Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 17:33, статья
В этой статье рассмотрен один из трех инструментов финансового бюджетирования – бюджет движения движения денежных средств. Конечно же, для эффективного управления компанией необходимы все три финансовых бюджета (БДР, БДДС и ББЛ). Тем не менее у каждого из них свои цели и свои особенности, которые необходимо знать при внедрении бюджетирования.
Для некоторых компаний
нет смысла использовать коэффициенты
инкассации для расчета графиков
поступлений или выплат, т.к. они
фиксируются в договорах с
потребителями и поставщиками. При
планировании финансового потока по
основной деятельности очень важно
проследить за тем, чтобы он был положительным.
Конечно же, в отдельные периода
выплаты могут превышать
Если финансовый
поток по основной деятельности все
время отрицательный, то это еще
на значит, что основная деятельность
обязательно убыточная. Компания может
каждый месяц зарабатывать прибыль,
но за счет более высоких темпов
роста дебиторской
Консолидация потоков
по инвестиционной деятельности
Финансовые потоки
по инвестиционной
Планирование потоков
по финансовой деятельности
Планирование
потока по финансовой
Формирование бюджета
движения денежных средств
Бюджет движения
денежных средств формируется
на основе плановых данных
по всем трем финансовым
Или если наоборот будет выявлен излишек движения денежных средств, то нужно будет запланировать использование временно свободных движения денежных средств для получения дополнительной прибыли за счет применения различных финансовых инструментов.
Согласование и
корректировка бюджета движения
денежных средств
В согласовании
и корректировке бюджета
Опять таки нужно помнить, что для устранения дефицита возможно придется вновь пересмотреть бюджет доходов и расходов. То есть если не удастся устранить дефицит за счет временных сдвижек поступлений и выплат, то нужно будет изыскивать резервы снижения затрат и увеличения продаж. Либо причина дефицита может быть в области неэффективного использования активов компании (необоснованный рост дебиторской задолженности, запасов готовой продукции, сырья и материалов и т.д.).
Предварительное утверждение
бюджета движения денежных средств
Предварительное
утверждение бюджета движения
денежных средств происходит на уровне
исполнительного и генерального директора
при участии финансового директора и начальника
финансового отдела. Поскольку это уже
второй (по срокам возникновения) из финансовых
бюджетов, то необходимо обратить особое
внимание на то, чтобы бюджет движения
денежных средств был согласован с бюджетом
доходов и расходов.
То есть ни в коем случае нельзя допускать того, чтобы при внесении корректировок в бюджет движения денежных средств или в бюджет доходов и расходов не отслеживались соответствующие изменения в бюджете доходов и расходов или в бюджете движения денежных средств. Если в компании нет интегрированной финансовой модели, то добиться этого будет очень сложно, но в принципе можно, хотя и потребует очень пристального внимания со стороны специалистов финансовой дирекции.
Регламент бюджета
движения денежных средств на фазе
учета, контроля и анализа
Пример регламентации
бюджетирования движения движения денежных
средств (на фазе учета, контроля и анализа)
приведен на рисунке 2. В данном примере
в рамках бюджетирования движения движения
денежных средств выполняются следующие
основные функции: сбор данных для формирования
фактического бюджета движения денежных
средств, анализ исполнения бюджета движения
денежных средств, согласование и утверждение
результатов анализа бюджета движения
денежных средств.
Рис.2. Пример регламента бюджета движения денежных средств (на фазе учета, контроля и анализа)
Сбор данных для и
формирование фактического бюджета движения
денежных средств
Фактические данные
собираются специалистом
Анализ исполнения
бюджета движения денежных средств
Анализом исполнения
бюджета движения денежных
Согласование и
утверждение результатов анализа бюджета
движения денежных средств
Результаты план-фактного анализа исполнения бюджета движения денежных средств утверждаются на уровне исполнительного и генерального директора при участии начальника финансового отдела и финансового директора. Еще раз нужно отметить, что важно проанализировать бюджет движения денежных средств, используя и прямую и косвенную форму данного бюджета. Для анализа косвенная форма бюджета движения денежных средств может быть более полезной, т.к. она позволит выявить причины план-фактных отклонений и принять решения на будущее по предотвращению подобных ситуаций. Все основные решения фиксируются в соответствующем протоколе.
