Внебюджетныефонды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 16:15, курсовая работа

Описание

Переход к рыночной экономике изменил содержание хозяйственного механизма в России, организационные структуры отдельных его частей, в том числе модернизировал финансовую систему. Общепризнано, что внебюджетные фонды являются одним из механизмов перераспределения национального дохода государства в пользу определенных социальных групп населения, при этом государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования различных социально-экономических мероприятий. Формирование внебюджетных фондов позволяет решать две наиболее важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населению.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ 5
1.1 Эволюция внебюджетных фондов в России и за рубежом, их роль в национальной финансовой системе 5
1.2 Экономическая сущность, признаки и виды внебюджетных фондов 11
2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И РАСХОДОВАНИЯ СРЕДСТВ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 15
2.1 Источники формирования и направления расходования средств социальных внебюджетных фондов Российской Федерации 15
2.2 Анализ структуры и динамики доходов и расходов средств государственных внебюджетных фондов 21
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 31
3.1 Проблемы развития внебюджетных фондов в России 31
3.2 Предложения по развитию внебюджетных фондов и направления их дальнейшего совершенствования 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45

Работа состоит из  1 файл

курсовая копия.docx

— 153.84 Кб (Скачать документ)

Еще одна проблема системы здравоохранения - многоканальность финансирования медицинских организаций. Здравоохранение финансируется за счет средств ФОМС, федерального бюджета. Дополнительным каналом поступления средств в лечебно-профилактические учреждения являются платные медицинские услуги и добровольное медицинское страхование. Это  снижает управляемость отрасли, контроль над рациональным и целевым расходованием средств и качеством оказания медицинской помощи.

Наблюдается нарушение принципов  социального страхования, например формирование социальных прав и последующие выплаты не находятся в прямой зависимости друг о друга. Сегодня право на получение пособия по временной нетрудоспособности в размере 100% заработка имеет около 80% застрахованных лиц. А значит, у большинства застрахованных лиц фактически нет мотивации к возвращению на работу, т.к. не работая, они получают такой же доход в виде пособия по временной нетрудоспособности.

Таким образом, российская система обязательного социального страхования не лишена недостатков и нерешенных проблем. Среди них можно назвать, прежде всего, дефицит средств фондов. Другой недостаток-несоблюдение страховых принципов. Эти проблемы можно связать с внешними факторами: неблагоприятное состояние национальной экономики, высокий уровень дифференциации доходов населения. В 2009 году соотношение между средними доходами 10% самой бедной и 10% самой богатой частей населения составило 16,7. Минимальный размер оплаты труда равен 78,8% прожиточного минимума трудоспособного населения. Данная ситуация дестабилизирует систему социального страхования, финансовые возможности которой напрямую зависят от размера заработной платы застрахованных граждан.  Для сравнения: по данным Международной организации труда, минимальная заработная плата в большинстве стран мира в несколько раз превышает физиологический прожиточный  минимум.

Помимо перечисленного, в сфере  социального страхования нерешенным остается ряд следующих проблем:

  • неэффективное и нецеленаправленное распределение средств;
  • правила и нормы определения и назначения пособий и выплат в отдельных видах страхования не соответствуют современным экономическим отношениям (например, множество льгот, не связанных непосредственно с работой);
  • сохраняется недостаточная прозрачность внебюджетных фондов, практически отсутствует паритетное участие социальных партнеров в управлении системой и финансами обязательного социального страхования, государство не поддерживает перехода к самоуправляемости страховых фондов;
  • неупорядоченной и нескоординированной остается финансовая сфера социального страхования. Фактически отсутствуют актуарные расчеты, не обоснованы размеры страховых взносов по видам рисков, не определены принципы распределения страховых платежей между работодателями, работниками и государством.

В системе обязательного медицинского страхования остаются нерешенными и практические задачи, отсутствуют:

  • единый регистр застрахованных граждан;
  • правила оценки качества медицинской помощи;
  • понятие дефекта оказания медицинской помощи, перечень дефектов оказания медицинской помощи;
  • единая федеральная шкала штрафных санкций за ненадлежащее качество медицинской помощи;
  • регламент досудебной защиты застрахованного и правила возмещения страховой компанией вреда, причиненного ненадлежащим оказанием медицинской помощи, основанные на системе штрафных санкций; 
  • единый реестр досудебных экспертных решений страховых медицинских компаний и решений судов по искам застрахованных лиц к учреждениям здравоохранения – причинителям вреда здоровью пациентов. 

