Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 00:03, лекция
Содержание процесса управления финансами. Финансовая политика и финансовый механизм. Содержание и организация финансового контроля. Органы управления финансами и финансового контроля.
Проверки проводятся по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта на основе отчётных, балансовых и расходных документов. В процессе проверки выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия по их устранению. Объектами документальных проверок являются бухгалтерская, статистическая, операционно-техническая отчетность, сметы расходов и расчеты к ним, расчеты по налогам и т.п.
Обследование в отличие от проверки охватывает более широкий спектр финансово-экономических показателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития. В ходе обследования могут осуществляться контрольные обмеры выполнения работ, расхода материалов, топлива, энергии и т.д.
Надзор производится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов, нарушение которых влечёт за собой отзыв лицензии.
Анализ финансового состояния как разновидность финансового контроля предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово- бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности и ликвидности, обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.
Наблюдение (мониторинг) - постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия-клиента.
Ревизия
- наиболее глубокий и всеобъемлющий метод
финансового контроля, представляющий
собой взаимосвязанный комплекс проверок
финансово-хозяйственной деятельности
предприятий, учреждений и организаций,
проводимых с помощью определенных приемов
фактического и документального контроля.
Ревизия проводится для установления
целесообразности, обоснованности, экономической
эффективности совершенных хозяйственных
операций, проверки соблюдения финансовой
дисциплины, достоверности данных бухгалтерского
учета и отчетности – для выявления нарушений
и недостатков в деятельности ревизуемого
объекта. Комплексная ревизия охватывает
все стороны хозяйственной и финансовой
деятельности объекта контроля. Отличительной
чертой комплексной ревизии является
охват ею всех уровней управления: министерство
– ведомство - предприятие (выборочно).
Результатом проведения ревизии являются
выводы и предложения по улучшению финансово-хозяйственной
и производственной деятельности объекта
контроля.
3.4.
Органы управления финансами
и финансового контроля
В Российской Федерации полномочия по управлению финансами и финансовому контролю на общегосударственном уровне, в соответствии с Конституцией РФ, возложены на высшие органы законодательной и исполнительной власти – Государственную Думу, Совет Федерации, Счетную Палату РФ, Министерство финансов РФ и его структурные подразделения, Центральный Банк (Банк России), исполнительную дирекцию государственных социальных внебюджетных фондов, и т.д.
Существенную роль в правовом обеспечении государственного управления финансами и финансового контроля Конституция отводит Федеральному Собранию и в первую очередь Государственной Думе РФ. К их ведению относятся вопросы формирования руководящего звена основных подразделений финансового аппарата. Осуществление функции управления и реализация контрольных полномочий находит свое выражение в деятельности постоянно действующих комитетов и комиссий:
Федеральное собрание играет ключевую роль в формировании законодательной базы управления финансами на государственном уровне и организации финансового контроля, поскольку федеральные законы, принимаемые Государственной Думой и Советом Федерации, определяют количественные и качественные параметры финансовой политики государства в целом. Это касается федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного и таможенного регулирования и денежной эмиссии.
Особое место в системе управления и финансового контроля занимает Счетная палата, которая согласно Федеральному закону РФ “О Счетной палате Российской Федерации”, является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым и подотчетным Федеральному Собранию. В соответствии с законом, Счетная палата Российской Федерации осуществляет:
Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на все государственные органы и учреждения в Российской Федерации, на федеральные внебюджетные фонды, на органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения независимо от видов и форм собственности, если они:
– получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета;
– используют федеральную собственность либо управляют ею;
–
имеют предоставленные
Согласно Конституции РФ, важные полномочия в области реализации финансовой политики государства и вопросах управления финансами и организации финансового контроля возложены на Правительство РФ. Оно формирует систему органов управления и финансового контроля в рамках исполнительной власти, определяя функции, полномочия, задачи и компетенцию, а также обеспечивает их деятельность нормативной базой.
Правительство разрабатывает и представляет в Государственную Думу проект федерального бюджета и обеспечивает его исполнение, представляет отчет об исполнении федерального бюджета, обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и таможенной политики, осуществляет управление федеральной собственностью. На всех стадиях этой деятельности, Правительство и его структурные подразделения осуществляют постоянный финансовый контроль и мониторинг основных показателей состояния экономики.
Контрольное управление Президента РФ, было создано на основании Указа Президента РФ N 729 от 8 июня 2004, является самостоятельным подразделением Администрации Президента Российской Федерации и осуществляет свою деятельность на основании положения и в соответствии с Конституцией РФ.
Основными задачами Управления являются:
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим оперативное управление финансами и финансовый контроль, является Министерство финансов РФ. Минфин России: направляет деятельность органов управления финансами на соблюдение единых принципов финансово-бюджетного планирования, финансирования производственной и социально-культурной сфер, создания единой финансовой базы для комплексного социально-экономического развития территорий, издает методические и нормативные документы по вопросам организации работы финансовых органов.
Его функции многообразны и включают помимо отмеченных: организацию работы по составлению проекта федерального бюджета, разработку проектов нормативов отчислений по федеральным налогам, осуществление мер по финансовому и налоговому стимулированию предпринимательской деятельности, обеспечение исполнения бюджета и контроль за целевым расходованием бюджетных средств, разработку предложений по выпуску и размещению государственных ценных бумаг, анализ внешнеэкономических проблем финансового характера и т.д.
Организационная структура Министерства финансов РФ отражает функциональную специализацию структурных подразделений и представлена департаментами и федеральными службами.
К Федеральным службам относятся:
Федеральная служба по финансовому мониторингу
Федеральная налоговая служба
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора
Федеральная служба страхового надзора
Федеральное казначейство
Федеральная служба по финансовому мониторингу является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Она создана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" в результате преобразования Комитета Российской Федерации по финансовому мониторингу (КФМ России) КФМ России образован в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 ноября 2001 года № 1263 "Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем", приступил к выполнению возложенных на него задач с 1 февраля 2002.
Основными функциями Федеральной службы по финансовому мониторингу являются:
Информация о работе Управление финансами и финансовый контроль