Управление финансами и финансовый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 00:03, лекция

Описание

Содержание процесса управления финансами. Финансовая политика и финансовый механизм. Содержание и организация финансового контроля. Органы управления финансами и финансового контроля.

Работа состоит из  1 файл

Mon, 20 Feb 2012 Глава 03. Управление финансами и финансовый контроль.doc

— 153.00 Кб (Скачать документ)

Глава 3. Управление финансами и финансовый контроль 

3.1. Содержание процесса управления финансами 

     Под управлением в общем смысле этого  слова понимается специфический вид человеческой деятельности, заключающейся в целенаправленном воздействии субъекта управления на управляемый объект, с целью достижения, им желаемого состояния.

     Использование системного подхода к управлению финансами, предполагает выделение управляемой подсистемы, или объекта управления и управляющей подсистемы - субъекта управления. Объектом могут выступать различные виды финансовых отношений, субъектами - отдельные лица или их группы, осуществляющие управление посредством различных форм целенаправленного воздействия.

      Управление  финансами важнейшая сфера управленческой деятельности, представляющая собой процесс выработки цели управления финансами и воздействия на них с помощью методов и рычагов финансового механизма. Главный принцип управления любым объектом состоит в выборе наиболее эффективного метода из числа располагаемых, либо создании условий для рационального использования применяемых методов.

     В общей совокупности финансовых отношений  выделяют три крупные, взаимосвязанные  между собой сферы.

  1. Государственные и муниципальные финансы (бюджеты различных уровней и система внебюджетных фондов).
  2. Финансы хозяйствующих субъектов.
  3. Страховые отношения.

     Этим  сферам соответствуют следующие  субъекты управления: государственные финансовые органы; финансовые подразделения (отделы, бюро) предприятий и организаций; финансовые службы страховых компаний. Совокупность всех организационных структур, осуществляющих оперативное управление финансами, называется финансовым аппаратом.

     Субъекты управления используют в каждой сфере и каждом звене финансовых отношений специфические методы целенаправленного воздействия на финансы. Вместе с тем, им присущи единые способы и приемы управления. Так в управлении финансами выделяют несколько функциональных элементов: нормирование, планирование, оперативное управление (регулирование) и контроль.

     Нормирование – процесс установления оптимального количественного значения показателя, способствующего наиболее эффективному функционированию объекта управления.

     К числу наиболее значимых экономических  нормативов, определяющих параметры  финансовой системы, относятся: ставки налогов, нормы амортизационных отчислений, ставка рефинансирования Центрального Банка РФ, уровень минимальной оплаты труда и т.д. 

     Планирование – процесс определения количественных и качественных параметров объекта управления (управляемой подсистемы) на перспективу, во взаимосвязи с источниками финансовых ресурсов, организационной структурой, системой мотивации и контроля.

     Необходимость составления планов определяется следующими причинами:

    • неопределенностью будущего;
    • координирующей ролью плана;
    • оптимизацией экономических последствий управленческих действий;
    • ограниченностью ресурсов.

     В практике планирования могут применяться  следующие методы: экстраполяция, метод экономического анализа, нормативный метод, метод балансовых расчетов, метод денежных потоков, экономико-математическое моделирование и др.

     Оперативное управление (регулирование) – целенаправленная деятельность аппарата управления, направленная на поддержание положительных тенденций развития управляемого объекта и устранение или уменьшение негативных последствий отрицательных.

     Применительно к финансам, оперативное управление заключается в изменении способов организации финансовых отношений и маневрировании финансовыми ресурсами, предусматривающем перераспределение их в пространстве и во времени.

     Контроль - система особо организованных мероприятий по проверке финансовых и взаимосвязанных с ними аспектов деятельности, с использованием специфических приемов и методов

     По  масштабам решаемых задач управление финансами принято разделять на стратегическое и оперативное (тактическое). Под стратегией понимают общее направление и способ использования средств для достижения поставленной цели.

       Стратегическое управление ставит  своей целью представить общий,  всесторонний план, что применительно к финансам выражается в определении объемов требуемых финансовых ресурсов и источников их мобилизации, а также направлений их эффективного использования. На государственном уровне осуществляется законодательными и исполнительными органами власти: Советом Федерации РФ, Государственной Думой, Правительством, соответствующими министерствами.

     Оперативное управление финансами предполагает наличие определенной тактики управления, т.е. конкретных методов и приемов для достижения поставленной цели в определенных условиях. Главной задачей на этом этапе является выбор наиболее эффективного в данной хозяйственной ситуации способа организации финансовых отношений, мобилизации и распределения имеющихся финансовых ресурсов. Оперативное управление финансами - главная функция финансового аппарата, в состав которого входят: Министерство финансов, финансовые управления местных администраций, налоговые органы, дирекция внебюджетных фондов, руководство страховых компаний, финансовые подразделения предприятий и организаций.

    3.2. Финансовая политика и финансовый механизм 

      Каждая  общественно-экономическая формация формирует характерный для нее  способ использования финансов для  достижения приоритетных целей и  задач по социальному и экономическому развитию общества. Активным инструментом воздействия здесь выступает политика государства по использованию финансов или финансовая политика. Общественная значимость этой экономической категории обуславливает огромный интерес, проявляемый к ней со стороны ученых и практиков различных стран и направлений экономической мысли.

