Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 07:20, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является описание государственных финансов, их необходимости и сущности, а также раскрытие функций финансов.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы управления государственными финансами;
- провести анализ управления финансами Республики Казахстан;
- определить пути совершенствования финансового регулирования экономики РК в условиях финансового кризиса.
Введение
1. Теоретические основы управления государственными финансами
1.1 Сущность государственных финансов
1.2 Виды, формы и методы управления государственными финансами
2. Анализ управления финансами Республики Казахстан
2.1 Анализ государственного бюджета и его исполнения
2.2 Анализ финансирования государственных предприятий и целевых фондов
3. Проблемы и пути их решения в области финансирования государственных финансов
Заключение
Список использованной литературы
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Карагандинский
экономический университет
Курсовая работа
На тему: "Управление государственными финансами Республики Казахстан"
Караганда 2010
Содержание
Введение
1. Теоретические
основы управления
1.1 Сущность государственных финансов
1.2 Виды, формы
и методы управления
2. Анализ
управления финансами
2.1 Анализ
государственного бюджета и
2.2 Анализ
финансирования
3. Проблемы
и пути их решения в области
финансирования
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Понятие "финансы" охватывает обширную область экономических отношений, связанных с распределением общественного продукта в денежной форме.
Внешнее проявление финансов в экономической жизни происходит в виде движения средств у разных участников общественного производства. На поверхности явлений это движение представляет передачу денежных сумм от одного владельца к другому в виде безналичных или наличных расчетов. Эта особенность проявилась в происхождении термина "финансы", от латинского "finis" - конец, финиш, окончание платежа, расчет между субъектами экономических отношений (первоначально в Древнем Риме - между населением и государством). Позже термин трансформировался в "financia", применявшийся в широком смысле как денежный платеж, а затем - как совокупность доходов и расходов государства и любых хозяйственных единиц, их комплексов. [1, c.22]
Авторство термина "финансы" приписывается французскому ученому Ж. Бодену, который в 1577 г. издал работу "Шесть книг о республике". Первым автором работы о финансах был Ксенофонт (430-365 гг. до н.э.)"О доходах Афинской республики". У Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) воззрения в области финансов изложены в работе "Афинское государственное устройство". [2, c.45]
Однако не всякая денежная операция, сделка относятся к финансовой, поскольку деньги опосредуют движение всей стоимости общественного продукта, которое осуществляется при помощи разных экономических категорий - цены, оплаты труда, финансов, кредита. Денежный характер финансов подчеркивает форму их осуществления и их принадлежность к стоимостным экономическим категориям.
Состоянием
финансов определяется положение дел
в обществе, и поэтому программы
стабилизации и развития должны предусматривать
реализацию в первую очередь общеэкономических
мер по повышению эффективности
экономики. В ряду этих мер - совершенствование
производственных отношений, социальная
переориентация экономики, структурные
преобразования национального хозяйства,
ускорение научно-технического прогресса,
активизация
Для того, чтобы выделить финансы из ряда экономических категорий, необходимо перейти от рассмотрения явления финансов к исследованию их сущности - внутреннего содержания предмета, выражающегося в единстве всех многообразных форм его бытия.
В рамках финансовой
науки существует определённое единство
функций финансов государства и
финансов предприятия и в то же
время имеются существенные различия,
определяющие значимость общегосударственных
интересов и
Государственные финансы - важная сфера финансовой системы страны. Под государственными финансами понимаются денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости валового внутреннего продукта и валового национального дохода, а также части национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства и его предприятий и использованием государственных средств на нужды обороны и управления, социально-культурные потребности членов общества, производственно-экономические и научно-технические программы. Согласно отечественным традициям государственные финансы включают бюджеты различных уровней государственного управления, внебюджетные фонды, государственный кредит, финансы государственных предприятий.
Целью данной курсовой работы является описание государственных финансов, их необходимости и сущности, а также раскрытие функций финансов.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы управления государственными финансами;
- провести анализ управления финансами Республики Казахстан;
- определить пути совершенствования финансового регулирования экономики РК в условиях финансового кризиса.
Методологической
основой исследования послужили
труды ведущих авторов
1. Теоретические основы
1.1 Сущность государственных
Финансы - это
общественная форма, обусловленная
существованием денег. Возникновение
финансовых отношений является результатом
потребности общественного
Важным признаком финансов как экономической категории является распределительный характер финансовых отношений, которые появляются только тогда, когда начинается реальное движение денежных средств. Известно, что понятие производства включает в себя создание продукта или услуги, необходимых для удовлетворения потребностей индивидов общества, состоит из совокупности всех операций в процессе создания полезной вещи и оказания услуг вплоть до передачи блага в распоряжение конечного пользователя.
