Внебюджетные фонды РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2011 в 17:41, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы стало изучение внебюджетных фондов РФ, их структуры и источников формирования.

Содержание

Введение
1. Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов.
1.1 Сущность и назначение внебюджетных фондов ………………………....4
1.2. Источники внебюджетных фондов …………………………………….…8
1.3 Классификация внебюджетных фондов …………………………..……...9
2. Виды внебюджетных фондов: Задачи и функции
2.1. Пенсионный фонд РФ: сущность, задачи, функции…………………….12
2.2.Фонд медицинского страхования …...........................................................18
2.3. Фонд социального страхования…………………………………………………………………..….24
3. Перспективы развития и направления совершенствования деятельности внебюджетных фондов………………………………………………………….27
Заключение……………………………………………………………………..33
Список использованной литературы………………………………………….35

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 176.00 Кб (Скачать документ)

Специальные налоги и сборы являются основным источником формирования государственных внебюджетных фондов. 
 
 
 
 
 

1.3 Классификация внебюджетных фондов

Внебюджетные  фонды многообразны, они различаются  по цели своего создания, объему ресурсов, концентрируемых в них, времени функционирования, механизму формирования и использования средств и т.п.

По  признаку целевой  направленности использования средств внебюджетные фонды можно представить в виде двух групп:

     1.Государственные социальные внебюджетные фонды. Эти фонды аккумулируют денежные средства для реализации важнейших государственных социальных гарантий – государственного пенсионного обеспечения, оказания бесплатной медицинской помощи, поддержки в случае потери трудоспособности, санаторное–курортного обслуживания и т.п.

     2.Отраслевые и территориальные внебюджетные фонды – могут быть сформированы как дополнительный источник финансирования различных социально – экономических программ. К ним относятся: Российский фонд технологического развития, фонды финансового регулирования, отраслевые внебюджетные фонды НИОКР и др.

По  уровням управления (определяются государственным устройством страны)

1) федеральные;

2)  региональные;

3) местные.

     В федеральных внебюджетных фондах аккумулируются средства, необходимые для обеспечения социально-экономических расходов, имеющих общегосударственное значение (финансирование отдельных конституционных прав граждан, строительство и содержание важных экономических объектов и т.п.); региональные внебюджетные фонды создаются для финансирования части расходов региональных органов власти в соответствии с возложенными на них полномочиями; из местных внебюджетных фондов финансируются некоторые потребности местных сообществ (строительство муниципального жилья, отдельных природоохранных мероприятий и т.п.).

     Как и бюджет, внебюджетные фонды выполняют две функции: распределительную и контрольную. Распределительная функция проявляется в процессе формирования доходной базы фондов, когда часть текущего ВНП перераспределяется в пользу определенных социальных групп населения для обеспечения воспроизводства трудовых ресурсов, а также поступает в отдельные секторы экономики в целях благоприятного макроэкономического развития. Контрольная функция внебюджетных фондов проявляется в возможности постоянно сигнализировать о ходе и результатах воспроизводственного процесса в целом, а также в отдельных секторах экономики.

     Роль внебюджетных фондов в общественном развитии в современном мире достаточно велика и определяется результатом действия их функций. Фонды позволяют в определенной степени преодолеть крупный недостаток рыночной системы – неравное распределение дохода. Внебюджетные социальные фонды являются тем методом вмешательства правительства в рыночную экономику, который позволяет более эффективно и справедливо распределять произведенный ВНП, а так же способствует более динамичному и качественному воспроизводству трудовых ресурсов  
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Виды внебюджетных  фондов: задачи и  функции

2.1. Пенсионный фонд Российской Федерации

  Пенсионный фонд  РФ: сущность, задачи, функции

В целях  государственного управления финансами  пенсионного обеспечения в РФ был создан Пенсионный фонд (ПФ). Фонд создан на основании Постановления  Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. Однако данный Фонд начал действовать с 1 января 1992г. Деятельность его регулируется Положением о Пенсионном фонде от 27 декабря 1991г.

Существует  множество точек зрения на определения  термина «Пенсионный фонд».

     Пенсионный фонд РФ представляет собой централизованную систему аккумуляции и перераспределения денежных средств, используемых главным образом для осуществления выплат различным категориям нетрудоспособного населения в виде трудовых, военных и социальных пенсий, пенсий по инвалидности, пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, пособий по случаю потери кормильца, компенсационных выплат. Такой точке зрения придерживаются ученые П.Н. Шуляк и Н.П. Белотелова.

По мнению профессора А.Г. Грязновой и профессора Е.В. Маркиной Пенсионный фонд Российской Федерации – это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета, предназначенный для финансового обеспечения защиты граждан от особого вида социального риска – утраты заработка (или другого постоянного дохода) вследствие потери трудоспособности при наступлении старости, инвалидности; для нетрудоспособных членов семьи – смерти кормильца; для отдельных категорий трудящихся – длительного выполнения определенной профессиональной деятельности.

     

 В соответствии с Законом РФ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15 декабря 2001 г. №167-ФЗ субъектами обязательного пенсионного страхования являются федеральные органы государственной власти, страховщики, страхователи и застрахованные лица.

