Территориальные финансы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 19:04, шпаргалка

Описание

Вопросы с ответами

Работа состоит из  1 файл

тер.финансы 2003 олька.doc

— 185.50 Кб (Скачать документ)

15. Самоуправление в  муниципальных образованиях. Местное самоуправление — система организации и деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории. В современном мире большое распространение получили те системы местного самоуправления, классификация которых основана на складывании отношений между местным самоуправлением и центральными властями. Так, распространение получили следующие модели местного самоуправления: англосаксонская (классическая) модель, континентальная, смешанная и советская модель. Муниципальное образование — городское, сельское поселение или иная территория, на которой в соответствии с законом осуществляется местное самоуправление, действуют выборные и иные органы местного самоуправления. В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в Российской Федерации существуют 5 видов муниципальных образований: Сельское поселение — один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления городское поселение — город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления муниципальный район — несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Городской округ — городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Внутригородская территория города федерального значения — часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

16. Роль территориальных  бюджетов в финансировании  учреждений социальной  сферы. Включает затраты на образован, здравоохрание и физ.культуру, соц-го обеспечения, соц-ая помощь, культуру и искусство, средства массовой информации, инвестиционные программы в соц. сфере (строит-во жилья, создан соц инфраструктуры). Наибольшую суммы направлена на финансиров-ие образован. Крупные расходы на оборону. Особенность деятел-ти организаций обслуживания состоит в том, что часть их услуг населению поступают на платной основе, а часть на бесплатной и льготной. Бесплатные услуги в основном предоставл-ся за счет обществ-ых фондов потребления и направляются населению по каналам местных бюджетов. Эти расх. связаны с финансиров-ем ЖКХ, здравоох-ния, образ-ия. Финансир-ие учебных заведений осущест-ся из фед-го, реион-ых, местных бюджетов и за счет личных средств граждан.Нач.и сред. професс.-ое образование примерно поровну финансир-ся из регион-ых и местных бюджетов. Дошкольные и учреждения общего образования финансир-ся из местных бюджетов. Главным источником финансир-ния учреждений культуры и искусства яв-ся территор-ые бюджеты. Их доля в консолид-ом бюджете превышает 70%..Особеностью финансиров-ия объектов культры яв-ся то, что часть из них имеет возможность получения внеб-ых доходов,поступающих в результате их коммер-ой деят-ти.Здравоохранеие-одна из ведущих отраслей соц-ной сферы. Финансирование здравоохранения обеспечивается за счет бюджетных средств и средств ОМС. Средства бюджетной системы расходов на здравоохранение перечисляются из всех звеньев бюджетной системы. За счет федерального бюджета финансируются крупнейшие медицинские центры, клиники, больницы федерального значения, научные учреждения, ведомственные медицинские учреждения. Из региональных бюджетов финансируются республиканские, краевые, областные медицинские учреждения, противоэпидеми-ологические мероприятия и др. Главным, наиболее весомым источником бюджетного финансирования здравоохранения являются местные бюджеты. По каналам этих бюджетов финансируется массовая сеть лечебно-профилактических учреждений — больниц, поликлиник, амбулаторий и т.д. Именно от состояния доходной базы местных бюджетов зависит уровень финансового обеспечения и состояния медицинского обслуживания населения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

