Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 20:02, курсовая работа
Капитал предприятия представляет собой одно из важнейших понятий финансового менеджмента. Управление капиталом предприятия является одним из наиболее важных звеньев системы финансового менеджмента. Об актуальности этого управления свидетельствует активное развитие в последние десятилетия его теоретического базиса и эффективные формы практического его осуществления. Круг вопросов, решаемых менеджментом капитала, довольно обширен, так как принимаемые управленческие решения в этой области неразрывно связаны со всеми основными видами деятельности предприятия и всеми стадиями его жизненного цикла, начиная с "рождения".
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ НАУЧНОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1. Понятие научной и инновационной деятельности, измерения инноваций, информационной базы, методов статистического анализа и национальной инновационной системы России 6
1.2. Финансирование научной и инновационной деятельности, источники финансирования 12
1.3. Государственное регулирование и поддержка научной и инновационной деятельности 17
Глава 2. СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФИНАНСИРОВАНИЯ НАУЧНОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 25
2.1. Анализ объема, структуры и динамики расходов на научную и инновационную деятельность из средств федерального бюджета 25
2.2. Анализ объема, структуры и динамики расходов на научную и инновационную деятельность из собственных средств предприятий 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38
Не случайно доля иностранных инвестиций в 90-е гг. XX столетия не превышала 3% от их общего объема. На практике существуют и другие классификации капитала (например, легальный и «теневой» и т. д.).
Функционирование капитала в процессе его производительного использования характеризуется процессом индивидуального кругооборота средств (в рамках отдельной концерна), который совершается по формуле 1:
Д – Т - Д' (1)
где Д — денежные средства, авансированные инвестором;
Т—товар (приобретенные инвестором орудия и предметы труда);
Д' - денежные сродства, полученные инвестором от продажи готового продукта, включая фонды возмещения, оплаты труда и прибыль;
Д' – Д — чистая прибыль инвестора;
Д' - Т — выручка от продажи товара;
Д - Т— издержки инвестора на приобретение (изготовление) товара.
Среднюю
продолжительность оборота
; (2)
где КО — коэффициент оборачиваемости капитала, число оборотов;
ВР — выручка от реализации товаров (нетто);
К — средняя стоимость капитала за расчетный период;
ПО — продолжительность одного оборота, дни;
365 дней - количество дней в году (90 дней — за квартал; 180 дней — за полугодие).
Капитал представляет собой накопленный путем сбережений запас экономических благ в форме денежных средств и реальных капитальных товаров, вовлекаемых его собственниками в экономический процесс как инвестиционный ресурс и фактор производства с целью получения дохода, функционирование которых в экономической системе базируется на рыночных принципах и связано с факторами времени, риска и ликвидности.
Капитал предприятия классифицируется по следующим основным признакам (табл. 1):
Основной целью формирования капитала создаваемого предприятия является привлечение достаточного его объема для финансирования приобретения необходимых активов, а также оптимизация его структуры с позиций обеспечения условий последующего эффективного использования [4, стр. 402].
Таблица 1. Классификация капитала предприятия
Процесс формирования капитала создаваемого предприятия имеет ряд особенностей, основными из которых являются следующие:
1. К формированию капитала создаваемого предприятия не могут быть привлечены внутренние источники финансовых средств, которые на этой стадии его жизненного цикла отсутствуют. Потребность в собственном капитале создаваемого предприятия не может быть удовлетворена за счет его прибыли, а потребность в заемном капитале – за счет текущих обязательств по расчетам (счетов начислений), которые до начала функционирования предприятия еще не сформировались.
2. Основу формирования стартового капитала создаваемого предприятия составляет собственный капитал его учредителей. Без внесения определенной части собственного капитала в создание нового предприятия привлечь заемный капитал довольно сложно (формирование стартового капитала создаваемого предприятия исключительно за счет заемного капитала может рассматриваться лишь как теоретическая возможность и в практике встречается очень редко).
3. Стартовый капитал, формируемый в процессе создания нового предприятия, может быть привлечен его учредителями в любой форме. Такими его формами могут выступать денежные средства; различные виды основных средств (здания, помещения, машины, оборудования и т.п.); различные виды материальных оборотных активов (запасы сырья, материалов, товаров, полуфабрикатов и т.п.); разнообразные нематериальные активы (патентные права на использование изобретений, права на промышленные образцы и модели, права использования торговой марки или товарного знака и т.п.); отдельные виды финансовых активов (различные виды ценных бумаг, обращающихся на фондовом рынке)
4. Собственный капитал учредителей создаваемого предприятия вкладывается в него в форме уставного капитала. Его первоначальный размер декларируется уставом создаваемого предприятия.
5. Особенности формирования уставного капитала нового предприятия определяются организационно-правовыми формами его создания. Это формирование осуществляется под регулирующим воздействием со стороны государства. Государственные нормативно-правовые акты регламентируют минимальный размер уставного фонда капитала предприятий, создаваемых в форме открытого акционерного общества и общества с ограниченной ответственностью. По корпоративным предприятиям, создаваемым в форме открытого акционерного общества, регламентируется также порядок поведения эмиссии акций, объем приобретения пакета акций его учредителями, минимальный объем приобретения акций всеми акционерами в период предусмотренного срока открытой подписки и некоторые другие аспекты первоначального формирования их капитала.
6. Возможности и круг источников привлечения заемного капитала на стадии создания предприятия крайне неограничены. Финансирование нового бизнеса кредиторами является довольно сложной, а иногда и трудноразрешимой задачей. При этом на первоначальной стадии формирования капитала предприятия к его созданию не могут быть привлечены такие заемные источники, как эмиссия облигаций, налоговый кредит и т.п.
