Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2011 в 17:41, курсовая работа
Целью данной курсовой работы стало изучение внебюджетных фондов РФ, их структуры и источников формирования.
Введение
1. Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов.
1.1 Сущность и назначение внебюджетных фондов ………………………....4
1.2. Источники внебюджетных фондов …………………………………….…8
1.3 Классификация внебюджетных фондов …………………………..……...9
2. Виды внебюджетных фондов: Задачи и функции
2.1. Пенсионный фонд РФ: сущность, задачи, функции…………………….12
2.2.Фонд медицинского страхования …...........................................................18
2.3. Фонд социального страхования…………………………………………………………………..….24
3. Перспективы развития и направления совершенствования деятельности внебюджетных фондов………………………………………………………….27
Заключение……………………………………………………………………..33
Список использованной литературы………………………………………….35
Введение
1. Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов.
1.1 Сущность и назначение внебюджетных фондов ………………………....4
1.2. Источники внебюджетных фондов …………………………………….…8
1.3 Классификация внебюджетных фондов …………………………..……...9
2. Виды внебюджетных фондов: Задачи и функции
2.1. Пенсионный фонд РФ: сущность, задачи, функции…………………….12
2.2.Фонд медицинского
страхования ….............................
2.3. Фонд социального
страхования…………………………………………………
3.
Перспективы развития и направления совершенствования
деятельности внебюджетных фондов………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы………………………………………….35
Введение
Внебюджетные фонды - один из методов перераспределения национального дохода государства в пользу определенных социальных групп населения. Основное назначение внебюджетных фондов – финансирование отдельных целевых мероприятий за счет специальных целевых отчислений и других источников.
Внебюджетные фонды имеют более длительную историю существования, чем единый государственный бюджет. Первой формой управления государственными финансовыми средствами были специальные правительственные фонды.
Первоначально внебюджетные фонды появились в виде специальных фондов или особых счетов задолго до возникновения бюджета. Государственная власть с расширением своей деятельности нуждалась во все новых расходах, требовавших средств для своего покрытия. Эти средства концентрировались в особых фондах, предназначенных для специальных целей. Такие фонды носили, как правило, временный характер. С выполнением государством намеченных мероприятий они заканчивали свое существование. В связи с этим количество фондов постоянно менялось.
С укреплением централизованного государства начинается период унификации специальных фондов. На основе объединения различных фондов был создан государственный бюджет.
В современных условиях наряду с бюджетом вновь повышается значение внебюджетных фондов.
На историческом переходе от одной хозяйственной системы к другой Россию поразило множество кризисных явлений, взаимно обуславливающих друг друга. Экономический и финансовый кризисы обусловили резкое снижение уровня жизни подавляющего числа населения, безработицу. В этих условиях, с одной стороны, возникает потребность в концентрации ограниченных финансовых ресурсов на государственном уровне с целью обеспечения наиболее насущных социальных и общеэкономических потребностей. С другой стороны, в условиях финансового кризиса, обусловившего дефицит финансовых ресурсов, у центральной власти возникает необходимость ранжировать общественные потребности по степени важности и для удовлетворения наиболее насущных из них образовать целевые денежные фонды, тем самым оградив эти потребности от значительного недофинансирования. Эта мера аналогична выделению в бюджете защищенных статей.
Постепенно из бюджета выделились внебюджетные фонды, среди которых основное место заняли социальные фонды. Создание внебюджетных фондов необходимо государству для более эффективного использования своих финансовых ресурсов. Специфика внебюджетных социальных фондов – четкое закрепление за ними доходных источников и, как правило, строго целевое использование их средств.
Статья 144 Бюджетного Кодекса РФ В Состав государственных внебюджетных фондов Российской Федерации включает:
Актуальность работы: в условиях перехода к рыночной экономике используемый в условиях плановой экономики механизм социального обеспечения граждан России стал нежизнеспособным и потребовал коренных изменений. Важную роль в механизме социального обеспечения и экономического развития страны играют внебюджетные фонды, создаваемые для поддержания населения и экономики страны. Для дальнейшего совершенствования системы социального обеспечения и стимулирования экономики необходимо изучение современного состояния внебюджетных фондов.
Целью данной курсовой работы стало изучение внебюджетных фондов РФ, их структуры и источников формирования.
1.
Сущность и назначение
внебюджетных фондов
Внебюджетные фонды являются составной частью финансовой системы любой страны, в том числе и Российской Федерации, где их доля в валовом внутреннем продукте составляет около 9%.
Внебюджетные
фонды – это форма
Основное назначение внебюджетных фондов – финансирование отдельных целевых мероприятий за счет специальных целевых отчислений и других источников.
Внебюджетные фонды имеют более длительную историю существования, чем единый государственный бюджет. Первой формой управления государственными финансовыми средствами были специальные правительственные фонды.
