Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 07:20, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является описание государственных финансов, их необходимости и сущности, а также раскрытие функций финансов.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы управления государственными финансами;
- провести анализ управления финансами Республики Казахстан;
- определить пути совершенствования финансового регулирования экономики РК в условиях финансового кризиса.
Введение
1. Теоретические основы управления государственными финансами
1.1 Сущность государственных финансов
1.2 Виды, формы и методы управления государственными финансами
2. Анализ управления финансами Республики Казахстан
2.1 Анализ государственного бюджета и его исполнения
2.2 Анализ финансирования государственных предприятий и целевых фондов
3. Проблемы и пути их решения в области финансирования государственных финансов
Заключение
Список использованной литературы
- сельское, водное, лесное, рыбное хозяйство, особо охраняемые природные территории, охрана окружающей среды и животного мира, земельные отношения;
- промышленность, архитектурная, градостроительная и строительная деятельность;
- транспорт и коммуникации;
- прочие;
- обслуживание долга;
- трансферты.
Затраты консолидированного бюджета Республики Казахстан состоят из затрат местных бюджетов, республиканского бюджета и расходов Национального фонда. Расходы по большинству функциональных групп осуществляются только из местных и республиканского бюджета, в то время как из Национального фонда осуществляется финансирование целевых трансфертов в республиканский бюджет на цели, определяемые Президентом РК.
Таблица 1. Доли бюджетов различных уровней в общих затратах, 2009 г., %
Показатель |
Республиканский бюджет |
Местные бюджеты |
Национальный фонд |
Государственные услуги общего характера |
73,2 |
26,8 |
0,0 |
Оборона |
95,7 |
4,3 |
0,0 |
Общественный порядок, безопасность, правовая, судебная, уголовно-исполнительная деятельность |
81,4 |
18,6 |
0,0 |
Образование |
28,6 |
71,4 |
0,0 |
Здравоохранение |
27,7 |
72,3 |
0,0 |
Социальная помощь и социальное обеспечение |
91,2 |
8,8 |
0,0 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
26,6 |
73,4 |
0,0 |
Культура, спорт, туризм и информационное пространство |
46,0 |
54,0 |
0,0 |
Топливно-энергетический комплекс и недропользование |
60,1 |
39,9 |
0,0 |
Сельское, водное, лесное, рыбное хозяйство, особо охраняемые природные территории, охрана окружающей среды и животного мира, земельные отношения |
68,7 |
31,3 |
0,0 |
Промышленность, архитектурная, градостроительная и строительная деятельность |
40,4 |
59,6 |
0,0 |
Транспорт и коммуникации |
58,1 |
41,9 |
0,0 |
Целевые трансферты |
12,4 |
0,8 |
86,8 |
Обслуживание долга |
98,0 |
2,0 |
0,0 |
Трансферты |
53,4 |
46,6 |
0,0 |
Всего: |
45,2 |
32,1 |
22,8 |
Как видно из таблицы 1, роль республиканского бюджета особенно важна для финансирования расходов на оборону, обслуживание долга, социальную помощь и социальное обеспечение, общественный порядок и государственные услуги общего характера. Региональные и местные бюджеты осуществляют основной объем расходов по таким функциональным группам, как ЖКХ, здравоохранение и образование.
В 2009 году расходы
республиканского бюджета по большинству
функциональных групп увеличились,
что соответствует общей
Таблица 2. Расходы республиканского бюджета Республики Казахстан по функциональным группам, млрд. тенге
Показатель |
2008 |
2009 |
Государственные услуги общего характера |
124,3 |
137,6 |
Оборона |
160,9 |
158,7 |
Общественный порядок, безопасность, правовая, судебная, уголовно-исполнительная деятельность |
196,7 |
218,5 |
Образование |
149,0 |
193,2 |
Здравоохранение |
100,8 |
147,9 |
Социальное обеспечение и |
462,7 |
569,8 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
117,6 |
128,0 |
Культура, спорт, туризм и информационное пространство |
66,5 |
82,2 |
Топливно-энергетический комплекс и недропользование |
84,6 |
68,4 |
Сельское, водное, лесное, рыбное хозяйство и охрана окружающей среды |
121,4 |
151,4 |
Промышленность, архитектурная, градостроительная и строительная деятельность |
5,5 |
3,0 |
Транспорт и коммуникации |
235,9 |
241,3 |
Прочие |
424,2 |
457,1 |
Обслуживание долга |
33,7 |
57,7 |
Трансферты |
192,8 |
449,1 |
Снижение расходов бюджета в 2008 году произошло по функциональным группам: топливно-энергетический комплекс и недропользование, оборона и промышленность, архитектурная, градостроительная и строительная деятельность на 16,2; 2,2 и 2,5 млрд. тенге, соответственно. [3]
Таблица 3. Свод бюджетных расходов по бюджетным программам тыс. г.