Государство занимает ключевые позиции в регулировании общественных отношений, связанных с денежными средствами, выступая одновременно и как собственник, и как административный субъект. Именно роль и деятельность административного субъекта и представляет институт административного права "управление финансами, кредитом и налогами". [4, c.71]
Государственное управление в такой сфере, как финансы, осуществляется посредством специальных исполнительных органов, наделенных административно-властными полномочиями, с помощью которых осуществляется регулирование движения потоков денежных средств. Доходы, полученные на рынке и в хозяйстве, должны быть перераспределены таким образом, чтобы обеспечить необходимыми денежными средствами функционирование всего государственного механизма.
В этой связи уместно вспомнить афористичное высказывание ученого Жан Бодена: "Финансы - это нерв республики". [5, c.62]
Управление
экономикой в условиях перехода к
рынку заключается в
В Конституции Республики Казахстан (статьи 53,54) закреплены основы финансовой деятельности государства, которые служат базой для текущего финансового законодательства. [6]
Государственная
власть и государственные финансы
взаимосвязаны, существование их порознь
немыслимо. Финансы являются одновременно
и базой осуществления
Основа финансовой
мощи - деньги, и они обладают двумя
качествами: обеспечивают свободу и
наделяют властью. Поэтому в государстве
распределение полномочий, равно
как и определение масштабов
и границ деятельности в области
финансов имеют существенное значение
и заслуживают особого
Правительство Республики Казахстан разрабатывает и представляет в Парламент бюджет и обеспечивает его исполнение, представляет отчет о его исполнении, обеспечивает проведение в Республике Казахстан единой финансовой, кредитной и денежной политики.
Условием
выполнения соответствующих полномочий
и задач является адекватное финансовое
обеспечение, поскольку власть, которой
обладает современное социальное государство,
основывается в первую очередь на
финансовых ресурсах власти. "Небрежное"
отношение к границам компетенции
ведет к снижению ответственности
за расходованием бюджетных
Следует четко
разделять компетенцию
Совершенствование управления финансами, кредитами во многом сопряжено с организационной структурой и полномочиями правительства, деятельностью министерств и ведомств, их взаимоотношениями с другими государственными органами. [8, c.66]
Связь управленческой
деятельности этих органов и государственных
организаций и финансов очевидна.
В этой связи уместно подчеркнуть,
что финансы органов
1) подчиняются общей политике государства;
2) не являются
полностью автономными, а
Президентом
Республики Казахстан были изданы несколько
указов по совершенствованию структуры
центральных исполнительных органов
Республики Казахстан, в том числе
по изменению структуры
В условиях современного развития общества роль центральных органов управления усиливается. Происходящие в структуре центральных органов управления изменения в целом отражают стремление приспособить ее к меняющимся условиям социально-экономической и политической жизни. В связи с этим общим для исполнительных органов всех государств является отсутствие в законодательстве комплексных нормативных актов, регламентирующих систему органов государственного управления. Основным звеном системы органов центрального управления являются министерства, которые формируются для организации государственного управления в наиболее важных сферах социально-экономической и политической жизни. [10, c.142]
Компетенция министерств и ведомств реализуется в издаваемых их руководителями инструкциях, приказах и иных нормативных актах, которые занимают все более заметное место в правовых системах зарубежных стран.
В законодательстве зарубежных стран особого внимания заслуживают такие меры контроля, как:
- обязательное опубликование ведомственных актов, затрагивающих права и свободы личности;
- жесткие, предписанные законом процедуры подготовки и принятия ведомственных актов;
- направление этих актов в Парламент;
- отмена либо приостановка их действия по решению Парламента или суда. [11, c.112]
Государственное управление характеризуется оперативностью управленческого воздействия. Это достигается, в частности, путем усиления подзаконного регулирования общественных отношений.
государственный бюджет управление финансирование
Ограниченность ведомственного подхода к регулируемым отношениям неизбежна и объективно обусловлена пределами функций и целей соответствующего отраслевого органа управления.
Даже одна
такая, в достаточной степени
нежесткая, мера контроля, как государственная
регистрация ведомственных
1.2 Виды, формы и методы управления государственными финансами
Основной объем управленческих функций в области финансов выполняет Министерство финансов Республики Казахстан и входящие в его систему органы.
Исполнение
бюджета государства в условиях
реформирования экономики республики
вызывает проведение такой бюджетной
и налоговой политики, которая
отдает приоритет собиранию денег
перед расширением
Окончательное решение вопросов, касающихся внутренней организации министерств, практически невозможно, так как часто зависит от внешних обстоятельств.
Одним из существенных
принципов создания служб (управлений)
министерства является объединение
их по вертикальному признаку в соответствии
с основными функциями
Финансовая деятельность, зародившаяся вместе с деньгами, обладает способностью их передавать, обменивать, преобразовывать посредством банковской системы. Из особенностей финансовых операций вытекает специализация функций, осуществляемых различными финансовыми органами. [12, c.81]
В целом система
специализированных органов государственного
управления финансами шире, чем система
финансовых органов (учреждений). В
соответствии с действующим
Информация о работе Управление государственными финансами Республики Казахстан