Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 07:20, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является описание государственных финансов, их необходимости и сущности, а также раскрытие функций финансов.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы управления государственными финансами;
- провести анализ управления финансами Республики Казахстан;
- определить пути совершенствования финансового регулирования экономики РК в условиях финансового кризиса.
Введение
1. Теоретические основы управления государственными финансами
1.1 Сущность государственных финансов
1.2 Виды, формы и методы управления государственными финансами
2. Анализ управления финансами Республики Казахстан
2.1 Анализ государственного бюджета и его исполнения
2.2 Анализ финансирования государственных предприятий и целевых фондов
3. Проблемы и пути их решения в области финансирования государственных финансов
Заключение
Список использованной литературы
Границы действия
органов межотраслевого управления
значительно шире, чем у органов
отраслевого управления, так как
их деятельность распространяется на
все или несколько отраслей управления.
При этом в современных условиях
круг вопросов, по которым необходимо
согласование деятельности отраслевых
органов, непрерывно расширяется. Это
объясняется развитием
Полномочия органов межотраслевого управления выражаются в том, что их акты, изданные в пределах компетенции, являются обязательными для всех органов государственного управления и местного самоуправления, не. подчиненных им организаций. Органы межотраслевого управления, занимая особое положение, несут ответственность за состояние и развитие порученной им сферы управления. [14, c.49]
Финансово-кредитная деятельность имеет ярко выраженный межотраслевой (надведомственный) характер, так как финансовые и кредитные органы вступают в организационно-правовые отношения практически со всеми субъектами права.
Министерство
финансов Республики Казахстан является
центральным финансово-
Важнейшей функцией Министерства финансов является организация работы по составлению бюджета, представляющего собой главный документ государства.
Бюджет - это расчетная и ограничительная смета, роспись доходов и расходов на определенный период, утверждаемая соответствующим решением как подлежащая исполнению. [15, c.74] Являясь важнейшим инструментом организации и регулирования предстоящей деятельности, бюджет представляет собой результат свободно принятого решения, в соответствии с которым субъект берет на себя обязательство своевременно сделать выбор необходимых решений, неукоснительно проводит в жизнь сделанный выбор. [16, c.154]
Обязательство
сделать выбор проистекает из
нехватки ресурсов и потенциально неограниченным
характером потребностей. Бюджет имеет
смысл, если только он проводится в
жизнь. Бюджетное принуждение
Бюджетный процесс включает в себя действия различных государственных органов. [18, c.144]
Составление
и исполнение бюджета - это функция
органов исполнительной власти. Рассмотрение,
утверждение и контроль исполнения
- функция органов
Результатом
финансового контроля Парламента является
утверждение или отказ в
Ужесточение
бюджетной и кредитной политики
Правительства, экономное расходование
государственных средств
Структурным подразделением Министерства финансов Республики Казахстан является Главное управление Казначейства.
Централизованная система органов Казначейства Министерства финансов состоит из Главного управления Казначейства и подчиненных ему территориальных органов.
Основными задачами Казначейства являются управление государственными финансовыми ресурсами; осуществление бухгалтерского учета и отчетности об исполнении республиканского бюджета; учет движения финансов и обслуживание совместно с Национальным Банком внутреннего и внешнего государственного долга Республики Казахстан.
Существенная
роль в проведении единой экономической
и финансовой политики в государстве
принадлежит Национальному
За последние годы заметно возросла роль банков в экономическом развитии страны, сегодня ситуация характеризуется взятием курса на активное участие банков в кредитной политике. [21, c.155]
Главная роль Национального Банка состоит в заботе о том, чтобы высокий уровень производства и занятости в народном хозяйстве сочетался со стабильностью цен, уравновешенностью внешнеэкономического баланса, международной стабильностью национальной валюты.
Национальный Банк является одним из средств проведения экономической и финансовой политики. Государственное вмешательство в деятельность Национального Банка выражается во все более тесном участии банка в финансово-экономической политике Правительства.
Национальный Банк - государственное учреждение, пользующееся широкой автономией, которую поощряет Правительство.
Правительство, находясь под прессом постоянных требований об увеличении расходов, предпочитает ссылаться на уставные права Национального Банка как блюстителя стабильности денежной системы и старается таким образом тверже противостоять этим требованиям.
Вместе с тем одно из эффективных средств государственной экономической политики, которым продолжает пользоваться Правительство, - это субсидии.
Субсидии - это пособия в денежной (или натуральной) форме предоставляемые в пользу юридического или физического лица за счет средств государственного бюджета с целью сокращения или компенсации его расходов либо стимулирования определенного мероприятия. [22, c. 198]
Субсидия означает банковский перевод (трансфер) государственного органа другим государственным органам или социальным институтам.
Селективное
(избирательное) субсидирование способствует
выполнению государственного плана, а
субсидирование спроса либо инвестиций
может способствовать оживлению
конъюнктуры в различных
В то же время
сохранение субсидирования препятствует
нормальному функционированию ценового
механизма и искажает экономические
расчеты, выбор потребителей и организаций-производителей,
стремящихся в условиях рыночных
отношений достичь
Субсидии
на нужды хозяйственной
На уровень
экономики страны существенное влияние
оказывает наличие капитала в
больших масштабах и по дешевой
реальной цене. Государственное управление
призвано повлиять на его направление
через банковскую систему и другие
финансовые рынки в форме инвестиций
в те отрасли, которые обещают
наивысшую эффективность
Органы государственного
управления играют определяющую роль
в финансовой политике, влияя как
на источники поступления и
Специфика государственного
управления такой отраслью, как финансы,
требует выяснения особенностей
экономической системы и
Национальный Банк также выполняет другие функции, регулирующие денежно-кредитную политику Правительства, являющиеся основными экономическими средствами:
- регулирование учетной ставки (дисконтная политика); установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансовые учреждения обязаны хранить в Национальном Банке;
- операции на рынке ценных бумаг, такие как эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение.
