Внебюджетные фонды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 07:03, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение значения и роли социальных внебюджетных фондов Российской Федерации.
В соответствии с поставленной целью предстоит решить следующие задачи:
- изучить основы формирования внебюджетных фондов социального назначения в Российской Федерации;
- рассмотреть бюджетный процесс, состав расходов и доходов внебюджетных фондов;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………..
3
ГЛАВА 1. Основы формирования внебюджетных фондов социального назначения в Российской Федерации…………………………..
1.1. Социально-экономическое значение внебюджетных фондов…………………………………………………………..
1.2. Правовые основы образования государственных социальных внебюджетных фондов …………………………………………………….
ГЛАВА 2. Формирование бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации…………………………………
2.1. Пенсионный фонд Российской Федерации, его функции……...
2.2. Фонд социального страхования Российской Федерации………
2.3. Фонды обязательного медицинского страхования, их функции, формирование и использование……………………..
ГЛАВА 3. Проблемы правового регулирования управления финансовыми средствами государственных внебюджетных фондов………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

внебюджетный фонд Марина.doc

— 168.50 Кб (Скачать документ)

- представление проекта бюджета государственного внебюджетного фонда;

- рассмотрение и утверждение бюджета государственного внебюджетного фонда;

- исполнение бюджета государственного внебюджетного фонда;

- составление, представление, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда.

Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов составляются органами управления указанных фондов и представляются органами исполнительной власти на рассмотрение законодательных органов в составе документов и материалов, представляемых одновременно с проектами соответствующих бюджетов на очередной финансовый год.

Таким образом, Бюджетный кодекс РФ разграничивает полномочия по составлению и представлению проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов между органами управления таких фондов и Правительством РФ соответственно.

Бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации рассматриваются и утверждаются Федеральным Собранием в форме федеральных законов одновременно с принятием федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Проекты бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов представляются органами исполнительной власти субъектов РФ на рассмотрение законодательных органов субъектов РФ одновременно с представлением проектов законов субъектов РФ о бюджете на очередной финансовый год и утверждаются одновременно с принятием таких законов.

Самостоятельному утверждению на уровне субъектов РФ подлежат только бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования, которые обладают значительной автономией в отношениях с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования. Иные же государственные внебюджетные фонды на уровне субъектов РФ имеют только территориальные отделения, которые не имеют собственных бюджетов.

Переход от ранее действовавшей системы пенсионного обеспечения к системе обязательного пенсионного страхования, связанный с принятием Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании", несколько изменил значение самого бюджета Пенсионного фонда РФ, а следовательно, и факта его утверждения Федеральным Собранием РФ. Теперь бюджет Пенсионного фонда РФ признается консолидированным (ст. 16 названного Закона), а следовательно, факт утверждения данного бюджета носит в большей степени информирующий характер.

Включение бюджетов государственных внебюджетных фондов в состав бюджетной системы привело к тому, что в последнее время увеличилось число денежных потоков между государственными внебюджетными фондами и между последними и федеральным бюджетом (рисунок 1), что нарушает целевую направленность средств, формируемых в рамках фонда. Вопреки регулярным рекомендациям российских и зарубежных экспертов "вывести" из государственных внебюджетных фондов "нестраховые" доходы и расходы, количество расходов, несущих нестраховую природу, с каждым годом увеличивается. С 2005 г. в доходах и расходах Федерального фонда обязательного медицинского страхования средства, не связанные с обязательным медицинским страхованием, имеют наибольший удельный вес.

 

    ┌─────────────────┐                   ┌──────────────────────┐

    │Счет федерального├──────────────────>│Счет Фонда социального│

    │     бюджета     │<──────────────────┤      страхования     │

    │                 ├──────────────┐    │ Российской Федерации │

    │                 ├────────────┐ │    └───────────┬──────────┘

    └─────────────────┘            │ │               /│\

    ┌─────────────────┐            │ │    ┌───────────┴──────────┐

    │   Счет бюджета  │            │ └───>│   Счет Федерального  │

    │     субъекта    │            │      │  фонда обязательного │

    │    Российской   │            │      │     медицинского     │

    │    Федерации    ├────────┐   │      │      страхования     │

    └─────────────────┘        │   │      └───────────┬──────────┘

                               │   │                 \│/

    ┌─────────────────┐        │   │      ┌───────────┴──────────┐

    │  Счет местного  │        └───┼─────>│ Счет территориального│

    │     бюджета     ├─────────┐  └─────>│  фонда обязательного │

    └─────────────────┘         └────────>│     медицинского     │

                                          │      страхования     │

                                          └──────────────────────┘

Рис. 1 Движение средств между звеньями государственных и муниципальных финансов в РФ.

 

С 2006 г. предусмотрены перечисления в Фонд социального страхования РФ из Федерального фонда обязательного медицинского страхования на оплату услуг по дополнительной диспансеризации работающих граждан и оказанной им первичной медико-санитарной помощи, а также оплату услуг государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения по медицинской помощи, оказанной указанными учреждениями женщинам в период беременности и родов, что явилось следствием уменьшения ставки единого социального налога, зачисляемого в Фонд социального страхования РФ и соответствующим увеличением ставки в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Происходит передача средств Фонда социального страхования РФ Министерству здравоохранения и социального развития РФ (до 2004 г. - Министерству труда и социального развития РФ) - средства социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, на осуществление мероприятий, связанных с обучением, по вопросам охраны труда отдельных категорий застрахованных и финансирование научно-исследовательских работ по вопросам охраны труда. Поскольку Министерство здравоохранения и социального развития РФ не имеет самостоятельного банковского счета, так как ему открыт лицевой счет в Федеральном казначействе к счету по учету средств федерального бюджета, то средства со счета Фонда социального страхования будут перечислены на счет федерального бюджета.

