Управление государственными финансами Республики Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 07:20, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является описание государственных финансов, их необходимости и сущности, а также раскрытие функций финансов.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы управления государственными финансами;
- провести анализ управления финансами Республики Казахстан;
- определить пути совершенствования финансового регулирования экономики РК в условиях финансового кризиса.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы управления государственными финансами
1.1 Сущность государственных финансов
1.2 Виды, формы и методы управления государственными финансами
2. Анализ управления финансами Республики Казахстан
2.1 Анализ государственного бюджета и его исполнения
2.2 Анализ финансирования государственных предприятий и целевых фондов
3. Проблемы и пути их решения в области финансирования государственных финансов
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

рефер.docx

— 63.23 Кб (Скачать документ)

Границы действия органов межотраслевого управления значительно шире, чем у органов  отраслевого управления, так как  их деятельность распространяется на все или несколько отраслей управления. При этом в современных условиях круг вопросов, по которым необходимо согласование деятельности отраслевых органов, непрерывно расширяется. Это  объясняется развитием негосударственного сектора экономики, порождающим  новые объекты управления, а также  созданием межгосударственных структур.

Полномочия  органов межотраслевого управления выражаются в том, что их акты, изданные в пределах компетенции, являются обязательными  для всех органов государственного управления и местного самоуправления, не. подчиненных им организаций. Органы межотраслевого управления, занимая особое положение, несут ответственность за состояние и развитие порученной им сферы управления. [14, c.49]

Финансово-кредитная  деятельность имеет ярко выраженный межотраслевой (надведомственный) характер, так как финансовые и кредитные органы вступают в организационно-правовые отношения практически со всеми субъектами права.

Министерство  финансов Республики Казахстан является центральным финансово-экономическим  органом государственного управления, осуществляющим общее руководство  организацией финансов в республике, и несет ответственность за реализацию единой государственной политики во взаимодействии с кредитной, валютной, денежной, налоговой и таможенной политикой.

Важнейшей функцией Министерства финансов является организация  работы по составлению бюджета, представляющего  собой главный документ государства.

Бюджет - это  расчетная и ограничительная  смета, роспись доходов и расходов на определенный период, утверждаемая соответствующим решением как подлежащая исполнению. [15, c.74] Являясь важнейшим  инструментом организации и регулирования  предстоящей деятельности, бюджет представляет собой результат свободно принятого  решения, в соответствии с которым  субъект берет на себя обязательство  своевременно сделать выбор необходимых  решений, неукоснительно проводит в  жизнь сделанный выбор. [16, c.154]

Обязательство сделать выбор проистекает из нехватки ресурсов и потенциально неограниченным характером потребностей. Бюджет имеет  смысл, если только он проводится в  жизнь. Бюджетное принуждение проистекает  из законодательного характера бюджета, из правил государственного финансового  учета и многочисленных видов  контроля, которые он предусматривает. [17, c. 201]

Бюджетный процесс включает в себя действия различных государственных органов. [18, c.144]

Составление и исполнение бюджета - это функция  органов исполнительной власти. Рассмотрение, утверждение и контроль исполнения - функция органов законодательной (представительной) власти.

Результатом финансового контроля Парламента является утверждение или отказ в утверждении  отчета Правительства. Отказ в утверждении  относится не только к представленному  отчету министра финансов, но и к  ведению бюджета и руководству  экономикой в целом со стороны  органов исполнительной власти. Значение процедуры вынесения отказа в  утверждении отчета заключается  в возможности напомнить Правительству  о политической ответственности.

Ужесточение бюджетной и кредитной политики Правительства, экономное расходование государственных средств позволили  выполнить одну из главных целей - снизить инфляцию. В Плане действий Правительства по углублению реформ на 1996-1998 годы записано: "Подавление инфляции и стабилизация курса национальной валюты позволяют сейчас перенести  главный фронт действий с макрополитики на секторальный и отраслевой разрез, на микроуровень, в реформе которых заложен существенный потенциал повышения деловой активности и экономического роста" [19, c.14].

Структурным подразделением Министерства финансов Республики Казахстан является Главное  управление Казначейства.

Централизованная  система органов Казначейства Министерства финансов состоит из Главного управления Казначейства и подчиненных ему  территориальных органов.

Основными задачами Казначейства являются управление государственными финансовыми ресурсами; осуществление  бухгалтерского учета и отчетности об исполнении республиканского бюджета; учет движения финансов и обслуживание совместно с Национальным Банком внутреннего и внешнего государственного долга Республики Казахстан.