Считается, что новый закон об обязательном медицинском страховании - закон переходного периода, рассчитанный до 2014 года. За два года выровняется оснащенность медицинских учреждений, удастся отладить новый механизм работы медицинского страхования, и тогда, возможно, появится более совершенный закон, а также новые правила такого страхования.

3.2 Предложения  по развитию внебюджетных фондов  и направления их дальнейшего  совершенствования

 

На основе проведенного анализа  очевидно, что без решения проблем  социального страхования на основе подлинно присущих ему принципов организовать эффективное функционирование и совершенствование деятельности внебюджетных фондов не удастся.

Итоги пенсионной реформы и долгосрочные перспективы развития пенсионной системы России с учетом влияния мирового финансового кризиса. Рассматривая проблемы ПФР, следует исходить из того, что две главные проблемы - дефицит бюджета ПФР и снижение среднего коэффициента замещения пенсией утраченного заработка - не могут быть полностью урегулированы без участия государства, т.к. являются производными от макроэкономической и демографической ситуации в стране. Поэтому госрегулирование макроэкономических и демографических факторов и финансовая поддержка федеральным бюджетом ПС на весь переходный период должны оставаться главным и обязательным условием успешной реализации пенсионной реформы. Одной из наиболее эффективных мер государственного регулирования финансовой устойчивости пенсионной системы в краткосрочном периоде могла бы стать ликвидация скрытой заработной платы, которая за период с 2005 по 2011 год возросла с 12,1 до 16% ВВП и достигла половины фонда заработной платы. Взимание страховых взносов с этой заработной платы позволило бы уже в 2011 году  снизить дефицит бюджета ПФР   более чем на 0,9 трлн. руб.

Поддержку определенных видов экономической  деятельности можно осуществлять другим способом - посредством выделения  работодателям целевых субсидий из федерального бюджета, которые возможно было бы использовать на компенсацию произведенных ими расходов по уплате страховых взносов.

Важным аспектом развития системы  пенсионного страхования - развитие накопительного компонента.  Одно из направлений повышения эффективности инвестирования средств пенсионных накоплений и гарантий их сохранности -  предоставление накопительным пенсионным фондам права самостоятельной купли/продажи ценных бумаг на организованных рынках;  введения обязательного страхования ответственности накопительного Пенсионного фонда по передаче сумм пенсионных накоплений в государственный накопительный либо в другой накопительный пенсионный фонд по выбору гражданина; законодательного установления принципа разумного поведения при управлении средствами пенсионных накоплений и их инвестировании, снятия законодательных ограничений по направлениям и объемам вложений в пределах объемов сформированных по уровню риска инвестиционных портфелей и другие меры.

Безусловным является сохранение обязательного характера пенсионных накоплений и как источника пенсионных выплат, и как долгосрочного инвестиционного ресурса для целей развития экономики страны.

Для реализации задач по дальнейшему повышению  уровня материального обеспечения пенсионеров в бюджете Пенсионного фонда на 2012 год предусмотрены расходы на следующие мероприятия:

  • индексация трудовых пенсий с 1 февраля 2012 года на 7% и 1 апреля 2012 года на 2,4%; увеличение на 6% размеров ЕДВ с 1 апреля 2012 года;
  • индексация социальных пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению на 14,1% с 1 апреля 2012 года.

Минимальный уровень пенсионного обеспечения  с учетом предоставляемых мер социальной поддержки и установления социальной доплаты к пенсии у неработающих пенсионеров будет поддерживаться на уровне прожиточного минимума пенсионера в субъекте Российской Федерации.

В рамках модернизации системы финансового  обеспечения оказания медицинской  помощи в соответствии с Концепцией развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 года на период с 2010 по 2015 год предусмотрены следующие мероприятия:

  • переход на обоснованные тарифы медицинской помощи;
  • внедрение системы персонифицированного учета застрахованных в системе обязательного медицинского страхования;
  • переход на страховые взносы работодателей и внедрение единой методики расчета страховых взносов субъектов Российской Федерации на обязательное медицинское страхование неработающего населения;
  • внедрение механизма выравнивания финансовых условий базовых программ обязательного медицинского страхования;
  • паспортизация медицинских учреждений на предмет оснащенности помещениями и оборудованием с целью определения возможности включения инвестиционных расходов в систему обязательного медицинского страхования [6].

