Управление финансами и финансовый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 00:03, лекция

Описание

Содержание процесса управления финансами. Финансовая политика и финансовый механизм. Содержание и организация финансового контроля. Органы управления финансами и финансового контроля.

Работа состоит из  1 файл

Mon, 20 Feb 2012 Глава 03. Управление финансами и финансовый контроль.doc

— 153.00 Кб (Скачать документ)

      Страховой механизм, как совокупность способов организации перераспределительных отношений, с целью образования и использования специализированных фондов денежных средств страховщиков, для возмещения последствий страховых случаев у юридических и физических лиц включает в себя следующие элементы: объект страхования, срок страхования, порядок определения величины страхового ущерба и выплаты страхового возмещения, страховая сумма и страховая оценка и т.д.

      Механизм  функционирования государственных  финансов включает в себя:

    • бюджетный механизм;
    • механизм функционирования внебюджетных фондов;
    • механизм государственного кредита.

      Бюджетный механизм представляет собой совокупность способов и методов формирования бюджетных фондов на различных уровнях управления национальной экономикой а также форм распределения бюджетных средств. Основное место в структуре бюджетного механизма занимают налоговый механизм, основное назначение которого заключается в мобилизации средств в распоряжение государственных органов власти и управления, и механизм расходования бюджетных средств, обеспечивающий перераспределение централизованных финансовых ресурсов в межрегиональном и межотраслевом разрезах.

      Механизм  функционирования внебюджетных фондов включает в себя способы мобилизации  и направления использования  средств, аккумулированных в государственных внебюджетных фондах, главным образом, на решение социальных задач.

      Механизм  государственного кредита обслуживает  процесс мобилизации в распоряжение государства временно свободных денежных средств организаций и населения и включает в себя способы привлечения средств (эмиссия и размещение государственных ценных бумаг, сберегательное дело и т.д.) и методы управления государственным долгом (рефинансирование, консолидация, конверсия и др.).  

    3.3. Содержание и организация финансового контроля 

     Финансовый  контроль, являясь конкретной формой реализации контрольной функции финансов, представляет собой систему особо организованных мероприятий по проверке финансовых и взаимосвязанных с ними аспектов деятельности, с использованием специфических приемов и методов.

      Финансовый контроль объективно необходим в любом обществе, где имеют место товарно-денежные отношения. Экономика смешанного типа в качестве главного приоритета выдвигает достижение высокой эффективности хозяйственной деятельности, что требует соответствующей организации контроля над процессами формирования, распределения и использования материальных и финансовых ресурсов во всех сферах и отраслях деятельности.

     Сложность и многообразие задач решаемых с  помощью финансового контроля в  различных сферах экономики и  на разных уровнях управления, предъявляют особые требования к его организации и определяют характер организационных взаимосвязей. В зависимости от статуса субъекта, осуществляющего финансовый контроль, выделяют следующие виды финансового контроля:

    • государственный финансовый контроль;
    • внутрихозяйственный (внутрифирменный, корпоративный) финансовый контроль;
    • независимый (аудиторский).

      Государственный финансовый контроль в свою очередь классифицируется на: общегосударственный  и ведомственный.

      Общегосударственный финансовый контроль направлен на все хозяйствующие субъекты независимо от формы собственности или ведомственной подчиненности. Он осуществляется органами государственной власти и государственного управления общей компетенции, а также специализированными контрольными органами, основная функция которых – государственный финансовый контроль. Объектом этого контроля является, прежде всего, соблюдение финансового законодательства и защита финансовых интересов государства.

     Ведомственный финансовый контроль проводят контрольно-ревизионные отделы министерств, департаментов, управления и отделы местных администраций. Его объектом выступают производственно-коммерческая и финансовая деятельность подведомственных организаций.

      Целью государственного финансового контроля является обеспечение законности и эффективности использования государственных бюджетных и внебюджетных финансовых средств и государственной собственности.

      Исходя  из цели, основные задачи государственного финансового контроля, могут быть сформулированы следующим образом:

  • организация и осуществление контроля над своевременным исполнением доходных и расходных статей бюджетов всех уровней и бюджетов государственных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;
  • финансовая экспертиза проектов федеральных законов и иных нормативных актов, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств бюджетов всех уровней и бюджетов государственных и территориальных внебюджетных фондов;
  • контроль реализации механизма межбюджетных отношений;
  • выявление финансовых злоупотреблений в сфере государственных финансов и проведение профилактической работы с целью повышения финансовой дисциплины;
  • оценка эффективности деятельности министерств и ведомств по использованию средств государственного бюджета и внебюджетных фондов.

      Объектом  государственного финансового контроля являются отношения, возникающие между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой стороны, по поводу производства и распределения национального дохода в территориальном и отраслевом разрезах и его эффективного использования.

      Субъектами  государственного финансового контроля являются организации, осуществляющие финансовый контроль. Они подразделяются на основе вида осуществляемого контроля (внешний и внутренний) и в зависимости от уровня управления (федеральный, региональный и местный).

      Согласно  ст.151. БК РФ органами государственного финансового контроля являются: Счетная палата РФ (создается Федеральным Собранием РФ); контрольные и финансовые органы исполнительной власти; контрольные органы законодательных (представительных) органов власти субъектов РФ. Организация государственного финансового контроля строится на основополагающем принципе организации власти в демократическом государстве – принципе разделения властей.

      Финансовый контроль исполнительной власти за деятельностью своих структур, с целью более эффективной организации управления государственными ресурсами называется внутренним.