Кредитование
банков второго уровня - это предоставление
кредитов в форме учета, переучета
и займов под ценные бумаги или
векселя. Такое кредитование представляет
собой краткосрочный аванс
Учет является одним из важнейших средств влияния Национального Банка на кредитную политику государства. Этим объясняется первостепенная важность уровня учетной ставки, определяемой Национальным Банком. Низкая учетная ставка стимулирует банки к получению заемных средств в этом банке, в то время как высокая учетная ставка ограничивает их обращение к этому виду кредита и, следовательно, уменьшает их возможность предоставления кредита клиентам.
Игра на учетной ставке может, таким образом, способствовать и расширению, и сужению кредита, и тем самым ускорению или замедлению хозяйственной деятельности и снижению скорости обращения денежных потоков. [26, 119]
Другой формой контроля кредита, который осуществляет Национальный Банк Республики Казахстан, является возможность предоставлять прямые ссуды государству, а также полномочие устанавливать и изменять в определенных пределах процентное соотношение между ликвидными средствами, хранящимися в банках второго уровня, и объемами вкладов (коэффициент ликвидности).
2. Анализ управления финансами
Республики Казахстан
2.1 Анализ государственного бюджета и
его исполнения
Для проведения анализа государственного бюджета и его исполнения обратимся к аналитического обзора об исполнении бюджета за 2009 год. [27]
С 2008 года доходы консолидированного бюджета значительно увеличились: с 3 375,8 млрд тенге (33,1% ВВП) до 4 789,3 млрд тенге (37,3% ВВП).
Если же говорить о структуре консолидированного бюджета, то следует отметить некоторое усиление роли местного бюджета (его доля увеличилась на 2%) и существенное усиление роли Национального фонда (его доля увеличилась на 7%).
В отношении динамики поступления средств в бюджет более показательными являются данные по государственному и республиканскому бюджетам. Из года в год наблюдается стабильный рост бюджетных доходов. По сравнению с 2008 годом доходы государственного бюджета выросли с 2 338,0 млрд тенге до 2 887,8 млрд.
Если же рассматривать доходы в отношении к ВВП, то можно наблюдать следующую динамику: с 2006 года состоялся значительный рост - показатель вырос на 5,7%; с 2007 года показатель начинает падать, хотя изменение с 2008 на 2009 год незначительно и составляет всего 0,3%.
Совокупный доход государственного бюджета в 2009 году составил 2 887,8 млрд. тенге, из них более 80% (2 356 млрд. тенге) приходится на налоговые поступления.
Наибольшая доля поступлений (34%) приходится на подоходный налог, состоящий из корпоративного (758,3 млрд. тенге) - это доходы организаций, и индивидуального (221 млрд. тенге) - прибыль физических лиц.
Второе место
по объему поступлений (29%) занимают внутренние
налоги на товары, работы и услуги. Из
них наибольший доход приносят налог
на добавленную стоимость (629,3 млрд.
тенге), акцизы (58,8 млрд.) и поступления
за использование природных и
других ресурсов (132,2 млрд. тенге). Налог
на добавленную стоимость (НДС) - это
налог, которым облагается вклад
предприятия (фирмы) в рыночную ценность
производимого ею товара или услуги.
В Казахстане большую часть дохода
от НДС составляет налог, взимаемый
с товаров, импортируемых на территорию
республики. Акциз - один из видов косвенного
налога, устанавливаемый
На третьем месте по прибыльности находится социальный налог (10% от всех поступлений), он приносит 295,7 млрд. тенге. В него входят налоги на имущество граждан (как юридических, так и физических лиц), налоги на транспортные средства, земельный налог.
На четвертом месте доходы, полученные за счет трансфертов из местных бюджетов и Национального фонда Казахстана. Они составляют 258 млрд. тенге.
Еще 6% приносят неналоговые поступления. Они включают в себя доходы от государственной собственности (63,9 млрд. тенге), доходы от штрафов, пеней, взысканий (11, 5 млрд. тенге) и другие доходы.
Оставшиеся 9% приходятся на налоги на международную торговлю и внешние операции, государственную пошлину, консульский сбор и прочие.
Рассмотрим расходы республиканского бюджета РК.
Затраты республиканского бюджета Республики Казахстан в 2009 году составили 2 716 млрд. тенге. Это на 31,3% больше, чем в 2008 году. Расходы бюджета по отношению к ВВП в 2009 году (19,3%) остались на уровне 2008 года.
Бюджетным кодексом Республики Казахстан для расходов республиканского бюджета предусмотрена классификация по следующим функциональным группам:
- государственные услуги общего характера;
- оборона;
- общественный порядок, безопасность, правовая, судебная, уголовно-исполнительная деятельность;
- образование;
- здравоохранение;
- социальная помощь и социальное обеспечение;
- жилищно-коммунальное хозяйство;
- культура, спорт, туризм, информационное пространство;
- топливно-энергетический комплекс и недропользование;
Информация о работе Управление государственными финансами Республики Казахстан