрат всех основных видов используемых при осуществлении этих мероприятий ресурсов; г) распределение заданий по срокам и исполнителям.Оценка ресурсов необходимых для выполнения проектов, подпрограмм и программы в целом, возможных источников финансирования и условий их поступления (собственные средства, кредиты, выпуск акций, бюджетная поддержка и т.п.).Определяются затраты материальных, трудовых, финансовых ресурсов, необходимых для реализации программы. Формируются перечни материальных ресурсов с указанием поставщиков и получателей. На этом этапе производится расчет эффективности реализации программы.Подготовка проекта концепции целевой программы, а также проекта целевой программы, разработка которого осуществляется по решению Правительства Российской Федерации, финансируется в установленном порядке государственным заказчиком за счет средств федерального бюджета  Утвержденные целевые программы реализуются за счет средств федерального бюджета, а также привлекаемых для выполнения этих целевых программ средств внебюджетных источников, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. К средствам внебюджетных источников, привлекаемым для реализации целевых программ, относятся средства частных и иностранных инвесторов Государственные заказчики целевых программ с учетом хода реализации этих целевых программ в текущем году уточняют объем средств, необходимых для финансирования целевых программ в очередном финансовом году, и представляют в устанавливаемые Правительством Российской Федерации сроки предложения по размерам и направлениям расходов по целевым программам (подпрограммам), предлагаемым к финансированию за счет средств федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период, в Министерство экономического развития Российской Федерации, Военно-промышленную комиссию при Правительстве Российской Федерации (в части целевых программ, содержащих мероприятия по обеспечению обороны страны, правоохранительной деятельности и безопасности государства) и субъектам бюджетного планирования в установленном порядке. При подготовке перечня федеральных целевых программ, предлагаемых к финансированию за счет средств федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период, Министерство экономического развития Российской Федерации совместно с Министерством финансов Российской Федерации, а также с участием Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации (в части целевых программ, содержащих мероприятия по обеспечению обороны страны, правоохранительной деятельности и безопасности государства) на основе уточненных параметров целевых программ (подпрограмм), представленных государственными заказчиками целевых программ, с учетом хода выполнения мероприятий реализуемых целевых программ, мер по привлечению средств внебюджетных источников, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, предельных объемов средств, планируемых к использованию на реализацию целевых программ (подпрограмм), определяют объемы капитальных вложений, расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и прочие нужды, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств федерального бюджета. При сокращении объемов бюджетного финансирования мероприятий целевой программы по сравнению с предусмотренными утвержденной целевой программой государственный заказчик целевой программы разрабатывает дополнительные меры по привлечению средств внебюджетных источников и средств бюджетов субъектов Российской Федерации для реализации мероприятий целевой программы в установленные сроки 

9. Финансирование социальной  сферы. 

Финансирование  социальных услуг осуществляется в  основном государственными и муниципальными органами власти. Расходы на социальную сферу представляют важнейшую составную часть расходов бюджетов всех уровней. Социальные расходы покрываются как за счёт общих, так и за счет целевых, специальных налоговых поступлений в государственный бюджет.

В последние  годы произошло существенное уменьшение расходов на фоне сокращения налоговых поступлений в связи с экономическим спадом производства. Осуществлен процесс приватизации предприятий, оказывающих некоторые виды услуг, ранее относящихся к государственному сектору, например, услуги предприятий бытового обслуживания, некоторые услуги учреждений культуры, спорта и т.д., а ряд других услуг, например, жилищно-коммунальные, находится в стадии реформирования.

В сложившихся  социально-экономических условиях доминирующим направлением финансирования социальной сферы является прямое бюджетное финансирование, базирующееся на подушевых нормативах. Оно предоставляет широкую финансово-экономическую самостоятельность учреждениям и организациям бюджетной сферы.

 Бюджетное  финансирование социальных отраслей  не замещается, а дополняется внебюджетным финансированием. Кроме того, прямое бюджетное финансирование сочетается с косвенным через механизм предоставления налоговых льгот как государственным организациям, так и субъектам выделения внебюджетных средств. Финансирование в некоторых отраслях социальной сферы (здравоохранение, пенсионное обеспечение и т.д.) в последние годы стало строиться на страховых началах, что обеспечивает взаимосвязь размера выплат и общего трудового вклада. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

10. Прогнозирование территориальных бюджетов.

 Прогнозирование территориальных бюджетов связано с распространением в 70-е годы практики разработки перспективных комплексных планов экономического и социального развития территорий, в которых необходимо было производить прогнозные расчеты бюджетных показателей как основы планирования финансового обеспечения мероприятий, предусмотренных этими планами. Методология прогнозирования территориальных бюджетов впервые в нашей стране была разработана и апробирована в 1976 г. Г.Б. Поляком в ходе подготовки и реализации комплексных планов экономического и социального развития административно-территориальных единиц.

