Внебюджетные фонды как составная часть финансовой системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 10:34, реферат

Описание

Политика внебюджетных фондов не может быть абсолютно независимой к налогово-бюджетным (фискальным) мероприятиям. Колебания федерального бюджета от его дефицита до образования излишков и обратно на долгосрочных временных интервалах влияют на объем производства, занятость населения, уровень доходов, а, следовательно, на наполняемость внебюджетных фондов. В свою очередь денежные средства фондов выполняют сглаживающую и стабилизирующую роль при резких колебаниях в доходной части государственного бюджета, основанной на налоговых сборах.
Таким образом, очевидна целесообразность и необходимость изучения и совершенствования способов образования, наполнения и перераспределения средств государственных внебюджетных фондов РФ.

Содержание

Введение
1. Внебюджетные фонды как составная часть финансовой системы РФ
1.1. Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов
1.2. Источники формирования внебюджетных фондов
1.3. Связи между внебюджетными фондами
2. Социальные внебюджетные фонды РФ
2.1. Пенсионный фонд (ПФР)
2.2. Фонд социального страхования (ФСС)
2.3. Государственный фонд занятости населения (ГФЗ)
2.4. Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС)
3. Экономические внебюджетные фонды РФ
3.1. Российский фонд технологического развития и отраслевые
внебюджетные фонды НИОКР
3.2. Государственный внебюджетный фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы
3.3. Фонд инвестирования жилищного строительства
3.4. Дорожный фонд
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Муниципальное реферат.docx

— 48.76 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение

1. Внебюджетные фонды как составная  часть финансовой системы РФ

1.1. Социально-экономическая  сущность внебюджетных фондов

1.2. Источники формирования  внебюджетных фондов

1.3. Связи между  внебюджетными фондами

2. Социальные внебюджетные фонды  РФ

2.1. Пенсионный фонд (ПФР)

2.2. Фонд социального  страхования (ФСС)

2.3. Государственный  фонд занятости населения (ГФЗ)

2.4. Фонд обязательного  медицинского страхования (ФОМС)

3. Экономические внебюджетные фонды  РФ

3.1. Российский фонд технологического развития и отраслевые

внебюджетные фонды  НИОКР

3.2. Государственный  внебюджетный фонд воспроизводства  минерально-сырьевой базы

3.3. Фонд инвестирования  жилищного строительства

3.4. Дорожный фонд

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Переход к рыночной экономике сопровождался формированием  принципиально новой финансовой системы, важным звеном которой являлись и являются в настоящее время  внебюджетные фонды государства - совокупность финансовых ресурсов, находящихся в  распоряжении федеральных, региональных органов власти или местных органов  самоуправления и имеющих целевое  назначение.

Первоначально внебюджетные фонды появились в виде специальных  фондов или особых счетов задолго  до возникновения бюджета. Государственная  власть с расширением своей деятельности нуждалась во все новых расходах, требовавших средства для своего покрытия. Эти средства концентрировались в особых фондах, предназначенных для специальных целей. Такие фонды носили, как правило, временный характер. С выполнением государством намеченных мероприятий фонды заканчивали свое существование. В связи с этим количество фондов постоянно менялось.

С укреплением централизованного  государства начинался период унификации специальных фондов. На основе объединения  различных фондов был создан государственный  бюджет. В современных условиях наряду с бюджетом вновь повышается значение внебюджетных фондов.

Внебюджетные фонды  в финансовой системе России созданы  в соответствии с Законом РСФСР "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в 
РСФСР" (от 10 октября 1991 г.). Главная причина их создания - необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов и обеспечение их самостоятельными источниками дохода.

Анализ направлений  и результатов деятельности внебюджетных фондов является актуальной задачей. Ее значение в настоящее время существенно  в связи с постоянным дефицитом  бюджета страны и необходимостью целенаправленного решения социальных проблем, финансируемых за счет этих фондов.

Поскольку плательщиками  взносов во внебюджетные фонды являются юридические и физические (предприниматели) лица, т.е. потребители социальных гарантий, то вопросы уплаты и распределения  денежных средств фондов касаются всех граждан России, и поэтому проявляется  их заинтересованность в оптимальном  функционировании системы внебюджетных фондов.