7. Формирование капитала создаваемого предприятия за счет заемных и привлеченных источников требует, как правило, подготовки специального документа – бизнес- плана. Бизнес – план является основным документом, определяющим необходимость создания нового предприятия, в котором описываются его основные характеристики и прогнозируемые финансовые показатели. В бизнес-плане создания нового предприятия отражаются, как правило, следующие основные показатели: общая потребность в стартовом капитале, необходимом для начала функционирования предприятия; схема фиксирования ново бизнеса, предлагаемая его учредителями; ожидаемые сроки возврата вложенного капитала инвесторам (кредиторам) и некоторые другие.
8. Для подготовки бизнес-плана учредители создаваемого предприятия должны осуществить определенные предстартовые расходы капитала. Эти расходы связаны с оплатой труда разработчиков бизнес-плана и финансированием связанных с этим исследований. Предстартовые расходы капитала в сумму уставного капитала создаваемого предприятия, как правило, не включаются [4, стр. 409].
9. Риски, связанные с формированием (и последующим использованием) капитала создаваемого предприятия характеризуются довольно высоким уровнем. Это предопределяет соответственно высокий уровень стоимости отдельных элементов заемного капитала, привлекаемого на стадии создания предприятия.
Состав
источников формирования собственных
финансовых ресурсов предприятия представлен
на рисунке 1.
Рис.
1. Состав источников формирования собственных
финансовых ресурсов
Заемный капитал, используемый предприятием, характеризует в совокупности объем его финансовых обязательств (общую сумму долга). Эти финансовые обязательства в современной хозяйственной практике дифференцируются следующим образом (рис. 2)
Рис.
2. Основные формы финансовых обязательств
предприятия
В процессе развития предприятия по мере погашения его финансовых обязательств возникает потребность в привлечении новых заемных средств. Источники и формы привлечения заемных средств предприятием весьма многообразны. Классификация привлекаемых предприятием заемных средств по основным признакам приведена на рис. 3.
Важную роль в реализации финансовой политики ОАО «Концерна Росэнергоатом» и управлении его денежным оборотом играет внутрифирменное финансовое планирование. Финансовый план (бюджет) на современном этапе развития экономики России продолжает оставаться важным инструментом регулирования производственной и коммерческой деятельности. Прежде чем приступить к разработке финансовых планов (бюджетов), необходимо определить способы и источники привлечения капитала для финансирования текущей (операционной) и инвестиционной деятельности.
Первый вопрос, который возникает перед руководством предприятия; какие средства необходимы для реализации предполагаемого проекта (программы)?
Второй вопрос: из каких источников будут получены деньги и в каком виде? Третий вопрос: когда будет возврат вложенных средств и получения инвестором дохода?
На первый вопрос отвечают исходя из финансового плана (бюджета) предприятия, где отражаются доходы и расходы. Базой лая определения прогнозных статей бюджета служат намечаемые с фактические цели развития предприятия н способы их достижения
Чтобы ответить на второй вопрос, необходимо решить, будет ли развитие концерна финансироваться за счет собственных источников, за счет привлеченных источников или же их комбинации.
Выбирая источники финансирования концерна, необходимо:
♦ определять потребность в краткосрочном и долгосрочном капитале;
♦
анализировать возможность
♦
обеспечить постоянство
♦ использовать максимальную прибыльность собственных и заемных средств;
♦ снизить расходы по финансированию хозяйственной деятельности.
В России источники финансирования предприятий (корпораций) подраздел яс-ют на внутренние (собственный капитал) и внешние (заемный и привлеченный капитал с финансового рынка) (рис. 4).
Внутреннее финансирование — это использование собственных средств, прежде всего чистой прибыли и амортизационных отчислений. При активном самофинансировании прибыли предприятия должно быть достаточно для уплаты налогов в бюджетную систему, дивидендов по акциям ОАО «Концерна Росэнергоатом», расширении основных фондов и нематериальных активов, пополнения оборотных средств, выполнения социальных программ.
При
неактивном (скрытом) финансировании возникают
дополнительные источники вследствие
заниженной оценки имущества (например,
нематериальных активов), пониженных отчислений
в резервные фонды, что не отражается в
балансе предприятия.
Рис. 4. Источники финансирования предприятий (корпораций)
Источники скрытого финансирования следующие:
♦ чистый оборотный капитал (разница между оборотными активами и краткосрочными обязательствами);
♦ оценочные резервы;
♦ задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов;
♦ доходы будущих периодов;
♦ резервы предстоящих расходов;
♦ просроченная задолженность поставщикам и др. Самофинансирование имеет ряд преимуществ
Внешние финансирование — это использование средств государства, финансово-кредитных организаций, нефинансовых компаний и средств граждан.
Внешнее
финансирование за счет собственных
средств предполагает использование
денежных ресурсов учредителей (участников)
предприятия. Финансовое обеспечение
предпринимательской
Финансирование за счет заемного капитала — это предоставление денежных средств кредиторами па условии возвратности и платности Такое финансирование означает обычные кредитные отношения между заемщиком и заимодавцем, а не увеличение капитала предприятия путем вклада денежных средств.
Целенаправленное формирование и использование капитала ОАО «Концерна Росэнергоатом» определяет эффективность ее финансово-хозяйственной деятельности. Главной целью формирования капитала является удовлетворение потребностей фирмы в источниках финансирования активов.
Процесс формирования капитала основан на следующих принципах.
Первый
принцип — это учет перспектив развития
концерна. Данная стратегия формирования
капитала подразумевает включение в ТЭО
и бизнес-план проекта по созданию нового
предприятия специальных расчетов, касающихся,
прежде всего, заемных и привлеченных
источников. Модель стратегического планирования
капитала по реализации инвестиционного
проекта представлена на рис. 5.