Управление государственными финансами Республики Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 07:20, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является описание государственных финансов, их необходимости и сущности, а также раскрытие функций финансов.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы управления государственными финансами;
- провести анализ управления финансами Республики Казахстан;
- определить пути совершенствования финансового регулирования экономики РК в условиях финансового кризиса.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы управления государственными финансами
1.1 Сущность государственных финансов
1.2 Виды, формы и методы управления государственными финансами
2. Анализ управления финансами Республики Казахстан
2.1 Анализ государственного бюджета и его исполнения
2.2 Анализ финансирования государственных предприятий и целевых фондов
3. Проблемы и пути их решения в области финансирования государственных финансов
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

рефер.docx

— 63.23 Кб (Скачать документ)

Цель данного  стратегического направления - повышение  качества услуг в части исполнения бюджета путем проведения мониторинга  процесса исполнения бюджета, реализации целевых трансфертов и освоения бюджетных кредитов.

В целях обновления информации о составе имущества  коммунальной собственности, его фактического наличия и состояния необходимо продолжение работы по инвентаризации имущества областных коммунальных организаций.

Результаты  инвентаризации дают возможности для  анализа эффективности использования  объектов недвижимости с дальнейшим внесением предложений в акимат области по перераспределению неэффективно используемого имущества между другими пользователями, передаче объектов в аренду и/или в конкурентную среду.

Одним из направлений  повышения эффективности управления акционерными обществами остается завершение работы по внедрению принципов корпоративного управления в акционерных обществах, государственный пакет акций  которых находится в областной  коммунальной собственности.

Внесение  предложений по планированию бюджетных  инвестиций посредством участия  в уставном капитале юридических  лиц в целях развития или расширения деятельности юридического лица предусматривается  по инициативе отраслевых органов, в  управлении которых находятся государственные  предприятия и организации с  государственным участием, находящиеся  в областной коммунальной собственности.

Функциональными возможностями управления финансов, способствующими реализации стратегических направлений в 2010 году являются:

1. Организация  исполнения бюджета и координация  деятельности администраторов бюджетных  программ через процедуры бюджетного  мониторинга и мониторинга государственных  закупок;

2. Взаимодействие  с органами государственного  управления и государственными  органами, которым переданы права  по владению и пользованию  юридическими лицами по повышению  эффективности управления коммунальными  активами, находящимися в областной  коммунальной собственности;

3. Внедрение  передовых информационных технологий  для эффективного использования  бюджетных средств и оперативного  принятия управленческих решений,  в том числе:

-  электронный документооборот;

-  автоматизированная система учёта внесения изменений в планы финансирования;

-  реестр государственных предприятий и юридических лиц с участием государства;

-  реестр имущества государственных учреждений, коммунальных предприятий и организаций с государственным участием, находящихся в областной коммунальной собственности;

-  автоматизированная информационная система "Электронные государственные закупки";

4. Взаимодействие  с получателями услуг путём  оперативного размещения информации  по исполнению бюджета на Web-сайте  управления финансов, публикации  итогов работы в СМИ, ответов  на запросы.

5. Улучшение  организации внутренней деятельности  управления финансов:

-  изменение организационной структуры управления, в том числе создание службы внутреннего контроля;

-  повышение профессионального уровня сотрудников. [31]

В ходе своей  деятельности управление финансов может  столкнуться с возникновением ряда рисков (обстоятельств) или внешних  факторов, не поддающихся контролю со стороны управления финансов, которые  могут препятствовать достижению целей. С целью минимизации этих рисков государством, в рамках множества  государственных программ, определены пути решения проблем в области  управления государственными финансами.

 
3. Проблемы и пути их решения  в области финансирования государственных  финансов

Управление  государственными активами в среднесрочный  период будет осуществляться по следующим  направлениям:

-  реализации мероприятий, направленные на текущее управление государственными активами;

-  оптимизация государственного имущества;

-  создание единой базы учета государственных активов;

-  совершенствование нормативно-правовой базы в области управления государственным имуществом;

-  внедрение принципов корпоративного управления в государственном секторе экономики;

-  проведение анализа и оценки управления национальными холдингами, акционерными обществами (ТОО) с государственным участием, государственными предприятиями.