Существенная  роль в проведении единой экономической  и финансовой политики в государстве  принадлежит Национальному Банку  Республики Казахстан.

За последние  годы заметно возросла роль банков в экономическом развитии страны, сегодня ситуация характеризуется  взятием курса на активное участие  банков в кредитной политике. [21, c.155]

Главная роль Национального Банка состоит  в заботе о том, чтобы высокий  уровень производства и занятости  в народном хозяйстве сочетался  со стабильностью цен, уравновешенностью  внешнеэкономического баланса, международной  стабильностью национальной валюты.

Национальный  Банк является одним из средств проведения экономической и финансовой политики. Государственное вмешательство в деятельность Национального Банка выражается во все более тесном участии банка в финансово-экономической политике Правительства.

Национальный  Банк - государственное учреждение, пользующееся широкой автономией, которую  поощряет Правительство.

Правительство, находясь под прессом постоянных требований об увеличении расходов, предпочитает ссылаться на уставные права Национального  Банка как блюстителя стабильности денежной системы и старается таким образом тверже противостоять этим требованиям.

Вместе с  тем одно из эффективных средств  государственной экономической  политики, которым продолжает пользоваться Правительство, - это субсидии.

Субсидии - это  пособия в денежной (или натуральной) форме предоставляемые в пользу юридического или физического лица за счет средств государственного бюджета  с целью сокращения или компенсации  его расходов либо стимулирования определенного  мероприятия. [22, c. 198]

Субсидия  означает банковский перевод (трансфер) государственного органа другим государственным органам или социальным институтам.

Селективное (избирательное) субсидирование способствует выполнению государственного плана, а  субсидирование спроса либо инвестиций может способствовать оживлению  конъюнктуры в различных отраслях.

В то же время  сохранение субсидирования препятствует нормальному функционированию ценового механизма и искажает экономические  расчеты, выбор потребителей и организаций-производителей, стремящихся в условиях рыночных отношений достичь экономического равновесия, который должен определяться справедливыми ценами и издержками.

Субсидии  на нужды хозяйственной деятельности и субсидии равновесия защищают скорее производителя, чем потребителя. Они  избавляют производителя от необходимости  оптимизировать управление, снижают  ответственность руководителя предприятия  и сокращают возможность практически  ставить вопрос о такой ответственности.

На уровень  экономики страны существенное влияние  оказывает наличие капитала в  больших масштабах и по дешевой  реальной цене. Государственное управление призвано повлиять на его направление  через банковскую систему и другие финансовые рынки в форме инвестиций в те отрасли, которые обещают  наивысшую эффективность вложения. [23, c.135]

Органы государственного управления играют определяющую роль в финансовой политике, влияя как  на источники поступления и стоимость  капитала, так и на рынки, через  которые происходит его размещение. На масштабы капитала в стране наибольшее влияние оказывают темп роста  личных сбережений, размер дефицита государственного бюджета, а также движение иностранного капитала.

Специфика государственного управления такой отраслью, как финансы, требует выяснения особенностей экономической системы и проводимой правительством денежно-кредитной  политики в условиях реформирования экономики. [24, c.51]

Национальный  Банк также выполняет другие функции, регулирующие денежно-кредитную политику Правительства, являющиеся основными  экономическими средствами:

-  регулирование учетной ставки (дисконтная политика); установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансовые учреждения обязаны хранить в Национальном Банке;

-  операции на рынке ценных бумаг, такие как эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение.

Кредитование  банков второго уровня - это предоставление кредитов в форме учета, переучета  и займов под ценные бумаги или  векселя. Такое кредитование представляет собой краткосрочный аванс банкам в связи с потребностями в  обмен на коммерческие векселя и  государственные ценные бумаги. [25, c.177]

Учет является одним из важнейших средств влияния Национального Банка на кредитную политику государства. Этим объясняется первостепенная важность уровня учетной ставки, определяемой Национальным Банком. Низкая учетная ставка стимулирует банки к получению заемных средств в этом банке, в то время как высокая учетная ставка ограничивает их обращение к этому виду кредита и, следовательно, уменьшает их возможность предоставления кредита клиентам.

Игра на учетной  ставке может, таким образом, способствовать и расширению, и сужению кредита, и тем самым ускорению или  замедлению хозяйственной деятельности и снижению скорости обращения денежных потоков. [26, 119]

Другой формой контроля кредита, который осуществляет Национальный Банк Республики Казахстан, является возможность предоставлять  прямые ссуды государству, а также  полномочие устанавливать и изменять в определенных пределах процентное соотношение между ликвидными средствами, хранящимися в банках второго  уровня, и объемами вкладов (коэффициент  ликвидности).

