Управление государственными финансами Республики Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 07:20, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является описание государственных финансов, их необходимости и сущности, а также раскрытие функций финансов.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы управления государственными финансами;
- провести анализ управления финансами Республики Казахстан;
- определить пути совершенствования финансового регулирования экономики РК в условиях финансового кризиса.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы управления государственными финансами
1.1 Сущность государственных финансов
1.2 Виды, формы и методы управления государственными финансами
2. Анализ управления финансами Республики Казахстан
2.1 Анализ государственного бюджета и его исполнения
2.2 Анализ финансирования государственных предприятий и целевых фондов
3. Проблемы и пути их решения в области финансирования государственных финансов
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

рефер.docx

— 63.23 Кб (Скачать документ)

-  сельское, водное, лесное, рыбное хозяйство, особо охраняемые природные территории, охрана окружающей среды и животного мира, земельные отношения;

-  промышленность, архитектурная, градостроительная и строительная деятельность;

-  транспорт и коммуникации;

-  прочие;

-  обслуживание долга;

-  трансферты.

Затраты консолидированного бюджета Республики Казахстан состоят  из затрат местных бюджетов, республиканского бюджета и расходов Национального  фонда. Расходы по большинству функциональных групп осуществляются только из местных  и республиканского бюджета, в то время как из Национального фонда  осуществляется финансирование целевых  трансфертов в республиканский  бюджет на цели, определяемые Президентом  РК. 

 

Таблица 1. Доли бюджетов различных уровней в  общих затратах, 2009 г., %

Показатель

Республиканский бюджет

Местные бюджеты

Национальный фонд

Государственные услуги общего характера

73,2

26,8

0,0

Оборона

95,7

4,3

0,0

Общественный порядок, безопасность, правовая, судебная, уголовно-исполнительная деятельность

81,4

18,6

0,0

Образование

28,6

71,4

0,0

Здравоохранение

27,7

72,3

0,0

Социальная помощь и социальное обеспечение

91,2

8,8

0,0

Жилищно-коммунальное хозяйство

26,6

73,4

0,0

Культура, спорт, туризм и информационное пространство

46,0

54,0

0,0

Топливно-энергетический комплекс и  недропользование

60,1

39,9

0,0

Сельское, водное, лесное, рыбное хозяйство, особо охраняемые природные территории, охрана окружающей среды и животного  мира, земельные отношения

68,7

31,3

0,0

Промышленность, архитектурная, градостроительная  и строительная деятельность

40,4

59,6

0,0

Транспорт и коммуникации

58,1

41,9

0,0

Целевые трансферты

12,4

0,8

86,8

Обслуживание долга

98,0

2,0

0,0

Трансферты

53,4

46,6

0,0

Всего:

45,2

32,1

22,8


Как видно  из таблицы 1, роль республиканского бюджета  особенно важна для финансирования расходов на оборону, обслуживание долга, социальную помощь и социальное обеспечение, общественный порядок и государственные  услуги общего характера. Региональные и местные бюджеты осуществляют основной объем расходов по таким  функциональным группам, как ЖКХ, здравоохранение  и образование.

В 2009 году расходы  республиканского бюджета по большинству  функциональных групп увеличились, что соответствует общей динамике увеличения расходов республиканского бюджета за последние несколько  лет. Общий объем затрат республиканского бюджета вырос на 812,1 млрд. тенге, или на 2,13 процентных пункта ВВП. (таблица 2)

Таблица 2. Расходы  республиканского бюджета Республики Казахстан по функциональным группам, млрд. тенге

Показатель

2008

2009

Государственные услуги общего характера

124,3

137,6

Оборона

160,9

158,7

Общественный порядок, безопасность, правовая, судебная, уголовно-исполнительная деятельность

196,7

218,5

Образование

149,0

193,2

Здравоохранение

100,8

147,9

Социальное обеспечение и социальная помощь

462,7

569,8

Жилищно-коммунальное хозяйство

117,6

128,0

Культура, спорт, туризм и информационное пространство

66,5

82,2

Топливно-энергетический комплекс и  недропользование

84,6

68,4

Сельское, водное, лесное, рыбное хозяйство  и охрана окружающей среды

121,4

151,4

Промышленность, архитектурная, градостроительная  и строительная деятельность

5,5

3,0

Транспорт и коммуникации

235,9

241,3

Прочие

424,2

457,1

Обслуживание долга

33,7

57,7

Трансферты

192,8

449,1


Снижение  расходов бюджета в 2008 году произошло  по функциональным группам: топливно-энергетический комплекс и недропользование, оборона и промышленность, архитектурная, градостроительная и строительная деятельность на 16,2; 2,2 и 2,5 млрд. тенге, соответственно. [3]

 

Таблица 3. Свод бюджетных расходов по бюджетным  программам тыс. г.