Мероприятия, связанные с текущим управлением  государственными активами, предусмотренными в Программе управления государственными активами на 2009-20011 годы будут выполняться в дальнейшем:

-  осуществление проверки эффективности и целевого использования имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственными юридическими лицами;

-  осуществление мониторинга предоставления в имущественный наем (аренду) имущества, закрепленного за государственными учреждениями и государственными предприятиями;

-  формирование графика проведения общих собраний акционеров акционерных обществ, контрольные пакеты акций которых принадлежат государству по итогам отчетного года в соответствии с действующим законодательством;

-  проведение заслушивании отчетов доверительных управляющих по выполнению условий договоров доверительного управления;

-  осуществление контроля за своевременностью и полнотой начисления и перечисления части чистого дохода государственных предприятий на праве хозяйственного ведения, а также доходов казенных предприятий, полученных сверх сметы в доход соответствующего бюджета по итогам отчетного года;

-  осуществление контроля за своевременностью и полнотой начисления и перечисления дивидендов на государственные пакеты акций акционерных обществ, а также чистого дохода на государственные доли участия товариществ с ограниченной ответственностью по итогам отчетного года;

-  осуществление контроля за исполнением государственными предприятиями планов финансово-хозяйственной деятельности;

-  проведение анализа финансово-хозяйственной деятельности государственных предприятий, акционерных обществ (товариществ с ограниченной ответственностью) контрольные пакеты акций (доли участия) которых принадлежат государству.

В настоящее  время, многие мероприятия, связанные  с управлением государственными активами, выполняются в соответствии с законодательными актами о государственном  предприятий и акционерных обществах (ТОО). Выполнение данных мероприятий входят в компетенцию государственных органов, осуществляющих управление государственными активами, и реализация вышеуказанных мероприятий будет осуществляться ими в рамках их текущей деятельности.

В настоящее  время, разработан законопроект "О  государственном имуществе", направленный на совершенствование законодательства в области управления государственным  имуществом путем закрепления правовых основ, принципов и положений, регулирующих отношения, складывающиеся в процессе осуществления государством прав на государственное имущество, а также  отношения по контролю за его эффективным использованием. В этой связи, в среднесрочной перспективе политика управления государственными активами будет направлена на реализацию мероприятий предусмотренные вышеуказанным законопроектом:

-  формирование структуры планирования деятельности национальных холдингов, компаний, акционерных обществ (ТОО) с государственным участием, государственных предприятий;

-  дальнейшее создание прозрачной и эффективной системы управления активами государства на основе международной практики корпоративного управления.

Одной из задач  в области управления государственным  имуществом является оптимизация количества государственных предприятий, акционерных  обществ (ТОО) с участием государства  исходя из реальной потребности общества и государства.

На сегодняшний  день разработан единый базовый законопроект, регулирующий вопросы управления государственным  имуществом. Целью принятия проекта  Закона является совершенствование  законодательства в области управления государственным имуществом путем  закрепления правовых основ, принципов  и положений, регулирующих отношения, складывающиеся в процессе осуществления  государством прав на государственное  имущество, а также отношения  по контролю за его эффективным использованием.

Кроме того, Агентством по защите конкуренции разработан законопроект "О конкуренции", который определяет правовые основы защиты прав субъектов рынка и  потребителей от монополистической  деятельности, антиконкурентных действий государственных органов и недобросовестной конкуренции. Законопроект "О конкуренции" определяет принципы участия государства в предпринимательской деятельности:

1) законность;

2) обоснованность;

3) ограниченность;

4) несостязательность.

Исходя из этих принципов, в 2009-2011 годы Министерство экономики и бюджетного планирования совместно с Агентством по защите конкуренции и государственными органами будут проводить работу по оптимизации организаций с  государственным участием и определения  их перечня для передачи в конкурентную среду.