Эволюционное развитие государственных финансовых отношений, разделив всю совокупность финансовых ресурсов в стране по их связи с единым государственным бюджетом на две подсистемы - бюджетную и внебюджетную, привело к образованию двух групп фондов, в которых аккумулируются государственные финансовые средства – совокупность государственных бюджетов различных уровней и совокупность государственных внебюджетных фондов. Каждой данной группе государственных фондов присущи собственные характеристики и принципы функционирования, каждой данной группе государственных фондов предоставлены своя ниша в общей совокупности финансовых отношений в стране.
В истории России одна из первых попыток объединения специализированных государственных счетов была предпринята в 1811 году финансовым планом Сперанского. Однако составленная данным планом смета государственных доходов и расходов представляла из себя механическое соединение смет отдельных ведомств, и то многие из них оказались за рамками общегосударственной сметы. Окончательно же принцип единства касс был веден в России только в 60-х годах 19 века. Но при этом кроме общих касс Министерства финансов продолжали существовать специализированные кассы при различных учреждениях – почтовых, железнодорожных, таможенных и других, которые являются прототипом современных внебюджетных фондов. Особые правила расходования были установлены по специализированным кассам Министерства Императорского Двора и Уделов, смета которых не рассматривались в общем порядке, установленном для бюджетных и специальных средств, а утверждалась Государственным советом в общей сумме.
Революционные преобразования в России в начале 20 века изменили приоритеты государственной финансовой политики в стране, в связи с чем, директивный характер управления экономики страны потребовал наивысшей централизации прав распоряжения государственными финансовыми ресурсами, даже в ущерб мобильности финансовых средств в стране. Вследствие чего, специализированные государственные фонды были упразднены, а единственный специализированный государственный фонд, имевшийся в СССР – Государственный фонд социального страхования СССР, был консолидирован в союзном бюджете.
Экономические реформы последнего десятилетия затронули и область бюджетных отношений в России - в начале 90-х годов в нашей стране была создана система государственных внебюджетных фондов, но, к сожалению, правовая основа внебюджетных системы России находится на очень низком уровне, препятствуя эффективному развитию данной отрасли государственных финансов.
Преимущества внебюджетных фондов перед государственным бюджетом:
1)Ограниченность
направлений расходования
2) Оперативность управления средствами фонда. Внебюджетные фонды подлежат меньшей регламентации и меньшему контролю со стороны органов государственной власти.
3) мобильность
работы внебюджетных фондов, которые
являются гибким инструментом
государственной финансовой
4) Работа основной группы внебюджетных фондов – социальных позволяет реализовать принципы страхования в государственной внебюджетной системе, как совокупности экономических отношений по поводу формирования за счет целевых взносов страховых финансовых фондов на решение конкретных социальных задач в стране. Что невозможно при безадресной работе государственного бюджета.
Вместе с тем, данные преимущества в отдельных случаях можно расценить как недостатки внебюджетных фондов. Так, оперативность управления средствами фонда приводит к неоднократным случаям злоупотреблений органами управления фонда и отвлечения внебюджетных средств на личные нужды работников фонда: кроме того, целевой характер использования средств не позволяют с наибольшей эффективностью распорядиться государственными финансовыми средствами, аккумулированными в фонде, - свободные средства фонда не могут быть направлены на решение насущных государственных проблем, не входящих в сферу деятельности данного фонда.
В целом же, можно говорить о том, что благодаря внебюджетным фондам повышается маневренность финансовых ресурсов в рамках единой финансовой системы государства.
Обособленность функционирования внебюджетных фондов позволяет наиболее полно реализовать тот правовой режим, который гарантирует защиту интересов каждого конкретного человека и отдельного региона. В связи с чем, особенно возрастает значение внебюджетных фондов в условиях экономической и финансовой нестабильности в стране. Примером чему может служить различие государственных пенсионных систем в России и США, где стабильность экономических процессов в стране позволяет в полной мере обеспечивать выплату пенсий гражданам страны из единого государственного бюджета, тогда как в современной России сложная экономическая ситуация потребовала выделение из государственного бюджета в 1990 году отдельного внебюджетного фонда – Пенсионного.
Учредителями государственных внебюджетных
фондов выступает соответствующие органы
государственной власти – федеральные,
региональные, местные и ведомственные,
которые определяют цели и задачи внебюджетных
фондов. Регламентирует порядок функционирования
внебюджетных фондов законодательство
РФ. Оперативное управление внебюджетных
фондов осуществляет правление каждого
фонда, которое подконтрольно и подотчетно
органам государственной власти, являющихся
учредителями соответствующих внебюджетных
фондов
2. Источники формирования внебюджетных фондов
Внебюджетные фонды создаются двумя путями. Один путь - это выделение из бюджета определенных расходов, имеющих особые важные значение, другое - формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов для определенных целей.
Целевые внебюджетные фонды предназначены для целевого использования. Обычно в названии фонда указана цель расходования средств.
Материальным источником внебюджетных фондов является национальный доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения национального дохода. Основные методы мобилизации национального дохода в процессе его перераспределения при формировании фондов - специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы.
Специальные налоги и сборы устанавливаются законодательной властью. Значительное количество фондов формируется за счет средств центральных и региональных / местных бюджетов. Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов бюджета. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства. Имеющиеся у внебюджетных фондов положительное сальдо может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или процентов.