Показатель |
Отчетный период |
Плановый период | |||
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. Действующие программы, из них: |
|||||
текущие бюджетные программы |
|||||
001 "Обеспечение контроля за исполнением республиканского бюджета" |
287 927,00 |
501 217,00 |
555 899,00 |
654 521,00 |
722 864,00 |
005 "Материально-техническое |
25 704,00 |
26 430,00 |
6 375,00 |
6 885,00 |
7 402,00 |
004 "Исследование финансовых |
50 000,00 |
100 000,00 |
50 000,00 |
54 000,00 |
58 050,00 |
бюджетные программы развития |
|||||
002 "Развитие информационной базы данных Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета" |
50 623,00 |
||||
ВСЕГО расходов, из них: |
414 254,00 |
627 647,00 |
612 274,00 |
715 406,00 |
788 316,00 |
текущие бюджетные программы |
363 631,00 |
627 647,00 |
612 274,00 |
715 406,00 |
788 316,00 |
бюджетные программы развития |
50 623,00 |
Анализ реализации
отдельных государственных
Кроме того,
отсутствие четких норм ответственности
должностных лиц - администраторов
бюджетных программ и конкретных
сравнительных показателей, сроков
и индикаторов привело к
По прогнозу
на 2010 год поступления
Расходы бюджета на оборонные нужды в 2009 году определены в размере 1,2 % к ВВП.
Государственный бюджет. За I квартал 2010 года поступления в государственный бюджет без учета поступления займов составили 746,0 млрд. тенге и исполнены на 83,3 % к плану на отчетный период, в т. ч. доходов поступило 745,5 млрд. тенге, или 83,4 %, из которых налоговые поступления составили 568,0 млрд. тенге, 96,3 %, неналоговые - 20,2 млн. тенге, 170,8 %, поступления от продажи основного капитала - 14,2 млн. тенге, 96,4 %, поступления трансфертов - 143,0 млн. тенге, 51,4 %, погашение бюджетных кредитов - 486,7 млн. тенге, 48,2 %, поступления от продажи финансовых активов государства - 86,5 млн. тенге, 1 169,1 %.
Расходы государственного бюджета без учета погашения займов за I квартал 2010 года составили 722,9 млн. тенге и исполнены на 89,3 % к плану по платежам на отчетный период в сумме 809,5 млн. тенге.
Профицит государственного бюджета за I квартал 2010 года составил 23,2 млрд. тенге.
Поступления в республиканский бюджет без учета поступления займов за 1 квартал 2008 года составили 597,0 млрд. тенге и исполнены на 80,3 % к плану на отчетный период, в том числе доходы исполнены соответственно на 588,3 млрд. тенге, 79,3 %, из которых налоговые поступления составили 398,7 млрд. тенге, 91,3 %, неналоговые - 18,2 млрд. тенге, 182,3 %, поступления от продажи основного капитала - 0,9 млн. тенге, 36,0 %, поступления трансфертов - 171,4 млрд. тенге, 58,0 %, погашено бюджетных кредитов на 8,6 млрд. тенге, 823,7 %, поступило от продажи финансовых активов государства 0,1 млрд. тенге.
Расходы республиканского бюджета без учета погашения займов за I квартал 2010 год составили 614,2 млрд. тенге и исполнены на 93,2 % к плану по платежам на отчетный период в сумме 659,1 млрд. тенге.
Дефицит республиканского бюджета за I квартал 2010 года составил 17,2 млрд. тенге.
Местные бюджеты. По оперативным данным местных уполномоченных органов, за I квартал 2010 года поступления составили 506,7 млрд. тенге, или 102,6 % к плану на отчетный период, из них доходы - соответственно 499,95 млрд. тенге, 103,0 %, погашено бюджетных кредитов на 6,7 млрд. тенге, 82,6 %, поступило от продажи финансовых активов государства - 0,7 млрд. тенге, 1 000,2 %.