 
2. Анализ управления финансами  Республики Казахстан 2.1 Анализ государственного бюджета и его исполнения

Для проведения анализа государственного бюджета  и его исполнения обратимся к аналитического обзора об исполнении бюджета за 2009 год. [27]

С 2008 года доходы консолидированного бюджета значительно  увеличились: с 3 375,8 млрд тенге (33,1% ВВП) до 4 789,3 млрд тенге (37,3% ВВП).

Если же говорить о структуре консолидированного бюджета, то следует отметить некоторое  усиление роли местного бюджета (его  доля увеличилась на 2%) и существенное усиление роли Национального фонда (его доля увеличилась на 7%).

В отношении  динамики поступления средств в бюджет более показательными являются данные по государственному и республиканскому бюджетам. Из года в год наблюдается стабильный рост бюджетных доходов. По сравнению с 2008 годом доходы государственного бюджета выросли с 2 338,0 млрд тенге до 2 887,8 млрд.

Если же рассматривать  доходы в отношении к ВВП, то можно  наблюдать следующую динамику: с 2006 года состоялся значительный рост - показатель вырос на 5,7%; с 2007 года показатель начинает падать, хотя изменение с 2008 на 2009 год незначительно и составляет всего 0,3%.

Совокупный  доход государственного бюджета  в 2009 году составил 2 887,8 млрд. тенге, из них более 80% (2 356 млрд. тенге) приходится на налоговые поступления.

Наибольшая  доля поступлений (34%) приходится на подоходный налог, состоящий из корпоративного (758,3 млрд. тенге) - это доходы организаций, и индивидуального (221 млрд. тенге) - прибыль физических лиц.

Второе место  по объему поступлений (29%) занимают внутренние налоги на товары, работы и услуги. Из них наибольший доход приносят налог  на добавленную стоимость (629,3 млрд. тенге), акцизы (58,8 млрд.) и поступления  за использование природных и  других ресурсов (132,2 млрд. тенге). Налог  на добавленную стоимость (НДС) - это  налог, которым облагается вклад  предприятия (фирмы) в рыночную ценность производимого ею товара или услуги. В Казахстане большую часть дохода от НДС составляет налог, взимаемый  с товаров, импортируемых на территорию республики. Акциз - один из видов косвенного налога, устанавливаемый преимущественно  на предметы массового потребления (табак, вино и др.) внутри страны. Среди  них наибольший доход в бюджет республики приносят акцизы на алкогольные  напитки, табак и бензин. Среди  поступлений за использование ресурсов наибольший вклад приносит плата  за эмиссии в окружающую среду.

На третьем  месте по прибыльности находится  социальный налог (10% от всех поступлений), он приносит 295,7 млрд. тенге. В него входят налоги на имущество граждан (как  юридических, так и физических лиц), налоги на транспортные средства, земельный  налог.

На четвертом  месте доходы, полученные за счет трансфертов  из местных бюджетов и Национального  фонда Казахстана. Они составляют 258 млрд. тенге.

Еще 6% приносят неналоговые поступления. Они включают в себя доходы от государственной  собственности (63,9 млрд. тенге), доходы от штрафов, пеней, взысканий (11, 5 млрд. тенге) и другие доходы.

Оставшиеся 9% приходятся на налоги на международную  торговлю и внешние операции, государственную  пошлину, консульский сбор и прочие.

Рассмотрим  расходы республиканского бюджета  РК.

Затраты республиканского бюджета Республики Казахстан в 2009 году составили 2 716 млрд. тенге. Это  на 31,3% больше, чем в 2008 году. Расходы  бюджета по отношению к ВВП  в 2009 году (19,3%) остались на уровне 2008 года.

Бюджетным кодексом Республики Казахстан для расходов республиканского бюджета предусмотрена  классификация по следующим функциональным группам:

-  государственные услуги общего характера;

-  оборона;

-  общественный порядок, безопасность, правовая, судебная, уголовно-исполнительная деятельность;

-  образование;

-  здравоохранение;

-  социальная помощь и социальное обеспечение;

-  жилищно-коммунальное хозяйство;

-  культура, спорт, туризм, информационное пространство;

-  топливно-энергетический комплекс и недропользование;

Информация о работе Управление государственными финансами Республики Казахстан