Согласно
Федеральному закону от 5 августа 2000 г.
N 118-ФЗ с 1 января 2001 года налоговый контроль
в отношении плательщиков взносов
в государственные социальные внебюджетные
фонды, уплачиваемых в составе единого
социального налога, осуществляется налоговыми
органами РФ.
С
1 января 2001 года взносы, зачисляемые
в Пенсионный фонд РФ, уплачивались
в составе единого социального
налога. С 1 января 2002 года введены страховые
взносы на обязательное пенсионное страхование.
Средства
ПФР формируются за счет:
- страховых
взносов работодателей;
- страховых
взносов граждан, занимающихся индивидуальной
трудовой деятельностью, в том числе фермеров
и адвокатов;
- страховых
взносов иных категорий работающих граждан;
- ассигнований
из республиканского бюджета Российской
Федерации на выплату государственных
пенсий и пособий военнослужащим и приравненным
к ним по пенсионному обеспечению гражданам,
их семьям социальных пенсий, пособий
на детей в возрасте старше полутора лет,
на индексацию указанных пенсий и пособий,
а также на предоставление льгот в части
пенсий, пособий и компенсаций гражданам,
пострадавшим от чернобыльской катастрофы,
на расходы по доставке и пересылке пенсий
и пособий;
- средств,
взыскиваемых с работодателей и граждан
в результате предъявления регрессивных
требований;
- добровольных
взносов (в том числе валютных ценностей)
физических и юридических лиц, а также
доходов от капитализации средств ПФР
и других поступлений.
Средства
ПФР направляются на:
- выплату в
соответствии с действующим на территории
Российской Федерации законодательством,
межгосударственными и международными
договорами государственных пенсий, в
том числе гражданам, выезжающим за пределы
Российской Федерации;
- оказание
органами социальной защиты населения
материальной помощи престарелым и нетрудоспособным
гражданам;
- финансовое
и материально-техническое обеспечение
текущей деятельности ПФР и его органов;
- другие мероприятия,
связанные с деятельностью ПФР.
Пенсионный
фонд РФ и его региональные отделения
на местах наделены очень широкими полномочиями
в осуществлении контрольных функций.
Процедура контроля за правильным расходованием
средств включает в себя проверку правильности
назначения (перерасчета), начисления
пенсий, их выплату и доставку, проверку
банковских операций по расходованию
пенсионных средств, проверку состояния
учетно-отчетной документации по пенсионным
платежам. Кроме того, постоянное увеличение
расходов Пенсионного фонда на выплату
пенсий требует усиления контроля за их
надлежащим распределением.
Фонд
социального страхования.
ФСС
создан в целях обеспечения государственных
гарантий в системе социального
страхования и повышения контроля
за правильным и эффективным расходованием
средств социального страхования
и является самостоятельным государственным
финансово-кредитным учреждением. Согласно
Положению «о Фонде социального страхования
Российской Федерации» (утв. постановлением
Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. N 101)
(с изменениями от 24 июля 1995 г., 19 февраля,
15 апреля, 23 декабря 1996 г., 22 ноября 1997 г.,
23 декабря 1999 г., 19 июля 2002 г.) основными
задачами Фонда являются:
- обеспечение
гарантированных государством пособий
по временной нетрудоспособности, беременности
и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние
сроки беременности, при рождении ребенка,
по уходу за ребенком до достижения им
возраста полутора лет, а также социального
пособия на погребение или возмещение
стоимости гарантированного перечня ритуальных
услуг, санаторно-курортное обслуживание
работников и их детей;
- участие в
разработке и реализации государственных
программ охраны здоровья работников,
мер по совершенствованию социального
страхования;
- осуществление
мер, обеспечивающих финансовую устойчивость
Фонда;
- разработка
совместно с Министерством труда и социального
развития Российской Федерации и Министерством
финансов Российской Федерации предложений
о размерах тарифа страховых взносов на
государственное социальное страхование;
- организация
работы по подготовке и повышению квалификации
специалистов для системы государственного
социального страхования, разъяснительной
работы среди страхователей и населения
по вопросам социального страхования;
- сотрудничество
с аналогичными фондами (службами) других
государств и международными организациями
по вопросам социального страхования.