Местные бюджеты за отчетный период произвели расходов (без учета погашения займов) в объеме 455,8 млрд. тенге, что составило 90,9 % к плану на отчетный период в сумме 501,4 млн. тенге.
Профицит местных бюджетов по итогам I квартала 2010 года составил 50,9 млн. тенге.
Поступления и использование Национального Фонда Республики Казахстан.
На 1 апреля 2010 года средства Национального фонда Республики Казахстан составили 2 733,4 млрд. тенге.
За I квартал
2010 года в Фонд поступило 246,6 млрд. тенге,
которые были сформированы за счет
поступлений прямых налогов от предприятий
нефтяного сектора - 245,9 млрд. тенге
и поступлений от продажи земельных
участков сельскохозяйственного
Налоговая политика. Совершенствование налогового законодательства Республики Казахстан будет осуществляться путем:
приведения
налоговой системы в
оптимизации льгот и соответствующего снижения налоговой нагрузки на несырьевой сектор экономики, приведение налогообложения юридических лиц в соответствие с международными стандартами;
приведения налога на добавленную стоимость в соответствие с лучшей мировой практикой;
унифицирования акцизов на импорт и на внутреннее производство;
реформирования специальных налоговых режимов в целях их большего соответствия требованиям малого и среднего бизнеса;
реформирования
системы налогообложения
упрощения администрирования, введения правил налогового учета, повышения качества налоговых услуг, сокращения налоговой отчетности, упорядочение проверок.
2.2 Анализ финансирования
В соответствии
с политикой управления государственными
активами оптимизирована система управления
организациями с
В связи с разграничением полномочий между уровнями государственного управления на основании Закона РК "О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан" функции по управлению коммунальной собственностью районов (городов областного значения) находятся в компетенции акиматов районов (городов областного значения). [29]
Несмотря на проводимую работу по повышению эффективности управления государственными коммунальными активами области актуальными остаются следующие вопросы:
дальнейшее
совершенствование системы
повышение эффективности деятельности государственных предприятий на праве хозяйственного ведения, организаций с государственным участием, находящихся в областной коммунальной собственности;
Ключевая функция управления финансов состоит в координации деятельности администраторов бюджетных программ по обеспечению эффективного исполнения бюджета администраторами бюджетных программ.
Цель данного стратегического направления - улучшение показателей исполнения бюджета путем:
- проведения бюджетного мониторинга по поступлениям и расходам;
- эффективного взаимодействия с администраторами бюджетных программ и уполномоченным органом, ответственным за взимание налоговых и других поступлений в бюджет, в процессе мониторинга исполнения бюджета;
- оптимизации и повышения эффективности процесса государственных закупок.
В процессе исполнения бюджета в случаях повторного проведения конкурсных процедур из-за отсутствия конкурсной среды возникают проблемы по принятию обязательств в соответствии с планами финансирования по обязательствам, что отрицательно отражается на исполнении бюджета за отчетный период.
Удельный вес сумм неосвоения по причине недостаточного уровня организации и проведения процедур государственных закупок, обусловившего необходимость объявления повторных конкурсов (отсутствие конкурсной среды, несоответствие конкурсных заявок квалификационным требованиям и требованиям конкурсной документации и т.п.) в течение I квартала 2008-2009 годов составлял от 3 до 66 процентов.
В целях упрощения
процедур государственных закупок,
расширения конкурентного поля, снижения
коррупции, экономии и оптимизации
использования бюджетных
- переход субъектов государственных закупок в систему электронных торгов;
- осуществление 100% закупок способом запроса ценовых предложений в электронном формате. [30]
Основой повышения качества и доступности услуг является регулярный и систематический сбор, отслеживание и анализ показателей исполнения бюджета, осуществляемые с целью выявления причин неисполнения или перевыполнения прогноза поступлений, несвоевременного принятия обязательств и проведения платежей по бюджетным программам, составления прогнозов исполнения поступлений и расходов бюджета, а также данных по показателям результата, определенным в стратегических планах администраторов бюджетных программ.
Информация о работе Управление государственными финансами Республики Казахстан