Прогнозирование развития территориальных бюджетов основывается на других показателях. Так как рост населения и изменения его структуры оказывают непосредственное влияние на развитие всех отраслей местного хозяйства, а следовательно, на развитие территориальных бюджетов, большое внимание в прогнозировании уделяется анализу перспектив демографических изменений.Демографическое прогнозирование позволяет определять направления использования средств, т. е. выявлять приоритеты в финансировании отраслей местного хозяйства. Долгосрочный финансовый план носит характер прогноза, в котором предусматриваются возможные источники и объемы поступлений финансовых ресурсов, а также долгосрочные целевые программы, по которым осуществляются расходы. Такие финансовые планы имеют название сменных пятилетних планов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

11.Правовая  основа территор-ых  бюджетов. Правовой основой функционирования террит-ых финансов яв-ся законодат-ые акты, изданные в России с 1991г. Органы госуд-ной власти субъектов РФ наделены бюджетными правами в соответствии с Констит.РФ и Бюджет.кодексом РФ. Субъекты РФ вправе издавать свои законодат-ые акты, регламентир-щие бюд-ые правоотношения на подведомственной тер-рии. В области регулирования бюджетных правоотношений в ведению субъектов РФ относятся: установление порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов субъекта РФ, утверждения и исполнения региональных бюджетов, осуществления контроля за их исполнением и утверждения отчетов об исполнении бюджета субъектов РФ; разграничение полномочий по осуществлению расх. между бюджетом субъекта РФ,  порядка и условий предоставления помощи бюджетам субъектов РФ; предоставление финн-вой помощи и бюджетных ссуд из бюджета субъекта Рф местным бюджетам и т.д. Представительные органы субъектов РЫ вправе вводить регион.-е налоги и сборы, устанав.-ть размеры ставок по ним и вводить налоговые льготы в пределах прав, предостав-ых налог-ым законод-вом РФ. Органы испол-ной власти субъектов РФ могут предоставлять кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязат-х платежей в пределах лимитов предоставления. Вместе с тем органы испол-ной власти субъектов РФ вправе  предоставлять отсрочки или рассрочки по уплате налогов и иных обязат-х платежей в бюджеты субъектов в части суммы федер-го налога или сбора, поступающий в бюджет субъекта РФ, только при отсутствии задолженности по бюджетным судам бюджета субъекта РФ перед фед-ым бюджетом и соблюдении предельного размера дефицита бюджета субъекта РФ и размеры государственного долга,установл-ых бюджетным кодексом РФ. Финансовые отношения, составляющие содержание финансовой деятельности государства и муниципальных образований, всегда имеют правовую форму . Не только формирование фондов денежных средств, но и их распределение осуществляется исключительно на основании норм права (правовых норм). Поэтому изучение правового регулирования муниципальных финансов – основа грамотной финансовой деятельности органов местного самоуправления. Правовой формой бюджета является закон для государственных бюджетов и государственных внебюджетных фондов и муниципальный правовой акт представительного органа муниципального образования для местного бюджета. Таким образом, местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме решений представительных органов муниципальных образований. Законодательную основу местных финансов составляют Конституция РФ, ратифицированная РФ Европейская Хартия местного самоуправления, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ, Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, другие федеральные законы по предметам ведения РФ и предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, содержащие нормы финансового и муниципального права. Данные законы определяют систему правоотношений, возникающих между органами государственной власти и органами местного самоуправления в процессе развития местных финансов, бюджетного регулирования, предоставления компенсаций, финансовой помощи, финансирования целевых программ, разграничения объектов собственности и т.п.; систему правоотношений, возникающих между органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами на территории муниципального образования; 
 
 
 
 
 
 

