Управление финансами и финансовый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 00:03, лекция

Описание

Содержание процесса управления финансами. Финансовая политика и финансовый механизм. Содержание и организация финансового контроля. Органы управления финансами и финансового контроля.

Работа состоит из  1 файл

Mon, 20 Feb 2012 Глава 03. Управление финансами и финансовый контроль.doc

— 153.00 Кб (Скачать документ)
    • проверки;
    • обследования;
    • надзор;
    • анализ финансового состояния;
    • наблюдение (мониторинг);
    • ревизии.

      Проверки проводятся по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта на основе отчётных, балансовых и расходных документов. В процессе проверки выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия по их устранению. Объектами документальных проверок являются бухгалтерская, статистическая, операционно-техническая отчетность, сметы расходов и расчеты к ним, расчеты по налогам и т.п.

      Обследование в отличие от проверки охватывает более широкий спектр финансово-экономических показателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития. В ходе обследования могут осуществляться контрольные обмеры выполнения работ, расхода материалов, топлива, энергии и т.д.

      Надзор производится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов, нарушение которых влечёт за собой отзыв лицензии.

      Анализ финансового состояния как разновидность финансового контроля предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово- бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности и ликвидности, обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.

      Наблюдение (мониторинг) - постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия-клиента.

      Ревизия - наиболее глубокий и всеобъемлющий метод финансового контроля, представляющий собой взаимосвязанный комплекс проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций, проводимых с помощью определенных приемов фактического и документального контроля. Ревизия проводится для установления целесообразности, обоснованности, экономической эффективности совершенных хозяйственных операций, проверки соблюдения финансовой дисциплины, достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности – для выявления нарушений и недостатков в деятельности ревизуемого объекта. Комплексная ревизия охватывает все стороны хозяйственной и финансовой деятельности объекта контроля. Отличительной чертой комплексной ревизии является охват ею всех уровней управления: министерство – ведомство - предприятие (выборочно). Результатом проведения ревизии являются выводы и предложения по улучшению финансово-хозяйственной и производственной деятельности объекта контроля. 
 
 
 

3.4. Органы управления финансами и финансового контроля 

      В Российской Федерации полномочия по управлению финансами и  финансовому контролю на общегосударственном уровне, в соответствии с Конституцией РФ, возложены на  высшие органы законодательной и исполнительной власти – Государственную Думу, Совет Федерации, Счетную Палату РФ, Министерство финансов РФ и его структурные подразделения, Центральный Банк (Банк России), исполнительную дирекцию государственных социальных внебюджетных фондов, и т.д.

      Существенную  роль в правовом обеспечении государственного управления финансами и финансового контроля Конституция отводит Федеральному Собранию и в первую очередь Государственной Думе РФ. К их ведению относятся вопросы формирования руководящего звена основных подразделений финансового аппарата. Осуществление функции управления и реализация контрольных полномочий находит свое выражение в деятельности постоянно действующих комитетов и комиссий:

  • Комитет Совета Федерации по бюджету;
  • Комитет Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению;
  • Комиссия Совета Федерации по взаимодействию со Счетной палатой Российской Федерации;
  • Комитет ГД по бюджету и налогам;
  • Комитет ГД по кредитным организациям и финансовым рынкам;
  • Комитет ГД по экономической политике, предпринимательству и туризму.

      Федеральное собрание играет ключевую роль в формировании законодательной базы управления финансами на государственном уровне и организации финансового контроля, поскольку федеральные законы, принимаемые Государственной Думой и Советом Федерации, определяют количественные и качественные параметры финансовой политики государства в целом. Это касается федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного и таможенного регулирования и денежной эмиссии.

      Особое  место в системе управления и  финансового контроля занимает Счетная палата, которая согласно Федеральному закону РФ “О Счетной палате Российской Федерации”, является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым и подотчетным Федеральному Собранию. В соответствии с законом, Счетная палата Российской Федерации осуществляет:

  • контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
  • определение эффективности и целесообразности осуществления расходов государственных средств и использования федеральной собственности;
  • оценку обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
  • финансовую экспертизу проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы федерального бюджета или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов.

      Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на все государственные органы и учреждения в Российской Федерации, на федеральные внебюджетные фонды, на органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения независимо от видов и форм собственности, если они:

      – получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета;

      – используют федеральную собственность  либо управляют ею;

      – имеют предоставленные федеральным  законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества.

