Внебюджетные фонды РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2011 в 17:41, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы стало изучение внебюджетных фондов РФ, их структуры и источников формирования.

Содержание

Введение
1. Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов.
1.1 Сущность и назначение внебюджетных фондов ………………………....4
1.2. Источники внебюджетных фондов …………………………………….…8
1.3 Классификация внебюджетных фондов …………………………..……...9
2. Виды внебюджетных фондов: Задачи и функции
2.1. Пенсионный фонд РФ: сущность, задачи, функции…………………….12
2.2.Фонд медицинского страхования …...........................................................18
2.3. Фонд социального страхования…………………………………………………………………..….24
3. Перспективы развития и направления совершенствования деятельности внебюджетных фондов………………………………………………………….27
Заключение……………………………………………………………………..33
Список использованной литературы………………………………………….35

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 176.00 Кб (Скачать документ)

3. Перспективы развития и направления совершенствования деятельности внебюджетных фондов 

Проблема повышения  эффективности здравоохранения  является по-прежнему актуальной во всех странах. Учитывая кризисную ситуацию по обеспечению финансовыми ресурсами системы обязательного медицинского страхования в России, предлагаются варианты выхода из этой ситуации, в частности внедрение дифференцированной программы добровольного медицинского страхования на базе государственной (муниципальной) системы здравоохранения, что практически означает внедрение платной системы медицинских услуг. 
Развитие ДМС на базе дифференцированных программ медицинского обслуживания предлагается не только как альтернатива широко распространенной сегодня прямой оплаты медицинской помощи пациентом или его работодателем на основе прямых договоров с медицинскими учреждениями. 
Разработка и внедрение дифференцированных программ ДМС на базе государственной (муниципальной) системы здравоохранения означали бы разрушение единой национальной системы социальной защиты с использованием института медицинского страхования. Как альтернатива обязательному медицинскому страхованию ДМС может развиваться самостоятельно по желанию самих пациентов или работодателей при условии, что взносы тарифов по оплате услуг страховых компаний будут приемлемы. Сегодня широко распространенная прямая оплата медицинской помощи пациентом или работодателем в пользу своих работников, минуя страховой сектор, потому и получила широкое распространение, что обходится дешевле. Кстати, такая система получила развитие и в США, потому как услуги страховых компаний не только дорогие, но и не всегда можно ими воспользоваться даже при таком высоком уровне средних доходов, как в США. 
Система здравоохранения в США, где широко используется добровольное медицинское страхование и частная оплата медицинских услуг, недостаточно эффективна, о чем свидетельствует доля затрат на медицинские услуги в ВНП — 14%. 
Другая негативная тенденция, которая проявилась в здравоохранении США, это недобросовестность страховых компаний. Частное страхование от социальных рисков производит отбор наиболее благоприятных рисков, отсеивая неблагоприятных для себя клиентов, поэтому не все и не всегда могут воспользоваться защитой, предлагаемой частным страховым рынком. 
В США расходы в системе социального обеспечения составляют около 3% от суммы выплачиваемых пособий. В то же время в частных страховых компаниях на каждые 2 доллара выплачиваемых пособий приходится 1 доллар, в который входят административные расходы, дивиденды и налоги страховых компаний. 
Ввиду высоких административных расходов страховых компаний в частном страховании также дорого застрахованным обходятся выплаты при страховании ренты (пенсии) и потому не очень высокие нормы доходности при накоплениях пенсий. 
Признавая недостатки действующей системы здравоохранения, администрация Президента США Б. Клинтона разработала проект здравоохранения путем введения национальной системы обязательного медицинского страхования с установлением целевого налога на фонд оплаты труда для всех предприятий и организаций. Но проект был отклонен конгрессом США после активного лоббирования заинтересованных групп, прежде всего Американской медицинской Ассоциации. Если в США стоит вопрос о введении единой национальной системы обязательного медицинского страхования, то в России целесообразно было бы сохранить то, что уже создано. К тому же основными потребителями бесплатных медицинских услуг являются малоимущие и среднеобеспеченные слои населения, которые составляют большинство в России и которые по уровню своих доходов не могут пользоваться услугами ДМС. 
Учитывая зарубежный опыт, а также уровень развития экономики России, представляется, что перспективы реального улучшения медицинского обслуживания связаны с сохранением национальной системы страхования и повышением государственного регулирования и централизацией управления в этой жизненно важной сфере, с концентрацией финансовых ресурсов и контроля за целенаправленным использованием этих средств. 
Решение вопросов финансирования здоровья должно идти за счет дальнейшего реформирования системы ОМС и действующей системы социального страхования. В системе социального страхования, как уже отмечалось, выделяются два вида обязательного социального страхования: обязательное общее страхование, которое распространяется на всех без исключения лиц, работающих по трудовому договору или контракту (средства учитываются в 4%-ной ставке в составе ЕСН для категории работающих с доходом до 100 тыс. руб.), и обязательное профессиональное страхование лиц, занятых на работах с особо опасными и неблагоприятными условиями труда, связанных с повышенным травматизмом (страховые тарифы по которому дифференцированы по группам отраслей экономики в соответствии с классами профессионального риска от 0,2 до 8,5% от фонда оплаты труда). 
Повышение уровня социальной защиты в связи с заболеваниями и утратой трудоспособности граждан возможно при интеграции всех средств, направляемых и связанных с поддержкой и охраной здоровья. Целесообразность интеграции средств, связанных с охраной и поддержкой здоровья, диктуется единством задач, решаемых системами социального страхования, связанных с финансированием заболеваний и соответственно с мероприятиями профилактическими, лечебными, реабилитационными и выплатой пособий по нетрудоспособности. 
Тарифы на медицинские услуги в объединенной системе обязательного медицинского и социального страхования должны обеспечить полное восполнение затрат медицинских учреждений на оказание медицинских услуг. За счет этих средств должен финансироваться, в силу ограниченности финансовых ресурсов, строго определенный объем не экстренной медицинской помощи.  
Учитывая, что услуги независимых страховщиков слишком дорогие (высокие административные расходы и другие им присущие недостатки), функции страховщиков по ОМС следует передать государственным страховым компаниям, которые будут осуществлять медицинское страхование на территории по программе обязательных гарантий. Эти организации должны быть некоммерческими, то есть, получая прибыль, они должны использовать ее для развития основной деятельности — медицинского страхования и без права свободной капитализации доходов. 
В дополнение к системе ОМС может развиваться и ДМС. В этом направлении сделаны определенные шаги. С принятием главы 25 Налогового кодекса РФ взносы по добровольному страхованию (медицинскому, личному, долгосрочному страхованию жизни, пенсионному страхованию, негосударственному пенсионному обеспечению) уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль (с определенными ограничениями). Меняется также порядок исчисления ЕСН при оплате налогоплательщиком страховых взносов по договорам добровольного страхования: от налогообложения освобождаются суммы платежей налогоплательщика по договорам добровольного страхования работников при условии отсутствия выплат непосредственно застрахованным физическим лицам в следующих случаях: 
- если договор предусматривает оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных лиц и заключен на срок не менее одного года;  
- если договор заключен исключительно на случай наступления смерти застрахованного лица или утраты застрахованным лицом трудоспособности в связи с исполнением трудовых обязанностей.  

