Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 16:15, курсовая работа
Переход к рыночной экономике изменил содержание хозяйственного механизма в России, организационные структуры отдельных его частей, в том числе модернизировал финансовую систему. Общепризнано, что внебюджетные фонды являются одним из механизмов перераспределения национального дохода государства в пользу определенных социальных групп населения, при этом государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования различных социально-экономических мероприятий. Формирование внебюджетных фондов позволяет решать две наиболее важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населению.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ 5
1.1 Эволюция внебюджетных фондов в России и за рубежом, их роль в национальной финансовой системе 5
1.2 Экономическая сущность, признаки и виды внебюджетных фондов 11
2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И РАСХОДОВАНИЯ СРЕДСТВ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 15
2.1 Источники формирования и направления расходования средств социальных внебюджетных фондов Российской Федерации 15
2.2 Анализ структуры и динамики доходов и расходов средств государственных внебюджетных фондов 21
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 31
3.1 Проблемы развития внебюджетных фондов в России 31
3.2 Предложения по развитию внебюджетных фондов и направления их дальнейшего совершенствования 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45
Пенсионный
фонд Российской Федерации - один из наиболее
значимых социальных институтов страны,
это крупнейшая федеральная система
оказания государственных услуг
в области социального
ПФР был образован 22 декабря 1990 года для государственного управления финансами пенсионного обеспечения, которые было необходимо выделить в самостоятельный внебюджетный фонд. С созданием Пенсионного фонда России появился принципиально новый механизм финансирования и выплаты пенсий и пособий.
Средства ПФР направляются на:
Средствами государственного
социального страхования
Средства ФСС направляются на:
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования реализует государственную политику в области обязательного медицинского страхования граждан как составной части государственного социального страхования, за счет его средств предоставляются:
Расходование средств
Отчеты об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации составляются органами управления фондами и представляются в Минздравсоцразвития России для внесения в установленном порядке в Правительство Российской Федерации.
Таким образом, область перераспределения внебюджетных средств ограничена целевым назначением фонда. Такая ограниченность в распределительной функции этого сегмента государственных финансов в отдельных случаях имеет ряд преимуществ перед бюджетной формой перераспределения финансовых ресурсов. При выделении во внебюджетный фонд части финансовых средств легче просматривается соразмерность централизуемых источников и потребностей, более оперативно решаются вопросы управления данной частью финансовых ресурсов, устраняется неизбежность дефицита по этим фондам, чего невозможно достигнуть в бюджетах в условиях экономического кризиса.
В ходе написания работы был проведен структурный анализ формирования и расходования средств государственных социальных внебюджетных фондов. Одним из них является Пенсионный Фонд Российской Федерации, анализ структуры и динамики доходов и расходов которого основан на статистических данных, представленных в таблицах 3.1., 3.2. ПРИЛОЖЕНИЯ 3. Динамика доходов и расходов ПФР за 2007-2011 годы и плановые 2012-2014 годы представлена на рисунке 1.
Рисунок 1. Динамика доходов и расходов ПФР за 2007-2011 годы и плановые 2012-2014 годы
Доходы бюджета ПФР без учета накопительной составляющей в 2011 году выросли по сравнению с 2010 годом на 44,5% и составили 4,25 трлн. рублей, из них: 1,6 трлн. рублей – страховые взносы на страховую часть трудовой пенсии; 2,64 трлн. рублей – межбюджетные трансферты из федерального бюджета, из которых на покрытие дефицита бюджета ПФР перечислено 1,32 трлн. рублей. Общие доходы бюджета ПФР за 2011 год составили 4,61 трлн. рублей, что по отношению к внутреннему валовому продукту составляет 10,4% (в 2010 году – 3,2 трлн. рублей, или 8,2% к ВВП).
С 1 января 2011 года тариф отчислений в пенсионную систему был установлен в размере 20%, при одновременном введении для отдельных категорий плательщиков пониженных тарифов. В связи с этим на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда из федерального бюджета было перечислено 72,84 млрд. рублей.
В рамках Программы государственного соф
Расходы на пенсионное обеспечение за 2011 год увеличились на 1 трлн. рублей и составили свыше 3,6 трлн. рублей, в том числе 480 млрд. руб. было направлено на повышение трудовых пенсий вследствие проведения валоризации расчетного пенсионного капитала пенсионеров. Из них 3,4 трлн. рублей – расходы на выплату трудовых пенсий (в 2010 году – 2,4 трлн. рублей).
В результате проведенной в 2011 году валоризации средний размер трудовой пенсии по старости увеличился на 1090 рублей. Для отдельных категорий граждан, имеющих продолжительный трудовой стаж, сумма увеличения составила: для инвалидов вследствие военной травмы, включая инвалидов Великой Отечественной войны – 1715 рублей, для участников Великой Отечественной войны – 1855 рублей.
При этом наблюдается рост числа вновь назначенных пенсий. Если в 2005 году были назначены пенсии 2,5 млн. человек, то в 2011 году – почти 2,8 млн. человек. В 2011 году общее количество пенсионеров превысило 39,7 млн. человек. Из них число получателей трудовых пенсий составило 36,6 млн. человек, получателей социальных пенсий – 2,8 млн. человек.