Важное значение для модернизации системы медицинского страхования имеет закон «Об обязательном медицинском страховании», вступивший в силу с 1 января 2011 года [16]. Законом установлен минимальный размер платежа за неработающее население, что с одновременным повышением ставок страховых взносов приведет к увеличению наполнения системы медицинского страхования до 1,2-1,3 трлн. руб. в год. Начиная с мая 2011 года, гражданам выдаются полисы единого образца, действующие на всей территории страны, что позволит получать бесплатную медицинскую помощь независимо от места прописки или места реального жительства. Другое новшество - приобретение человеком права выбирать страховую организацию, медицинское учреждение и врача. Это создает конкуренцию на рынке и страховых, и медицинских услуг.

Принципиальная новация закона - предоставлять медицинские услуги  могут не только государственные (муниципальные) медучреждения, но и организации любой организационно-правовой формы и индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной медицинской практикой. Главное, наличие лицензии на осуществление медицинской деятельности.

Единство функционирования и финансовую устойчивость всей системы с 2011 года обеспечивает Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, который аккумулирует дополнительные средства, которые будут направляться на целевое финансирование региональных программ модернизации здравоохранения.

Развитие добровольного медицинского страхования должно быть неразрывно связано с разграничением платных и бесплатных медицинских услуг в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения, с целью недопущения ограничения доступности бесплатной медицинской помощи.

Реформирование системы социального страхования в России в ближайшие годы должно иметь следующие целевые ориентиры:

  • создание различных видов социального страхования и разветвленной социальной инфраструктуры, позволяющей обеспечить гражданам государства широкий круг социальных услуг;
  • построение страховых систем по профессиональному признаку и с учетом региональных особенностей, максимально учитывающих природу социальных рисков и обеспечивающих точный расчет финансовых средств, необходимых и достаточных для выполнения страховых обязательств по конкретным видам социальных рисков и не допускающих скрытого перераспределения;
  • повышение личной ответственности за создание условий своей жизни, заключающееся в обязательном внесении работником страховых взносов по некоторым видам социального страхования;
  • осуществление социального страхования преимущественно теми страховыми организациями, которые не находятся в непосредственной зависимости от государства;
  • развитие механизмов самоуправления страховыми учреждениями.

Реформирование сферы социального страхования в России должно базироваться на следующих принципах:

  • законности - законодательное закрепление прав и ответственности субъектов страхования, на основе установления порядка и размера выплат и их зависимости от сроков внесения и размеров страховых взносов;
    • личной ответственности - работающие граждане непосредственно вносят страховые взносы, сами или через представителей могут участвовать в управлении соответствующими страховыми учреждениями;
    • эквивалентности страхового взноса - финансирование предоставляемой социальной помощи за счет страховых взносов, тем самым устанавливается соразмерность страховых взносов и объема предоставляемых социальных услуг;
    • солидарности - более обеспеченные страхуемые вносят более высокие страховые взносы и тем самым оказывают материальную помощь менее обеспеченным.

Таким образом, анализ деятельности социальных внебюджетных фондов позволяет говорить о том, что в настоящее время в России существует необходимость в разработке новых, адекватных современным социально-экономическим условиям, механизмов и форм работы. Новые направления реформирования системы пенсионного, социального и медицинского страхования должны предусматривать соответствующее правовое, финансово-экономическое, методологическое, научно-информационное и кадровое обеспечение, разработку и внедрение инновационных технологий.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В России основой социальной защиты является единая общенациональная система обязательного страхования. Социальное страхование есть способ реализации конституционного права гражданина на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности или отсутствия таковой от рождения, потери кормильца, безработицы. С другой стороны, страхование как финансовая категория - это система денежных отношений, связанных с перераспределением национального дохода, что позволяет формировать и расходовать внебюджетные фонды денежных средств для материального обеспечения различных слоев общества.

При написании работы на основе теоретического анализа определена сущность и значение внебюджетных фондов, выявлены особенности  их функционирования, классификационные  признаки и факторы, влияющие на увеличение количества внебюджетных фондов, обуславливающие  необходимость в концентрации ограниченных финансовых ресурсов на государственном  уровне с целью обеспечения государственных  социальных и общеэкономических  потребностей.

Информация о работе Внебюджетныефонды