Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 16:15, курсовая работа
Переход к рыночной экономике изменил содержание хозяйственного механизма в России, организационные структуры отдельных его частей, в том числе модернизировал финансовую систему. Общепризнано, что внебюджетные фонды являются одним из механизмов перераспределения национального дохода государства в пользу определенных социальных групп населения, при этом государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования различных социально-экономических мероприятий. Формирование внебюджетных фондов позволяет решать две наиболее важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населению.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ 5
1.1 Эволюция внебюджетных фондов в России и за рубежом, их роль в национальной финансовой системе 5
1.2 Экономическая сущность, признаки и виды внебюджетных фондов 11
2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И РАСХОДОВАНИЯ СРЕДСТВ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 15
2.1 Источники формирования и направления расходования средств социальных внебюджетных фондов Российской Федерации 15
2.2 Анализ структуры и динамики доходов и расходов средств государственных внебюджетных фондов 21
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 31
3.1 Проблемы развития внебюджетных фондов в России 31
3.2 Предложения по развитию внебюджетных фондов и направления их дальнейшего совершенствования 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45
Внебюджетные фонды, являясь важным звеном финансовой системы государства, аккумулируют денежные ресурсы и направляют их на решение различного рода социально-экономических задач, позволяют достичь социального согласия в обществе и обеспечить условия для стабильного экономического роста и прогресса в интересах всех слоев населения.
Основными внебюджетными фондами являются фонды, направленные на социальную поддержку и социальную защиту населения: Пенсионный фонд Российской Федерации, Фондов обязательного медицинского страхования Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации.
Так как внебюджетные фонды формируются на основе перераспределения доходов и накоплений, образующихся в процессе первичного перераспределения национального дохода, это обстоятельство делает систему обязательного страхования особо восприимчивой к тенденциям экономического развития. Снижение темпов экономического роста и увеличение инфляции незамедлительно сказываются на собираемости взносов в указанные фонды, что в конечном счете приводит к накоплению социальных проблем в обществе.
При исследовании темы курсовой работы во второй главе был проведен анализ современного состояния внебюджетных фондов в Российской Федерации. На основе проведенного анализа можно сделать вывод о том, что рассмотрена и проанализирована работа внебюджетных фондов, видно их несовершенство и нестабильность. Эти фонды по-прежнему остаются одним из важных звеньев финансовой системы государства в обеспечении государственного социального страхования.
Средства фондов формируются за счет взносов работодателей, граждан, а также ассигнований из федерального бюджета. Финансовые ресурсы ПФ и ФСС росли ежегодно 2007-2011гг. средства ФОМС были снижены в 2010-2011 гг.
При сравнении доходов и расходов внебюджетных фондов оказалось, что наибольшие темпы роста доходов в 2008-2011 годах были характерны для ПФ. При сравнении темпов роста расходов ситуация оказалась аналогичная- расходы ПФ растут наибольшими темпами. В результате за исследуемый период доля доходов ПФ возросла на 7,2 процентных пункта, доли других фондов снизились на 2,9 и 4,3 процентных пункта соответственно. В составе совокупных расходов внебюджетных фондов значительно выросла доля расходов ПФ ( на7,1%) доля расходов других фондов снизилась.
Исходя из 3 главы можно сделать вывод о том, что в настоящее время в России существует необходимость в разработке новых, адекватных современным социально-экономическим условиям, механизмов и форм работы. Новые направления реформирования системы пенсионного, социального и медицинского страхования должны предусматривать соответствующее правовое, финансово-экономическое, методологическое, научно-информационное и кадровое обеспечение, разработку и внедрение инновационных технологий.
На основе структурного анализа деятельности государственных социальных внебюджетных фондов в ходе работы определены целевые ориентиры и принципы реформирования сферы социального страхования в России, предложены направления реформирования, заключающиеся в разработке методологии формирования и функционирования системы социального страхования, введении страхования профессиональных и региональных пенсий и пособий за выслугу лет, перераспределении функций фондов социального страхования и обязательного медицинского страхования, а также в определении перечня социальных рисков и разработке механизма их применения в качестве объектов социального страхования.