      Согласно  Конституции РФ, важные полномочия в области реализации финансовой политики государства и вопросах управления финансами и организации финансового контроля возложены на Правительство РФ. Оно формирует систему органов управления и финансового контроля в рамках исполнительной власти, определяя функции, полномочия, задачи и компетенцию, а также обеспечивает их деятельность нормативной базой.

      Правительство разрабатывает и представляет в  Государственную Думу проект федерального бюджета и обеспечивает его исполнение, представляет отчет об исполнении федерального бюджета, обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и таможенной политики, осуществляет управление федеральной собственностью. На всех стадиях этой деятельности, Правительство и его структурные подразделения осуществляют постоянный финансовый контроль и мониторинг основных показателей состояния экономики.

      Контрольное управление Президента РФ, было создано на основании Указа Президента РФ N 729 от 8 июня 2004, является самостоятельным подразделением Администрации Президента Российской Федерации и осуществляет свою деятельность на основании положения и в соответствии с Конституцией РФ.

      Основными задачами Управления являются:

  • контроль и проверка исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также организациями федеральных законов, указов, распоряжений и иных решений Президента РФ;
  • контроль за реализацией общенациональных проектов;
  • контроль и проверка исполнения поручений Президента РФ и Руководителя Администрации Президента РФ;
  • контроль за реализацией ежегодных посланий Президента РФ Федеральному Собранию РФ, бюджетных посланий Президента РФ и иных программных документов Президента РФ;
  • информирование Президента РФ и Руководителя Администрации Президента РФ о результатах проверок и подготовка на их основе предложений по предупреждению и устранению выявленных нарушений.

      Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим оперативное управление финансами и финансовый контроль, является Министерство финансов РФ. Минфин России: направляет деятельность органов управления финансами на соблюдение единых принципов финансово-бюджетного планирования, финансирования производственной и социально-культурной сфер, создания единой финансовой базы для комплексного социально-экономического развития территорий, издает методические и нормативные документы по вопросам организации работы финансовых органов.

     Его функции многообразны и включают помимо отмеченных: организацию работы по составлению проекта федерального бюджета, разработку проектов нормативов отчислений по федеральным налогам, осуществление мер по финансовому и налоговому стимулированию предпринимательской деятельности, обеспечение исполнения бюджета и контроль за целевым расходованием бюджетных средств, разработку предложений по выпуску и размещению государственных ценных бумаг, анализ внешнеэкономических проблем финансового характера и т.д.

      Организационная структура Министерства финансов РФ отражает функциональную специализацию структурных подразделений и представлена департаментами и федеральными службами.

  • Административный Департамент;
  • Департамент бюджетной политики;
  • Департамент управления делами и контроля;
  • Департамент бюджетной политики в отраслях экономики;
  • Департамент бюджетной политики в отраслях социальной сферы и науки;
  • Департамент бюджетной политики в сфере государственной военной и правоохранительной службы и государственного оборонного заказа;
  • Департамент межбюджетных отношений;
  • Департамент международных финансовых отношений, государственного долга и государственных финансовых активов;
  • Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики;
  • Департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности;
  • Департамент финансовой политики;
  • Правовой департамент.

     К Федеральным службам  относятся:

     Федеральная служба по финансовому мониторингу

     Федеральная налоговая служба

     Федеральная служба финансово-бюджетного надзора

     Федеральная служба страхового надзора

     Федеральное казначейство

      Федеральная служба по финансовому мониторингу является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Она создана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" в результате преобразования Комитета Российской Федерации по финансовому мониторингу (КФМ России) КФМ России образован в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 ноября 2001 года № 1263 "Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем", приступил к выполнению возложенных на него задач с 1 февраля 2002.

      Основными функциями Федеральной службы по финансовому мониторингу являются:

  1. осуществление контроля и надзора за выполнением юридическими и физическими лицами требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, привлечение к ответственности лиц, допустивших нарушение этого законодательства
  2. сбор, обработка и анализ информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю в соответствии с законодательством Российской Федерации
  3. получение по запросам от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и Центрального банка Российской Федерации информации по вопросам, относящимся к ведению Службы (за исключением информации о частной жизни граждан);
  4. формирование и ведение федеральной базы данных, а также обеспечение методологического единства и согласованного функционирования информационных систем в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
  5. направление информации в правоохранительные органы при наличии достаточных оснований, свидетельствующих о том, что операция (сделка) связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, а также представление соответствующей информации по запросам правоохранительных органов в соответствии с федеральными законами.

Информация о работе Управление финансами и финансовый контроль