В течение 2011 года пенсии были проиндексированы трижды. 1 апреля 2011 года трудовые пенсии россиян были проиндексированы на 6,3%, социальные пенсии – на 8,8%. Кроме того, 1 июля социальные пенсии дополнительно увеличились на 3,41%. Помимо увеличения трудовых и социальных пенсий, 1 апреля на 10% был проиндексирован размер ежемесячных денежных выплат. В целом, в течение 2011 года пенсии в стране увеличилась на 23%, а по сравнению с серединой 2010 года – на 46%, что превышает уровень потребительской инфляции.
Объем поступивших в ПФР в I полугодии 2012 года страховых взносов на обязательное пенсионное страхование составил 1 трлн. 343,4 млрд. руб., что на 47,5% больше, чем за аналогичный период 2011 года. Этот показатель составляет 49,1% от годового прогноза поступлений. В целом по году прогнозируется поступление страховых взносов на 43% больше, чем в 2011.
Значительный рост поступления страховых взносов во внебюджетные фонды в 2012 году обусловлен повышением тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с 20% до 26% и на обязательное медицинское страхование в ФОМС с 1,1% до 3,1%, увеличением значения фонда оплаты труда работников, с которого взимаются страховые взносы, с 415 000 рублей в до 463 000 рублей год, а также системной работой со страхователями.
Плановые показатели приведены на основании положений федерального закона «О бюджете Пенсионного фонда РФ на 2011 и на плановый период 2012 и 2013 годов» от 10 декабря 2011 года №355-ФЗ [8]. В соответствии с законом «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» суммарные доходы ПФР в 2013 году составят 5,7 трлн. рублей (в 2012 году – 5,14 трлн. рублей), или 9,7% объема ВВП страны [8]. Суммарные расходы составят 5,4 трлн. (в 2012 году – 4,82 трлн. рублей). Превышение доходов над расходами бюджета составит 289,6 млрд. рублей.
На выплату трудовых пенсий из бюджета ПФР в 2013 году будет выделено 4,2 трлн. рублей. Из федерального бюджета в бюджет ПФР поступит 1,5 трлн. рублей на исполнение обязательств государства по выплате государственных пенсий, пособий, материнского капитала, других социальных выплат, а также на софинансирование формирования пенсионных накоплений.
Средства федерального бюджета на предоставление материнского капитала в 2013 году предусмотрены в бюджете ПФР в сумме 162,7 млрд. рублей. Размер материнского капитала с 1 января 2013 года будет проиндексирован на 6,0% и составит 387,6 тыс. рублей.
В бюджете ПФР учтены средства федерального бюджета на софинансирование пенсионных накоплений за счет средств Фонда национального благосостояния на 2013 год в сумме 7,5 млрд. рублей (в 2012 году – 5 млрд. рублей).
Анализ структуры и динамики доходов и расходов ФСС основан на статистических данных, представленных в таблицах 3.3., 3.4. ПРИЛОЖЕНИЯ 3 [18], и показан на рисунке 2.
Рисунок 2. Динамика доходов и расходов ФСС за 2007-2011 годы
Доходы ФСС от поступления страховых взносов в 2011 году по сравнению с ЕСН увеличились, несмотря на рост объемов выплат, не облагаемых страховыми взносами за счет расширения гражданско-правовых отношений в сфере производства и услуг, увеличения льгот при оплате труда инвалидов, возмещении расходов на командировки, оказании материальной помощи работникам и членам их семей и действие других факторов снижения фискальной нагрузки, предусмотренных законодательством.
Коэффициент сбора страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в 2011 году превысил 98%.
Согласно таблице 3.5. ПРИЛОЖЕНИЯ 3 в 2010 году, общий объем доходов бюджета ФСС составил 440 046 млн. рублей (123,9 % к 2009 году), в том числе за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в сумме 131 099 млн. рублей, из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в сумме 17 000 млн. рублей и за счет налоговых поступлений и страховых взносов в размере 291 579. Общий объем расходов бюджета ФСС в сумме 448 501 млн. рублей. Набольшее влияние на размер расходованных средств оказало финансирование мероприятий по социальному страхованию в сумме 338 586 млн. рублей или 75,5% , а наименьшее расходование средств ФСС было на финансирование выплаты пособий по уходу за ребенком гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий в сумме 1 088 млн. рублей или 0,2%.
Доходы ФСС в 2011 году составили 463 777 млн. руб. (или 109% к плановым показателям), расходы - 491 199,3 млн. руб. (108, 2%). Из них доходы по обязательному соцстрахованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 319 404 млн. руб., расходы - 353 610, 7 (дефицит - 34 206, 6); от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний - 62 788 3 и 54 905 соответственно (профицит - 7 883). Доходы от страховых взносов на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством достигли 243 432, 3 млн. руб. Это на 19 384, 9 млн. руб. больше, чем доходы от ЕСН в 2009 году, и на 26 213, 2 млн. руб. ниже плановых показателей. Расходы по этому виду страхования выросли на 22, 3% и составили 343 425, 2 млн. руб.
По итогам 2011 года уровень сбора указанных страховых взносов составил 98,9%. Доходы от налогов на совокупный доход составили 11 762,3 млн. руб. (85,6% к запланированным) и увеличились по сравнению с 2010 года на 1 886,5 млн. руб. (или на 19,1%).
Расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности в 2011 году возросли на 22,4% относительно расходов 2010 года и составили 182,5 млрд. рублей или 57,1% в общих расходах по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, оплачено 392,6 млн. дней.