17.Сущность  и роль территориальных  финансов в экономическом  и социальном развитии  муниципальных образований. Территориальные финансы - это система экономических отношений, посредством которой распределяется и перераспределяется национальный доход; фонд денежных средств, используемых на экономическое и социальное развитие территорий. Территориальные финансы можно охарактеризовать и как совокупность денежных средств, используемых на экономическое и социальное развитие территорий. Главное направление использования территориальных финансов - финансовое обеспечение социальной и частично производственной инфраструктуры. Основным источником ее финансирования стали бюджетные ассигнования и средства субъектов хозяйствования (предприятия, организации). Региональные бюджеты – центральное звено территориальных бюджетов. Они предназначены для финансового обеспечения задач, возложенных на государственные органы управления субъекта РФ. В современных условиях все в большей степени региональные органы власти призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях. Значительно возрастает их координационная функция в эк. и соц. развитии страны. Через региональные бюджеты государство активно проводит эк. политику. На основе предоставления региональным органам власти средств для увеличения их бюджетов осуществляется финансирование промышленности, сельского хозяйства, строительства и содержания дорог, охраны окружающей среды. При этом круг финансируемых мероприятий расширяется. С помощью региональных бюджетов государство осуществляет выравнивание уровней эк. и соц. развития территорий, которые в результате исторических, географических, военных и других условий отстали в своем эк. и соц. развитии от других районов страны. Для преодоления такой отсталости разрабатываются региональные программы, финансируемые из региональных бюджетов. Финансы – это экон. инструмент создания и распределения фондов денеж. средств в гос-во. Сущность финансов как экономической категории в том, что финансы всегда имели ден. форму выражения. финансы отражают процесс движения денег в наличной и безналичных формах; кроме того движение всех инвестиционных ценностей, заменяющие ден. средства. Соц-эконом сущность финансов заключается в исследовании за счет кот гос-во получает фин. ресурсы и в чьих интересах использует эти средства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

18.Территориальные  внебюдж. фонды.  Внебюджетные фонды – это совокупность денежных распределительных и перераспред-ых отношений, в результате которых формир-ся фонды финансовых ресурсов, не входящих в бюджет и имеющих целевое назначение.Внеб-ые фонды выпоняют распред-ую и контрольную функцию. В зависимости от источников формировния, назначения и масштаба использ-ия внеб-ые фонды подразд-ся на централиз-ые и деценрализ-ые. Централиз-ые внеб-ые фонды имеют общегосуд-ое значение и используются для решения общегосуд-х задач. В состав входит ПФР,ФСС, ФФОМС. Средства служат финансовой гарантией констит-ных прав граждан России на соц.защиту в случае старости, болезни, неблагриятного соц-го и экон-го положения некоторых групп населения. К децентрализ-ым относятся террит-ые внеб-ые фонды. Они формируются для решения террит-ых,отраслевых, межотраслевых и др.задач. К ним относятся внеб.фонды создаваемые: 1)по решению регион-ых и муницип-х органов власти для решения рег-ых и местных задач; 2) для решения отраслевых задач (фонды научно-исследовт.-х и опытно-конструктор-х разработок, фонд конверсии). Формируются за счет следующих источников: добровол-ых взносов юр.и физ.лиц; доходов от аукционов; штрафов за загрязнение окруж.среды, нерационое использование природ-х ресурсов и другие нарушения природоохр-го законод-ва, санит-ых норм и прави, а также платежей, компинсир-щих приченненый ущерб; штрафов за порчу и утрату памятников истории и культуры, находящихся в муницип-ной собствен-ти, др.нарушения законодат-ва об охране этих объектов, а также платежей, компинсирующих причиненный при этом ущерб. Территор-ые внеб.фонды создавались на основании решений террит-ых представт-х органов власти. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