Дополнительные денежные потоки делают непрозрачным движение средств в системе социального страхования; в условиях инфляции они приводят к потере средств, предназначенных для социальных выплат; мешают реализовать преимущество, которое дает внебюджетная форма формирования финансовых ресурсов, связанное с получением дополнительных источников финансирования социальных выплат за счет размещения временно свободных средств фондов.

Правовую основу доходной части бюджетов государственных внебюджетных фондов наряду с Бюджетным кодексом РФ составляют:

- ст. 17 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации";

- ст. 17 Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования";

- ст. 12 Закона РФ от 28 июня 1991 г. N 1499-I "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (в редакции от 2 апреля 1993 года);

- ст. 22 Закона РФ от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения Российской Федерации" (в редакции от 20 апреля 1996 года).

Источниками поступлений денежных средств в бюджеты государственных внебюджетных фондов являются:

- страховые взносы;

- дотации, другие средства федерального бюджета, а также средства иных бюджетов в случаях, предусмотренных законодательством РФ;

- штрафные санкции и пеня;

- денежные средства, возмещаемые страховщикам в результате регрессных требований к ответственным за причинение вреда застрахованным лицам;

- доходы от размещения временно свободных денежных средств государственных внебюджетных фондов;

- иные поступления, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

Следует отметить, что в соответствии с главой 24 Налогового кодекса РФ с 1 января 2001 основным источником формирования государственных внебюджетных фондов стал единый социальный налог.

Расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством РФ, ее субъектов, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами и законами субъектов РФ.

Более детально цели и порядок расходования средств государственных внебюджетных фондов прописаны в ст. 19 Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования".

Средства государственных внебюджетных фондов имеют целевое назначение и могут направляться на:

- выплату в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ пенсий и социальных пособий, а также финансирование здравоохранения;

- доставку пенсий и социальных пособий;

- финансовое и материально - техническое обеспечение текущей деятельности государственных внебюджетных фондов (включая содержание его центральных и территориальных органов);

- иные цели, предусмотренные законодательством РФ об обязательном социальном страховании.

Расходы, не предусмотренные бюджетами государственных внебюджетных фондов на соответствующий год, осуществляются только после внесения изменений в указанные бюджеты в установленном федеральным законом порядке.

Порядок использования временных свободных средств государственных внебюджетных фондов определяется федеральным законом.

Нецелевое расходование денежных средств государственных внебюджетных фондов не допускается и влечет за собой ответственность должностных лиц, допустивших указанное нарушение, в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ устанавливается казначейское исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов, при котором регистрация поступлений, регулирование объемов и сроков принятия бюджетных обязательств, совершение разрешительной надписи на право осуществления расходов в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств, осуществление платежей от имени получателей средств федерального бюджета возлагаются на Федеральное казначейство РФ.

Заключительная стадия бюджетного процесса включает в себя три этапа:

- составление органом управления государственного внебюджетного фонда отчета об исполнении его;

- представление Правительством РФ такого отчета на рассмотрение Федерального Собрания РФ;

- рассмотрение и утверждение такого отчета Федеральным Собранием РФ.

Отчет об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда рассматривается и утверждается Федеральным Собранием в форме федерального закона.

Отчет об исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда (территориальных фондов обязательного медицинского страхования) составляется органом управления данного фонда и представляется органом исполнительной власти субъекта РФ на рассмотрение и утверждение законодательному органу субъекта Российской Федерации в форме закона субъекта РФ.

Контроль за исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется органами, обеспечивающими контроль за исполнением бюджетов соответствующего уровня бюджетной системы РФ, в порядке, установленном Бюджетным кодексом для соответствующих бюджетов. Порядок и сроки представления отчетности государственных внебюджетных фондов, в том числе публикуемой, определяются в соответствии с Бюджетным кодексом для соответствующих бюджетов.

Следует также отметить, что п. 2 ст. 14 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ предполагает также, что профсоюзы в соответствии с законодательством РФ имеют право на осуществление профсоюзного контроля за использованием средств государственных внебюджетных фондов.

Таким образом, с помощью государственных социальных целевых вне­бюджетных фондов можно решать ряд задач:

- оказывать социальную помощь и услуги населению пу­тем выплаты денежных пособий, единовременной помощи;

- обеспечивать восстановление и сохранение трудоспо­собности человека;

- оказывать социальные услуги населению путем финан­сирования учреждений социальной инфраструктуры;

-              финансировать пенсионное обеспечение.

Источники финансирования социальных внебюджетных фондов имеют как относительно постоянный, так и времен­ный характер в зависимости от экономического и финансово­го состояния страны.


ГЛАВА 2. Формирование  бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации

 

2.1. Пенсионный фонд Российской Федерации, его функции

 

Пенсионный фонд РФ - это централизованный фонд пенсионного обеспечения населения.

Пенсия — это гарантированная ежемесячная денежная выплата для обеспечения граждан по достижении ими оп­ределенного законом возраста, а также в случае потери трудоспособности, потери кормильца.

Пенсии, пособия и другие виды социальной помощи дол­жны обеспечивать прожиточный уровень жизни.

Пенсионный фонд является самостоятельным финансо­во-кредитным учреждением, осуществляющим свою дея­тельность в соответствии с законодательством РФ. Денежные средства этого фонда находятся в государственной собствен­ности, не входят в состав бюджетов других фондов и изъя­тию не подлежат.

Информация о работе Внебюджетные фонды