Политика внебюджетных фондов не может быть абсолютно независимой  к налогово-бюджетным (фискальным) мероприятиям. Колебания федерального бюджета  от его дефицита до образования излишков и обратно на долгосрочных временных  интервалах влияют на объем производства, занятость населения, уровень доходов, а, следовательно, на наполняемость  внебюджетных фондов. В свою очередь  денежные средства фондов выполняют  сглаживающую и стабилизирующую  роль при резких колебаниях в доходной части государственного бюджета, основанной на налоговых сборах.

Таким образом, очевидна целесообразность и необходимость  изучения и совершенствования способов образования, наполнения и перераспределения  средств государственных внебюджетных фондов РФ.

 

1. Внебюджетные фонды как составная  часть финансовой системы РФ

1.1 Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов

Финансовая система  РФ включает следующие звенья финансовых отношений: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный  кредит, фонды страхования, финансы  предприятий различных форм собственности.

Внебюджетные фонды - один из методов перераспределения  национального дохода органами власти в пользу определенных социальных групп  населения. 
Государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования своих мероприятий. Внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населения.

На основе Закона РСФСР "Об основах бюджетного устройства и бюджетного планирования в РСФСР" от 10 октября 1991 года органы власти в  рамках законодательства РФ могут образовывать целевые внебюджетные фонды, обладающие правом самостоятельного юридического лица и независимые от бюджетов соответствующих  органов власти.

Государственные внебюджетные фонды создаются на базе соответствующих  актов высших органов власти, в  которых регламентируется их деятельность, указываются источники формирования, определяются порядок и направленность использования денежных средств.

Внебюджетные фонды  Внебюджетные фонды, являясь составной  частью финансовой системы РФ, обладают рядом особенностей:

- запланированы  органами власти и управления  и имеют строгую целевую направленность;

- денежные средства  фондов используются для финансирования  государственных расходов, не включенных  в бюджет;

- формируются в  основном за счет обязательных  отчислений юридических и физических  лиц;

- страховые взносы  в фонды и взаимоотношения,  возникающие при их уплате, имеют  налоговую природу, тарифы взносов  устанавливаются государством и  являются обязательными;

- на отношения,  связанные с исчислением, уплатой  и взысканием взносов в фонды,  распространено большинство норм  и положений Закона РФ "Об  основах налоговой системы РФ";

- денежные ресурсы  фонда находятся в государственной  собственности, они не входят  в состав бюджетов, а также  других фондов и не подлежат  изъятию на какие-либо цели, прямо  не предусмотренные законом;

- расходование  средств из фондов осуществляется  по распоряжению 
Правительства или специально уполномоченного на то органа (Правление фонда).

Внебюджетные фонды - форма использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования не включаемых в  бюджет некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности  строго в соответствии с целевыми назначениями фондов.

Решение об образовании  внебюджетных фондов принимает Федеральное  собрание РФ, а также государственные  представительные органы субъектов 
Федерации и местного самоуправления. Внебюджетные фонды находятся в собственности государства, но являются автономными. Они имеют, как правило, строго целевое назначение.

Начиная с 1992 года в РФ, создано и действует большое  количество внебюджетных фондов. В  зависимости от уровня управления внебюджетные фонды подразделяются на государственные (федеральные) и региональные; по целевому назначению – на экономические и социальные. Общее число федеральных внебюджетных фондов в 1998 г. составило около 40.

1.2 Источники формирования внебюджетных фондов

Внебюджетные фонды  создаются двумя путями. Один путь - это выделение из бюджета и  финансирование определенных расходов, имеющих особо важное значение, другой - формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов для использования в определенных целях.

Внебюджетные фонды  предназначены для целевого использования. Обычно в названии фонда указана  цель расходования средств.

Материальным источником внебюджетных фондов является национальный доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения  национального дохода. Основные методы мобилизации национального дохода в процессе его перераспределения  при формировании фондов - специальные  налоги и сборы, средства из бюджета  и займы.

Специальные налоги и сборы устанавливаются законодательной  властью. 
Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального и региональных (местных) бюджетов. Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов бюджета. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства, полученные фондом у ЦБ РФ или коммерческих банков. Кроме того, к доходам внебюджетных фондов относятся отчисления от прибыли предприятий, учреждений, организаций и прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как юридическим лицом (имеющиеся у внебюджетных фондов положительное сальдо может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или процентов).