Показатель

Отчетный период

Плановый период

2008 год

2009 год

2010 год

2011 год

2012 год

1

2

3

4

5

6

1. Действующие программы, из них:

         

текущие бюджетные программы

         

001 "Обеспечение контроля за исполнением республиканского бюджета"

287 927,00

501 217,00

555 899,00

654 521,00

722 864,00

005 "Материально-техническое оснащение  Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета"

25 704,00

26 430,00

6 375,00

6 885,00

7 402,00

004 "Исследование финансовых нарушений"

50 000,00

100 000,00

50 000,00

54 000,00

58 050,00

бюджетные программы развития

         

002 "Развитие информационной базы  данных Счетного комитета по  контролю за исполнением республиканского бюджета"

50 623,00

       

ВСЕГО расходов, из них:

414 254,00

627 647,00

612 274,00

715 406,00

788 316,00

текущие бюджетные программы

363 631,00

627 647,00

612 274,00

715 406,00

788 316,00

бюджетные программы развития

50 623,00

       

Анализ реализации отдельных государственных программ, основанный на результатах контрольных  мероприятий Счетного комитета, свидетельствует  об отсутствии надлежащего мониторинга  со стороны координирующих государственных  органов, вследствие чего имеют место  многочисленные случаи срыва сроков реализации программ, что в конечном итоге приводит к неэффективному использованию выделенных средств, затягиванию достижения поставленных целей.

Кроме того, отсутствие четких норм ответственности  должностных лиц - администраторов  бюджетных программ и конкретных сравнительных показателей, сроков и индикаторов привело к многочисленным нарушениям бюджетного законодательства, что, в свою очередь, повлияло на полноценную  реализацию этих программ. [27]

По прогнозу на 2010 год поступления государственного бюджета составят 21,3 % к ВВП, расходы - 22,5 % к ВВП, в том числе на образование - 3,6% к ВВП, на здравоохранение - 2,6% к  ВВП, на социальное обеспечение и  социальную помощь - 4,3% к ВВП. [28]

Расходы бюджета  на оборонные нужды в 2009 году определены в размере 1,2 % к ВВП.

Государственный бюджет. За I квартал 2010 года поступления в государственный бюджет без учета поступления займов составили 746,0 млрд. тенге и исполнены на 83,3 % к плану на отчетный период, в т. ч. доходов поступило 745,5 млрд. тенге, или 83,4 %, из которых налоговые поступления составили 568,0 млрд. тенге, 96,3 %, неналоговые - 20,2 млн. тенге, 170,8 %, поступления от продажи основного капитала - 14,2 млн. тенге, 96,4 %, поступления трансфертов - 143,0 млн. тенге, 51,4 %, погашение бюджетных кредитов - 486,7 млн. тенге, 48,2 %, поступления от продажи финансовых активов государства - 86,5 млн. тенге, 1 169,1 %.

Расходы государственного бюджета без учета погашения  займов за I квартал 2010 года составили 722,9 млн. тенге и исполнены на 89,3 % к плану по платежам на отчетный период в сумме 809,5 млн. тенге.

Профицит государственного бюджета за I квартал 2010 года составил 23,2 млрд. тенге.

Поступления в республиканский бюджет без  учета поступления займов за 1 квартал 2008 года составили 597,0 млрд. тенге и  исполнены на 80,3 % к плану на отчетный период, в том числе доходы исполнены  соответственно на 588,3 млрд. тенге, 79,3 %, из которых налоговые поступления  составили 398,7 млрд. тенге, 91,3 %, неналоговые - 18,2 млрд. тенге, 182,3 %, поступления от продажи основного капитала - 0,9 млн. тенге, 36,0 %, поступления трансфертов - 171,4 млрд. тенге, 58,0 %, погашено бюджетных кредитов на 8,6 млрд. тенге, 823,7 %, поступило от продажи финансовых активов государства 0,1 млрд. тенге.

Расходы республиканского бюджета без учета погашения  займов за I квартал 2010 год составили 614,2 млрд. тенге и исполнены на 93,2 % к плану по платежам на отчетный период в сумме 659,1 млрд. тенге.

Дефицит республиканского бюджета за I квартал 2010 года составил 17,2 млрд. тенге.

Местные бюджеты. По оперативным данным местных уполномоченных органов, за I квартал 2010 года поступления  составили 506,7 млрд. тенге, или 102,6 % к  плану на отчетный период, из них  доходы - соответственно 499,95 млрд. тенге, 103,0 %, погашено бюджетных кредитов на 6,7 млрд. тенге, 82,6 %, поступило от продажи  финансовых активов государства - 0,7 млрд. тенге, 1 000,2 %.

