Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 16:15, курсовая работа
Переход к рыночной экономике изменил содержание хозяйственного механизма в России, организационные структуры отдельных его частей, в том числе модернизировал финансовую систему. Общепризнано, что внебюджетные фонды являются одним из механизмов перераспределения национального дохода государства в пользу определенных социальных групп населения, при этом государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования различных социально-экономических мероприятий. Формирование внебюджетных фондов позволяет решать две наиболее важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населению.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ 5
1.1 Эволюция внебюджетных фондов в России и за рубежом, их роль в национальной финансовой системе 5
1.2 Экономическая сущность, признаки и виды внебюджетных фондов 11
2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И РАСХОДОВАНИЯ СРЕДСТВ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 15
2.1 Источники формирования и направления расходования средств социальных внебюджетных фондов Российской Федерации 15
2.2 Анализ структуры и динамики доходов и расходов средств государственных внебюджетных фондов 21
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 31
3.1 Проблемы развития внебюджетных фондов в России 31
3.2 Предложения по развитию внебюджетных фондов и направления их дальнейшего совершенствования 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45
В 2011 году расходы работодателей на оплату первых 2 дней временной нетрудоспособности составили 14,7 млрд. рублей, оплачено 63,6 млн. дней.
В 2011 году среднедневной размер пособия по временной нетрудоспособности составил 464,8 рубля, что на 92,34 руб. или на 24,8% выше показателя 2010 года (372,45 руб.).
Детальный анализ факторов увеличения среднедневного размера пособия показал, что из полученной прибавки более 2/3 приходится на рост средней заработной платы, из которой исчисляется размер пособия, и менее 1/3 — на увеличение в связи с отменой ограничения пособия по временной нетрудоспособности максимальным размером. В 2010 г. такой максимум был установлен в сумме 18720 руб. в расчете на полный календарный месяц.
С 1 января 2011 года размер пособий определялся из заработка, на который начисляются страховые взносы. То есть заработка, не превышающего 34583 руб. в расчете на месяц.
Можно утверждать, что модернизация страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством обошлась бюджету Фонда социального страхования в 6-7% дополнительных расходов. Социальный же эффект существенный: у значительной части работников с заработком выше среднего размера сняты имевшиеся экономические барьеры для обращения к врачу за получением своевременной медицинской помощи, имея ввиду ранее существовавшее снижение дохода при нахождении на «больничном» листе.
На выплату пособий по беременности и родам направлено 67,3 млрд. руб. (рост на 17,5% к 2010 г.). Среднедневной размер пособия возрос на 65,8 рублей (или на 16,6%) и составил 463,0 рубля.
На выплату пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, израсходовано 79,1 млрд. руб., что на 30,2% больше, чем в 2010 году.
В 2011 году 2 млн. граждан получили 14,7 млн. пособий, что на 3% больше, чем в 2010 году. Средний размер пособия увеличился на 26,4% относительно 2010 года и составил 5375,1 руб.
Расходы на выплату пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию, составили 42,7 млрд. руб., что на 15,7% больше, чем в 2010 году.
Через территориальные органы социальной защиты субъектов Российской Федерации выплачено пособий 1,6 млн. гражданам, что на 0,2 млн. больше, чем в 2010 г. Средний размер пособия по уходу за первым ребенком −1,8 тыс. руб., по уходу за вторым и последующими детьми — 3,6 тыс. рублей.
Законодательные
изменения привели к
Обязательное
медицинское страхование
Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования граждан созданы Федеральный и Территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
Поступления в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, согласно данным таблицы 3.6. ПРИЛОЖЕНИЯ 3, в 2011 году составили 574 891 млн. рублей, а в 2010 году – 551 337млн. рублей. Изменение произошло за счет увеличения налоговых платежей и страховых взносов на 20 998 млн. рублей, а безвозмездные поступления, напротив, уменьшились на 215 млн. рублей.
Расходование средств Федерального фонда медицинского страхования увеличилось в 2011 году по сравнению с 2010 годом на 23 550 млн. рублей и составило 574 166 млн. рублей, аналогичный показатель в 2009 году составлял 531 172 млн. рублей. Наибольшую долю в расходовании средств занимают расходы на финансирование территориальной программы обязательного медицинского страхования в сумме 535 561 млн. рублей или относительном выражении- 93,2%. Наименьший удельный вес в расходовании средств имеет оказание социальной помощи региональным льготникам по обеспечению лекарственными средствами за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации в размере 0,2% или 923 млн. рублей.
В 2011 году в медицинские организации поступило 515,9 млрд. рублей (в 2010 г.- 491,5 млрд. рублей), в том числе на оплату медицинской помощи в рамках территориальных программ обязательного медицинского страхования 509,8 млрд. рублей.
В структуре поступлений средств основную долю составляют страховые платежи – 477,2 млрд. рублей или 97,6 %. Из них на ведение дела поступило 7,4 млрд. рублей, или 1,5 %. В общей сумме расходов страховых медицинских организаций 476,5 млрд. рублей (97,2%) израсходовано на оплату медицинской помощи, оказанной гражданам в рамках территориальных программ обязательного медицинского страхования.
Расходы на ведение дела составили 8,24 млрд. рублей, что на 0,3 млрд. рублей больше, чем в 2010 году. При росте расходов средств на ведение дела в абсолютном выражении, их доля в структуре расходов по сравнению с уровнем 2010 года снизилась и составила 1,68%.
В бюджет ФФОМС в I полугодии 2012 года поступило 151,9 млрд. руб. страховых взносов, что в 3,6 раза больше по отношению к поступлениям в I полугодии 2011 года.