1.3 Связи между внебюджетными фондами

Разнообразие внебюджетных фондов обусловливает сложные многоступенчатые связи между этими фондами  и другими звеньями финансовой системы. Различают односторонние, двусторонние и многосторонние финансовые связи.

При односторонних  связях денежные средства идут в одном  направлении: от финансовых звеньев  к внебюджетному фонду. Такая  связь появляется при формировании фондов или использования ими  средств.

При двусторонних связях денежный поток движется между  внебюджетными фондами и другими  звеньями финансовой системы в двух направлениях. Так фонды социального  страхования образуются не только за счет страховых взносов, но и средств  центрального бюджета. Одновременно при  наличии активного сальдо они  приобретают государственные ценные бумаги и становятся кредитором бюджета.

При многосторонних связях один внебюджетный фонд одновременно приходит в соприкосновение с  разными финансовыми звеньями и  другими внебюджетными фондами, т.е. деньги движутся в разных направлениях между ними.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Социальные внебюджетные фонды  РФ

2.1. Пенсионный фонд (ПФР)

ПФР образован Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 
1990 г. и введен в действие с 1 января 1992 г. Постановлением Верховного 
Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 2122-1.ПФР создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ и является самостоятельным финансово-кредитными учреждением.

В основные задачи ПФР входят:

- целевой сбор  и аккумуляция страховых взносов,  а также финансирование расходов  в соответствии с назначением  ПФР;

- организация работы  по взысканию с работодателей  и граждан, виновных в причинении  вреда здоровью работников и  других граждан, сумм государственных  пенсий по инвалидности вследствие  трудового увечья, профессионального  заболевания или по случаю  потери кормильца;

- капитализация  средств ПФР, а также привлечение  в него добровольных взносов  (в том числе валютных ценностей)  физических и юридических лиц;

- контроль с  участием налоговых органов за  своевременным и полным поступлением  в ПФР страховых взносов, а  также за правильным и рациональным  расходованием его средств; межгосударственное  и международное сотрудничество  РФ по вопросам, относящимся к  компетенции ПФР, участие в  разработке и реализации в  установленном законом порядке  межгосударственных и международных  договоров и соглашений по  вопросам пенсий и пособий.

Средства фонда  формируются за счет:

- страховых взносов  работодателей;

- страховых взносов  граждан, занимающихся индивидуальной  трудовой деятельностью, в том  числе фермеров, адвокатов;

- страховых взносов  иных категорий работающих граждан;

- ассигнований  из республиканского бюджета  РФ на выплату государственных  пенсий и пособий военнослужащим  и приравненным к ним по  пенсионному обеспечению гражданам,  их семьям социальных пенсий, пособий на детей в возрасте  старше полутора лет, на индексацию  указанных пенсий и пособий,  а также на предоставление  льгот в части пенсий, пособий  и компенсаций гражданам, пострадавшим  от чернобыльской катастрофы, на  затраты по доставке и пересылке пенсий и пособий;

- средств, возмещаемых  ПФР Государственным фондом занятости  населения РФ в связи с назначением  досрочных пенсий и пособий;

- средств, взыскиваемых  с работодателей и граждан  в результате предъявления регрессных  требований;

- добровольных  взносов физических и юридических  лиц, а также доходов от капитализации  средств ПФР;

- других поступлений.

Бюджет ПФ образуется в основном из страховых взносов  субъектов пенсионного страхования, к которым относятся:

- работодатели - предприятия,  учреждения, организации, включая  колхозы и совхозы;

- крестьянские  хозяйства;

- родовые семейные  общины малочисленных районов  Севера, занимающиеся традиционными  отраслями хозяйствования;

- физические лица, зарегистрированные в государственных  органах в качестве предпринимателей  без образования юридического  лица;

- физические лица, использующие труд наемных работников  в личном хозяйстве;

- частные детективы  и частные охранники, выполняющие  свою деятельность от своего  имени, а не от имени работодателей;

- нотариусы, занимающиеся  частной практикой.

Информация о работе Внебюджетные фонды как составная часть финансовой системы РФ