      Существование двух принципиально различных экономический  систем в 20-м столетии, предопределило наличие нескольких, существенно  отличающихся, концепций финансовой политики, развивавшихся параллельно, но в то же время, оказывавших существенное влияние друг на друга и обогативших современную финансовую науку.

      Командно-административная модель экономики, традиционно предполагала централизацию всех видов ресурсов в руках государства и его исключительное положение в экономической системе. Финансовая политика определялась как совокупность государственных мероприятий по организации финансовых ресурсов, их распределению и использованию для осуществления государством его функций. При этом социальная направленность и эффективность воздействия финансовой политики на развитие производительных сил и производственных отношений определялись объективными закономерностями экономического развития и общественно-политическим строем страны.

      Потребность в разработке и систематическом  проведении финансовой политики в странах  с развитой рыночной экономикой возникла в связи с развитием капитализма и необходимостью более серьёзного вмешательства государства в экономические процессы, с целью их регулирования. Непосредственный толчок к составлению и осуществлению программ финансовой политики дал экономический кризис 1929 – 1933 г.г., поставивший под сомнение способность рыночной системы к саморегулированию без активного вмешательства государства в экономическую жизнь. Теоретическое обоснование принципы финансовой политики получили в работах Джона Мейнарда Кейнса и его последователей.

      Изменение социально-экономических условий  функционирования национальных экономик и сферы государственных финансов в частности, предполагало определенную мобильность в смене приоритетов долгосрочной финансовой политики. Так, в 30-40-ые годы главные задачи преимущественно сводились к ослаблению влияния кризисов перепроизводства на экономику, поддержанию высокой хозяйственной активности и расширению платежного спроса. К 60-ым годам акцент сместился, и основной ее задачей становится достижение высокой занятости и стимулирование увеличения темпов экономического роста. 70-е годы, выдвигают на первый план борьбу с инфляцией, и сочетание классических фискальных методов финансовой политики, направленных на достижение высокой занятости и стимулирование экономического роста, с монетарными методами регулирования денежного обращения.

      В настоящее время в рядах отечественных  и зарубежных экономистов не существует однозначного определения термина  финансовая политика.

      С. Фишер, Р. Дорнбуш и Р. Шмалензи не выделяют финансовую политику как самостоятельное понятие. В то же время они подходят к исследованию данной темы, расширяя определение фискальной политики. По их мнению, фискальная политика представляет собой решения, принимаемые государством относительно своих расходов и доходов.

      Аналогично  рассматривают указанную проблему и некоторые другие представители  зарубежных экономических школ. В  частности Кэмпбелл Р. Макконнелл и  Стэнли Л. Брю совмещают понятия  финансово-бюджетной и фискальной политики, определяя их как изменения, вносимые правительством в порядок государственных расходов и налогообложения, направленные на обеспечение полной занятости и неинфляционного национального продукта.

      Финансовая  политика – совокупность мероприятий государства, в рамках общей социально-экономической политики, по целенаправленному использованию финансов, для достижения высоких темпов развития национальной экономики и повышения благосостояния общества.

      Разработка  и реализация финансовой политики включает в себя три последовательных этапа:

      1. Выработка научно обоснованных  концепций развития финансов, которые формируются на основе изучения требований экономических законов, всестороннего анализа современного состояния и перспектив развития национальной экономики и учета факторов международного характера.

      2. Формирование финансовой политики, определение стратегических и  тактических целей и задач,  а также путей и методов  их достижения 

      3. Реализация финансовой политики, включающая комплекс организационных мероприятий, со стороны государственных органов власти и управления, ответственных за достижение поставленных стратегических и оперативных целей и задач. 

     Масштаб решаемых задач, объем затрачиваемых  ресурсов, и длительность периода времени, необходимого для достижения поставленных целей, предполагает выделение в рамках финансовой политики финансовой стратегии и финансовой тактики. 

     Финансовая  стратегия – долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на длительную перспективу и предусматривающий решение наиболее значимых задач в рамках экономической и социальной стратегии государства и требующих значительных затрат финансовых, материальных, трудовых ресурсов. Как правило, определяется высшими органами законодательной и исполнительной власти, Государственной Думой, Советом Федерации, Правительством и Президентом РФ, который в ежегодных посланиях Федеральному Собранию определяет основные направления финансовой политики на перспективу и текущий период.

     Финансовая  тактика – составной элемент финансовой стратегии, предназначенный для решения локальных и менее масштабных задач, в более короткие временные периоды. В содержательном плане финансовая тактика представляет собой оперативное изменение способов и форм организации финансовых связей и маневрирование финансовыми ресурсами.

     Реализация  финансовой политики осуществляется посредством  финансового механизма, представляющего собой совокупность способов и методов организации финансовых отношений.

     В организационном плане, структура  финансового механизма совпадает со структурой финансовой системы, функционирование которой им обеспечивается. Это позволяет выделить следующие основные блоки: финансовый механизма предприятий и организаций, страховой механизм и механизм функционирования государственных финансов. В свою очередь, каждый из них включает в себя ряд структурных элементов.

     Финансовый  механизм предприятий и организаций, в зависимости от способов организации  финансовых отношений, целей создания организации, источников финансовых ресурсов и механизма распределения ресурсов и доходов, классифицируется на:

    • финансовый механизм  коммерческих организаций;
    • финансовый механизм некоммерческих организаций;
    • финансовый механизм общественных организаций.

Информация о работе Управление финансами и финансовый контроль