Законопроектом "О государственном имуществе" предусматривается создание единого  реестра учета государственного имущества в течении 2009-2011 годы.

В этой связи, будет разработан План мероприятий  по созданию единого реестра, детализирующий ответственность государственных  органов по проведению работ по созданию и ведению электронной базы учета  государственного имущества.

Объектами учета  государственного имущества, подлежащего  учету и включению в реестр государственного имущества, являются:

1)  сведения о государственных юридических лицах и юридических лиц с участием государства;

2)  имущество, закрепленное за государственными юридическими лицами;

3)  земельные участки, находящиеся в землепользовании;

4)  иное недвижимое, а также движимое государственное имущество, переданное во владение и (или) пользование граждан и негосударственным юридическим лицам;

5)  принадлежащие государству акции акционерных обществ и доли в уставном капитале товариществ с ограниченной ответственностью;

6)  национальное культурное достояние, принадлежащее государству;

7)  объекты интеллектуальной собственности, принадлежащие государству;

8)  государственный материальный резерв;

9)  иные виды государственного имущества, предусмотренные единой методикой формирования и ведения реестра государственного имущества.

Следует отметить, что показатели единого реестра  будут входными формами Баланса  активов и пассивов государства, направленного на получение цельной  картины активов и обязательств республики.

Кроме того, государственные юридические лица должны будут провести инвентаризацию, паспортизацию и переоценку государственного имущества в единые сроки, по единой методике и формату данных. Инвентаризацию государственного имущества должна обеспечивать выявление фактического наличия государственного имущества, а также выявление неучтенного  и незакрепленного государственного имущества и его дальнейшее закрепление  за государственными юридическими лицами.

В 2009-2011 годы государственными органами будет проводится работа по приведению нормативно-правовой базы в соответствие с положениями законопроекта "О государственном имуществе", в части:

обеспечения эффективного осуществления государством прав как собственника и обладателя иных прав на государственное имущество (утверждение порядка мониторинга  государственного имущества, структуры  разделов, формы и перечня показателей  развития контролируемых государством акционерным обществам и товариществ с ограниченной ответственностью и т.д.);

четкого разграничения  компетенции государственных органов, осуществляющих управление государственным  имуществом, и повышения ответственности  этих органов и их руководителей за проведение политики государства в сфере управления государственным имуществом (внесение изменений и дополнений Положения государственных органов в части конкретизации функций по управлению государственными активами);

установления  правовых основ корпоративного управления государственным имуществом через  национальные холдинги и национальные компании, определения их четкого  взаимодействия с государственными органами и их ответственности за обеспечение проведения политики государства  в сфере управления государственным  имуществом (утверждение типовых  документов по корпоративному управлению).

В Послании народу Казахстана "Новый Казахстан  в новом мире", Президент Республики Казахстан Назарбаев Н.А. особо  подчеркнул, что, одной из главных  задач всех государственных холдингов, входящих в них национальных компаний и других организаций, остается упорядочение их деятельности через внедрение  международной практики корпоративного управления, подотчетности и прозрачности. Работа государственных холдингов  должна строиться в соответствие с Кодексом корпоративного управления.

В предстоящие  годы государственными органами продолжится  работа по внедрению принципов корпоративного управления в акционерных обществах  с государственным участием.

В соответствии с этим Министерство ежегодно проводит мониторинг развития корпоративного управления в АО с государственным участием в части внедрения кодекса  корпоративного управления и института  независимых директоров.

В целях реализации законопроекта "О государственном  имуществе" в 2009 году будут разработаны  Правила оценки управления национальными  холдингами, акционерными обществами (ТОО) с государственным участием, государственными предприятиями.

В соответствии с данными Правилами будет  оцениваться деятельность государственных  органов по управлению своими подведомственными  организациями на основе четких критериев  и показателей.

Информация о работе Управление государственными финансами Республики Казахстан