19. Расходы территориальных  бюджетов на здравоохранение. Государственное финансирование здравоохранения обеспечивается за счет бюджетных средств и средств ОМС. Средства бюджетной системы расходов на здравоохранение перечисляются из всех звеньев бюджетной системы. За счет федерального бюджета финансируются крупнейшие медицинские центры, клиники, больницы федерального значения, научные учреждения, ведомственные медицинские учреждения. Из региональных бюджетов финансируются республиканские, краевые, областные медицинские учреждения, противоэпидеми-ологические мероприятия и др. Главным, наиболее весомым источником бюджетного финансирования здравоохранения являются местные бюджеты. По каналам этих бюджетов финансируется массовая сеть лечебно-профилактических учреждений — больниц, поликлиник, амбулаторий и т.д. Именно от состояния доходной базы местных бюджетов зависит уровень финансового обеспечения и состояния медицинского обслуживания населения. Финансирование здравоохранения осуществляется на основе принимаемой Правительством РФ Программы государственных гарантий обеспечения населения Российской Федерации бесплатной медицинской помощью. На основании этой Программы субъекты РФ составляют Территориальные программы государственных гарантий. С введением ОМС в финансировании здравоохранения в России появились новые источники. Таким образом, источниками финансовых ресурсов стали: взносы работодателей на ОМС; средства населения; средства ведомств и предприятий на содержание ведомственных лечебно-профилактических учреждений. Значительное влияние на расходы по финансированию больниц оказывает уровень использования коечного фонда. Чем выше этот уровень, тем ниже стоимость одного койко-дня, меньше потребность в бюджетных ассигнованиях на содержание больниц. Основными показателями, характеризующими использование коек в больницах, являются: среднее число дней использования койки в году, среднее число дней пребывания больного на койке, оборот койки, среднее время простоя койки.При определении объема бюджетных ресурсов на содержание больниц большое значение имеет показатель среднего числа дней функционирования одной койки в году. Недостаточный уровень использования коечного фонда в свою очередь вызывает повышенную потребность в капитальных вложениях на строительство новых больниц. Повышение экономической эффективности здравоохранения и снижение темпов роста расходов может быть достигнуто не только за счет улучшения показателей использования коечного фонда больниц, но и за счет совершенствования организации работы медицинских учреждений, улучшения использования медицинских кадров и медицинского оборудования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

20. Финансы домашнего  хозяйств – это совокупность эконом-ких денежных отношений, связанных с формиров-ем и использ-ем денеж.сред.,  создаваемых в резул-те индивид-ной труд-ой деятел-ти.Финансы дом-их хоз-тв выполняют 2 осн.функции:1.функцию обеспечения людей материал-ми и соц-культур-ми благами и услугами.Роль этой функции возросла в усовиях развития рыночных отношений в стране и сокращения общественных фондов потребления. 2.распредилит.-ую ф-цию, в рамках к-рой распредел-ся стоимоть ВВП и созданного национ-го дохода между людьми и госуд-ом, людьми и предпрятиями,между индивидуумами внутри семьи. Домашним хозяйством считается хозяйство, которое ведется одним или несколькими совместно проживающими и имеющими общий бюджет людьми. В домашнем хозяйстве могут осуществляться любые виды деятельности, в результате которых создаются и используются финансовые  ресурсы. Финансы дом-го хоз-ва – это совокупность экономических денежных отношений с формированием и использованием денежных средств, создаваемых в результате индивидуальной трудовой деятельности. Финансовые ресурсы. Создаваемые в этой сфере деятельности, почти полностью используются в регионе. Поэтому финансы дом-го хоз-ва в наибольшей степени могут быть отнесены к территориальным финансам.

Функции финансов дом.хоз.: 1) функция обеспечения  людей материальными и социально  – культурными благами и услугами. Роль этой функции возросла в условиях развития рыночных отношений в стране и сокращения общественных фондов потребления; 2) распределительная. В рамках которой распределяется стоимость внутреннего валового продукта и созданного национального дохода между людьми и государством, людьми и предприятиями, между индивидуумами внутри семьи.В ходе осуществления людьми в рамках дом-го хоз-ва производственной и экономической деятельности дом.хоз-во выполняет две группы функций: 1. Производственные функции дом-го хоз-ва: а) ведение личных подсобных хозяйств (ЛПХ) используются все виды земельных участков для производства сельскохозяйственной продукции. Производственная продукция может использоваться как для внутреннего потребления, так и для внешней реализации; б) индивидуально – трудовая и предпринимательская деятельность (ИТД) – предполагает в основном производство в домашних условиях товаров повседневного спроса для населения и выполнения ряда работ. ИТД является важным сектором национальной экономики; в) индивидуально – семейная торговля включает следующие виды деятельности: перепродажу товаров по более высоким ценам; продажу накопленного мелкого ненужного имущества; торговлю импортными товарами. 2. Экономические непроизводственные функции. К ним относятся следующие: а) сдача в аренду.в наем жилплощади, дач, земли, предметов длительного использования, автомобилей, гаражей, сараев и т.д.; б) приобретение и использование ценных бумаг, осуществление операций со вкладами в банки. Доходы и расходы дом-их  хоз-тв. Рост объемов товаров и услуг, производимых в дом-ем хоз-ве, способствует увеличению их доходов. Показателем, характеризующим экономическое положение домашних хоз-тв, являются их валовые доходы. Они включают: денежные доходы; стоимость поступивших продуктов питания; стоимость предоставленных в натуральном выражении дотаций, льгот. В свою очередь доходы состоят из: доходов от предпринимательской деятельности; оплаты труда, социальных выплат; доходов от собственности. Располагаемые денежные доходыРасполагаемые денежные доходы домашних хоз-тв состоят из: оплаты труда наемных работников; смешанных доходов; доходов от собственности; полученных социальных трансфертов; Фактическое конечное потребление – затраты дом-их хоз-тв характеризуются уровнем их фактического конечного потребления, которое включает потребление товаров и усулг, оплачиваемых либо за счет средств домашних хоз-тв, либо за счет социальных трансфертов; Финансовые результаты- определяются как разница между денежными поступлениями. 