Местные бюджеты  за отчетный период произвели расходов (без учета погашения займов) в  объеме 455,8 млрд. тенге, что составило 90,9 % к плану на отчетный период в  сумме 501,4 млн. тенге.

Профицит местных бюджетов по итогам I квартала 2010 года составил 50,9 млн. тенге.

Поступления и использование Национального  Фонда Республики Казахстан.

На 1 апреля 2010 года средства Национального фонда  Республики Казахстан составили 2 733,4 млрд. тенге.

За I квартал 2010 года в Фонд поступило 246,6 млрд. тенге, которые были сформированы за счет поступлений прямых налогов от предприятий  нефтяного сектора - 245,9 млрд. тенге  и поступлений от продажи земельных  участков сельскохозяйственного назначения - 0,7 млрд. тенге.

Налоговая политика. Совершенствование налогового законодательства Республики Казахстан будет осуществляться путем:

приведения  налоговой системы в соответствие с задачами нового этапа развития Казахстана, которая должна способствовать модернизации и диверсификации экономики, выходу бизнеса из "тени";

оптимизации льгот и соответствующего снижения налоговой нагрузки на несырьевой сектор экономики, приведение налогообложения юридических лиц в соответствие с международными стандартами;

приведения  налога на добавленную стоимость  в соответствие с лучшей мировой  практикой;

унифицирования акцизов на импорт и на внутреннее производство;

реформирования  специальных налоговых режимов  в целях их большего соответствия требованиям малого и среднего бизнеса;

реформирования  системы налогообложения недропользователей;

упрощения администрирования, введения правил налогового учета, повышения  качества налоговых услуг, сокращения налоговой отчетности, упорядочение проверок. 

 

2.2 Анализ финансирования государственных  предприятий и целевых фондов

В соответствии с политикой управления государственными активами оптимизирована система управления организациями с государственным  участием: функции управления осуществляют отраслевые государственные органы в соответствии со сферами деятельности данных организаций.

В связи с  разграничением полномочий между уровнями государственного управления на основании  Закона РК "О местном государственном  управлении и самоуправлении в Республике Казахстан" функции по управлению коммунальной собственностью районов (городов областного значения) находятся  в компетенции акиматов районов (городов областного значения). [29]

Несмотря  на проводимую работу по повышению  эффективности управления государственными коммунальными активами области  актуальными остаются следующие  вопросы:

дальнейшее  совершенствование системы учета  коммунальной собственности, ее своевременное  и качественное наполнение;

повышение эффективности  деятельности государственных предприятий  на праве хозяйственного ведения, организаций  с государственным участием, находящихся  в областной коммунальной собственности;

Ключевая  функция управления финансов состоит  в координации деятельности администраторов  бюджетных программ по обеспечению  эффективного исполнения бюджета администраторами бюджетных программ.

Цель данного  стратегического направления - улучшение  показателей исполнения бюджета  путем:

-  проведения бюджетного мониторинга по поступлениям и расходам;

-  эффективного взаимодействия с администраторами бюджетных программ и уполномоченным органом, ответственным за взимание налоговых и других поступлений в бюджет, в процессе мониторинга исполнения бюджета;

-  оптимизации и повышения эффективности процесса государственных закупок.

В процессе исполнения бюджета в случаях  повторного проведения конкурсных процедур из-за отсутствия конкурсной среды  возникают проблемы по принятию обязательств в соответствии с планами финансирования по обязательствам, что отрицательно отражается на исполнении бюджета за отчетный период.

Удельный  вес сумм неосвоения по причине недостаточного уровня организации и проведения процедур государственных закупок, обусловившего необходимость объявления повторных конкурсов (отсутствие конкурсной среды, несоответствие конкурсных заявок квалификационным требованиям и требованиям конкурсной документации и т.п.) в течение I квартала 2008-2009 годов составлял от 3 до 66 процентов.

В целях упрощения  процедур государственных закупок, расширения конкурентного поля, снижения коррупции, экономии и оптимизации  использования бюджетных средств  на 2010 год запланированы:

-  переход субъектов государственных закупок в систему электронных торгов;

-  осуществление 100% закупок способом запроса ценовых предложений в электронном формате. [30]

Основой повышения  качества и доступности услуг  является регулярный и систематический  сбор, отслеживание и анализ показателей  исполнения бюджета, осуществляемые с  целью выявления причин неисполнения или перевыполнения прогноза поступлений, несвоевременного принятия обязательств и проведения платежей по бюджетным  программам, составления прогнозов  исполнения поступлений и расходов бюджета, а также данных по показателям  результата, определенным в стратегических планах администраторов бюджетных  программ.

Информация о работе Управление государственными финансами Республики Казахстан