Средства
Фонда образуются за счет:
- страховых
взносов работодателей (администрации
предприятий, организаций, учреждений
и иных хозяйствующих субъектов независимо
от форм собственности);
- страховых
взносов граждан, занимающихся индивидуальной
трудовой деятельностью и обязанных уплачивать
взносы на социальное страхование в соответствии
с законодательством;
- страховых
взносов граждан, осуществляющих трудовую
деятельность на иных условиях и имеющих
право на обеспечение по государственному
социальному страхованию, установленному
для работников, при условии уплаты ими
страховых взносов в Фонд;
- доходов от
инвестирования части временно свободных
средств Фонда в ликвидные государственные
ценные бумаги и банковские вклады. Помещение
этих средств Фонда в банковские вклады
производится в пределах средств, предусмотренных
в бюджете Фонда на соответствующий период;
- добровольных
взносов граждан и юридических лиц; поступления
иных финансовых средств, не запрещенных
законодательством;
- ассигнований
из федерального бюджета на покрытие расходов,
связанных с предоставлением льгот (пособий
и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие
чернобыльской катастрофы или радиационных
аварий на других атомных объектах гражданского
или военного назначения и их последствий,
а также в других установленных законом
случаях;
- прочих поступлений
(возмещаемых страхователем расходов,
не принятых к зачету в счет страховых
взносов, и не принятых расходов на выплату
пособий по временной нетрудоспособности
вследствие трудового увечья или профессионального
заболевания; недоимок по обязательным
платежам, сумм штрафов и иных санкций,
предусмотренных законодательством; уплаченных
в установленном порядке сумм за путевки,
приобретенные страхователем за счет
средств Фонда; средств, возмещаемых Фонду
в результате исполнения регрессных требований
к страхователям, и других).
Средства
Фонда направляются на:
- выплату пособий
по временной нетрудоспособности, беременности
и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние
сроки беременности, при рождении ребенка,
при усыновлении ребенка, по уходу за ребенком
до достижения им возраста полутора лет,
а также социального пособия на погребение
или возмещение стоимости гарантированного
перечня ритуальных услуг;
- оплату дополнительных
выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом
или инвалидом с детства до достижения
им возраста 18 лет; оплату путевок для
работников и их детей в санаторно-курортные
учреждения, расположенные на территории
Российской Федерации и в санаторно-курортные
учреждения в государствах - участниках
СНГ, аналогичных которым нет в Российской
Федерации, а также на лечебное (диетическое)
питание;
- частичное
содержание находящихся на балансе страхователей
санаториев-профилакториев, имеющих лицензии
на право занятия этим видом деятельности
(оплата расходов на питание, лечение и
медикаменты, заработную плату работников,
культурно-массовое обслуживание);
- частичную
оплату путевок в детские загородные оздоровительные
лагеря, находящиеся на территории Российской
Федерации, для детей работающих граждан;
- частичное
содержание детско-юношеских спортивных
школ (оплата расходов на оплату труда
тренерско-преподавательского состава
и аренду помещений, необходимых для учебно-тренировочного
процесса);
- оплату проезда
к месту лечения и обратно;
- создание
резерва для обеспечения финансовой устойчивости
Фонда на всех уровнях. Порядок формирования
резерва и предоставления из него средств
(на возвратной основе или безвозмездно)
определяется инструкцией о порядке начисления,
уплаты, расходования и учета средств
государственного социального страхования
(далее именуется - инструкция), утвержденной
Фондом совместно с Министерством труда
и социального развития Российской Федерации,
Министерством финансов Российской Федерации,
Государственной налоговой службой Российской
Федерации и с участием Центрального банка
Российской Федерации;
- обеспечение
текущей деятельности, содержание аппарата
управления Фонда;
- финансирование
деятельности подразделений органов исполнительной
власти, обеспечивающих государственную
защиту трудовых прав работников, охрану
труда (включая подразделения надзора
и контроля за охраной труда) в случаях,
установленных законодательством;
- проведение
научно-исследовательской работы по вопросам
социального страхования и охраны труда;
- осуществление
иных мероприятий в соответствии с задачами
Фонда, включая разъяснительную работу
среди населения, поощрение внештатных
работников Фонда, активно участвующих
в реализации мероприятий по социальному
страхованию;
- участие в
финансировании программ международного
сотрудничества по вопросам социального
страхования.
