Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 00:03, лекция
Содержание процесса управления финансами. Финансовая политика и финансовый механизм. Содержание и организация финансового контроля. Органы управления финансами и финансового контроля.
Глава
3. Управление финансами
и финансовый контроль
3.1.
Содержание процесса
управления финансами
Под управлением в общем смысле этого слова понимается специфический вид человеческой деятельности, заключающейся в целенаправленном воздействии субъекта управления на управляемый объект, с целью достижения, им желаемого состояния.
Использование системного подхода к управлению финансами, предполагает выделение управляемой подсистемы, или объекта управления и управляющей подсистемы - субъекта управления. Объектом могут выступать различные виды финансовых отношений, субъектами - отдельные лица или их группы, осуществляющие управление посредством различных форм целенаправленного воздействия.
Управление
финансами важнейшая сфера
В общей совокупности финансовых отношений выделяют три крупные, взаимосвязанные между собой сферы.
Этим сферам соответствуют следующие субъекты управления: государственные финансовые органы; финансовые подразделения (отделы, бюро) предприятий и организаций; финансовые службы страховых компаний. Совокупность всех организационных структур, осуществляющих оперативное управление финансами, называется финансовым аппаратом.
Субъекты управления используют в каждой сфере и каждом звене финансовых отношений специфические методы целенаправленного воздействия на финансы. Вместе с тем, им присущи единые способы и приемы управления. Так в управлении финансами выделяют несколько функциональных элементов: нормирование, планирование, оперативное управление (регулирование) и контроль.
Нормирование – процесс установления оптимального количественного значения показателя, способствующего наиболее эффективному функционированию объекта управления.
К числу наиболее значимых экономических нормативов, определяющих параметры финансовой системы, относятся: ставки налогов, нормы амортизационных отчислений, ставка рефинансирования Центрального Банка РФ, уровень минимальной оплаты труда и т.д.
Планирование – процесс определения количественных и качественных параметров объекта управления (управляемой подсистемы) на перспективу, во взаимосвязи с источниками финансовых ресурсов, организационной структурой, системой мотивации и контроля.
Необходимость составления планов определяется следующими причинами:
В практике планирования могут применяться следующие методы: экстраполяция, метод экономического анализа, нормативный метод, метод балансовых расчетов, метод денежных потоков, экономико-математическое моделирование и др.
Оперативное управление (регулирование) – целенаправленная деятельность аппарата управления, направленная на поддержание положительных тенденций развития управляемого объекта и устранение или уменьшение негативных последствий отрицательных.
Применительно к финансам, оперативное управление заключается в изменении способов организации финансовых отношений и маневрировании финансовыми ресурсами, предусматривающем перераспределение их в пространстве и во времени.
Контроль - система особо организованных мероприятий по проверке финансовых и взаимосвязанных с ними аспектов деятельности, с использованием специфических приемов и методов
По масштабам решаемых задач управление финансами принято разделять на стратегическое и оперативное (тактическое). Под стратегией понимают общее направление и способ использования средств для достижения поставленной цели.
Стратегическое управление
Оперативное управление финансами предполагает наличие определенной тактики управления, т.е. конкретных методов и приемов для достижения поставленной цели в определенных условиях. Главной задачей на этом этапе является выбор наиболее эффективного в данной хозяйственной ситуации способа организации финансовых отношений, мобилизации и распределения имеющихся финансовых ресурсов. Оперативное управление финансами - главная функция финансового аппарата, в состав которого входят: Министерство финансов, финансовые управления местных администраций, налоговые органы, дирекция внебюджетных фондов, руководство страховых компаний, финансовые подразделения предприятий и организаций.
3.2.
Финансовая политика
и финансовый механизм
Каждая
общественно-экономическая
Существование
двух принципиально различных
Командно-
Потребность в разработке и систематическом проведении финансовой политики в странах с развитой рыночной экономикой возникла в связи с развитием капитализма и необходимостью более серьёзного вмешательства государства в экономические процессы, с целью их регулирования. Непосредственный толчок к составлению и осуществлению программ финансовой политики дал экономический кризис 1929 – 1933 г.г., поставивший под сомнение способность рыночной системы к саморегулированию без активного вмешательства государства в экономическую жизнь. Теоретическое обоснование принципы финансовой политики получили в работах Джона Мейнарда Кейнса и его последователей.
Изменение
социально-экономических
В
настоящее время в рядах
С. Фишер, Р. Дорнбуш и Р. Шмалензи не выделяют финансовую политику как самостоятельное понятие. В то же время они подходят к исследованию данной темы, расширяя определение фискальной политики. По их мнению, фискальная политика представляет собой решения, принимаемые государством относительно своих расходов и доходов.
Аналогично
рассматривают указанную
Финансовая политика – совокупность мероприятий государства, в рамках общей социально-экономической политики, по целенаправленному использованию финансов, для достижения высоких темпов развития национальной экономики и повышения благосостояния общества.
Разработка и реализация финансовой политики включает в себя три последовательных этапа:
1. Выработка научно обоснованных концепций развития финансов, которые формируются на основе изучения требований экономических законов, всестороннего анализа современного состояния и перспектив развития национальной экономики и учета факторов международного характера.
2.
Формирование финансовой
3.
Реализация финансовой
Масштаб решаемых задач, объем затрачиваемых ресурсов, и длительность периода времени, необходимого для достижения поставленных целей, предполагает выделение в рамках финансовой политики финансовой стратегии и финансовой тактики.
Финансовая стратегия – долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на длительную перспективу и предусматривающий решение наиболее значимых задач в рамках экономической и социальной стратегии государства и требующих значительных затрат финансовых, материальных, трудовых ресурсов. Как правило, определяется высшими органами законодательной и исполнительной власти, Государственной Думой, Советом Федерации, Правительством и Президентом РФ, который в ежегодных посланиях Федеральному Собранию определяет основные направления финансовой политики на перспективу и текущий период.
Финансовая тактика – составной элемент финансовой стратегии, предназначенный для решения локальных и менее масштабных задач, в более короткие временные периоды. В содержательном плане финансовая тактика представляет собой оперативное изменение способов и форм организации финансовых связей и маневрирование финансовыми ресурсами.
Реализация финансовой политики осуществляется посредством финансового механизма, представляющего собой совокупность способов и методов организации финансовых отношений.
В
организационном плане, структура
финансового механизма
Финансовый механизм предприятий и организаций, в зависимости от способов организации финансовых отношений, целей создания организации, источников финансовых ресурсов и механизма распределения ресурсов и доходов, классифицируется на:
Информация о работе Управление финансами и финансовый контроль