Во всех остальных  случаях страховые взносы по договорам  добровольного страхования работников и (или) членов их семей, оплаченные за счет средств работодателя, подлежат включению в налоговую базу по ЕСН (кроме взносов, оплаченных из прибыли). 
Таким образом, в целях повышения социальной защиты граждан России идет реформирование социальной системы как пенсионной, так и социального страхования здоровья. 
Система пенсионного обеспечения, составляющая основу государственных выплат, дополняется обязательной страховой и накопительной системами через Государственный пенсионный фонд. Этот уровень может быть дополнен реальным страхованием в частных страховых компаниях или частных пенсионных фондах работодателями в пользу своих работников или самими пенсионерами в отличие от зарплатного страхования жизни, которое выгодно работодателям. Для отказа от этих схем необходимо: 
- пересмотреть старые правила по страхованию жизни, которые дают возможность страховщикам устанавливать высокую доходность по полисам и таким образом использовать страхование для выплат всех внесенных средств в течение года; для этого необходимо дифференцировать тарифные ставки с учетом роста их по времени действия полиса;  
- обеспечить контроль и государственное регулирование накопительной части пенсионных выплат разработкой надежных инвестиционных инструментов для вложения средств, находящихся на пенсионных счетах.  
Проведение более эффективной политики в области охраны здоровья возможно при обеспечении полной собираемости взносов на формирование внебюджетных фондов. Частично этот вопрос решается введением ЕСН и порядком его сбора. Необходимо законодательно установить источники и механизмы финансирования медицинской помощи, виды помощи и ее объем, оказываемые неработающим гражданам, а также ответственность за неисполнение закона.      
Функции страховщиков по охране здоровья следует передать государственным страховым компаниям, которые должны быть организациями некоммерческого типа и их прибыль использоваться для развития основной деятельности – медицинского страхования, без права свободной капитализации. 
Решение других задач остается за рыночными механизмами саморегулирования. Добровольное страхование от социальных рисков должно быть дополнением к обязательному страхованию, и каждый гражданин выбирает по своему усмотрению повышение уровня защиты на основе коллективной или индивидуальной ответственности. С принятием главы 25 Налогового кодекса РФ и изменением порядка исчисления ЕСН при оплате налогоплательщиком страховых взносов по добровольному страхованию сделаны определенные шаги для развития ДМС.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