Пенсионный  фонд РФ (ПФР) является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, подотчетным правительству РФ и осуществляющий свою деятельность в соответствии с законодательством РФ и Положением о Пенсионном фонде РФ, утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991г. №2122-I. ПФР осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией РФ, законами РФ, указами Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ. Денежные средства фонда являются федеральной собственностью и не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат. Общий бюджет ПФР составляет 1/3 Федерального бюджета РФ. В ПФР входят региональные отделения, создаваемые по решению правления фонда для осуществления государственного управления финансами пенсионного обеспечения в республиках, входящих в состав РФ, автономных областях, округах, краях, областях, городах Москве и Санкт-Петербурге. Фонд и его региональные отделения являются юридическими лицами, имеют гербовую печать со своим наименованием, расчетные, валютные и иные счета в банках.

     Основными задачами Пенсионного фонда являются:

  • целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирование расходов, связанных с социальной защитой населения;
  • организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;
  • капитализация средств Фонда, а также привлечение в него добровольных взносов физических и юридических лиц;
  • контроль за своевременным и полным поступлением в Фонд страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств;
  • проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования;
  • разъяснительная работа среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции фонда.

Фонд  может принимать участие в  финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан и др.

ПФР осуществляет следующие основные функции:

  • получение от плательщиков страховых взносов, необходимых для финансирования выплат государственных пенсий;
  • организацию банка данных по плательщикам страховых взносов в Пенсионный фонд РФ;
  • индивидуальный учет поступающих в Пенсионный фонд РФ от работающих граждан обязательных страховых взносов, имея в виду в дальнейшем увеличение размеров государственных пенсий за счет вносимых гражданами средств;
  • межгосударственное и международное сотрудничество РФ по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда.

 

Обеспечение сбалансированности Пенсионного фонда Р.Ф.

Одним из приоритетов бюджетных расходов является обеспечение исполнения обязательств, вытекающих из измененного пенсионного законодательства, целью которого является повышение материального положения пенсионеров.

     Исходя из новых условий назначений трудовой пенсии, фиксированный базовый размер пенсии устанавливается для всех получателей трудовой пенсии, в том числе для пенсий по старости , в размере 2 652 рубля ( с дифференциацией в зависимости от категории получателя пенсии). В среднем размер пенсии к концу 2010 года составит 8 408 рублей, а к концу 2012 года – 10 145 рублей, прибавка от валоризации составит более 1 250 рублей.

     В соответствии с федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской федерации, федеральный фонд обязательного медицинского страхования» с 1 января 2010 года упраздняется единый социальный налог и вводятся страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование.

При этом в 2010 году предусматривается сохранение тарифов страховых взносов в действующих размерах для отдельных категорий плательщиков страховых взносов:

- сельскохозяйственных  товаропроизводителей (тарифы страховых  взносов в Пенсионный фонд  Российской Федерации, Фонд социального  страхования Российской федерации и  фонды обязательного медицинского страхования сохраняются в размере действующих ставок ЕСН);

- организаций  и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой  особой экономической зоны (устанавливается  только тариф страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 14 %)

- организаций  и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему  налогообложения, а также организаций  и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих единый налог на  вмененный доход для отдельных видов деятельности (устанавливается только тариф страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 14%)

- плательщиков  страховых взносов, использующих  труд инвалидов, общественных  организаций инвалидов, предприятий и учреждений общественных организаций инвалидов (устанавливается только тариф страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 14%)

     Действующий и вновь принимаемые в рамках пенсионной реформы расходные обязательства, подлежащие исполнению за счет бюджета Пенсионного фонда Российской федерации, а также выпадающие доходы бюджета Фонда будут обеспечены страховыми взносами и межбюджетными трансфертами их федерального бюджета.

Российской  Федерации на покрытие его дефицита планируется в 2010году 1166,3 млрд. рублей, в том числе образовавшегося за счет сохранения тарифов страховых взносов на уровне ставки единого социального налога – 670 млрд. рублей, и в 2011 году – 662,4 млрд. рублей, в 2012 году – 730,1 млрд. рублей.

На компенсацию  выпадающих доходов бюджета Пенсионного фонда Российской федерации в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов для льготных категорий плательщиков предусматривается в 2010 году 72.8 млрд. рублей, в 2011 году – 47,8 млрд. рублей, в 2012 году – 55,7 млрд. рублей.

     Трансферты Пенсионному фонду Российской Федерации предусматриваемые для выплаты материнского (семейного) капитала на 2010 год, обеспечат потребность 298 тыс. получателей этих средств, в 2011 году – 339 тыс. получателей, в 2012 году – 350 тыс. получателей.

Более 1.9 млн. человек в 2010 году и 2.5 млн. человек  в 2012 году получат компенсационную  выплату по уходу за нетрудоспособными  лицами в размере 1200 рублей в месяц. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. Фонд медицинского страхования

Характеристика фондов обязательного медицинского страхования, их правой статус.

Фонды обязательного медицинского страхования  РФ (ФОМС) образованы в соответствии с законом РСФСР «об обязательном медицинском страховании граждан  РСФСР» (от 28 июня 1991 г.)

Для реализации политики в области медицинского страхования создаются Федеральный и территориальный фонды медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения. Эти фонды действует в соответствии с Положением о территориальном обязательном медицинском страховании, утвержденными Постановлениями Верховного Совета от 24 февраля 1993 г.

     Федеральный фонд медицинского страхования предназначена для: выравнивания условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования; финансирования целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования; осуществления контроля за рациональным использованием финансовых средств.

Информация о работе Внебюджетные фонды РФ