Таким образом, система социальных внебюджетных фондов России требует дальнейшего реформирования, совершенствования сбора и распределения страховых взносов с целью более полного удовлетворения потребностей граждан и государства в целом. В ответ на глобальные демографические вызовы развитые зарубежные системы пенсионного, социального и медицинского страхования осуществили параметрические реформы. Однако российская система по причине объективных особенностей демографического и макроэкономического характера, а также огромного груза накопленных обязательств советского периода должна реализовать уникальный комплекс мероприятий, который выходит далеко за пределы зарубежного опыта. Совершенствование этой системы приведёт к благополучной ситуации внутри страны и росту престижа страны на мировой арене.
Приложение 1
Особенности функционирования внебюджетных фондов в Российской Федерации
Рисунок 1.1. Особенности функционирования внебюджетных фондов в Российской Федерации
Приложение 2.
Тарифы страховых взносов в государственные внебюджетные фонды
Таблица 2.1. – Тарифы страховых взносов в 2011 году
ПФР |
ФСС |
ФОМС |
Итого | |
Федеральный ФОМС |
Территориальный ФОМС | |||
26% |
2,9% |
2,1% |
3% |
34% |
Таблица 2.2. - Специальные тарифы страховых взносов 2011-2014 гг., %
Наименование фонда |
Тариф | ||
2011 г. |
2012 г. |
2013-2014 гг. | |
Пенсионный фонд РФ |
16 |
16 |
21 |
Фонд социального страхования РФ |
1,9 |
1,9 |
2,4 |
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования |
1,1 |
2.3 |
3,7 |
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования |
1,2 |
0 |
0 |
Таблица 2.3. - Специальные тарифы страховых взносов 2011-2019 гг., %
Наименование фонда |
Тариф | |||
2011г. |
2012- 2017 гг. |
2018 г. |
2019 г. | |
Пенсионный фонд РФ |
8 |
8 |
13 |
20 |
Фонд социального страхования РФ |
2 |
2 |
2,9 |
2,9 |
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования |
2 |
4 |
5,1 |
5,1 |
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования |
2 |
0 |
0 |
0 |
Таблица 2.4. - Специальные тарифы страховых взносов 2011-2014 гг., %
Наименование фонда |
Тариф | |||
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. | |
Пенсионный фонд РФ |
20 |
20,8 |
21,6 |
23,2 |
Фонд социального страхования РФ |
2,9 |
2,9 |
2,9 |
2,9 |
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования |
1,1 |
3,3 |
3.5 |
3,9 |
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования |
2 |
0 |
0 |
0 |
Таблица 2.5. - Специальные тарифы страховых взносов 2011-2014 гг., %
Наименование фонда |
2011 г. |
2012 г. |
Пенсионный Фонд РФ |
18 |
18 |
Фонд социального страхования РФ |
2,9 |
2,9 |
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования |
3,1 |
5,1 |
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования |
2 |
0 |
Приложение 3.
Показатели структуры и динамики доходов и расходов средств государственных внебюджетных фондов
Таблица 3.1. – Динамика доходов Пенсионного фонда Российской Федерации
Объем поступивших средств за отчетный период, млн. руб. |
Объем ожидаемых поступлений, млн. руб. | ||||||
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
1637580 |
1946817 |
2730171 |
3222649 |
4610000 |
5137381 |
5654848 |
6245345 |
Таблица 3.2. – Динамика расходов Пенсионного фонда Российской Федерации
Объем израсходованных средств за отчетный период, млн. руб. |
Объем ожидаемых расходов, млн. руб. | ||||||
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
1537257 |
1786457 |
2357793 |
3008660 |
4250000 |
4822389 |
5301210 |
5843210 |
Таблица 3.3. – Динамика доходов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации
Наименование Фонда |
Сумма поступивших средств за отчетный период, млн. руб. | ||||
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. | |
Фонд социального страхования Российской Федерации |
218913 |
295368 |
360476 |
440046 |
463 776,7 |
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования |
125524 |
157817 |
162621 |
126562 |
101844 |
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования |
341767 |
444847 |
536969 |
551337 |
268300 |
Таблица 3.4. – Динамика расходов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации
Наименование Фонда |
Сумма израсходованных средств за отчетный период, млн. руб. | |||
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Фонд социального страхования Российской Федерации |
208151 |
303062 |
379385 |
448501 |
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования |
119407 |
158177 |
168706 |
130037 |
Продолжение таблицы 3.4. | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования |
342484 |
440064 |
531172 |
550616 |