Средства
Фонда используются только на целевое
финансирование. Не допускается зачисление
средств социального страхования
на личные счета застрахованных.
Средства,
полученные от взимания пеней и наложения
финансовых санкций, образуют фонд развития
Фонда социального страхования Российской
Федерации.
Фонд
обязательного медицинского
страхования.
Для
реализации государственной политики
в области обязательного медицинского
страхования созданы Федеральный
и территориальный фонды обязательного
медицинского страхования как самостоятельные
некоммерческие финансово-кредитные учреждения.
Федеральный
фонд обязательного медицинского страхования
(далее именуется - Федеральный фонд)
реализует государственную политику
в области обязательного медицинского
страхования граждан как составной части
государственного социального страхования.
Фонд является юридическим лицом, имеет
самостоятельный баланс, обособленное
имущество, счета в учреждениях Центрального
банка Российской Федерации и других кредитных
организациях, печать со своим наименованием,
штампы и бланки установленного образца.
Основными
задачами Федерального фонда являются:
- финансовое
обеспечение установленных законодательством
Российской Федерации прав граждан на
медицинскую помощь за счет средств обязательного
медицинского страхования в целях, предусмотренных
Законом Российской Федерации "О медицинском
страховании граждан в Российской Федерации";
- обеспечение
финансовой устойчивости системы обязательного
медицинского страхования и создание
условий для выравнивания объема и качества
медицинской помощи, предоставляемой
гражданам на всей территории Российской
Федерации в рамках базовой программы
обязательного медицинского страхования;
- аккумулирование
финансовых средств Федерального фонда
для обеспечения финансовой стабильности
системы обязательного медицинского страхования.
В
целях выполнения основных задач
Федеральный фонд:
1)
осуществляет выравнивание финансовых
условий деятельности территориальных
фондов обязательного медицинского
страхования в рамках базовой программы
обязательного медицинского страхования;
2)
разрабатывает и в установленном
порядке вносит предложения о
размере взносов на обязательное
медицинское страхование;
3)
осуществляет в соответствии
с установленным порядком аккумулирование
финансовых средств Федерального фонда;
4)
выделяет в установленном порядке
средства территориальным фондам
обязательного медицинского страхования,
в том числе на безвозвратной
и возвратной основе, для выполнения
территориальных программ обязательного
медицинского страхования;
5)
осуществляет совместно с территориальными
фондами обязательного медицинского
страхования и органами Государственной
налоговой службы Российской
Федерации контроль за своевременным
и полным перечислением страховых
взносов (отчислений) в фонды обязательного
медицинского страхования;
6)
осуществляет совместно с территориальными
фондами обязательного медицинского
страхования контроль за рациональным
использованием финансовых средств
в системе обязательного медицинского
страхования, в том числе путем проведения
соответствующих ревизий и целевых проверок;
7)
осуществляет в пределах своей
компетенции организационно-методическую
деятельность по обеспечению
функционирования системы обязательного
медицинского страхования;
8)
вносит в установленном порядке
предложения по совершенствованию
законодательных и иных нормативных
правовых актов по вопросам
обязательного медицинского страхования;
9)
участвует в разработке базовой
программы обязательного медицинского
страхования граждан;
10)
осуществляет сбор и анализ
информации, в том числе о финансовых
средствах системы обязательного
медицинского страхования, и представляет
соответствующие материалы в
Правительство Российской Федерации;
11)
организует в порядке, установленном
Правительством Российской Федерации,
подготовку специалистов для системы
обязательного медицинского страхования;
12)
изучает и обобщает практику
применения нормативных правовых
актов по вопросам обязательного
медицинского страхования;
13)
обеспечивает в порядке, установленном
Правительством Российской Федерации,
организацию научно-исследовательских
работ в области обязательного медицинского
страхования;