    Расширение  деятельности государства привело  к созданию значительного количества специальных фондов, многие из которых сохранили свою самостоятельность даже после создания государственного бюджета, основанного на объединении различных фондов. Среди них ведущую роль заняли социальные фонды. В Российской Федерации они представлены тремя фондами: Пенсионный фонд РФ, Фонд обязательного медицинского страхования и Фонд социального страхования. Эти фонды носят строго целевое значение и выполняют определенные функции, возложенные на них государством.

    В ходе написания работы было выяснено, что внебюджетные фонды создавались в условиях экономического и политического кризиса с целью решения важных задач, которые требовали особого внимания со стороны государства.

Так, Пенсионный фонд РФ создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения; Фонд обязательного медицинского страхования – для обеспечения стабильности государственной системы ОМС; Фонд социального страхования – для обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования. Контроль за своевременным и правильным поступлением страховых взносов в эти фонды осуществляет Государственная налоговая служба.

С 2010 года все работодатели, а также физические лица, осуществляющий предпринимательскую  деятельность без привлечение наемных работников, вместо единого социального налога будут начислять и уплачивать страховые взносы в ФСС России, ПРФ,  ФФОМС и ТФОМС.

     Совершенствование системы социального страхования  является сейчас не благими намерениями, а насущной необходимостью. Пусть  у внебюджетных фондов и существуют свои проблемы, но путем принятия новых нормативных актов они вполне могут быть решены. Хотелось бы надеяться на то, что сложившаяся система внебюджетных фондов не будет разрушена, так как они по-прежнему остаются одним из важных звеньев финансовой системы государства, в обеспечении государственного социального страхования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы. 

1. Интернет-ресурс: http://www.budgetrf.ru/ Бюджетная система Российской Федерации.

2. Официальный сервер ФОМС http://www.rosmedstrah.ru

3. Финансовое право. Серия «Учебники, учебные пособия»/ Под ред. проф. В.М. Мандрицы. Ростов н/Д: «Феникс», 2009.

4.Финансы. Денежное обращение. Кредит / под ред. Л.А. Дробозиной - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2007.

5. Курбанова У.А. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Бюджетная система РФ» для специальности «Финансы и кредит» - Махачкала: издательство «Формат» 2007 – 170 стр.

6. Финансы. Денежное обращение. Кредит» Конспект лекций. - М.: «Издательство ПРИОР», 2000.

7. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. // Здравохрание РФ.-2003. - №4.

8. Официальный сервер Министерства финансов www.minfin.ru

9. Бюджетная система России: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям/ Под. ред. Г.Б.Поляка – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

10. Бюджетный кодекс Российской Федерации см.: Сборник Кодексов Российской Федерации с изменениями дополнениями на 3.11.2009

г. М.: ЗАО  «Славянский дом книги», 2009, с 665-676.

11. интернет ресурс www.diplomatomsk.ru

Информация о работе Внебюджетные фонды РФ