      Внешний контроль – это контроль за деятельностью  исполнительной власти в сфере распоряжения государственными ресурсами и собственностью, осуществляемый, независимыми от нее органами законодательной власти. Такой подход к организации государственного финансового контроля способствует объективной оценке состояния государственных финансов и соответствует международному опыту.

      Международный документ, Лимская Декларация руководящих  принципов контроля, принятая IX Конгрессом Международной организации высших контрольных органов в 1977г. разграничивает эти два вида контроля: «Внутренние контрольные службы создаются внутри контрольных ведомств и организаций, в то время как внешние ревизионные структуры не являются частью организационной структуры проверяемых организаций».

     Внутрихозяйственный (внутрифирменный, корпоративный) финансовый контроль осуществляется экономическими службами предприятий (планово-экономические и финансовые отделы, бухгалтерия), а также ревизионными комиссиями или службами внутреннего аудита, создаваемыми на постоянной либо временной основе. Статус этих органов определяется Уставом организации и внутренними нормативно-правовыми актами. Объектом контроля здесь выступают производственная и финансовая деятельность предприятия и его структурных подразделений (цехов, участков, отделов, филиалов). Контрольная функция здесь проявляется в том, что выявляются степень соответствия получаемых доходов и произведенных расходов требованиям финансовых планов, правомочность осуществления хозяйственных операций и сделок, анализируется финансовое состояние организации в целом.

     Независимый (аудиторский) финансовый контроль. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» определяет понятие аудита следующим образом: «Аудиторская деятельность, аудит – предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей». Таким образом, аудит представляет собой вид деятельности, в ходе которого компетентный и высококвалифицированный специалист или фирма собирает и анализирует данные, подтверждающие количественную информацию о деятельности хозяйствующего субъекта, в целях определения степени соответствия этой информации установленным критериям. Главная цель аудиторского контроля состоит в определении достоверности и правильности финансовой отчетности предприятий, а также контроле за соблюдением законов и норм хозяйственного права и налогового законодательства.

     Нормативные акты, регламентирующие аудиторскую  деятельность, классифицируют внешний и внутренний, обязательный и инициативный аудит.

     Внешний аудит проводится на договорной основе, независимой аудиторской фирмой (аудитором), не имеющей на проверяемом предприятии никаких интересов. Это предполагает, что внешний аудит не может осуществляться в отношении экономических субъектов, являющихся учредителями, собственниками или акционерами аудиторских фирм.

     Основной  задачей является установление достоверности  финансовой отчетности проверяемых объектов, а также разработка рекомендаций по устранению имеющихся недостатков в деятельности, улучшению финансово-хозяйственной деятельности и коммерческих результатов.

     Внутренний  аудит осуществляется специальными структурными подразделениями предприятия или отдельными лицами, непосредственно подчиненными руководству предприятия и работающими в его штате. Внутренние аудиторы помимо основной деятельности - совершенствование системы учета и внутреннего контроля на предприятии могут выполнять и специальные задания руководства.

     Инициативным  является аудит, проводимый по инициативе самого экономического субъекта, собственников предприятия, или его руководителей, а также лиц, владеющих не менее чем 25% акций, дающих право голоса.

     Обязательным  в Российской Федерации является аудит предприятий и организаций, перечень которых установлен законодательством  РФ (акционерные общества открытого типа, банки, инвестиционные и пенсионные фонды, страховые и финансовые компании и т.д.), а также по поручению государственных органов финансового контроля, правоохранительных и судебных органов.

      Финансовый  контроль может быть классифицирован  в зависимости от сроков его проведения на: предварительный, текущий и последующий (заключительный).

  1. Предварительный финансовый контроль осуществляется на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов предприятий, смет доходов и расходов учреждений и организаций, проектов бюджетов, текстов договорных соглашений, учредительных документов и т.д. По своему назначению, он должен содействовать правильному, рациональному расходованию всех видов ресурсов, а также предотвращать отрицательные результаты деятельности в целом. На стадии составления финансовых планов (прогнозов) и смет доходов и расходов по данным предварительного финансового контроля, могут быть выявлены потенциальные и мобилизованы дополнительные ресурсы. Наиболее часто данный вид контроля применяется при проверке обоснованности расчетов прибыли, потребности в источниках финансирования капитальных вложений и источниках пополнения оборотных средств.
  2. Текущий финансовый контроль. Представляет собой этап процедуры контроля, осуществляемый непосредственно в ходе проведения работ. Он проводится в процессе исполнения финансовых планов и выполнения производственно-финансовых операций и предполагает комплексный факторный анализ деятельности предприятия. Текущий финансовый контроль может быть использован при изыскании внутрифирменных резервов. Он проводится повседневно экономическими службами для выявления фактов нарушения финансовой дисциплины в процессе исполнения финансовых планов, при проверке бухгалтерской отчетности по операциям организации, при получении и предоставлении банковских и коммерческих кредитов.
  3. Последующий (заключительный) контроль. Осуществляется после завершения отчетного периода, либо по окончании финансового года в целом. Проверяется целесообразность расходования государственных средств при исполнении бюджетов, средств предприятий и организаций в процессе реализации финансовых планов и смет. На основе анализа характера использования всех видов ресурсов, законности совершенных хозяйственных операций и конечных финансовых результатов, дается общая оценка проведенных мероприятий и составляются рекомендации по совершенствованию работы соответствующих подразделений. Данная форма контроля тесно взаимосвязана с предварительным контролем, который базируется на информации заключительного.

      По  формам и методам осуществления финансового контроля различают следующие контрольные мероприятия:

Информация о работе Управление финансами и финансовый контроль