12. Органы управления  территориальными  финансами. В составе администраций субъектов Российской Федерации создаются специализированные финансовые органы: министерства финансов (в республиках, а также некоторых краях и областях), департаменты финансов, комитеты по финансам и бюджету, финансовые управления и т.п. Их функции сходны с функциями Министерства финансов Российской Федерации, но в пределах компетенции исполнительных органов субъектов Российской Федерации. К основным функциям относятся: разработка региональной финансовой политики, непосредственная разработка проектов региональных бюджетов, организация их исполнения, разработка программ государственной финансовой поддержки отдельных отраслей и организаций региона, осуществление государственных заимствований субъектов Российской Федерации. Следует иметь в виду, что для осуществления последней функции в составе исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации может быть создан специальный орган. Региональные финансовые органы также могут иметь свои подразделения на местах — как правило, финансово-казначейские управления (или филиалы). Финансовые органы субъектов Российской Федерации в отличие от финорганов, функционирующих в условиях административно-командной системы управления, непосредственно не подчиняются Министерству финансов России; тем не менее они представляют отчет об исполнении своих бюджетов в Минфин России, в координации с последним проводится кадровая работа и работа по информатизации управления финансами. В составе многих региональных финансовых органов созданы собственные территориальные казначейства для осуществления учетно-контрольных функций по исполнению региональных бюджетов в соответствии с действующим бюджетным законода­тельством. Вместе с тем в ст. 78 Конституции РФ предусмотрена возможность передачи части своих полномочий федеральными органами исполнительной власти органам субъектов Российской Федерации и наоборот. Именно на этом основана возможность привлечения органов федерального казначейства (ст. 168 БК РФ) к исполнению региональных бюджетов, средства которых находятся в собственности субъектов Российской Федерации и не подпадают в перечень федеральных полномочий. Таким образом, в соответствии с действующим Бюджетным кодексом РФ субъекты Российской Федерации, не получающие финансовой помощи из федерального бюджета, имеют право на создание собственного казначейства, но могут заключать договоры с органами федерального казначейства, в то время как дотационные регионы должны исполнять бюджеты через органы федерального казначейства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

13.Сущность  и назначение территориальных  бюджетов. Территориальные финансы обеспечивают финансирование широкого круга мероприятий, связанных с социально-культурным и коммунально-бытовым обслуживанием населения. Таким образом, территориальные финансы — это система экономических отношений, посредством которой распределяется и перераспределяется национальный доход на экономическое и социальное развитие территорий. С помощью территориальных финансов государство осуществляет выравнивание уровней экономического и социального развития территорий, которые в результате исторических, географических, военных и других условий отстали в своем экономическом и социальном развитии от других районов страны. Основным источником ее финансирования стали бюджетные ассигнования и средства субъектов хозяйствования (предприятия, организации). Главная составная часть территориальных финансов - региональные бюджеты. В современных условиях все в большей степени территориальные органы власти призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях. Другая важная часть территориальных финансов — средства субъектов хозяйствования: 1.финансовые ресурсы предприятий, находящихся в муниципальной собственности (как правило, его коммунальные предприятия); 2. финансовые ресурсы предприятий, фирм, организаций, используемые ими на финансирование социально-культурных и жилищно-коммунальных объектов. Еще одной важной частью территориальных финансов являются территориальные внебюджетные фонды. Источниками их формирования служат добровольные взносы предприятий и населения, специальные сборы и др. Внебюджетные фонды чаще всего имеют целевое назначение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

14. Финансовый контроль  и анализ террит-ных  бюджетов. Основная цель бюджетного анализа – исследование ряда показателей по ключевым параметрам, отражающим реальную картину составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета; налогообложения и собираемости налогов; изменение состояния экономики и финансов в зависимости от бюджетно-налоговой политики; соблюдение принципов бюджетного устройства и налогообложения. Под финансовым контролем понимается система мероприятий по проверки закономерности, целесообразности и эффективности действий по формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов находящихся в распоряжении государства. Объектом финан-го контроля-бюджетная система и бюджетный процесс. Финан-ый контроль-проверка финанс-ых и связанных с ними вопросов деятел-ти предприятия и органов управления с помощью стоимостных показателей. Бюджетный анализ проводится с целью обоснования параметров показателей при составлении бюджета, оценка конечного результата исполнения, определения причин отклонений от утвержд-ых бюджетных показателей, выявления резервов при исполнении, обеспечения своевременного и полного финансирования расходов, а также определения уровня устойчивости террит-го бюджета. Анализ бюджета должен вестись отдельно по дох.и расх. Для анализа могут использ-ся гориз-ный нализ в ходе которого сравниваются текущие показатели бюджета с показателями за прошлый период, а также планове с фактич-ми. Вертик-ый анализ в результате которого опред-ся структура бюджета доля отдельных бюджетных показателей в итоговом показ-ле и их влияние на общие результаты. Трендовый анализ провод-ся с целью выявления тенденций. В ходе аналитич-кой работы могут испол-ся абсол-ые показ-ли дох.и расх. Части бюджета. Относит-е показ-ли это бюджетные коэфф.-ты,выявляются тенденции развития бюджетных показ-ей и кол-ные и качест-ые стороны влияния отдел-ых факторов на процесс исполнения бюджета.Критериями текущей устойчивости бюджета являются: (1) обеспечение полностью и в срок текущих платежей в региональный бюджет; (2) своевременное покрытие текущих обязательств и недопущение накопления задолженности перед бюджетной сферой; (3) обеспечение нормальной ликвидности бюджета. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Территориальные финансы