21.Расходы  местных бюджетов. Данные расходы наиболее ярко отражают последствия экономических и социальных процессов в стране.Увеличение числа поселений, осуществление мероприятий по развитию жилищно-коммунального хозяйства и улучшению благоустройства населенных мест увеличивают расходы местных бюджетов. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ исключительно из местных бюджетов финансируются следующие функциональные виды расходов:содержание органов местного самоуправления; формирование муниципальной собственности и управление ею; организация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, других учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; содержание муниципальных органов охраны общественного порядка; организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства;проведение муниципальных выборов и местных референдум.Главным направлением использования средств местных бюджетов являются расходы, связанные с жизнеобеспечением человека. Это расходы на социально-культурные мероприятия, составляющие более половины всех расходов, и на жилищно-коммунальное хозяйство — 20% всех расходов.Структура расходов отдельных видов местных бюджетов неодинакова и зависит от объема хозяйства и подведомственности его территориальным органам различного уровня. Так, городским и районным органам власти подчинена подавляющая часть предприятий жилищно-коммунального хозяйства, и поэтому удельный вес ассигнований на народное хозяйство в расходах этих бюджетов наиболее значителен и превышает 40%. В ведении же поселковых и сельских органов власти находятся в основном социально- культурные учреждения, в этих бюджетах подавляющая часть расходов приходится на финансирование социально-культурных мероприятий. Одним из главных направлений использования финансовых ресурсов должно быть финансирование развития местной производственной базы как основы для получения в будущем собственных доходов. Местным органам подведомственна подавляющая часть социально-культурных учреждений, и в первую очередь учреждений народного образования и здравоохранения. Поэтому в расходах местных бюджетов значительно преобладают расходы на социально- культурные мероприятия. Если в городских бюджетах они составляют от 30 до 50% всех расходов, то в районных, поселковых и сельских бюджетах — от 60 до 80%. В расходах местных бюджетов на социально-культурные мероприятия наиболее быстрыми темпами растут затраты на здравоохранение, просвещение и науку, что связано с развитием сети медицинских учреждений и расширением научных и проектных работ, финансируемых из этих бюджетов по проблемам градостроительства, комплексного развития административно-территориальных единиц, автоматизированных систем управления местным хозяйством и т.д. Развитие урбанизации проявляется в ускоренных темпах роста расходов местных бюджетов на финансирование народного хозяйства. Эти расходы имеют тенденцию к увеличению в связи с ростом и усложнением местного хозяйства, расширением жилищно-коммунального строительства, повышением стоимости основных фондов коммунального хозяйства и уровня его технического оснащения. Расширение территории населенных пунктов ведет к удлинению коммуникаций, увеличению эксплуатационных расходов. Не следует игнорировать и тот факт, что с развитием урбанизации повышаются потребности жителей малых городов, поселков и сельских поселений, где все в больших масштабах развивается коммунальное хозяйство, и т.д. Одной из актуальных проблем является улучшение благоустройства наших городов и сел. Этому должно способствовать более рациональное использование выделяемых на эти цели бюджетных ассигнований.  
 
 

Информация о работе Территориальные финансы