Модель бюджета
движения денежных средств
При разработке
модели бюджета движения
Финансовый директор
одной компании признался, что сейчас,
как ни странно, поступления они могут
планировать более точно, чем платежи,
т.к. поступления в финансовом отделе уже
как-то по статистике планируют, а как
там платежи выскочат – непонятно. На
самом деле имеется в виду, что когда доходы
спланированы, то поступления уже проще
рассчитать, например, используя коэффициенты
инкассации. Что касается выплат, то, как
правило, в любой компании статей расходов/выплат
больше, чем статей доходов/поступлений.
Поэтому и получается, что если доходы
спланированы, то на основании данной
информации легче рассчитать поступления.
А поскольку статьей выплат больше, то,
соответственно, и объем работы по планированию
выплат больше, чем по планированию поступлений.
Бюджет движения
денежных средств для компании еще является
индикатором напряженной работы подразделений.
Когда планирование в компании поставлено
правильно, то выделяемого финансирования
точно должно хватать подразделениям
для выполнения их бюджетов. Если план-фактный
анализ исполнения бюджета движения денежных
средств показывает, что его выполнение
в части выплат меньше 95% (при выполнении
плана по поступлениям), то отсюда следует,
что плановый бюджет движения денежных
средств был завышен, а значит, были завышены
и плановые расходы и занижен плановый
финансовый результат компании. Здесь,
конечно, можно было бы возразить: если
так жестко поставить вопрос, то подразделения
будут просить больше и тратить по полной
программе, даже если им это не нужно. Вот
здесь-то как раз и поможет бюджет доходов
и расходов и бюджет по балансовому листу.
Если подразделения
будут просить и получать денег
больше, чем нужно, то это отразится
либо на увеличении активов, которые
они используют (точенее говоря,
хранят в запасах), либо на увеличении
затрат подразделений (либо и на том,
и на другом), а затем и на финансово-экономических
показателях, на которые завязана схема
мотивации ЦФО. То есть, если помимо
системы контроля завязать мотивацию
на исполнение бюджетов, то подразделениям
будет не выгодно нецелевое «проедание»
бюджета, поскольку это отразится на их
оплате труда. Конечно, невыполнение бюджета
движения денежных средств может быть
обусловлено тем, что компания не получила
поступлений в том объеме, на который рассчитывала.
В этом случае нужно проводить анализ
другого рода, а именно: оперативно отслеживать
поступления и выбытия движения денежных
средств (это вполне реально делать очень
быстро, в отличие от доходов и расходов)
и определять, как наиболее эффективно
распорядиться ограниченным объемом движения
денежных средств.
Следует отметить, что
бюджет движения денежных средств, впрочем,
как и все остальные финансовые
бюджеты, может составляться только
по предприятию в целом (и по группе
предприятий – в случае холдинговой
структуры). То есть финансовые бюджеты
составляются по объектам бюджетирования
самого верхнего уровня. Это означает,
что нельзя составить бюджет движения
денежных средств, например, по подразделению.
Понятно, что можно
еще более-менее точно
Таким образом, главное, что должна обеспечить модель бюджета движения денежных средств, – правильная консолидация всех финансовых потоков и определение остатка движения денежных средств на конец периода. Кроме того, модель бюджета движения денежных средств должна позволять делать вариантные расчеты опять-таки для целей устранения дефицита бюджета. Или, наоборот, в случае выявления излишек движения денежных средств бюджет движения денежных средств должен об этом сигнализировать, и в компании должны принять соответствующее решение об использовании выявленного профицита бюджета.
Расчет дефицита/профицит
бюджета движения денежных средств
Как ни странно,
но такая простая задача, как
расчет дефицита/профицита бюджета
движения денежных средств, на некоторых
предприятиях решается не верно. Например,
на одном предприятии при расчете годового
бюджета движения денежных средств на
год в качестве дефицита (или профицита)
бюджета в каждом месяце принимался совокупный
финансовый поток, то есть разница между
планируемыми поступлениями и выплатами.
В действительности
для оценки дефицита необходимо учитывать
не только финансовый поток, но и остатки
движения денежных средств на начало
периода. Если у предприятия остаются
финансовые ресурсы на начало месяца,
то они могут перекрыть