Из таблицы 3.7. ПРИЛОЖЕНИЯ 3 видно, что 2010 году в бюджеты ТФОМС поступило 551,3 млрд. рублей, что на 14,5 млрд. рублей (2,7%) больше, чем в 2009 году. Поступления налоговых платежей и страховых взносов составили 162,7 млрд., что на 140 млн. рублей меньше, чем в 2009 году. Поступление средств на обязательное медицинское страхование неработающего населения (с учетом пеней и штрафов) по сравнению с 2009 годом возросло на 11,9 % и составило 200,9 млрд. рублей.
Денежные выплаты участковым терапевтам и участковым педиатрам, врачам общей практики, медицинским сестрам соответствующих врачей в 2011 году увеличились по сравнению с 2010 на 85 млн. рублей и составили 18 753 млн. рублей, аналогичный показатель в 2009 году равен 18 219 млн.рублей что же касается расходов на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан, то они уменьшились в 2011 году по сравнению с предыдущим на 5% и составили 4 232 млн. рублей.
В 2010 году поступление платежей в среднем по Российской Федерации на одного работающего гражданина составило 2 682,6 рубля; страховых взносов на одного неработающего - 2445,7 рубля.
В бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования в I полугодии 2012 года поступило 106,6 млрд. руб., что в 1,4 раза превышает объем поступлений в I полугодии 2011 года.
Прогнозируемый общий объем доходов бюджета Фонда в 2012 году составит 335 968 млн. рублей, общий объем расходов бюджета - 335 968 млн. рублей.
Бюджет ФФОМС на очередной финансовый год и двухлетний плановый период сформирован бездефицитным и составляет: в 2013 году 891,7 млрд. рублей (на 555,7 млрд. рублей или в 2,6 раза выше уровня 2012 года); в 2014 году 1 034,4 млрд. рублей; в 2015 году 1 188,5 млрд. рублей.
Таким образом, анализ деятельности государственных социальных внебюджетных фондов показал динамичное увеличение объема бюджетов ПФР, ФСС и ФОМС, а замена единого социального налога на отчисление страховых взносов во внебюджетные фонды позволила сделать учет и контроль поступления денежных средств более оперативным.
Главным вызовом и трудноразрешимой проблемой для российской пенсионной системы является деформация структуры расходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, вследствие значительного количества пенсий, назначающихся до наступления общеустановленного пенсионного возраста.
Правовой институт досрочных пенсий, связан с преобладающей утратой профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста (мужчины – 60 лет, женщины – 55 лет) вследствие длительного неблагоприятного воздействия на организм человека различных условий жизни и труда. Численность получателей досрочных пенсий в настоящее время достигла 34% от числа пенсионеров по старости (10,5 млн. чел.) и продолжает расти, увеличивая нестраховое бремя расходов ПФР.
Форма собственности
предприятий, на которых работают указанные
лица, в ходе рыночных преобразований
изменилась с государственной на частную
(или смешанную), но льготы по выходу на
пенсию сохранились за счет государства,
а не собственника. В результате государство
фактически субсидирует новым собственникам
привлечение работников в неблагоприятные
производственно-
Наличие большого числа получателей досрочных (льготных) пенсий по условиям труда, факторам производственной среды, медико-биологическим и социальным особенностям развития и региональным условиям проживания усугубляется большим объемом накопленных, в силу ранее действовавшего законодательства, «нестраховых» государственных обязательств, которые в рыночных условиях не обеспечены адекватными страховыми источниками финансирования.
Кроме того, необходимо учитывать, что с 1 января 2010 года в России действует эквивалентная формула исчисления размера трудовой пенсии, не применяемая в странах, принявших решение об увеличении пенсионного возраста.
Данная формула основана на принципе прямого, ничем не ограниченного роста пенсионных обязательств перед застрахованным лицом, исходя из объема уплаченных за него страховых взносов в ПФР.
То есть, чем больше период и объем страховых отчислений, тем больше размер обязательств ПФР перед будущими пенсионерами. При сокращении числа работников, за которых уплачиваются страховые взносы, ПФР не будет располагать необходимыми доходными источниками для исполнения возросших обязательств перед предыдущим (более многочисленным) поколением.
В условиях применения эквивалентной пенсионной формулы меры по повышению возрастной границы выхода на пенсию не только не принесут в долгосрочной перспективе существенной экономии средств на выплату пенсий, а как уже отмечалось, еще более усугубят дефицит ПФР.
Негативное
влияние демографической
Цена
рабочей силы остается крайне низкой
(соотношение средней
Уровень безработицы, несмотря на снижение по сравнению с началом 2000-х годов (когда он превышал 13% численности экономически активного населения) на протяжении десятилетия остается крайне высоким - 6-7%, тем самым уменьшая возможности зарабатывания застрахованными лицами страхового стажа и, следовательно, большего объема пенсионных прав.
Система
пенсионного страхования в
С целью воздействия на сложившуюся ситуацию в 2010 году заложены объективные экономические и правовые предпосылки для выполнения этих норм: упразднен единый социальный налог, разработана новая система уплаты страховых взносов. Минусом данной реформы является постепенное увеличение тарифов: если в 2010 в зависимости от типа плательщика суммарный тариф страховых взносов составлял от 10,3 до 26%, то в 2011-2012 он увеличен 20,2 до 34%, в 2013-2014 планируется повышение до 27,1 - 34%, а с 2015 - 34% для всех плательщиков.
Один из положительных сдвигов системы обязательного пенсионного страхования - увеличение размера пенсий до текущего размера прожиточного минимума пенсионеров, что соответствует положениям Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года.
О неудовлетворительном состоянии
системы здравоохранения в
Дефицит финансового покрытия территориальных программ обязательного медицинского страхования связан с отсутствием сбалансированности финансовых возможностей системы и объемов медицинской помощи, включенных в базовую программу страхования, ежегодно утверждаемую Правительством России.